Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б История одной подводной лодки Советского Союза и России
К-102Подвал сайта

К-102, лодка и экипаж

Здесь размещена информация о подводной лодке К-102 проекта 605, единственной данного проекта.
И вместе с лодками К-145 и К-118 сыгравшей большую роль в появлении ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29, а также лодок проектов 667Б и 667БД и вообще нашей 41 дивизии.
Информация из воспоминаний членов экипажа, офицеров штаба дивизии, открытой литературы и интернета.



К-102


На форуме К-460 я создал тему о подводной лодке К-102, которая базировалась в Гремихе во время моей службы там. Она выделялась необычным видом, была дизельной и привлекала внимание. Со слов знал, что это опытная лодка, вооруженная ракетным комплексом Д-5 с четырьмя ракетами Р-27. Использовалась для испытаний этих ракет, а сейчас перебазирована к нам то ли без ракет для отстоя, то ли с ракетами как боевая единица. Переделана из лодки проекта 629.
Она стояла в новой зоне рядом с нами и ещё с одной дизельной подводной лодкой, К-118, которая была вооружена шестью ракетами нашего ракетного комплекса Д-9. Обе дизельные лодки, а также прибывшая атомная лодка К-145 тоже с шестью ракетами Р-29 входили в состав 18 дивизии.
В памяти осталось, что после перебазирования 18 дпл в Западную Лицу все три лодки вошли в состав 41 дивизии. По крайней мере на К-118 и К-145 мне довелось неоднократно побывать по делам службы, а вот на К-102 не был.
Поэтому я указал, что К-102, переименованная в Б-102, в конце своей службы входила в 41 дивизию и имеет полное право быть на сайте К-460, который превратился в сайт и 41 дивизии, и 11 флотилии подводных лодок Северного флота.

Однако 14 апреля 2014 г. получил письмо от Леонида Попкова, вот оно:

Уважаемый Дмитрий Борисович, пишет Вам последний член экипажа Б-102.
Читал вашу статью про нашу лодку.
Там есть одна неточность, что вы видели лодку в 1983 году в Гремихе.
В 1980 году после пожара в 7 отсеке, она ушла в Росту на СРЗ-35, и там вырезали ракетные шахты и носовые торпедные аппараты.
В 1981 г. её не стало, а нас раскидали по экипажам.
С Уважением Леонид

Получается, что память меня подвела и К-102 не была в составе 41 дпл. И в 1983 году, когда я вернулся в Гремиху после окончания Военно-Морской Академии, этой лодки у нас уже не было.
Сведения о том, что К-102 (Б-102) не входила в 41 дивизию, подтверждаются и другими источниками, так что это вопрос прояснился.

Также Леонид Попков прислал уникальную фотографию зимней причальной зоны в Гремихе. Судя по всему это период 1977-1980 гг.
На переднем плане лодка проекта 667Б, за ней рпл проекта 658, а на заднем плане - Б-102.
Через год нашелся и хозяин этого фото - Емяшев Константин Анатольевич, штурманский электрик рпксн К-460.
Он написал - Эта фотография моя. Снимок сделан в феврале 1980 г. На переднем плане 667Б К-460, а Б-102 в кадр попала случайно (к счастью). Оригинал карточки хранится у меня.
С уважением Емяшев Константин.


А теперь небольшой рассказ об этой славной и очень важной для создания межконтинентальных ракет лодке, Б-121, К-102, Б-102.

Подводная лодка К-102 проекта 629 была заложена 28 мая 1958 г. на Судостроительном заводе №402 в цехе №50 в городе Северодвинске как большая подводная лодка с баллистическими ракетами.
Это была пятая лодка в серии, построенной в Северодвинске. Заводской номер 805.
В то время ракетные подводные лодки проекта 629 относились к большим подводным лодкам и имели индекс Б в тактическом номере. Но были 1 ранга с соответствующими штатными категориями.
Поэтому лодка заводской № 805 была заложена как Б-121. Её переклассифицировали в крейсерскую через два года и присвоили новый тактический номер - К-102.
Ответственный сдатчик Кирейчев Н.В., сдаточный механик Калинин М.Г. Ведущий военпред капитан 2 ранга Анищенко И.С.

