[an error occurred while processing this directive] К-145
К-145, лодка и экипажи

Здесь размещена информация о лодке К-145 проекта 701, единственной данного проекта.
И вместе с лодками К-102 и К-118 сыгравшей большую роль в появлении ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29, а также лодок проектов 667Б и 667БД и вообще нашей 41 дивизии.
Информация из воспоминаний членов экипажа, офицеров штаба дивизии, открытой литературы и интернета.


Атомная ракетная подводная лодка К-145, проекта 658

Подводная лодка проекта 658, заводской № 906, шестая в серии постройки Завода № 402, Северодвинск.
Всего на Заводе № 402, будущем Севмашпредприятии, было построено 8 подводных лодок проекта 658.

После развертывания проектирования и строительства подводных лодок проекта В611 и АВ611 с двумя ракетами Р-11ФМ, переделываемых из торпедных лодок проекта 611, было принято решение построить серию подводных лодок с баллистическимим ракетами, специально спроектированных под большое количество баллистических ракет.
В это же время к январю 1953 года в НИИхиммаше были разработаны проекты ядерной ГЭУ в двух вариантах - ВМ, с водо-водяным замедлителем-теплоносителем, и БМ, с бериллиевым жидкометаллическим замедлителем-теплоносителем. Проекты ядерных ГЭУ включали также и проекты подводных лодок под эти ГЭУ.
Поэтому 26 января 1954 г. было издано Постановление Совета Министров СССР, которым предусматривалось создание двух проектов подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами - дизельной и атомной.
Проект дизельной ракетной лодки предписывалось разработать ЦКБ-16, главный конструктор Н.Н. Исанин.
Проект атомной ракетной лодки предписывалось разработать СКБ-143, главный конструктор В.Н. Перегудов.

В мае 1954 г. Главным управлением кораблестроения ВМФ (ГУК ВМФ) было выдано ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку проекта дизель-электрической подводной лодки специальной постройки, оснащённой баллистическими ракетами. Проект получил номер 629.
Тогда же ГУК ВМФ выдал СКБ-143 тактико-техническое задание на разработку проекта атомной ракетной подводной лодки, проект получил номер 658.
Обе подводные лодки должны были иметь в составе ракетного комплекса по четыре ракеты Р-11ФМ с дальностью стрельбы до 250 км. Подводная лодка проекта 629 должна быть разработана на основе и с максимальной унификацией со строящимися большими подводными лодками проекта 641, а атомная лодка проекта 658 - на основе и с максимальной унификацией разрабатываемой пла проекта 627.
Обе подводные лодки должны быть вооружены ракетным комплексом Д-1, но с четырьмя ракетами Р-11ФМ с дальностью стрельбы до 250 км в обычном снаряжении.

Главный конструктор СКБ-143 В.Н. Перегудов в это время был занят разработкой первой атомной подводной лодки проекта 627, поэтому главный конструктор проекта 658 некоторое время не назначался, его обязанности исполнял главный инженер СКБ-143 Голосовский Пётр Зиновьевич.
Для ускорения разработки было решено эскизный проект 658 не выполнять, а сразу разрабатывать технический проект. Главным наблюдающим проекта от ВМФ назначен капитан 2 ранга К.И. Мартыненко.

К середине 1955 года ОКБ-1 НИИ-88 под руководством С.П. Королёва вышло с предложением разработать новую морскую баллистическую ракету с ядерной боевой частью и дальностью стрельбы до 600 км. После рассмотрения данного предложения вышло Постановление Совета Министров от 25 августа 1956 г. о начале работ по такой ракете.
Работы на первом этапе выполняло ОКБ-1 НИИ-88, а в марте 1956 г. они были переданы в новое специальное конструкторское бюро СКБ-385 под руководством В.П. Макеева.
К середине 1956 года работы по облику и конструкции ракеты были завершены, ей присвоен индекс Р-13. Габариты новой ракеты были существенно больше прежней Р-11ФМ - по длине на два метра, по диаметру на полметра и по весу более, чем в два раза. Поэтому в проекты 629 и 658 были внесены изменения - вместо четырёх ракет на них предписывалось установить по три ракеты Р-13.

В феврале 1956 г. главным конструктором проекта 658 был назначен Михайлов Игорь Борисович и под его руководством продолжалась разработка технического проекта 658.
1 августа 1956 г. В соответствии с Постановлением Министров СССР от 25 августа 1956 г. № 1601-892 работы по проекту 658 были переданы из CКБ-143 в ЦКБ-18 в связи со специализацией - первое конструкторское бюро стало разрабатывать многоцелевые подводные лодки, а второе - лодки с баллистическими ракетами. Главным конструктором проекта 658 назначен Ковалёв Сергей Никитич. Под его руководством технический проект 659 был завершён в первом квартале 1957 года.

