Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ЭКИПАЖ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-460

Общие данные об экипаже рпксн К-460


Обобщённые данные о структуре, численности и изменениях экипажа К-460


Экипаж рпксн К-460 имел такую же структуру, как и все корабли советского Военно-Морского Флота.
Эта структура была выработана многовековым опытом мореплавания и соответствовала как обеспечению кораблевождения, так и применению оружия и жизнедеятельности личного состава.
Структура экипажей кораблей ВМФ на момент формирования экипажа К-460 определялась Корабельным Уставом ВМФ, введённым в действие приказом Главнокомандующего ВМФ 1959 года №175. Сокращённо его называли КУ-59.
Уже в процессе службы К-460 в 1978 году КУ-59 был отменён и введён в действие новый Корабельный Устав приказом Главнокомандующего ВМФ от 10 января 1978 г. №10.
Он получил название КУ-78 и действовал до ликвидации Советского Союза и раздела ВМФ СССР.
КУ-59 я в личной библиотеке не имел, обходился служебным экземпляром. А вот КУ-78 удалось получить в личное пользование, храню до сих пор.

Корабельный Устав 1978 года

В Википедии написано, что Корабельный Устав в СССР выпускался восемь раз в редакциях ... 1959, 1967, 1978 и 1986 годов. Это не совсем так.
Было восемь редакций, но в последний период было только два устава - КУ-59 и КУ-78. В 1986 году было всего лишь второе издание КУ-78, включившее изменения, внесённые ранее приказами ГК ВМФ от 1981 года (№16 и №129), 1982 года (№190 и №245), 1983 года (№125), 1984 года (№15, №162), 1985 года (№133).
После 1991 года каждая бывшая ССР вводила свои уставы. В РФ Корабельный Устав 1978 года действовал по инерции до 1995 года.
В 1995 году приказом ГК ВМФ №309 КУ-78 был отменён и введён КУ ВМФ РФ.


Организация экипажа рпксн К-460, как и других экипажей нашей дивизии, по крайней мере последней пятёрки серии, построенной на Севмашпредприятии, соответствовала требованиям КУ-59, а затем и КУ-78.

Далее перечислю выдержки из статей КУ-78 за неимением текста КУ-59. В основе своей, что касается организации, они идентичны кроме перечня и нумерации боевых частей и служб.
Комментарии об особенностях организации нашего экипажа приведены ниже.

4. Военные корабли в зависимости от их основного оружия и предназначения разделяются на классы.
В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров, правового положения офицерского состава и норм материально-технического обеспечения военные корабли делятся на ранги.
В Военно-Морском Флоте СССР установлены четыре ранга кораблей. Высшим рангом является первый.

9. Во главе корабля стоит командир корабля.
В помощь командиру корабля назначаются старший помощник, являющийся первым заместителем командира корабля,
заместитель по политической части и помощники, определяемые штатом корабля.

10. Весь личный состав корабля составляет его экипаж.
В целях лучшего применения оружия и использования технических средств на кораблях создаются боевые части и службы:
- боевые части:
штурманская - БЧ-1;
ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;
минно-торпедная - БЧ-3;
связи - БЧ-4;
электромеханическая - БЧ-5;
авиационная - БЧ-6;
управления - БЧ-7;
- службы:
радиотехническая - Сл-Р;
химическая - Сл-Х;
медицинская - Сл-М;
снабжения - Сл-С.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи, башни и команды (отделения) в соответсвии со штатом корабля.
Во главе боевых частей, дивизионов (групп, башен и батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются боцманские команды.
Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.


Комментарии.

Подводная лодка К-460 относилась к классу подводных лодок и подклассу атомных ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами, пларб, что расшифровывается как "подводная лодка атомная ракеты баллистические".
В то время были также пларк - "подводная лодка атомная ракеты крылатые". Были также просто пла, "подводная лодка атомная", это многоцелевые атомные лодки. Дизельные многоцелевые лодки обозначались просто пл.
Позднее К-460, как и другие наши лодки, была переклассифицирована в "ракетный подводный крейсер стратегического назначения", рпксн.
Как видно из обозначения исчезла буква "а", атомная, т.к. в класс подводных крейсеров включили только атомные лодки.
А ещё позднее буква "а" вернулась, наши лодки стали относить к классу "атомный подводный ракетный крейсер", апрк.

По рангу наша лодка была кораблём 1 ранга.
Поэтому все штатные категории, т.е. воинские звания у офицеров, соответствовали первому рангу - командир капитан 1 ранга, старшие помощники капитан 2 ранга, заместитель по политической части - капитан 2 ранга, командир БЧ-5 - капитан 2 ранга, командир БЧ-2 - вилочная 3-2 ранга, остальные командиры боевых частей, начальники служб и командиры дивизионов - капитан 3 ранга, а для медицинской службы - майор медицинской службы.
Командиры и инженеры групп - капитан-лейтенант.