Через девять месяцев после закладки лодки, 17 февраля 1959 г., Б-121 была зачислена в списки кораблей ВМФ, началось формирование экипажа, в/ч 90366.
Командир лодки капитан 3 ранга Г.И. Каймак. Интересно, что командиром подводной лодки 1 ранга был назначен капитан 3 ранга. Я уточнил этот вопрос у ветеранов 16 дивизии, это был не единичный случай. Командиров в звании капитан 3 ранга было несколько и все они со временем стали капитанами 1 ранга.
Элемент зачисления лодки в списки кораблей ВМФ отличался от наших лодок проекта 667Б, где зачисление в списки кораблей ВМФ и формирование экипажа, как правило, предшествовало закладке лодки.
19 сентября 1959 г. Б-121 выведена из цеха и спущена на воду. Начались швартовные, а затем и ходовые испытания.
25 декабря 1959 г. испытания завершены, подписан акт приемки. Председатель Госкомиссии капитан 1 ранга Н.Е. Чирков.
Большая подводная лодка Б-121 вступила в строй.

В декабре 1959 г. Б-121 прибыла в к постоянному месту базирования в Губу Оленья, а 21 января 1960 г. - включена в состав 140 обрпл Северного флота и приступила к вводу в первую линию.
В апреле 1960 г. выполнила два пуска баллистических ракет Р-13 по программе летно-конструкторских испытаний.
16 июня 1960 г. большая подводная лодка Б-121 переклассифицирована в крейсерскую подводную лодку, ей присвоен новый тактический номер К-102.

15 июня 1961 г. в связи с образованием 16 дпл 12 экспл Северного флота включена в её состав с прежним местом базирования.
А дальше был интересный факт из службы лодки К-102 - она единственная из всех ракетных лодок выполнила ракетную стрельбу не практической, а боевой термоядерной ракетой по боевому полю Новоземельского полигона.


Учение "Радуга" с фактическим применением ядерного оружия

Напомню известные факты обстановки послевоенного периода, из которых становится понятным необходимость проведения учений с фактическим применением ядерного оружия.
16 июля 1945 г., когда страны-победительницы проводили Потсдамскую конференцию по обустройству послевоенного мира, в пустынном районе штата Нью-Мексико США взорвали первое в истории ядерное устройство, открыв тем самым эру ядерного оружия.
Вот это устройство:

6 августа 1945 г. самолёт США сбросил на Хиросиму уже полноценную атомную бомбу, а 9 августа другой американский самолёт сбросил на Нагасаки аналог первого ядерного заряда, т.к. других бомб ещё не было.
Обладание ядерным оружием привело к принципиально новой военной политике США, возобновивших борьбу с коммунизмом и с Советским Союзом в первую очередь. Эта политика заключалась в отходе от прежнего принципа - наносить удар по противнику только после его первого удара. Новый принцип был объявлен в директивах Комитета начальников штабов 1945 года и заключался в нанесении превентивного ядерного удара, чтобы ошеломить противника и уничтожить его волю к победе.
Эта концепция была внесена в официальную военную политику США директивой Президента Трумэна СНБ-57 в сентябре 1949 г., которая опиралась на реальную силу - к 1950 году у США было уже более четырёхсот атомных бомб и большое число носителей ядерного оружия, в первую очередь самолётов.

Советское руководство вынуждено было развернуть работы по созданию своего атомного оружия. В результате к лету 1949 года была создана первая атомная бомба, получившая название РДС-1.
На фото - первая атомная бомба РДС-1.

Для проведения испытаний атомного оружия в августе 1947 года в 160 км от Семипалатинска был создан специальный полигон, получивший название "Учебный полигон №2".
В 7.00 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне был произведён первый атомный взрыв заряда РДС-1. Испытание прошло успешно, мощность взрыва составила 22 кт. К этому времени были созданы стратегические бомбардировщики Ту-4, баллистическая ракета Р-1, первый пуск 10 октября 1948 г., а также ракета Р-2, первый пуск 21 сентября 1949 г., через месяц после испытаний атомной бомбы. Ту-4 был способен нести до трёх атомных бомб, ракеты Р-1 и Р-2 могли нести неядерные боевые части, но были важной ступенью в создании ракетных носителей атомных зарядов.
По результатам испытаний в СССР было развёрнуто серийное производство атомных бомб РДС-1, а всем видам Вооружённых Сил дано указание на разработку и использование ядерного оружия. Разработку его начал и Военно-Морской Флот.

