Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ИСТОРИЯ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-460

Хронология событий истории ракетного
подводного крейсера стратегического назначения К-460
проекта 667Б. Заводской № 337. Экипаж - войсковая часть 53037

4 апреля 1972 г. Подводная лодка К-460 зачислена в список кораблей ВМФ как крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами. Начата подготовка к закладке подводной лодке и формированию ее экипажа. Экипаж на К-460 был один, второй экипаж не предусматривался.
Май-июль 1972 г. Cформирован экипаж подводной лодки К-460. Старший помощник капитан-лейтенант А.С. Лазукин и первые офицеры экипажа, назначенные с подводных лодок 17 дпл (Гремиха), 3 флпл (Гаджиево) и 35 дпл (Видяево) прибыли в 93 Учебный центр ВМФ в г. Палдиски Эстонской ССР (далее именуется - 93 УЦ). Назначен командир подводной лодки капитан 2 ранга Савин, однако не принимая дел и не прибыв в экипаж, был переназначен на другую подводную лодку 3 флотилии подводных лодок Северного флота. Образована партийная организация экипажа.
5 июня 1972 г. Состоялась торжественная закладка подводной лодки К 460 на стапеле цеха № 50 судостроительного завода "Северное машиностроительное предприятие" в г. Северодвинске (далее именуется - СМП). Начато строительство корабля. Ответственный сдатчик - Цоппа Виктор Андреевич, сдаточный механик Г.Д. Павлюк, ведущий военпред капитан 2 ранга Г.Н. Соколов.
Август 1972 г. В г. Палдиски прибывают девять выпускников высших военно-морских училищ, назначенных по выпуску в экипаж К-460 (22% всего офицерского состава экипажа).
Сентябрь 1972 г. Назначен и прибыл в экипаж первый командир подводной лодки К-460 капитан 2 ранга В.М. Сергеев. Назначен и прибыл в экипаж после учебы на 6 Высших офицерских классах командир БЧ-2 капитан-лейтенант В.Ф. Тимошенко. Закончено формирование офицерского состава экипажа подводной лодки К-460.
Декабрь 1972 г. В экипаж назначены мичманы, старшины и матросы, отобранные командованием К-460 из экипажей подводных лодок 3 флпл. Часть мичманов была назначена сразу после выпуска из школы мичманов Учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова, г. Ленинград. Мичманы, старшины и матросы прибыли в 93 УЦ. Завершено формирование экипажа. Образована комсомольская организация экипажа.
Май 1973 г. Завершено обучение экипажа К-460 в 93 УЦ. Торжественный выпуск. Большая часть офицеров и мичманов убыли в отпуск с последующим прибытием в Гаджиево, где была спланирована стажировка экипажа. Часть офицеров и мичманов убыла с личным составом срочной службы к месту стажировки в Гаджиево.
Август 1973 г. Прибытие офицеров и мичманов экипажа К-460 из отпусков в Гаджиево. Экипаж для стажировки временно введен в состав 19 дпл 3 флпл и прикомандирован к подводной лодке К-253 проекта 667АУ, командир капитан 2 ранга Ерастов В.Ф. (впоследствии командовал вторым экипажем рпксн К-465 проекта 667Б 41 дпл 11 флпл в Гремихе). Командир ЭНГ лейтенант В.А. Беребера и техник ЭНГ мичман В.В. Кудринецкий прикомандированы к одной из подводных лодок 19 дпл и убыли на боевую службу. Инженер ЭНГ лейтенант Д.Б. Штефанов и команда штурманских электриков прикомандированы к опытовому кораблю ОС-19 проекта 30бис 121 бригады десантных кораблей и убыли в г. Североморск. На ОС-19 был установлен и проходил заводские испытания опытный образец навигационного комплекса "Тобол-М". Остальной экипаж проходил стажировку в Гаджиево.
Декабрь 1973 г. На СМП завершено формирование корпуса подводной лодки и основного оборудования. Произведен физический пуск обоих реакторов. Ответственный сдатчик заказа 337 - В.А. Цоппа, сдаточный механик Г.Д. Павлюк, ведущий военный представитель капитан 2 ранга Г.Н. Соколов. Большую помощь в строительстве лодки оказал главный технолог СМП Скалобан Валерьян Владимирович. Лодка готовится к приему экипажа. Экипаж прибывает в г. Северодвинск из Гаджиево в конце декабря и включается в состав 339 бригады строящихся подводных лодок Беломорской военно-морской базы. Размещается на плавбазе "Иртыш". Встреча экипажа с командиром бригады контр-адмиралом В.Л. Березовским.
