Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б История одной подводной лодки Советского Союза и России
АмгаПодвал сайта

"Амга" морской транспорт вооружения

Здесь размещена информация о морском транспорте вооружения "Амга" нашей дивизии.
Информация из воспоминаний членов экипажа, офицеров штаба дивизии, открытой литературы и интернета.



Морской транспорт вооружения "Амга"


Морской транспорт вооружения "Амга" проекта 1791.
Амга - река в Якутии, левый приток Алдана.

В книге "Отечественное военное кораблестроение. В третьем веке своей истории" В.Н.Буров, С.-Петербург, "Судостроение", 1995.
Небольшая статья на с.572 про транспорт вооружения проекта 1791. Морские транспорты вооружения


Проект 1791 морского транспорта вооружения по заданию ВМФ был разработан в 1964 году в ЦКБ "Коралл" (г. Севастополь).
Главный конструктор проекта В.Е. Губанов, главный наблюдающий от ВМФ - Н.А.Кривошея.

Полное водоизмещение с нагрузкой ракет 542 т - 4480 т.
Автономность - 20 суток.
Скорость максимальная - 15,5 узлов.
Дальность плавания - 3600 миль.
Силовая установка дизельная, работающая на 2 вала, мощностью 3750 л.с. на вал. Имеется подруливающее устройство.
Грузоподъёмность - 16 баллистических и крылатых ракет.
Вооружение - две 25-мм автоматической пушки.
Экипаж первого корпуса (мтв "Амга" ) 66 человек, из них 8 офицеров, 12 мичманов.
Экипаж второго корпуса (мтв "Ветлуга) 62 человека.
Экипаж третьего корпуса (мтв "Даугава") 64 человека.
На кране транспорта было установлено следящее устройство, обеспечивающее безударную погрузку ракет на волнении при взаимной качке ПЛ и транспорта. Это устройство длительно отрабатывалось на масштабных и натурных образцах.

Головной транспорт "Амга" был построен в 1972 году в г. Горьком на ССЗ "Красное Сормово".
Всего было построено 3 таких транспорта: "Амга" по проекту 1791, "Ветлуга" по проекту 1791М, "Даугава" по проекту 17912 (встречается и 1791Р).
Два последующих корабля существенно отличались от головного; так, полное водоизмещение последнего достигало 5 500 т, скорость полного хода 15.5 узлов, а дальность плавания 3 600 миль.
Главная энергетическая установка отличалась более мощными дизелями 87Б мощностью по 3750 л.с. (вместо 2000 л.с.) каждый.

Данные с сайта Russian-Ships.Info Морские транспорты вооружения


Проект 1791 – Горький, «Красное Сормово им.А.А.Жданова» – 1 единица мтр "Амга". Заводской № 910. Заложен 30.05.1970. вступил в строй 31.12.1972.
Базировался на Северном флоте.
Проект 1791М – Горький, «Красное Сормово им.А.А.Жданова» – 1 единица мтр "Ветлуга". Заводской № 920, вступил в строй в 1976 году.
Базировался на Тихоокеанском флоте. Списан 5.12.2007.
Проект 1791Р – Горький, «Красное Сормово им.А.А.Жданова» – 1 единица мтр "Даугава". Заводской № 930, вступил в строй 30.12.1980.
Базировался на Тихоокеанском флоте.

Несколько лет работал форум мтр "Амга", в/ч 36029-Б: Форум морского транспорта вооружения "Амга"
К сожалению, сайт ликвидирован.
Номер войсковой части указан при нахождении мтв "Амга" в составе 41 дивизии, которая имела номер в/ч 36029.
Для мтв "Амга" был использован индекс "Б".
После передачи мтв "Амга" из 41 дивизии, она имела другой номер или номера, сведений об этом нет.


Некоторые фото мтв "Амга" из интернета.