Для обеспечения разработки морского атомного оружия в декабре 1949 г. был создан специальный, атомный, отдел (6 отдел) при ГК ВМФ. Первым начальником 6-го отдела ВМФ был назначен капитан 1 ранга Фомин Пётр Фомич. В 1951 году П.Ф. Фомину присвоено воинское звание контр-адмирал, а 5 апреля 1954 г. 6-й отдел преобразован в 6-е Управление ВМФ.
6-е Управление ВМФ руководило работами не только по созданию ядерного оружия, но и атомных подводных лодок, в частности проекта 627.
Остро встал вопрос создания специального морского полигона, т.к. сухопутный Семипалатинский полигон не мог оценивать воздействие ядерных взрывов на корабли, подводные лодки, береговые объекты и другие объекты ВМФ. Поэтому в 1953-1954 годах Государственной комиссией были обследованы все возможные места ядерных морских испытаний, остановились на Новой Земле и 31 июля 1954 г. вышло Постановление СМ СССР о создании полигона на Новой Земле в структуре Военно-Морского Флота.
С 1955 по 1958 год на Новой земле было проведено 29 испытаний ядерного оружия, в том числе воздушных 26, наземных 1 и подводных 2. Уже при ГК ВМФ С.Г. Горшкове, который откорректировал кораблестроительную программу с учётом ядерного оружия.
С 1959 года СССР Н.С.Хрущёв установил мораторий на ядерные испытания с целью разрядки международной обстановки. 1 января 1959 г. социализм установился на Кубе, до этого подавлены фашистские мятежи в ГДР в 1953 году и в Венгрии в 1956 году. СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли 4 октября 1957 г.
В декабре 1958 г. вступила в строй первая атомная подводная лодка К-3, заложена атомная подводная лодка К-27 с жидко-металлическими реакторами, заложена первая атомная лодка с баллистическим ракетами Р-13 проекта 658.
Быстрыми темпами развивается реактивная авиация. В 1953 году принят на вооружение самолёт Ту-16, через два года межконтинентальные носители ядерного оружия Ту-95 и Мясищев М-4.
Расцветает культурная жизнь, снимаются замечательные советские фильмы, например, "Баллада о солдате" в 1959 году, пишутся книги, ставятся спектакли. Одновременно развивается промышленность, сельское хозяйство. Начато освоение целинных земель.
12 апреля 1961 г. Советский Союз успешно запустил в космос первого человека Земли Ю.А. Гагарина.

Вместе с тем резко возрастает напряжённость международной обстановки. В 1961 году США разместили свои ракеты "Юпитер" средней дальности в Турции, непосредственно угрожая Москве и всей европейский части СССР. Вывести их оттуда по требованию Советского Союза США отказались.
Тогда и последовал решительный шаг, предусматривающий в первую очередь демонстрацию намерений, а с другой стороны - всесторонние испытания нового атомного и термоядерного оружия.
Летом 1961 года Советский Союз отменил свой мораторий на ядерные испытания и объявил в средствах массовой информации о возобновлении испытаний. При этом были названы районы, опасные для плавания кораблей и судов, а также полётов самолётов с 10 сентября по 15 октября 1961 г.

В кратчайшие сроки была составлена программа, предусматривающая большое количество испытаний и реальных взрывов серийных боеприпасов на Новой Земле. Планировалось испытать опытные мощные ядерные заряды Минсредмаша, учение “Воздух”, и провести четыре учения трех видов Вооруженных Сил: Военно-Морского Флота, Ракетных войск стратегического назначения и Сухопутных войск с реальным применением атомного и термоядерного оружия, стоящего на вооружении сил.
Эти учения получили кодовые наименования: ВМФ -"Радуга" и "Коралл", РВСН - "Роза" и Сухопутных войск - "Волга".

Первыми стреляли Сухопутные войска оперативно-тактическими ракетами в рамках учения "Волга". Стартовую позицию оборудовали на Новой Земле в районе Рогачёво. Боевое поле выбрали южнее, на восточном берегу губы Чёрная. На боевом поле разместили военную технику и другие объекты для оценки воздействия ядерного оружия.
5 и 6 сентября 1961 г. Сухопутные войска произвели пуски по одной ракете в тренировочно-боевой комплексации без ядерной головной части. 10 и 13 сентября 1961 г. Сухопутные войска произвели пуски с ядерными головными частями с высоким и низким воздушными взрывами.
Учение "Волга" показало эффективность оперативно-тактического ядерного оружия Сухопутных войск, надёжность ракет и их ядерных зарядов.

Вторыми стреляли ракетчики РВСН, учение "Роза". Их стартовая позиция находилась в районе Северного Урала, а боевое поле на площадке Д-2 в районе полуострова Сухой Нос на северном берегу губы Митюшиха. Они произвели два пуска ракет, оба с термоядерными боевыми частями мегатонного класса. Отклонение первой ракеты от центра боевого поля было повышенное, но взрыв произошел на заданной высоте и с заданной мощностью.
Через несколько дней РВСН произвели второй пуск ракеты. Отклонение от точки прицеливания было небольшим, взрыв произведён на небольшой высоте. Поэтому в область взрыва было втянуто большое количество грунта с поверхности земли. А оба заряда подтвердили мегатонный класс.