25-28 декабря 1973 г. Большая часть офицеров и мичманов экипажа убыла в отпуск. В Северодвинске остались командир лодки, помощник, командир БЧ-5, несколько офицеров и мичманов и личный состав срочной службы.
7 февраля 1974 г. Подводная лодка К-460 торжественно выведена из цеха № 50 СМП. Эта дата считается спуском подводной лодки на воду. Заступил на первое дежурство по лодке первый дежурный лейтенант В. Веселов.
10 февраля 1974 г. Подводная лодка К-460 поставлена к дебаркадеру. Начата подготовка к швартовым испытаниям.
Конец февраля 1974 г. Прибытие офицеров и мичманов экипажа из отпусков. Начало швартовных испытаний. Прибыли многие семьи офицеров и мичманов. Некоторые разместились в служебном общежитии и квартирах, остальные - снимали комнаты у жителей Северодвинска.
Июнь 1974 г. Завершены швартовные испытания.
19 июня на лодке торжественно поднят Военно-морской флаг и гюйс.
Через два дня подводная лодка К-460 впервые дала ход и вышла на ходовые заводские испытания. Сдаточный капитан - командир К-460 капитан 2 ранга В.М. Сергеев.
Июнь-июль 1974 г. Проведены заводские ходовые испытания. Совершены три выхода общей продолжительностью 26 ходовых суток. Лодка подтвердила свои основные качества - достигнут максимальный надводный ход 18 узлов, подводный - 26.5 узлов, глубина погружения - 320 м, проверены торпедный и ракетный комплексы. Шумность и другие физические поля - в норме. На борту в надводном и подводном положениях одновременно находилось до 400 человек. Системы жизнеобеспечения работали нормально.
Август 1974 г. Проведены Государственные испытания с пуском двух баллистических ракет Р-29 в практическом варианте из подводного положения. Обе головные части прибыли на боевое поле "Кура" на Камчатке с приемлемыми отклонениями. Экипаж впервые почувствовал мощь своего оружия и ответственность за него. Председатель комисси Госприемки корабьлей капитан 1 ранга А.С. Душенок.
Сентябрь 1974 г. Отделка подводной лодки, ожидание причала в Гремихе. Экипаж использует вынужденную паузу (около двух недель), изучает материальную часть. Бесконечные тренировки и учения по борьбе за живучесть и действиям корабельного боевого расчета. Командование, вахтенные офицеры и штурмана изучают театр Северного флота. Маршрут и условия перехода в Гремиху выучили наизусть. На лодку загружены личные вещи и домашний скарб офицеров и мичманов. Для этого использовали не только внутренние помещения, в основном торпедную палубу, но и две ракетные шахты.
20 сентября 1974 г. Подписан Акт Государственной комиссии о приеме подводной лодки К-460 в состав Военно-Морского Флота. Лодка включена в состав 41 дивизии подводных лодок Иоканьгской военно-морской базы Северного флота. В конце 1974 года на базе Иоканьгской вмб была сформирована 11 флотилия подводных лодок.
9 октября 1974 г. Подводная лодка К-460 убыла из Северодвинска к постоянному месту базирования - в Гремиху. Старшим на борту был командир 41 дпл капитан 1 ранга А.М. Устьянцев.
10 октября 1974 г. Подводная лодка К-460 впервые прибыла в Гремиху, ошвартовалась к пирсу № 7 (по старой нумерации) у ПРЗ (плавучего ремонтного завода). Были загружены боевые торпеды для самообороны на переходе в Губу Оленью. В Гремихе надо было освобождать место для других лодок. Новая причальная линия только строилась в районе губы Островская.
13 октября 1974 г. Прибыли в Оленью. Получили небольшой отрицательный опыт в организации взаимодействия командных пунктов и боевых постов при управлении подводной лодкой - в ходе швартовки в центральном посту ошибочно дали приказание на передний ход, в то время как с мостика получили команду на задний. Однако благодаря налаженной организации ходового мостика ошибку вовремя заметили и все обошлось. Командир лодки запомнил эту швартовку на всю жизнь, сделал выводы, внес изменения в подготовку офицеров и такое больше не повторялось никогда!