Как уже упоминалось, по общей компоновке, составу главных и вспомогательных механизмов и общесудовых систем проект 658 был унифицирован с проектом 627.
Для размещения ракетного комплекса был добавлен ракетный, четвёртый отсек, по конструкции взятый от проекта 629. Прочный корпус отсека был сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих вертикальную «восьмерку». Между ними имелась распорная горизонтальная платформа, делившая отсек на верхнюю и нижнюю части.
Так же как на проекте 629 для проекта 658 была разработано большое ограждение рубки и ракетных шахт, имеющее обтекаемую форму и небольшой наклон передней части вперёд.
Учитывая, что старт ракет предусматривался в надводном положении, то носовую часть надстройки использовали от лодки проекта 641 для большей мореходности и уменьшения заливаемости.
В связи с этим в первом отсеке два нижних торпедных аппарата 533 мм заменили на два аппарата 400 мм, убрали все стеллажи для запасных торпед 533 мм и установили стеллажи для двух торпед 400 мм или средств ГПД.
В кормовом отсеке установили два 400 мм торпедных аппарата и стеллажи для четырёх запасных 400 мм торпед или средств ГПД.
Таким образом общее число торпед 533 мм на лодке составило шесть, все в аппаратах, и десять торпед 400 мм, из них 4 - в аппаратах и 6 - на стеллажах, две в первом и четыре в кормовом отсеке.
Такой подход к проектированию себя оправдал и уже в декабре 1956 г. технический проект 658 был представлен на утверждение.

Разработка полного комплекта чертежей была завершена в первом квартале 1958 г. и уже 17 октября 1958 г. на Заводе № 402 состоялась торжественная закладка первой лодки этого проекта – К-19, зав. № 901.

Основные тактико-технические данные подводной лодки проекта 658:
Длина 114.1 м.
Ширина 9.2 м.
Осадка средняя 7.3 м.
Водоизмещение лодок проекта 629:
- надводное нормальное 4080 т;
- подводное 5300 т.
Скорость хода:
- полная надводная под ГТЗА 15 узлов;
- полная подводная под ГТЗА 26 узлов;
- подводная под ГЭД 6.1 узлов;
- надводная под ДГ и ГЭД 8 узлов.
Глубина погружения предельная 300 м
Дальность плавания:
- в надводном положении 16000 миль скоростью 8 узлов или 14000 миль скоростью 14.5 узлов;
- в подводном положении под РДП 12000 миль скоростью 7 узлов. Под электромоторами при максимальной скорости 12.5 узлов под водой лодка могла идти только один час, т.е. пройти 12.5 миль. При других скоростях дальность подводного плавания составляла от 12.5 до 300 миль. Наибольшая дальность подводного плавания составляла 300 миль при экономической скорости 2 узла.
Энергоустановка:
- тип: атомная
- тип ППУ: ВВР ВМ-А
- количество и мощность реакторов, кВт: 2 х 70000 кВт
- тип ПТУ: ГТЗА-601 (на 658М - или 60-Д?)
- количество и мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 17500 л.с.
- количество и мощность Турбогенераторов, кВт.: 2 х 1400 (типа ГПМ-21, навесные с приводом от турбины)
- количество и мощность ДГ, л.с.: 2 х 460 (типа ПГ117)
- количество и мощность ГЭД, л.с.: 2 х 450 (типа ПГ-116)
- количество валов: 2
- тип АБ, число групп АБ х число элементов: свинцово-кислотная 28СМ, 3 х 112
Автономность - 50 суток.
Экипаж 104 человек, в том числе 31 офицер.

Вооружение:
баллистические ракеты: 3 Р-13 комплекса Д-2 (проект 658)
533-мм носовые торпедные аппараты: 4
400-мм носовые торпедные аппараты: 2
400-мм кормовые торпедные аппараты: 2
общее число торпед: 4х533-мм и 12(8?)х400-мм

Атомная ракетная подводная лодка К-145 проекта 658 была зачислена в состав ВМФ 16 ноября 1960 г.
Командиром подводной лодки назначен капитан 2 ранга А.И. Гришечкин. Экипаж - войсковая часть 90490.
21 января 1961 г. подводная лодка К-145 заложена на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинске в цехе №50, лодке присвоен заводской № 906.
Ответственный сдатчик Н.В. Кирейчев, сдаточный механик Н.В. Пестов. Ведущий военпред капитан-лейтенант В.А. Брызгалин.
30 мая 1962 г. подводная лодка К-145 спущена на воду, поставлена к дебаркадеру.
С 11 июня по 4 октября 1962 г. проведены швартовные испытания, а 5 октября подводная лодка вышла в море.
С 5 по 10 октября 1962 г. прошла заводские ходовые испытания.
С 8 по 23 октября 1962 г. прошла Государственные испытания, председатель Государственной комиссии капитан 1 ранга Г.М. Васильев. Проводилась ли ракетная стрельба в ходе Государственных испытаний, неизвестно.
А 31 октября 1962 г. был подписан Акт приёмки корабля, подводная лодка К-145 вошла в состав ВМФ.

Вот такой была лодка К-145 проекта 658. Фото Севмашпредприятия на ходовых испытаниях.
Это и последующие фото из интернета.