Третьими стреляли военные моряки в рамках учений ВМФ "Радуга" и "Коралл".
Учение "Радуга" предусматривало стрельбу штатным термоядерным боеприпасом с подводной лодки по береговой цели 19-20 октября 1961 г.
Учение "Коралл" предусматривало стрельбу штатными торпедами с атомными головными частями разной мощности с подводной лодки.
Для выполнения ракетной стрельбы была назначена подводная лодка К-102 проекта 629 16 дпл 12 эскпл СФ, командир лодки капитан 2 ранга Г.И. Каймак. Старшим на борту и руководителем стрельбы назначен командир 16 дпл контр-адмирал С.С. Хомчик, имевший большой опыт практических ракетных стрельб ракетами Р-11ФМ и Р-13 подводными лодками проектов В611, АВ611 и 629 своей дивизии.
Для торпедных стрельб атомными торпедами была назначена новая подводная лодка Б-130 проекта 641, вошедшая в строй год назад после постройки. Командир лодки капитан 3 ранга Н.А. Шумков.
Лодка входила в состав 121 брпл 4 эскпл СФ. Стрельбой руководил командир 4 эскпл СФ контр-адмирал Н.И. Ямщиков.

Сведений о составе сил, действиях и руководстве учениями "Радуга" и "Коралл", которые фактически явились испытательными, в открытом доступе нет. Но логично предположить, что поскольку они названы учениями и выполнялись силами Северного флота, то "Радуга" и "Коралл" были частью какого-то другого, большого учения, руководил которым командующий Северным флотом, в то время адмирал А.Т. Чабаненко. И это большое учение предполагало развёртывание лодок, их обеспечение и охрану, возможно противодействие условного противника и другие элементы любого учения.
А "Радуга" и "Коралл" в силу их чрезвычайной важности и опасности управлялись специальными Комиссиями, которые возглавлял адмирал Н.В. Исаченков, находившийся в то время на Новой Земле.
Планом учения "Радуга" предусматривалось выполнение двух ракетных одиночных пусков: первый с боеголовкой в комплектации “К” (контрольная, неядерная), второй - в штатной боевой комплектации с термоядерной головной частью.
Ракеты и головные части готовились личным составом Северного флота. Контроль подготовки ракет осуществляла группа военных специалистов во главе с контр-адмиралом Н.Г. Кутузовым. Боеприпасы готовились в части, которой командовал капитан 1 ранга И.Т. Попов. После загрузки и проверки ракет, лодка вышла в сопровождении обеспечивающего эсминца в центральную часть Баренцева моря. Наступил осенне-зимний период с малой видимостью, снежными осадками, сильным ветром и волнением. Шла ли лодка всё время в надводном положении, или погружалась для выполнения тактической части учения, неизвестно. Но в любом случае и лодке, и обеспечивающим кораблям было непросто.
Учитывая опыт двух практических ракетных стрельб в апреле 1960 года, наверняка экипаж действовал уверенно, хотя и волновался - велика цена промаха! Стрельба предстояла почти на полную дальность. Сложность была в точности прицеливания и пуска ракет по назначенной траектории в условиях качки. Штурманам пришлось проявить весь свой опыт и профессионализм, чтобы обеспечить выработку курса навигационным комплексом "Плутон-629" с заданной точностью. Да и координаты места напрямую влияли на точность стрельбы, а определиться в удалённом районе Баренцева моря тогда было проблематично - астронавигационную систему "Лира" использовать было невозможно из-за десятибальной облачности, радиолокационная станция была бесполезна из-за большой удалённости от берега, а радионавигационные системы ещё не были созданы и развёрнуты.
Тем не менее, переносить время старта не представлялось возможным из-за плотного графика ядерный испытаний, решили стрелять по текущим навигационным данным. Насколько можно было в течение нескольких часов удержали постоянный курс для выработки наиболее точного курсоуказания, выдержали скорость, уточняли место доступными средствами.
19 октября 1961 г. подводная лодка К-102 всплыла в надводное положение, произвела предстартовую подготовку, подъём стартового стола с ракетой из шахты и в назначенное время произвела пуск ракеты в комплектации "К".
Головная часть пришла на боевое поле с повышенным отклонением, но засечки её взрыва контрольными средствами позволили измерить параметры попадания и сделать вывод, что термоядерный взрыв также будет зафиксирован и измерен. Результат стрельбы был признан удовлетворительным.
Поэтому Комиссией принято решение выполнить вторую стрельбу со штатной термоядерной головной частью.