Экипаж корабля 1 ранга по существовавшему положению, да и сейчас в РФ, является войсковой частью.
Поэтому у нашего экипажа был номер - войсковая часть 53037 со своим знаменем, которым являлся Военно-Морской Флаг.
А командир экипажа К-460 был командиром войсковой части 53037 (в/ч 53037) с правами командира полка, с печатью и правом издавать приказы.
Командиры боевых частей и начальники служб имели права командира батальона, а командиры и инженеры групп - права командира роты.
Соответственно старшины команд имели права старшины роты, а командиры отделений - командира отделения.

Численность и организация экипажа К-460
Количество категорий указано по штатному расписанию. Фактически должности не всегда занимались штатно, были случаи замещения старшин команд и техников матросами и старшинами срочной службы, были периоды вакантных должностей, а были - сверхштатных

Общую численность экипажа К-460 при его формировании не помню, в памяти сидит примерно 120 человек. В интернете тоже фигурирует это число, переписываемое из источника в источник. Поэтому остановимся на том, что общая численность экипажа на момент формирования была 120 человек.
Из них (эти данные уже можно подсчитать более точно по списку экипажа К-460):
- офицеров 36;
- мичманов - 30;
- матросов и старшин - 54.

В конце 1973 года, когда мы были уже в Северодвинске, нам объявили о введении дополнительных подразделений в экипаж.
В частности, в БЧ-2 введена электромеханическая группа, в БЧ-4 группа космической связи, в 3 дивизион БЧ-5 - трюмная группа.
Соответственно число офицеров увеличилось до 39, мичманов до 33, матросов и старшин примерно до 57-58.
А общая численность экипажа возросла до 129-130 человек.

Затем изменения структуры и численности экипажа К-460, как и других наших лодок неоднократно повторялись.
В частности, после прибытия в Гремиху была введена должность второго старпома - старшего помощника по боевому управлению.
В 80-х годах упразднили должность инженера ЭНГ.
Тогда же произвели существенные изменения в дивизионе движения БЧ-5.
Из шести командиров групп дистанционного управления КГДУ-1 - КГДУ-6, которых в простонародье называли управленцами, оставили только двух - КГДУ-1 и КГДУ-2.
Вместо остальных командиров групп ввели должности инженеров групп дистанционного управления:
ИГДУ-2, командир 2 отсека;
ИГДУ-3, командир 8 отсека;
ИГДУ-4, командир 10 отсека;
А вместо КГДУ-6 ввели должность командира трюмной группы дивизиона движения, группы спецтрюмных. Он же командир 6, реакторного, отсека.
Тогда же группу КИП ГЭУ преобразовали в группу АиТС, автоматики и телесистем с сохранением должностей командира, инженера и техника.

Все изменения перечислять нет смысла.
Поэтому общая численность экипажа изменялась, но примерно колебалась около числа 125 человек.
Отмечу, что это касается экипажа К-460. На других экипажах могли быть другие изменения.
При этом могу с уверенностью сказать, что в группу командования первоначально входили 4 офицера (командир, старпом, замполит, помощник).
В БЧ-1 первоначально входили 12 человек - три офицера, четыре мичмана, два старшины и три матроса-специалиста.
Также с уверенностью могу сказать, что в службе М был один офицер.
По численности остальных боевых частей и служб данные приводить не буду, чтобы не вводить читателя в заблуждение.

Теперь немного о структуре экипажа К-460 без учета более поздних изменений.
Кроме группы командования экипаж состоял из следующих подразделений:

БЧ-1, штурманская боевая часть.
- электронавигационная группа, ЭНГ;
- команда рулевых-сигнальщиков.

БЧ-2, ракетная боевая часть.
- группа старта, ГС;
- электромеханическая группа, ЭМГ;
- группа управления, ГУ.

БЧ-3, минно-торпедная боевая часть.
- команда торпедистов.

БЧ-4, боевая часть связи.
- группа космической связи, ГКС;
- группа ЗАС, ГрЗАС;
- команда радиотелеграфистов.

БЧ-5, электромеханическая боевая часть.

Первый дивизион, движения:
- группы дистанционного управления, ГДУ-1-ГДУ-6 (управления ядерной ГЭУ);
- группа КИП ГЭУ;
- группа турбинная, ТГ.
- команда спецтрюмных (ядерной ГЭУ);

Второй дивизион, электротехнический:
- группа КИП;
- команда электриков;
- команда мотористов.

Третий дивизион, живучести:
- группа КИП ОКС;
- трюмная группа.

РТС, радиотехническая служба.
- гидроакустическая группа;
- электронно-вычислительная группа БИУС, ЭВГ-1;
- электронно-вычислительная группа РБУС, ЭВГ-2;
- команда радимометристов;
- команда ОСНАЗ.

Сл-Х, химическая служба.
Групп, команд и отделений не имела.

Сл-М, медицинская служба.
Групп, команд и отделений не имела.

Сл-С, служба снабжения.
Групп, команд и отделений не имела.

СПС и секретная часть.
Групп, команд и отделений не имели.


Для возврата на первую страницу раздела К-460 нажмите здесь