18 октября 1974 г. Подводная лодка К-460 вошла в состав 41 дпл. Временно базировалась в Губе Оленья вместе с рпксн К-465 и К-472. Экипажи размещались на плавбазе "Иван Колышкин", которая также прибыла в губу Оленья. Кроме того в Губе Оленья отрабатывались вторые экипажи К-385, командир капитан 1 ранга Ю.П. Белов и К-457, капитан 1 ранга И.С. Костюченко, прибывшие из 93 УЦ Палдиски. Вторые экипажи размещались в казарме 16 дпл.
Октябрь 1974 г. - апрель 1975 г. Подводная лодка К-460 базируется в Губе Оленья. Экипаж обустраивает временный пункт базирования, живет на плавбазе подводных лодок "Иван Колышкин", который входил в состав 41 дпл. Отрабатывает все курсовые задачи согласно Курсу подготовки ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами (КРПК еще не было). Наплаванность экипажа составила более 60 суток. За это время получен допуск к загрузке и хранению спецоружия, загружен полный запас боевых торпед и все 12 ракет Р-29. Выполнены все положенные боевые упражнения по применению торпедного оружия со стрельбой практическими торпедами и ракетного оружия. Лодка стреляла одной ракетой Р-29 из надводного положения от пирса в губе Порчниха. Это была вторая подобная стрельба в истории ВМФ. Экипаж К-460 получил оценку "отлично" и завоевал приз Командующего Северным флотом. Высшей похвалы заслужили управленцы. Аварийная защита реакторов как будто перестала существовать. АЗ за все время сработала только три раза в самом начале отработки экипажа и дальше не было ни одного срабатывания, в том числе и на боевых службах! На подводной лодке К-460 также отработали задачи вторые экипажи подводных лодок К-385 и К-171, входивших в состав 41 дпл.
Апрель 1975 г. Завершено в основном строительство новой причальной линии в районе губы Островская в Гремихе. Все подводные лодки, плавбаза "Иван Колышкин" и вторые экипажи 41 дпл перебазировались из Губы Оленья в Гремиху. Семьи экипажа К-460 были отправлены в Гремиху на посыльном судне "Аянка" проекта 745. Многие офицеры экипажа К-460 получили квартиры в поселке Островная, но большая часть офицеров и почти все мичманы вынуждены жить у друзей или снимать жилье, в том числе в поселке Гремиха.
Июнь-июль 1975 г. Подводная лодка К-460 заступила в первое в своей истории боевое дежурство. Его несли с исключительной серьезностью, отрабатывали нормативы по прибытию на лодку в любое время дня и ночи и обеспечили готовность к применению ракетного оружия прямо от пирса в установленные сроки. Кроме лодок 41 дпл никто в мире этого делать не мог, и осознание данного факта являлось предметом несомненной гордости у экипажа. Жаль только, что даже женам этого нельзя было сказать.
9 мая 1975 г. Экипаж К-460 из положения боевого дежурства принял участие в торжествах, посвященных 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Она еще была очень близка, было много фронтовиков и День победы отмечался очень торжественно и искренне. В этот день командование 11 флотилии подводных лодок решило начать засыпку гигантской ямы перед Домом офицеров флота. В результате должна была получиться площадь, которую решено было назвать Площадь Победы. Тысячи три военных моряков, среди которых был и экипаж К-460, в парадной форме,, при кортиках и в белых перчатках, после митинга по призыву Члена Военного совета флотилии с воодушевлением похватали валяющиеся вокруг камни и стали бросать в яму. Так было положено начало строительству Площади Победы, которая и по сей день находится перед ДОФом. Правда позже народ забыл, что она так называется, но значение площади для гремиханцев от этого не уменьшилось.
29 июля 1975 г. Экипаж К-460 впервые принял участие в параде войск гарнизона Гремиха на новой только что отстроенной стройбатом площади Победы в поселке Островная. Парад войск прошел по всем правилам, первой шла 41 дивизия, за ней - 17 дивизия, а потом все остальные. Парад принимал командующий флотилией вице-адмирал Ю.А. Кузнецов.