20 октября 1961 г. подводная лодка К-102 выполнила пуск ракеты Р-13 по боевому полю Д-2 на новой Земле. Дистанция стрельбы составила 530 км, всего на 70 км меньше предельной дальности стрельбы. Головная часть пришла на боевое поле с небольшим отклонением, средства контроля смогли зафиксировать параметры попадания и воздушного взрыва. Термоядерный взрыв произошел на высоте около 1000 м, мощность взрыва составила почти полторы мегатонны, 1450 кт!
Ракетная стрельба признана успешной!
Примерная схема ракетной стрельбы подводной лодки К-102:

По учению "Коралл" подводная лодка Б-130 стреляла в губе Черная четыре раза.
21 октября 1961 г. выпустила две торпеды с обычным БЗО в качестве тренировки и пристрелки.
23 октября 1961 г. выстрелила одну торпеду с ядерным зарядом. Подводный взрыв произошел в 13.30.47 по местному времени на глубине примерно 25 м. Мощность взрыва оценена в 4.8 кт.
26 октября 1961 г. лодка Б-130 выстрелила вторую торпеду с обычным БЗО, для тренировки и пристрелки.
27 октября 1961 г. лодка Б-130 выстрелила вторую торпеду с ядерным зарядом. Произошел надводный (поверхностный) взрыв, мощность оценена в 16 кт.
Дистанция стрельбы ядерными торпедами в среднем составила 67.5 кбт (12.5 км).

Этими стрельбами завершалась история с применением ядерного оружия советскими подводными лодками.
А подводной лодке К-102 предстоял новый поворот в её судьбе, через семь лет.
Пока же лодка несла обычную службу, проходила ремонты, боевую подготовку и боевые службы.
В 1962 году сменился командир, вместо Г.И. Каймака командиром стал Н.В. Махров.

В 1963 году командиром лодки назначен С.Е. Соболевский С.Е., который командовал ею до 1967 года.

В 1967 году в командование лодкой вступил И.Н. Герасимов, которому выпала честь и тяжкий труд переделки своей лодки проекта 629 по проекту 605, а также проводить испытания новых баллистических противокорабельных ракет Р-27К.
Под командованием И.Н. Герасимова подводная лодка К-102 уже в новом качестве и с новым ракетным комплексом в конце-концов оказалась у нас в Гремихе. И.Н. Герасимов командовал подводной лодкой К-102 до 1977 года.


Подводная лодка К-102 проекта 605

Переделка подводной лодки К-102 по проекту 605 была вызвана необходимостью натурных испытаний разрабатываемых противокорабельных ракет Р-27К на подводном носителе.
Более подробно о ракете Р-27К и её роли в создании ракетного комплекса Д-9 можно прочитать на специальной странице нашего сайта:

  • Немного истории создания ракеты Р-29 и ракетного комплекса Д-9
    Обобщённые данные о создании первой морской межконтинентальной ракеты, которая привела к появлению нашей дивизии.
    Роль подводных лодок К-102 проекта 605, К-118 проекта 601 и К-145 проекта 701 в создании ракет Р-29.
    В конце 1970-х годов эти лодки были перебазированы в Гремиху в составе 18 дпл, а затем К-118 и К-145 вошли в состав 41 дпл.
     

К концу 1967 года СКБ-385 под руководством В.П. Макеева завершило основные работы по разработке двухступенчатой противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, которые вело с 1962 года. Следующим этапом в создании ракеты Р-27К должны быть испытания с реальными пусками ракет с подводной лодки. При этом испытывалась и вся система целеуказания для этой ракеты.
Первоначальным планом разработки ракеты Р-27К предусматривались те же сроки, что и ракеты Р-27 для поражения наземных целей. Обе ракеты должны были входить в ракетный комплекс Д-5, обеспечивающий применение как ракет одноступенчатых Р-27, так и двухступенчатых Р-27К. Носителем этих ракет должна быть лодка проекта 667А.
Однако реальные сроки разработки ракеты Р-27К оказалиь существенно больше, поэтому головная подводная лодка проекта 667А К-137 была построена и принята в состав ВМФ уже 6 ноября 1967 г., а ракетный комплекс Д-5 принят на вооружение 13 марта 1968 г. только с ракетами Р-27 с дальностью стрельбы до 3000 км.

Для испытаний ракет Р-27К можно было бы выделить одну из строящихся подводных лодок проекта 667А, но тогда эта лодка выпадала из общего состава сил постоянной готовности и уменьшала их на 16 термоядерных зарядов. Поэтому рассматривались лодки, которые можно было бы выделить для переделки без особого ущерба для ВМФ.
Наиболее подходящими для приспособления под ракетный комплекс Д-5 с противокорабельными ракетами Р-27К по размерам были подводные лодки проектов 629 и 658. Вот они и использовались для испытаний разрабатываемых баллистических ракет, в том числе и уже разрабатываемой Р-29. Для ракеты Р-27К выбрали проект 629.

