[an error occurred while processing this directive] Колышкин
плавбаза "Иван Колышкин", корабль и экипаж

Здесь размещена информация о плавбазе "Иван Колышкин". С ней тесно связана история нашей лодки К-460, да и других тоже.
Информация из воспоминаний членов экипажа, офицеров штаба дивизии, открытой литературы и интернета.


Плавбаза "Иван Колышкин"


Кратко о плавбазе "Иван Колышкин".

В ходе подготовки заметок о К-460 и нашей дивизии решил поглубже познакомиться с историей плавбазы "Иван Колышкин", уже с высоты своего возраста и опыта осознать, что это был за корабль.
Оказалось, что "Иван Колышкин" практически ровесник нашей дивизии. И стало понятно, что в новую мощную ракетную дивизию командование ВМФ включило не абы какую старенькую плавбазу, а самую новую!
Правда включение плавбазы в дивизию атомных ракетоносцев с межконтинентальными ракетами, не требующих выхода лодок в Атлантику и дальние океанские районы, кажется нелогичным. Тем не менее в первые лет пять, когда строилась Островная и было туго с размещением экипажей, эта плабаза сыграла свою важную роль, в частности для К-465, К-460 и К-472.
В интернете довольно много материала по плавбазе "Иван Колышкин", за что большое спасибо авторам! Этим материалом я и воспользуюсь.

Плавбаза подводных лодок "Иван Колышкин", последняя в серии из семи плавбаз подводных лодок проекта 1886, разработанного КБ "Айсберг", главный конструктор И.Г. Коган.
Построена на Черноморском судостроительном заводе, г. Николаев, заводской № 690.
Водоизмещение полное 8310 т
Длина максимальная 144.8 м, ширина 18.1 м, осадка 5.96 м.
ГЭУ дизель-электрическая. Включала два главных дизельгенератора мощностью по 1470 кВт, два главных (гребных) электродвигателя ПГ-112, два винта фиксированного шага. Общая мощность ГЭУ составляла 4000 л. с.
Электростанция включала 4 дизельгенератора по 500кВт и 2 дизельгенератора по 300 кВт.
Скорость полного хода 16 узлов, дальность плавания 5000 морских миль на скорости 13 узлов. Автономность 40 суток.
Экипаж 250 человек, в том числе 18 офицеров, 42 мичмана.
Особенностью плавбазы "Иван Колышкин" было ангарное размещение корабельного вертолёта К-25ПС. Для этого в районе шкафута был установлен большой ангар, вертолёт в него закатывался и выкатывался из него вручную.
На плавбазах проекта 1886 более ранней постройки ангара не было, вертолёт размещался на площадке.

Плавбаза "Иван Колышкин" была заложена 9 августа 1971 г., спущена на воду 30 марта 1972 г.
Интересно, что всего через пять дней после спуска на воду плавбазы "Иван Колышкин", а именно 4 апреля 1972 года, был создан наш экипаж, К-460, и начато его формирование. И ведь в Главном штабе ВМФ в то время были люди, которое это всё планировали, координировали, контролировали и видели всю картину целиком!
Хотелось бы познакомиться с их рассказами, но видимо этому уже не сбыться.

Первый экипаж плавбазы "Иван Колышкин" был сформирован летом 1972 г. на Северном флоте. То есть в отличие от нашей лодки, которую выводил из цеха экипаж, плавбаза уже была на воде и достраивалась у достроечной стенки, а её экипаж только формировался.
Из Мурманска в г.Николаев ехали на поезде. После прибытия экипаж заселился на корабль, принял его и 5 декабря 1972 г. на нём торжественно подняли Военно-Морской Флаг.
Фото из архива архива Колокуцкого Игоря Петровича и Колокуцкого Сергея Игоревича сохранили для истории это событие, я с удовольствием помещаю эти фото и здесь.
Черноморский судостроительный завод, 5 декабря 1972 г.

Командир корабля капитан 3 ранга А.М. Коряк принимает доклад старшего помощника капитан-лейтенанта В.Е. Ящука о построении экипажа.

Торжественный подъем Военно-Морского Флага на плавбазе "Иван Колышкин" 5 декабря 1972 г.
Слева направо: командир 181 брск капитан 1 ранга С.М. Савицкий, начальник политотдела 181 брск капитан 1 ранга Б.М. Оболенский,
командир корабля капитан 3 ранга А.М. Коряк.

Не знаю, был ли после спуска корабля на воду поднят Государственный флаг СССР, как у нас, и спускали ли его с подъёмом Военно-Морского Флага, но в целом церемония была похоже на нашу, судя по фото. Отличие от нашей церемонии было в том, что на плавбазе был горнист-сигнальщик, поэтому во время церемонии и в последующем подавались также и сигналы горном.

Весной 1973 года экипаж плавбазы провел ходовые испытания корабля и перешел в Севастополь, по другим данным в Новороссийск.
Там отработал и сдал курсовые задачи и прошел подготовку к переходу на Северный флот, совмещённый с боевой службой в Средиземном море.
Летом 1973 г. плавбаза "Иван Колышкин" вышла из Севастополя в Средиземное море. Боевая служба. Выполнены заходы в Египет, Алжир. Далее переход через Атлантику в Гремиху.
Осенью 1973 г., когда наш экипаж, К-460, стажировался в Гаджиево, плавбаза "Иван Колышкин" прибыла в Гремиху и была включена в состав 17 дпл. И в это же время в составе 17 дивизии была также 162 брпл в составе десяти дизельных лодок проекта 611. Тоже ниточка связи с нашими лодками, т.к. именно лодки проекта 611 стали первыми ракетными лодками с баллистическими ракетами!
Правда, одновременное нахождение плавбазы "Иван Колышкин" и лодок проекта 611 в 17 дивизии было невелико, т.к. 162 брпл осенью 1973 года была переведена в Линахамари и переформирована в 42 брпл.
Однако тем ценнее это фото - пбс "Иван Колышкин" и пл проекта 611 в Гремихе, 1973 год.