Август 1975 г. Подводная лодка К-460 первой из лодок с дальнобойными ракетными комплексами отрабатывает новый тактический прием по применению ракетного оружия из подводного положения в особых условиях. Это был довольно рискованный маневр, но он был хорошо рассчитан и завершился успешно. Не подвела техника и люди. Экипаж получил в свои руки еще один способ применения своего оружия и полную уверенность в своем самом современном в то время корабле. Эффект от учения несколько смазала потеря носового аварийного буя. Потеря была обнаружена сразу после всплытия лодки, о чем доложено на командный пункт флота. Как позже выяснилось, буй был неполностью посажен в гнездо во время последнего осмотра, поэтому захваты не зафиксировали держатель. С началом погружения буй всплыл и оторвался, где и был найден спустя двое суток. С прибытием лодки в Гремиху родной буй был водворен на место и верой и правдой прослужил ей многие годы. Экипаж пожурили, но строгих дисциплинарных мер не принимали. А на флоте появилось новое мероприятие - проверка аварийного буя на отрыв силами носовой (кормовой) швартовной команды при каждом приготовлении корабля к бою, походу и погружению с записью результатов в вахтенный журнал центрального поста. Это мероприятие свято выполнялось, и никому не приходило в голову приварить буй или сделать еще что-то, как у некоторых горе-подводников. Было совершенно ясно, что буй (как и остальные средства спасения) - это наша жизнь!
Конец августа-октябрь 1975 г. Экипаж К-460 после полутора лет нахождения на лодке наконец получил свой первый отпуск после постройки. Лодку передали второму экипажу К-171, который ее в свою очередь передал второму экипажу К-385. После возвращения из отпуска экипаж К-460 понял, что по-хорошему свою лодку отдавать никому нельзя. Жаль только, что организм этого не выдержит.
Сентябрь 1975 г. Корабельный боевой расчет К-460 участвует в состязании по ракетной подготовке на приз Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Состязание проходит в 93 УЦ в г. Палдиски. Состязались с экипажем рпксн пр.667А ТОФа, который в том году произвел успешный ракетный залп восемью ракетами Р-27. Выглядели они уверенно. Мы заняли второе место в ВМФ. После чего тоже убыли в отпуск.
Ноябрь 1975 г. Экипаж К-460 принял свою лодку и заступил в боевое дежурство в базе.
Начало декабря 1975 г. Подводную лодку К-460 выводят из боевого дежурства и ставят задачу в авральном порядке готовиться на боевую службу вместо К-447. На К-447 ночью при выходе из базы после съемки с бочек стенда СБР смыло за борт носовую швартовную команду. В ледяной гремиханской воде погибли шесть моряков. Лодку отстранили от боевой службы, началось расследование и следствие. Ракетно-ядерный же паритет (а тогда было даже наше преимущество) надо было поддерживать. Задача поддержки была поставлена К-460. Декабрь 1975 г. - впервые в истории К-460 контрольный выход перед боевой службой. Небывалое наличие на борту высокопоставленных и опытнейших адмиралов и офицеров. Авралы, погрузки, выгрузки. Личной жизни нет. Все заметно похудели. В море подплавили один из главных подшипников и остались только под одной линией вала. Наглядно проявилось преимущество двухвальной лодки. Зашли в Гаджиево при нулевой видимости. Снег, мороз, сильное парение, полярная ночь. В течение трех дней авральной работы флотских служб и СРЗ-10 неисправность устранили. В море проверили ход, замечаний нет. Пришли в Гремиху. Наскоро попрощались с семьями.
25 декабря 1975 г. Ночью тихо и скрытно вышли на первую боевую службу. Мороз, но снега не было. Впрочем неба тоже не видно, облачность 10 баллов. На борту старший - командир второго экипажа К-279 капитан 1 ранга В.В. Холод. Кроме него - инспектор политического отдела 11 флпл капитан 2 ранга Николаев. Поход посвящается 26-му съезду КПСС, который открывается в конце февраля 1976 г.
31 декабря 1975 г. Первая в истории К-460 встреча Нового года на боевой службе. Было довольно весело и торжественно. Дед Мороз - КГДУ старший лейтенант В. Веселов, Снегурочка - трюмный матрос
23 февраля 1976 г. Второй праздник К-460 на боевой службе - День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Все уже устали, однако полученное от командования известие о досрочном возвращении лодки в базу в связи со сменой документов по управлению экипаж радует.