В некоторых открытых источниках есть информация, что предварительное указание от Минсудпрома в ЦПБ "Волна" главному конструктору В.В. Борисову пришло в виде телеграммы 31 декабря 1967 г.
Указание предписывало в течение трёх месяцев проработать вопрос размещения на подводной лодке проекта 629 шести баллистических ракет Р-27К и комплекса Д-5, а также аппаратуры приёма и обработки целеуказания для ракеного комплекса, состава навигационного вооружения, средств связи, системы одержания лодки во время ракетного залпа и другого оборудования, необходимого для эксплуатации и боевого использования ракетного комплекса Д-5.
Проекту переделки лодки 6ыл присвоен номер 605. Главным конструктором проекта назначен Главный конструктор ЦПБ "Волна" В.В. Борисов.
Конструкторская группа проработала необходимые вопросы с разработчиками ракеты и другого оборудования и в марте 1968 г. представила предложения по проекту 605 в Минсудпром и заказчику.
Проектом предусматривалась установка только четырёх ракетных шахт, т.к. аппаратура обеспечения ракетных пусков комплекса Д-5 предусматривала залпы по четыре ракеты.
Для этого предусматривалось вырезать всю "восьмёрочную" часть с ракетным отсеком, для чего разрезать прочный корпус по третьему и пятому отсекам. Сформировать новый цилиндрический блок, в котором должны были размещаться кормовая часть третьего отсека, новый отсек три-бис, четвёртый (ракетный) отсек и носовая часть пятого отсека. Диаметр нового блока сделали равным диаметрам прежних третьего и пятого отсеков, поэтому стыковка нового блока и прежних оконечностей упрощалась.
Длина нового цилиндрического блока составляла 25.5 м, длина вырезаемого цилиндрическо-восьмёрочного блока составляла 13.0 м. Общая длина прочного корпуса проекта 605 стала больше на 12.5 м по сравнению с проектом 629. Поскольку в вырезаемой части находились центральный пост, гиропост, рубка связи, над ней боевая рубка и выдвижные устройства, то задача установки нового оборудования упрощалась.
В новом блоке в четвёртом отсеке разместили четыре ракетные шахты, а в новом ракетном отсекеа три-бис ппаратуру ракетного комплекса Д-5 для ракет Р-27К, счётно-решающую аппаратуру "Рекорд-2". В новом третьем отсеке разместили центральный пост, штурманскую рубку, гиропост, рубку связи, аппаратуру целеуказания. Вместо прежнего навигационного комплекса "Плутон-629" установили новый навигационный комплекс "Сигма-605". Остальные технические средства и оборудование, а также ГЭУ, торпедное, гидроакустическое, радиолокационное вооружение были установлены такие же, как на новом проекте 629А.


1 - кормовые ТА; 2 - кормовой торпедный (жилой) отсек; 3 - кормовой входной люк; 4 - электромоторный отсек; 5 - дизельный отсек;
6- выгородка дистанционного управления дизелями; 7- кормовой аккумуляторный (жилой) отсек; 8 - всплывающая антенна «Параван»;
9 - ракетные шахты; 10 - ракетный (третий-бис) отсек; 11 - ПМУ астрокорректора; 12 - ПМУ ВАН; 13 - ПМУ АП «Селена»
систем «Касатка Б-605» и «Парус» (системы космической связи и навигации), 14 - ПМУ РЛК-101 «Альбатрос»; 15 - ПМУ радиопеленгатора ПР-1;
16 - ПМУ «Анис»; 17 - ПМУ СОРС «Накат-КМ»; 18 - выдвижная шахта РДП; 19 - перископ ПЗН-9; 20 - астронавигационная система «Лира-1»;
21 - прочная рубка; 22 - третий отсек (центральный пост, штурманская рубка, рубка связи); 23 - баллоны ВВД;
24 - носовой аккумуляторный (жилой) отсек; 25 - носовой входной люк; 26 - носовой торпедный (жилой) отсек;
27 - носовые торпедные аппараты; 28 - обтекатель антенны ГАС «Свияга»; 29 - обтекатель антенны ГАС «Свет»; 30 - антенна ГАС МГ-10;
31 - антенна ГАС «Арктика-М"; 32 - цепной ящик; 33 - электрокомпрессор системы ВВД; 34 - АБ; 35 - центральный пост;
36 - дизель 37Д средней линии вала; 37 - шинно-пневматическая муфта; 38 - ГЭД на средней линии вала ПГ-101; 39 - ГЭД экономического хода ПГ-104.