С большой уверенностью можно сказать, что это лодка Б-82, одна из немногих боеспособных лодок 162 брпл того периода. В ноябре 1972 года она выполнила боевую службу в южной части Норвежского моря и Северной Атлантике и это была одна из немногих боевых служб лодок проекта 611 из Гремихи.
Много позже я узнал, что мой однокашник по училищу Кондратьев Валерий Алексеевич, будучи командиром ЭНГ пла К-11, был прикомандирован на Б-82 на боевую службу.
Его воспоминания о том походе можно охарактеризовать, как то, что вот это и есть настоящая подводная служба!

В составе 17 дпл "Иван Колышкин" был целый год. С образованием 41 дпл 1 ноября 1973 г., плавбаза была включена в её состав.

Плавбаза "Иван Колышкин" имела довольно мощное артиллерийское вооружение, а также единственная из плавбаз проекта 1886, авиационный комплекс постоянного базирования вертолёта Ка-25. В кормовой части был размещён ангар и вертолётная площадка.

В интернете ходят сведения, что плавбаза проекта 1886 могла обеспечить две подводные лодки проекта 629 или проекта 651 или атомную подводную лодку 1-го поколения. Но это если и верно, то для первых плавбаз этого проекта.
Пбс "Иван Колышкин" смогла разместить и обеспечить три экипажа атомоходов второго поколения.
На плавбазах проекта 1886 могли храниться 44 торпеды калибра 533 и 400-мм. Они имели барокамеру, в составе экипажа были водолазы.
На плавбазе была ремонтная мастерская.
Для обеспечения зарядки АБ пл на корабле были установлены обратимые преобразователи.
Для обеспечения радиационной безопасности атомных подводных лодок на плавбазе был санпропускник с отдельным выходом и трапом, а значит и средства радиационного контроля и первичной дезактивации.

Таким образом, моё раннее мнение о плавбазах подводных лодок позднее пришлось изменить.
Плавбаза - это не плавказарма, а большой и мощный корабль, способный и обогреть подводников, и накормить их, и поддержать работоспособность механизмов и оборудования лодок, и провести необходимый ремонт, в том числе подводной части. При необходимости и подлечить подводников, и просто поднять им настроение и тонус.

С плавбазой "Иван Колышкин" мне пришлось близко поработать ещё дважды.
Летом 1978 года штаб 41 дпл спланировал выход пбс "Иван Колышкин" на отработку курсовой задачи из Гремихи. Кто был старшим походного штаба не помню.
Штурмана корабля почему то не было. Флагманский штурман 41 дпл Н.И. Неупокоев прикомандировал в качестве штурмана плавбазы капитан-лейтенанта В.А. Беребера, а флагманским штурманом на выход в море определил меня, тогда помощника флагманского штурмана 41 дпл. Вот так мы, штурмана К-460, снова соприкоснулись со знакомой плавбазой.
Командиром корабля был уже капитан 3 ранга М.И. Демченко. Он мне запомнился, как несколько стеснительный, но уверенный командир.
Не буду описывать тот выход подробно, скажу только, что корабль мне понравился. Хорошо управляемый, ходкий. Штурманская рубка имеет хороший доступ и на мостик, и на крылья мостика с пеленгаторными репитерами. Экипаж в целом был отработанным, задачу сдал.

И ещё один эпизод в пбс "Иван Колышкин". Летом 1988 года корабль уже входил в Кольскую флотилию, но стоял после ремонта в Севастополе, готовился на боевую службу в Персидский залив.
Я, тогда заместитель Главного штурмана СФ, в составе группы штаба флота прилетел в Севастополь. Мы проверили пбс "Иван Колышкин" на готовность к боевой службе и такр "Баку" на готовность к переходу на Северный флот. Были какие-то замечания по обоим кораблям по моей части, и я был оставлен на неделю в Севастополе.
Эта неделя позволила более спокойно и тщательно познакомиться как с кораблями, так и людьми. Насколько было можно, оказал им помощь в решении некоторых вопросов со Штабом Черноморского флота. После чего проводил "Иван Колышкин" в поход и убыл в Североморск.

Вот такие дела связывали К-460 и меня с плавбазой "Иван Колышкин".
А тогда, в 1974 году, он был нашим домом и терпеливо дожидался, когда мы уходили с него на свои лодки или уходили в море.

Честь и хвала морякам плавбаз и конкретно пбс "Иван Колышкин".
Большое спасибо им от подводника за службу!

Описание нашего проживания на плавбазе "Иван Колышкин", а также выходе на ней в море и заключительном этапе её службы в Полярном я написал в своих воспоминаниях в разделе МЕМУАРЫ сайта.


Dидеофильм, посвященный пб "Иван Колышкин":



Штаб 41 дпл
К-279
К-447
К-450
К-385
К-457
К-465
К-460
К-472
К-475
К-171
К-145
К-102
К-118
Колышкин
Амга
ПКЗ
 
[an error occurred while processing this directive]