1973 год. Слева - Томашук Ю.В., будущий командир мтв "Амга". Справа - командир БЧ-5 капитан 3 ранга Лебедев.

Мтв "Амга" БЧ-5.

Мтв "Амга" и скр "Кугуар" в доке, 1981 г.

Мтв "Амга", дата съемки неизвестна.

Мтв "Амга" в Гремихе. 1976 год.
На переднем плане плавбаза "Иван Колышкин", а у соседнего пирса видна корма мтв "Амга".


Некоторые сведения об экипаже мтр "Амга"
По материалам сайта Гремиха http://gremih.ru/forum/135-%D0%9C%D0%A2 ... D0%91.html.
К сожалению, сайт ликвидирован.

Командир корабля
капитан 2 ранга Томашук Юрий Васильевич

Старший помощник
капитан 3 ранга Смирнов Борис Иванович
Сидоров

Заместитель командира корабля по политической части
капитан-лейтенант Лячев Валерий Викторович

Помощник командира
капитан-лейтенант Данилов Владимир Алексеевич
старший лейтенант Галаган Виктор

мичман Шичанин
Беледа Анатолий, крановщик, 1976-1979 гг.
Попов Александр, крановщик
Бошко Григорий, крановщик
Пешков Николай, крановщик
Щучкин Виктор
матрос Ушаков Анатолий Борисович, 1972-1975, декабрь
Баранов Леонид
Сергей Калистый, ...-1980 г.

Боевая часть связи БЧ-4
Тарлер Алексей, радиотелеграфист ЗАС, 1983-1984 гг.

Электро-механическая боевая часть БЧ-5
капитан 3 ранга Лебедев, командир БЧ-5
Кравченко Валерий Николаевич, электрик БЧ-5, 1972-1975 гг.
Журавлев Александр
Дворецкий Игорь
Лазарев Сергей
Куликов Анатолий Александрович, электрик БЧ-5, 1977-1980 гг.
Корнильев Олег, командир отделения главных двигателей. 1978-1980 гг.
Гордиенко Александр, старшина команды мотористов, 1972-1975 гг.


Заметки Штефанова Д.Б. о мтв "Амга".

МТВ "Амга" входил в состав 41 дивизии подводных лодок как-то незаметно. При службе на лодке я о нем вообще не знал, а когда перешел в штаб дивизии, то открыл для себя его существование.
Транспорт часто был в Окольной или использовался по планам УРАВ флота, поэтому в Гремихе я видел его нечасто.
Тем более, что наплаванность у меня в должности помощника флагманского штурмана, а затем флагманского штурмана 41 дпл возросла по сравнению с наплаванностью на лодке и в базе я был довольно редким гостем.
Однако и в те редкие периоды времени, что был на берегу, удалось познакомиться с кораблем и его командиром Томашуком Ю.В. Штурмана корабля не помню.

А со старшим помощником познакомился в Окольной при интересных обстоятельствах. Возможно, что тогда старпомом был капитан 3 ранга Смирнов Б.И.
Дело было в 1978 или 1979 году. На одной из лодок, кажется К-385, вышел из строя перископ телевизионной системы МТ-70-8. Это довольно мудреная с точки зрения номенклатурной принадлежности вещь, которую я тогда сполна познал.
Телевизионная ее часть, в том числе установленная в перископе, относилась по номенклатуре к РТУ флота.
Сам перископ с механизмом горизонтального наведения и всей оптикой относился к УРАВ флота.
Подъемник и все тросовое хозяйство - к ТУ (техническому управлению) флота.
Гирогоризонтная часть - к гидрографии.
А все это было в заведовании штурмана (в 80-х годах гидроподъемники и тросы передали в заведование БЧ-5).
В результате на замену перископа МТ-70-8 были задействованы все указанных выше управления флота.
Т.к. перископ длинный, то перевозка его со склада УРАВ под Мурманском в Окольную проводилась на грузовике с длинющим кузовом - торпедовозе. Поэтому ко всем нам добавилось и МТУ флота.

