Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ЭКИПАЖ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-460

Сергеев Владимир Михайлович

Командир рпксн К-460, 1972-1985 годы


Биография Сергеева Владимира Михайловича
Составлена по материалам Сергеевой А.В., личных воспоминаний членов экипажа К-460, сайта Павлов Посад.ру и других источников.
На странице Сергеева В.М. помещена только часть фотографий, в основном личного характера. Большая их часть находится в фотоальбоме К-460, где Владимир Михайлович запечатлён с сослуживцами и членами экипажа.

Сергеев Владимир Михайлович родился 13 октября 1938 г. в городе Павлов Посад Московской области в семье простых рабочих.
Отец Сергеев Михаил Александрович, главный бухгалтер на одном из предприятий города.
Мама Сергеева Анна Дмитриевна работала в теплицах колхоза.
В семье было трое детей, Володя средний.

В школу поступил в 1945 году, окончил полный курс при отличном поведении в 1955 году.
27 июня получил аттестат зрелости, что означало и окончание школы, и получение среднего образования.
Сразу же после школы через военкомат поехал поступать в 1-е Балтийское высшее военно-морское училище в г. Ленинграде.

Справка
===============================================
Информация из интернета.
8 апреля 1948 г. приказом Министра Вооруженных Сил СССР на базе Ленинградского военно-морского подготовительного училища было образовано 1-е Балтийское высшее военно-морское училище с четырехгодичным сроком обучения. Оно должно было готовить вахтенных офицеров.
Памятная доска Министра ВС СССР, врученная училищу в первый день занятий 1 октября 1948 г.

В том же 1948 году в Калининграде был открыт филиал 1-го Балтийского высшего военно-морского училища, который через некоторое время переименован во 2-е Балтийское высшее военно-морское училище. Таким образом, система имеемых высших военно-морских училищ пополнилась ещё двумя - 1-е Балтийское ВВМУ в г. Ленинграде и 2-е Балтийское ВВМУ в г. Калининграде.
В связи с развёртыванием большой кораблестроительной программы подводных лодок было принято решение об организации специальных высших военно-морских училищ подводного плавания. Поэтому в 1951-1954 годах было открыто сразу два высших военно-морских училища подводного плавания.
В 1951 году - 2-е высшее военно-морское училище подводного плавания в г. Риге на базе Рижского нахимовского училища.
В сентябре 1952 г. 1-е Балтийское ВВМУ было переведено на подготовку офицеров-подводников по двум специальностям: штурманской и минно-торпедной. Поэтому в училище образовано два факультета: 1-й - штурманский, 2-й - минно-торпедный.
А 1954 году 1-е Балтийское ВВМУ переименовано в 1-е высшее военно-морское училище подводного плавания, которому в 1958 году было присвоено имя Ленинского Комсомола. Училище переименовано в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола.


===============================================

Продолжение биографии Сергеева В.М.
Всех изменений и сложностей с преобразованием системы военно-морского образования конечно же не знал Сергеев Володя, который заканчивал среднюю школу.
Но видимо о них не совсем знали и работники военкомата Павлов Посад, потому что подготовили 16-летнего юношу к поступлению в только что образованное 1-е высшее военно-морское училище подводного плавания, дали ему направление и проездные документы.
Однако и в самом училище не все ещё были осведомлены о правилах приёма, потому что Сергеева оформили абитуриентом и допустили к экзаменам.
Володя успешно сдал вступительные экзамены и на мандатной комиссии выяснилось, что ему ещё не исполнилось 17 лет и он зачислен быть не может.
Сказали, "Подумай, сынок, и приезжай, если не передумаешь, на следующий год".

Сергеев Володя вернулся в Павлов Посад, год проработал в школе в физическом кабинете.
И в 1956 году уже самостоятельно приехал на экзамены в училище. Встретили его хорошо, зачислили на минно-торпедный факультет и началась учёба.
Таким образом, Владимир поступил в одно училище, 1-е ВВМУПП, а закончил другое - ВВМУПП им. Ленинского Комсомола, по формальному признаку конечно.

Фото Сергеева В.М. во время учёбы в училище. Четвёртый курс.
Фото предоставлены семьёй Сергеева.

Сергеев стоит спиной у карты.

Сергеев третий справа. Скорее всего на полевых работазх, помощь колхозам.

Сергеев второй слева на капоте трактора ДТ-54. Там же в колхозе.

Интересно, что на ленточках ещё нет указания на подводный флот. На них написано как прежде в 1-м Балтийском ВВМУ - "ВЫСШЕЕ ВОЕН.-МОРСК. УЧИЛИЩЕ".
Позднее надпись стала иная - "ВВПУПП им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА".