28 февраля 1976 г. К-460 вернулась в Гремиху после первой боевой службы. Встречал командующий 11 флпл вице-адмирал Кузнецов, штаб 11 флпл, командир 41 дпл контр-адмирал А.М. Устьянцев, штаб 41 дпл, оркестр и представители тыла флотилии с поросенком. Ни одного срабатывания АЗ! Ни одной существенной неисправности! Все живы и здоровы! Впервые поняли преимущества женитьбы. Женатики (кроме КГДУ и специалистов БЧ-5, занятых выводом ГЭУ) отправились по домам, а холостяк В.Веселов заступил дежурным по кораблю. Впоследствии эта традиция неизменно выполнялась, и холостяки еще до всплытия при завершении боевой службы были готовы к тому, что они продолжат службу еще минимум сутки.
Март 1976 г. Первый отчет К-460 по боевой службе. Сформировалась отчетная команда под руководством старшего помощника командира капитана 3 ранга В.Н. Ефимова, которая работала неделю и заложила основы отчетной традиции К-460. Отчеты экипажа по боевой службе впоследствии неоднократно отмечались командованием в лучшую сторону. Продолжение боевой службы, но уже из положения боевого дежурства в базе.
Апрель 1976 г. Сдача лодки и первый послепоходовый отдых экипажа К-460 с семьями. Командир с женой отдыхал и лечился в Солнечногорском санатории ВМФ, офицеры и мичманы с семьями во главе с капитаном 3 ранга В.Н.Ефимовым отдыхали в Доме отдыха Центральный управлений ВМФ в Горках Рогачевских, старшины и матросы вместе с двумя-тремя холостяками из числа офицеров и мичманов - в Доме отдыха в Були под Ригой.
Июль-август 1976 г. Экипаж К-460 после отпуска принял лодку, подтвердил отработку всех курсовых задач и 1 линию.
Конец августа-ноябрь 1976 г. Вторая боевая служба К-460. Характеризуется большой продолжительностью и устрашением американцев в непосредственной от них близости. Было очень интересно. Впервые услышали и записали шумы американской атомной лодки, которая однозначно следила за К-460. Конечно, она нас тоже записала. Но характер ее маневрирования показал, что она нас "видит" эпизодически, боится и шарахается как черт от ладана. Осознание этого придало уверенность в своих силах. Ни одного срабатывания АЗ! Народ слегка округлился, в глазах - опыт и уверенность. Огорчил перископ ПЗНГ-8М - вышел из строя механизм горизонтального наведения. Пришлось всплывать на глубину 30 метров и в течение 12 часов его ремонтировать. Многократно сказали спасибо конструкторам лодки за четырехкратное резервирование визуального наблюдения (четыре перископа) и энергичные слова другого характера - бракоделам из Казани за перископ. Порадовал радиосекстан "Снегирь". Отработал как часы и дал почти половину обсерваций, когда другие средства не работали.
Декабрь 1976 г.-февраль 1977 г. Послепоходовый отдых экипажа. Офицеры и мичманы снова в Горках Рогачевских. Там же встретили Новый 1977 год!
Лето 1977 г. Подтверждение 1 линии, боевое дежурство.
25 июля 1977 г. Подводная лодка К-460 переклассифицирована в ракетный подводный крейсер стратегического назначения - рпксн.
Июль 1977 г. Рпксн К-460 подвергается инспекции Министерством обороны. По базовым элементам замечаний не было. Но внезапно при выполнении ракетной стрельбы К-279 41 дпл взрывается ракета. Лодка и флот в целом под угрозой двойки с очень большими последствиями за срыв ракетной готовности. Вины экипажа нет, это заводской деффект. Принимается решение стрелять еще двум любым боеготовым лодкам по случайному выбору инспекции. Выбор упал на К-475 и К-460. Экстренный выход обоих рпксн в море и переход в Североморск под загрузку. Тщательная проверка практических ракет. Переход в район ракетной стрельбы с преодолением противодействия противолодочных сил, причем на них находились инспекторы и все делали по-настоящему. Прорвались незамеченными, но … При включении задачи подготовки ракетной стрельбы на К-460 командиром 41 дпл контр-адмиралом В.П. Фроловым была обнаружена ошибка в пеленге стрельбы в 57 градусов, что однозначно приводило к невозможности выполнения стрельбы. Развернутая работа по поиску причины и имеющийся у экипажа опыт позволили найти неисправность навигационного комплекса и устранить ее. Причина была в бракоделах из Киева, которые перепутали пайку в реле выдачи признака квазикоординат. Обе лодки выстрелили на отлично, честь флота была спасена.