Проектная документация разрабатывалась параллельно с рабочей документацией, которая тут же отправлялась на заводы СМП и "Звёздочка".
Завод "Звёздочка" был назначен исполнителем работ по проекту 605, а СМП - соисполнителем. Ему поручалось изготовить корпусную вставку.
В октябре 1968 года технический проект 605 был утверждён. К концу года ЦПБ "Волна" закончило рабочие чертежи на основные конструкции (около 57% всего объема рабочих чертежей), в следующем году закончили выпуск рабочих чертежей, технической документации, разослали на согласование программы швартовных, заводских ходовых и Государственных испытаний.

А вот с подводной лодкой, выделяемой для переделки, было сложнее. До последнего момента Военно-Морской Флот не мог определиться, какую же лодку проекта 629 выделить промышленности для установки и испытаний ракет Р-27К. Наверняка шли согласования и оценки возможности выделения той или иной лодки без ущерба для обеспечения боевой готовности и боевых служб. Да и командиры лодок не горели желанием уйти на завод, в грязь и неустройство вместо привычной морской и океанской службы.
Только этим можно объяснить тот факт, что подводная лодка К-102 по некоторым данным прошла заводской ремонт в период с 30 июля по 11 сентября 1968 г., а уже 5 ноября этого года она пришла в Северодвинск на "Звёздочку" для переделки по проекту 605. Уговорили, значит, молодого командира лодки И.Н. Герасимова на освоение новой техники и дальнейшими перспективами службы.

Завод "Звёздочка" энергично взялся за новую работу. После демонтажа оборудования на плаву лодку завели в док и на только что введенном в строй судовозном оборудовании завели в цех для разрезки. Довольно быстро разрезали лодку К-102 по третьему и пятому отсекам, удалили "восьмёрочную" часть и приготовили носовую и кормовую части к приёму нового центрального блока.
Чем занимался в это время экипаж лодки нигде не написано, но из опыта подобных заводских периодов можно сказать, что часть экипажа отправили обратно на 16 дивизию для прикомандирования или включения в состав других экипажей, ибо людей всегда не хватало. Остальные принимали участие в заводских работах, как правило в качестве помощников заводским специалистам, разнорабочих.
И конечно проводили различные занятия, изучали новую технику, несли наряды и выполняли прочие служебные обязанности.

Тем временем СМП изготавливал новый блок прочного корпуса. По готовности его также отдоковали, на специальной барже (понтоне) отбуксировали на "Звездочку", завели в док и на судовозном поезде доставили в цех, где его ждали носовая и кормовая оконечности корпуса.
Специалисты завода "Звёздочка" довольно быстро соединили оконечности в новым центральным блоком, установили ракетные шахты, новые технические средства, предусмотренные проектом 605. Также капитально отремонтировали оборудование и арматуру оконечностей. Уже к осени 1970 года, т.е менее, чем через полтора года после постановки лодки на переделку, К-102 спустили на воду, провели швартовные испытания и были готовы к ходовым испытаниям. Однако к главному - испытаниям ракет Р-27К, лодка готова не была в связи с задержками в поставках ракетного комплекса. Наземные испытания ракеты Р-27К на полигоне Капустин Яр начались только в декабре 1970 года.
Поэтому было принято решение осенью 1970 года провести испытания лодки и оставить её на заводе "Звёздочка" для монтажа постепенно прибывающих систем ракетного комплекса и целеуказания.

С 9 по 19 декабря 1970 г. провели государственные испытания подводной лодки К-102 проекта 605. Председатель Государственной комиссии капитан 1 ранга Ю.А. Мизраха, командир лодки И.Н. Герасимов. После испытаний комиссия вынуждена была сделать перерыв.
Снова начался период неопределённости и ожидания.
Тем временем на полигоне Капустин Яр произвели 20 пусков ракеты Р-27К с наземного стартового комплекса. Технический руководитель и заместитель председателя Государственной комиссии Ш.Н. Боксар. Из 20 пусков 16 признаны успешными.
Затем было выполнено несколько бросковых пусков с погружаемого стенда и подводной лодки для проверки выхода ракеты из шахты. Началась подготовка к поставке систем ракетного комплекса Д-5 и целеуказания на подводную лодку К-102.