Четыре года учёбы пролетели быстро. И вот государственные экзамены, выпуск.
В 1960 году Сергеев В.М. успешно закончил училище, был произведён в офицеры, получил воинское звание лейтенант и был назначение на Северный флот.

Служба на Северном флоте
По рассказам самого Владимира Михайловича, его направили в Видяево командиром БЧ-3 на одну из дизельных лодок. Подводная служба сразу взяла молодого лейтенанта в оборот и быстро приучила его к самостоятельности и управлению кораблём. Ведь командир БЧ-3 на дизельной лодке является вахтенным офицером, причём с большой самостоятельностью. Он правит вахтой и управляет лодкой зачастую в отстутствие командира или старшего момощника на мостике или в центральном посту. Многие вахтенные офицеры и срочно погружаться могли, и под РДП вставать и длительно идти под ним во время зарядки аккумуляторной батареи.
И неизвестно, как бы сложилась судьба Сергеева, останься он на дизельном подводном флоте. Можно с большой уверенность предположить, что он бы стал командиром подводной лодки очень быстро, через три-пять лет.
Но судьба распорядилась иначе.

17 сентября 1963 г. была зачислена в списки ВМФ головная атомная подводная лодка проекта 667А К-137. Начато формирование экипажа для этого стратегического подводного ракетоносца. И Сергееву Владимиру Михайловичу было предложено стать командиром БЧ-3 этого экипажа.
Так совершился крутой поворот в судьбе офицера и отныне вся его служба была связана с атомным подводным флотом, стратегическим ракетным оружием.

Сергеева А.В. назвала головную лодку К-137: "Мать, бабушка, прабабушка всех теперешних лодок". Отчасти это так. Правда не всех теперешних, а только стратегических подводных ракетоносцев модификаций проекта 667, но определение имеет право на жизнь.
В ноябре 1964 г. экипаж К-137 был сформирован, а в Северодвинске на Севмашпредприятии 4 ноября 1964 г. заложена К-137.
Обучение экипаж проходил в учебном центре в Обнинске, а также на предприятиях Ленинграда и Москвы. Как было принято в то время, форма одежды для всех была сухопутная, Внутренних Войск МВД СССР. Отличалась от армейской малиновым цветом погон и буквами ВВ на погонах срочной службы.
Владимир Михайлович с улыбкой рассказывал об этом периоде.

В 1966 году экипаж К-137 прибыл в Северодвинск, а 25 августа лодка была выведена из цеха и спущена на воду.
Осваивали новую технику, отрабатывали организацию службы и главное - применение нового ракетного комплекса Д-5.
На лодке кроме ракетного комплекса был установлен усовершенствованный навигационный комплекс "Сигма-667", обеспечивающий всеширотное плавание и применение ракетного оружия до широты 80 градусов. Фактически прицел ракетного комплекса.
Как вахтенный офицер Сергеев изучал и его в части касающейся, вникал в премудрости решения навигационных задач кораблевождения, ведения автоматического счисления и прокладки.
Эта сторона очень пригодилась будущему командиру К-460. На ней Владимир Михайлович уделял большое внимание штурманам и инерциальному навигационному комплексу "Тобол-Б2", всплывал внепланово при необходимости уточнить место лодки и с видимым удовлетворением делал запись в навигационном журнале об утверждении обсервованных координат, когда они укладывались в установленные нормативы.
Бывало, правда, когда приходилось и ему, и штурманам понервничать, когда с местом было не очень хорошо. Но и в этих случаях командир спокойно разбирался в ситуации, выслушивал предложения и устверждал их, делая запись без удовлетворения, но по необходимости.
Штурманам К-460 с ним служить было легко.

А пока вернёмся на К-137.
На лодке также установлен новый минно-торпедный комплекс, включающий шесть торпедных аппаратов, новую систему управления стрельбой и усовершенствованное торпедопогрузочное устройство. Большое и сложное хозяйство.
И нельзя обойти первую боевую информационно-управляющую систему "Туча", первую полноценную БИУС. Она обеспечивала как информацию о внешней обстановке, так и выработку данных для применения оружия. Это был большй шаг в обеспечении центрального поста и вахтенного офицера, естественно, что Сергеев осваивал и её.
Сердцем новой лодки была ядерная энергетическая установка, включающая два водо-водяных реактора. Как показало время, она оказалась очень безопасной, эффективной и компактной. А два главных турбозубчатых агрегата, работающих на две линии вала, придавали скорость ракетоносцу, соизмеримую со скоростью многоцелевых лодок.
Вахтенный офицер К-137 Сергеев в совершенстве изучил ГЭУ новой лодки, порядок её использования для управления лодкой и в дальнем этот опыт применял уже на К-460. На лодках проекта 67Б ядерная ГЭУ была аналогична К-137.