4 августа-октябрь 1977 г. Третья боевая служба. Характерна высокими широтами и рождением дочери штурмана К-460 - Ирины Штефановой. Она родилась 3 сентября. На К-460 это был первый и единственный случай рождения ребенка у члена экипажа при нахождении его на боевой службе. На лодку была передано радио об этом за подписью Начальника штаба Северного флота вице-адмирала В.К. Коробова. Экипаж радовался. Был выпущен специальный боевой листок, а командир пригласил штурмана в кают-компанию для персонального просмотра любого из выбранных им фильмов. Так и смотрели вдвоем. Остальные члены экипажа деликатно не мешали. Существенных неисправностей и срабатываний аварийной защиты реакторов не было. Личный состав здоров. Целей не было, обстановка спокойная. Это была первая боевая служба рпксн К-460 с использованием спутниковой навигационной системой "Парус" и сверхдлинноволновой радионавигационной системы РСДН-20. По достоинству их оценили и порадовались техническому прогрессу.
Октябрь 1977 г. Произошла замена штурманов. Капитан-лейтенант Д.Б. Штефанов был назначен помощником флагманского штурмана 41 дпл и убыл с корабля. Командиром БЧ-1 назначен капитан-лейтенант А.В. Смертин.
Сентябрь-декабрь 1978 г. Четвертая боевая служба. Характеризовалась большой территориальной протяженностью. Были проблемы по связи, плохо работала всплывающая антенна "Параван". Температура забортной вода достигала +29 на глубине 120 метров. С этим связан один примечательный эпизод - экипаж чуть не остался без свежезамороженного мяса. Холодильная установка УФП-5 в пятом отсеке перестала выдавать холод в провизионную камеру. Чтобы исключить пропажу скоропортящихся продуктов, командиром корабля было принято решение увеличить выдачу мяса и сохранять консервы. Экипаж получил невиданное до сих пор изобилие мясной вкуснятины, а интендант мичман Сопрун начал перерабатывать мясо в тушенку. Как вспоминает трюмный старшина 2 статьи М.И. Сивенков: "Помню, сидим мы со Шкодой Н. И. (командир трюмной группы, капитан-лейтенант) в трюме, соображаем, почему она так плохо работает, а командир спустился к нам и сказал: "Экипаж говорит спасибо Шкоде и Сивенкову за большие отбивные и котлеты". Но потом все исправили, помог командир турбинной группы Середин, все заработало. Мясо сохранили". С экипажем для получения опыта вышел в море командир рпксн К-279 капитан 1 ранга В.Н. Журавлев. По окончании боевой службы экипаж попрощался с увольняемыми в запас и, не выводя ГЭУ, ушел в Окольную на перегрузку ракет. В базе узнали, что во время плавания у командира БЧ-1 А.В. Смертина умер сын. Все сочувствовали и переживали.
Декабрь 1978 г. Рпксн К-460 возвратился в Гремиху. Экипаж сдал корабль и убыл в послепоходовый отдых и очередной отпуск.
Зима 1978-79 гг. Была суровой, все экипажи занимались спасением пирсов.
Весна 1984 года. Часть экипажа К-460 ездила в г. Сызрань за молодым пополнением для Северного флота. Почему для этого использовали перволинейный экипаж рпксн - непонятно. такие вот порядки порой были.
По воспоминаниям Прокурина Сергея Ивановича "в 1984 г. около 29 офицеров, 15 матросов и 1 мичман, Панфилов, нашего экипажа во главе с ПК к.3 ранга Воробьёвым гнали эшелон новобранцев из Приволжского ВО. Панфилов отвечал за питание и готовил баланду в полевой кухне в прицепном товарном вагоне. Почему боцман, а не интендант - не пойму?