Весь 1971 и 1972 год прошел в периодических работах по монтажу и испытаниям постепенно прибывающей аппаратуры.
В конце 1972 года лодка наконец вышла в море, Госиспытания продолжены. 9 декабря 1972 года экипаж лодки К-102 выполнил первый пуск ракеты Р-27К. Однако из-за неполадок в системе "Рекорд-2" и других системах завершить испытания не удалось.
Восемь месяцев следующего, 1973 года, прошли в отладке аппаратуры, парных и комплексных стыковках, доработках с привлечением специалистов всех систем комплекса. Только 11 сентября 1973 г. продолжены летно-конструкторские испытания ракет P-27K, лодка наконец вышла в море. В 1973 году было выполнено 10 пусков ракет Р-27К по неподвижным и подвижным морским целям. А 3 ноября 1973 года подводная лодка К-102 выполнила залповую стрельбу по неподвижной морской цели. В этот раз две ракеты Р-27К были запущены по мишени в виде баржи с радиолокационной станцией. Одна из выпущенных ракет успешно навелась на цель и поразила ее прямым попаданием. Вторая вышла в район цели с допустимым отклонением от нее. Примечательно, что к моменту старта ракет неопределенность в положении цели достигала 75 км. Несмотря на это, пассивная система самонаведения обнаружила цель и уничтожила ее. В целом, испытания завершились успехом. Всего в 1972 и 1973 годах с подводной лодки К-102 было выполнено 11 пусков, 10 из них признаны успешными.

Весь 1974 год и значительную часть 1975 года проводились доработки ракетного комплекса с испытанием отдельных систем и этапов. Государственная комиссия собиралась на испытания и приём доработанных систем, возможно лодка периодически выходила в море, информации об этом нет.
Комиссия по совместным летным испытаниям и комиссия Государственной приемки корабля под председательством контр-адмирала Н.С. Борисеева завершили свою работу 15 августа 1975 г. В акте об окончании испытаний комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и корабельного комплекса целеуказания "Касатка Б-605" было указано, что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ требованиям. Однако на вооружение он не принимался, работы по ракете Р-25К прекращены.
После этого подводная лодка К-102 проекта 605 была переоборудована под ракеты Р-27, с неё демонтированы некоторые системы, не используемые для стрельбы по наземным целям, установлена всплывающая антенна "Параван", лодка принята на вооружение ВМФ.

Схема противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, ВТС "Бастион"

Фото противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, ГРЦ им.Макеева

В ноябре 1975 г. подводная лодка К-102 включена в состав 16 дпл 3 флпл Северного флота и перебазирована в Губу Оленья.

Подводная лодка К-102, уже проекта 605.

В 1976 году в связи с перебазированием 16 дпл в Лиепаю, подводная лодка К-102 включена в состав 18 дпл СФ и перебазирована вместе с ней в Гремиху.
В некоторых источниках утверждается,что в период с 1975 по 1978 год лодка К-102 несколько раз передавалась в 13 и 31 дивизии. Это сомнительно, в составе дивизий К-102 ни разу не упоминается.
25 июня 1977 г. подводная лодка К-102 проекта 605 переклассифицирована в большую подводную лодку и ей присвоен новый тактический номер - Б-102. В этом же году сменился командир, И.Н. Герасимов убыл к новому месту службы, командиром назначен В.Е. Яблонцев.
Весной 1980 г. во время зарядки аккумуляторной батареи на лодке случился пожар. В августе этого же года назначен новый и последний командир подводной лодки Б-102 - Ю.Н. Григорьев.
30 июля 1980 г. лодка исключена из состава ВМФ, переведена в ОФИ для демонтажа и утилизации на СРЗ-35. Экипаж расформирован в 1981 году.
Впоследствии после вырезки ракетных шахт была переведена в Губу Оленья и длительное время находилась в полузатопленном состоянии в бухте Незаметная. В 2000-х годах разделана на металл.


Послесловие

Дописал эту страницу и понял, насколько проникся сложной и яркой судьбой этой уникальной лодки и её экипажа.
Сопереживал, понимая через что им пришлось пройти. И на первый взгляд эти трудности были напрасны, ведь ракета Р-27К на серийных лодках так и не появилась.
Однако и ракета, и лодка К-102 сыграли свою роль в дальнейшем развитии морских стратегических сил. И именно на ракете Р-27К СКБ-385, ставшее КБМ во главе с В.П. Макеевым, была отработана идея двухступенчатой морской баллистической ракеты с управляемой второй ступенью.
Эта идея воплотилась в ракете нашей, 41 дивизии. Вторая разгонная управляемая ступень с астрокоррекцией, это от ракеты Р-27К. Жаль об этом тогда нельзя было говорить и поэтому от нас был скрыт этот факт. А по большому счёту нужно было об этом говорить и на экскурсии нас водить на К-102.
Но хоть с большим опозданием я сделал небольшой экскурс в эту историю.
Спасибо учёным, конструкторам, инженерам и рабочим, спасибо экипажу подводной лодки К-102 за беззаветный труд!


  © 2005-2017 рпксн К-460 Условия использования | Правовая информация | Авторские права  
Незабудкино
Сделано в nezabudkino.com