И вот 6 ноября 1967 г. К-137 вступила в строй, 27 ноября зачислена в состав 31 дпл 3 флпл Северного флота.
11 декабря 1967 г. подводная лодка К-137 прибыла к постоянному месту базирования в бухту Ягельная, Гаджиево.

Сергеев В.М. командир БЧ-3 подводной лодки К-137.

Первая боевая служба К-137.
После отработки курса боевой подготовки, загрузки ракетного оружия и решения всех других задач, предшествующих боевой службе, новая подводная лодка К-137 вышла на первую боевую службу. Командир пларб, как тогда классифицировались лодки проекта 667А, был капитан 1 ранга Березовский Вадим Леонидович. Практически все офицеры и мичмана, участвовавшие в постройке и вводе лодки в первую линию, вышли вморе.
Среди них и командир БЧ-3 Сергеев Владимир Михайлович, он же вахтенный офицер.
Боевая служба в океан продолжалась почти два месяца, с 14 декабря 1968 г. по 29 января 1969 г.
В феврале 1969 г. за успехи в освоении новой техники и в боевой подготовке экипаж К-137 награждён переходящим Красным Знаменем Мурманского обкома КПСС и исполкома Мурманского областного Совета депутатов трудящихся.

А Сергееву предстояло проститься с лодкой и экипажем. В 1969 году он был направлен на командирские классы 6 ВСОК ВМФ в г. Ленинград.
По окончании классов в 1970 году был назначен старшим помощником командира второго экипажа подводной лодки К-249 проекта 667А 19 дивизии 3 флпл СФ. Командир лодки капитан 1 ранга Руденко Александр Григорьевич.
С 26 апреля по 15 июля 1972 г. экипаж выполнил боевую службу на К-249 и старший помощник командира Сергеев приобрёл опыт плавания уже в новой должности.

После похода на боевую службу и отдыха осенью 1972 года капитан 2 ранга Сергеев В.М. был назначен командиром строящейся подводной лодки К-460 проекта 667Б, атомного арктического подводного ракетоносца, седьмой в серии из 10 единиц, построенных на Севмашпредприятии.
О периоде учебы в Палдиски, строительства лодки в Северодвинске и последующей службе Владимир Михайлович хорошо рассказал в своих записках, которые помещены в разделе МЕМУАРЫ на нашем сайте.
Да и остальные материалы, помещённые в разделе ВСЁ О НАС сайта, существенно дополняют его рассказ.

Служба на К-460 была сложной и интересной. Лодка была одной из самых эффективных лодок 41 дпл, а коэффициент оперативного напряжения и ракетной готовности К-460 был близок к единице.
Сергеев В.М. стал одним из самых опытных, плавающих и выполнявших боевые дежурства с готовностью к пуску ракет из базы командиров, в совершенстве освоившим ракетоносец проекта 667Б.
В общей сложности за свою службу на подводных лодках он выполнил около 20 походов на боевую службу и несколько боевых дежурств с готовностью к пуску ракет от пирса.
В 1975 году экипажу К-460, первой из серийных лодок проекта 667Б, было доверено выполнить ракетную стрельбу от пирса. Стрельба была успешной, а экипажу К-460 вручён Приз Командующего Северным флотом по ракетной подготовке.
И конечно, наш командир пользовался заслуженным авторитетом как других командиров, так и командования 41 дивизии и 11 флотилии подводных лодок.

Надо отметить, что Владимир Михайлович воспитал целую плеяду отличных командиров и офицеров. Его последователи, командовавшие К-460, достойно продолжили поддержание лодки, как элемента Морских Ядерных Сил, в готовности к пуску ракет в любых условиях, в том числе из подо льда и приполюсного района.

С 1985 года по состоянию здоровья Владимир Михайлович продолжил службу в Поисково-спасательной службе ВМФ, в 1985-1989 годах служил в Москве начальником командного пункта ПСС.
Дальше два инфаркта, пенсия и продолжение работы в структуре МЧС г. Павлов Посад.
В 2006 году перестало биться золотое сердце. Похоронен в Павловом Посаде.
Проститься с Сергеевым Владимиром Михайловичем пришли и приехали из других городов многие люди, ветераны города, с которыми он тесно общался до последнего дня.
На памятнике написано: Служил Стране Верой и правдой!
Человек с большой буквы!
И это правда.


Сергеев В.М. Коллаж из фото разных периодов.


Сергеев В.М. Коллаж из фото разных периодов.


Сергеевы Владимир Михайлович и Алеина Викторовна.


Для возврата в раздел СТРАНИЦЫ членов экипажа К-460 нажмите здесь
Для возврата на первую страницу раздела К-460 нажмите здесь