Во флотский экипаж в Североморске мы прибыли 18 мая 1984 г.- на 2 день после взрыва артсклада в Окольной."
14 февраля 1986 г. - 18 февраля 1987 г. Лодка прошла единственный средний ремонт за свою историю на СРЗ "Звёздочка" в г. Северодвинске. Ответственный сдатчик Е.Н. Диордица, сдаточный механик В.А. Гладышев.
1987 год. Боевая служба, первая с новым командиром капитаном 1 ранга Н.П. Панкрашкиным.
Воспоминания С.Б. Абрамова, редакция сохранена автора.
Cтаршим на походе был Б.А. Попов. Кто был участником - наверное всем эта БС запомнилась.
Борис Александрович сумел создать атмосферу творческого исполнения своих обязанностей на БС. Было очень интересно.
Семинары, обсуждение боевых возможностей вероятного противника, наших возможностей. Учения по повышению боевой готовности, учебные тревоги.
Как-то все было с одной стороны необычно, с другой стороны пронизано той ответственностью, что мы делаем.
Самое грубое ругательство Попова на ГКП - было: "Пижоны". И после этого - хотелось провалиться сквозь палубу.
Он захватил с собой: пластинки с классической музыкой, несколько ЧЕМОДАНОВ - статей из "Зарубежного военного обозрения".
Неплохая школа в течении 3-х месяцев!!!
21 ноября 1988 г. Лодка выполняла задачи боевой службы в айсбергоопасном районе. 19 ноября была получена последняя сводка с командного пункта Северного флота о границах кромки льда. По этим данным район плавания был свободен ото льда. По этой причине командир лодки принял решение не всплывать на перископную глубину и принять информацию на рамочную антенну "Завеса". Корабль следовал на глубине 51 метр курсом 340° со скоростью 5 узлов. Эхоледомером льда не было обнаружено и в 5 часов 20 метров лодка всплыла на перископную глубину. После осмотра горизонта в течение трех минут, во время которого льда не было обнаружено, в 5 часов 23 минуты погрузились на глубину 25 метров.
Через две минуты последовал удар о нижнюю часть льдины с большой осадкой. К счастью, удар пришелся на поднятую рамочную антенну "Завеса" и не привел к тяжелым последствиям.
После удара осмотрелись в отсеках и погрузились на глубину 60 метров. В 5 часов 30 минут легли на курс 180°, скорость уменьшили до 4,8 узла. В 6 часов 06 минут всплыли на перископную глубину. На поверхности воды обнаружены несколько крупных льдин. Визуальный осмотр корпуса лодки показал, что надводная часть цела, прочный корпус герметичен, системы и механизмы исправны, кроме радиопеленгатора "Завеса" - отсутствовала рамочная антенна. Лодка продолжила самостоятельное плавание. После возвращения в базу и осмотра лодки в доке повреждений не обнаружено, кроме потери рамочной антенны "Завеса".
Командир рпксн К-460 капитан 1 ранга Котов В.А., старший на борту - заместитель командира 41 дпл капитан 1 ранга Панкрашкин Н.П.
Информация об этом случае опубликована на сайте «Катастрофы подводных лодок».
28 апреля 1992 г. Лодка переклассифицирована в атомный подводный крейсер стратегического назначения.
26 июля 1992 г. На подводной лодке К-460, как и на всех кораблях Российской Федерации, спущен Военно-Морской Флаг и гюйс СССР. Вместо них подняты военно-морской флаг и гюйс Российской Федерации, утверждённые Указом Президента РФ от 21 июля 1992 г. N 798. После этого К-460, как и все лодки 41 дпл, кроме К-447 и К-457, в море не выходила, боевое дежурство не несла, готовилась к разоружению и выводу из состава ВМФ.
28 марта 1995 г. К-460 выведена из состава флота и поставлена в отстой в Гремихе.
2-4 июня 1998 года Отбуксирована для утилизации на СРЗ "Нерпа" из Гремихи в г. Снежногорске. Командир лодки - капитан 2 ранга Зеленый Андрей Сергеевич.
1997-1999 гг. Утилизирована на СРЗ "Нерпа".
15 января 2000 г. Реакторный отсек рпксн К-460 доставлен в Сайда-губу на хранение.

Для возврата на первую страницу раздела К-460 нажмите здесь