Замена перископа была спланирована в Окольной у плавпирса с использованием крана с микроподачей мтр "Амга". Т.к. корабль входил в состав дивизии, то задача упрощалась - командиру корабля даны соответствующие распоряжения, а общая организация работ была возложена на меня.
Лодка готовилась к выходу на боевую службу с полной отработкой задач и контрольным выходом, так что мне на ней предстояло проплавать месяц. Мы совершили надводный переход из Гремихи в Окольную и ошвартовались у плавпирса с юга. С севера была ошвартована "Амга".
Первым делом я отправился на "Амгу" к командиру согласовать действия по замене перископа. Командира на борту не оказалось, за него был старпом. Он был в курсе работы по замене перископа и подтвердил готовность к нему, но сказал, что первой будет выполняться работа по БЧ-2 (у ракетчиков тоже были какие-то работы с задействованием крана "Амги"). И работа началась.
Тем временем я последовательно связывался со всеми перечисленными управлениями флота и получал информацию об убытии к нам специалистов по замене перископа. Вскоре специалисты начали прибывать на лодку. А еще через какое-то время приехал торпедовоз с новым перископом и на нем щеголеватый капитан 2 ранга из УРАВ флота.
Вся группа стала готовить неисправный перископ к извлечению из лодки. Штурмана и я принимали живейшее в этом участие, ведь для нас это был первый случай замены перископа. Часа за два перископ был готов к извлечению, потребовался кран.
Я пошел на "Амгу" и сказал старпому, что все готово и нужен кран. Но в ответ получил раздраженный ответ, что работы по БЧ-2 еще не закончены, когда закончит - тогда и подаст кран.
На мой взгляд в работах БЧ-2 был перерыв, тем более что согласование работ мы проводили с флагманским ракетчиком дивизии и было окно. Вся разношерстная группа по замене перископа стала ждать кран "Амги" и ворчать на меня, что вот мол, сопляк флагманский штурман, собрал кучу народу, а крана нет и работы еще непочатый край, и до вечера перископ могут не установить, и домой не попадут, а ехать надо в Мурманск 26 километров, и т.д. и т.п. И вообще есть хочется.
Я тоже стал нервничать, мои походы на борт "Амги" участились. Кран стоял без дела, а замена перископа все не начиналась. Короче, со старпомом мы повздорили, я вмешал нашего старшего на борту (т.е. начальника для старпома "Амги") и наконец через несколько часов простоя кран был передан нам в оперативное использование.
Крановщиком был матрос или может быть старшина срочной службы, что очень меня удивило. Но он оказался толковым и смышленым, выслушал задачу, инструктаж и приступил к работе. Было приятно наблюдать за его точной работой и согласованными действиями специалистов от управлений флота.
Старый перископ довольно быстро вынули и аккуратно уложили в кузов торпедовоза. Новый перископ подняли и очень точно опустили в сальниковое отверстие. Я посмотрел всю операцию от начала до конца и с тех пор знаю, как заменить перископ. Вся работа по вытаскиванию старого и погрузке нового перископа заняла минут 30-40. А потом работы уже проводились внутри подводной лодки и мтр "Амга" не задействовался.
Всю ночь шли работы по восстановлению МТ-70-8, а на следующий день мы ушли в море.
Вот такое было мое знакомство с "Амгой".
Не помню, поднимался ли я снова на борт "Амги", чтобы поблагодарить за работу и помирились ли мы со старпомом, но впечатление от работы крановщика осталось до сих пор самое приятное.
Пусть с большим опозданием, но говорю спасибо сейчас экипажу мтр "Амга" и особенно доброжелательному крановщику срочной службы, который выполнил тогда эту сложную работу.


  © 2005-2017 рпксн К-460 Условия использования | Правовая информация | Авторские права  
Незабудкино
Сделано в nezabudkino.com