14 ноября 1962 г. пларб К-145 включена в состав Северного флота и зачислена в 31 дпл 1 флпл СФ с базированием в Западной Лице.
В 1964 году командиром лодки К-145 назначен В.Ф.Крючков.
15 февраля 1965 г. 31 дпл выведена из 1 флпл и включена в состав 12 эскпл СФ с базированием в Гаджиево. Поэтому подводная лодка К-145 перебазировалась в составе дивизии в бухту Ягельная.

В 1963-1965 годах лодка отрабатывала задачи боевой подготовки. Выполняла ли она задачи боевой службы, неизвестно, но думается, что одну-две службы выполнила.


Атомная ракетная подводная лодка К-145, проекта 701

А в 1965 году в судьбе пларб К-145 произошел крутой поворот - принято решение переоборудовать её под ракетный комплекс Д-9 с ракетами Р-29 по проекту 701.

Предыстория этого вопроса такова.
Ещё в 1962 году руководством СССР были рассмотрены предложения по созданию межконтинентальной морской баллистической ракеты с большой дальностью стрельбы. И посещение Гремихи Н.С. Хрущёвым и Министром Обороны СССР Р.Я. Малиновким в июле 1962 г. было одним из элементов перспективного замысла по созданию арктических подводных ракетоносцев.
В 1963 году комиссия ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам по поручению ЦК КПСС рассмотрела вопрос о возможности создания комплекса баллистических ракет Д-9 для вооружения подводных лодок, существенно превышающих дальность действия ракет комплекса Д-5.
Особенностями этого комплекса были:
- срок хранения на подводных лодках в готовности к старту в течение двух – трёх лет;
- возможность старта не только из подводного, но и надводного положений;
- дальность полёта ракет до 8000 км;
- точность попадания в цель, обеспечивающая гарантированное поражение термоядерным боеприпасом.
Головным исполнителем работ по ракетному комплексу в целом было определено СКБ-385, главный конструктор В. П. Макеев.

В течение года были проведены исследования, выработаны варианты создания межконтинентальной ракеты и определён её облик.
22 сентября 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии предложения Министерства обороны СССР, Государственных комитетов СССР по оборонной технике, радиоэлектронике, судостроению и среднему машиностроению о проведении опытно-конструкторских работ по созданию ракетного комплекса Д-9 с баллистическими ракетами Р-29 межконтинентального действия.
При этом продолжались работы по двухступенчатой противокорабельной ракете Р-27К, наработки по которой использованы при разработке межконтинентальной двухступенчатой ракеты Р-29.
Таким образом, в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева в г. Миасс одновременно разрабатывались две морские двухступенчатые баллистические ракеты с управляемой второй ступенью. Приоритет в разработке был у Р-29, поэтому уже через год встал вопрос о подводной лодке для испытаний этих ракет.

Различные источники указывают на несколько подходов при выборе лодки для испытаний ракет Р-29 и Р-27К. Среди них были варианты использования одной из строящихся подводных лодок проекта 667А. При этом требовалась существенная переделка лодки и количество лодок в боевом составе уменьшалось на одну.
Рассматривались варианты переоборудования одной из действующих подводных лодок устаревающих проектов. В результате остановились на подводной лодке проекта 658, которые всё равно планировалось модернизировать по проекту 658М под ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21 с подводным стартом.
Возможно такому решению способствовало и то, что проект 658 разрабатывался ЦКБ-18 и главным конструктором на заключительном этапе был С.Н. Ковалёв. Проект переоборудования подводной лодки под ракетный комплекс Д-9 получил номер 701.
Некоторые источники утверждают, что изначально рассматривался вариант переоборудования всех подводных лодок проектов 658 и 629 под ракетный комплекс Д-9 и были выданы задания ЦКБ-16 и ЦКБ-18 на разработку проектов 601 и 701 соответственно ещё в 1964 году. Может быть и так, но работы ЦКБ-16 по проекту 601, развёрнутые только в 1967 году, ставят такое утверждение под сомнение.
В 1962 году на Севмашпредприятии были построены три подводные лодки проекта 658, заключительные в серии из восьми: в октябре К-145 зав. №906 и К-149 зав. №907, а в декабре К-178 зав.№908. Последняя из них планировалась на ТОФ и в сентябре 1963 года перешла с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики. К-33, вторая в серии, в 1963 году поставлена на модернизацию по проекту 658М и завершила её в 1964 году.
Подводная лодка К-19 проходила ремонт после аварии 4 июля 1961 г., ремонт продлился до 1964 года.
К-55, К-40 и К-16 были с отработанными экипажами и интенсивно несли боевую службу.
Поэтому две новые лодки, К-145 и К-149, в 1965 году, всего через два с половиной года после постройки, были отправлены обратно на Севмашпредприятие: К-149 для модернизации по проекту 658М, а К-145 - для переоборудования под ракетный комплекс Д-9 по проекту 701.

Ответственным сдатчиком заказа 906, он же К-145, был В.О. Рябков, сдаточным механиком М.Г. Калинин.
Во время переоборудования сменился командир лодки, В.Ф. Крючкова сменил капитан 1 ранга Ю.А. Илларионов.

Ракетный комплекс Д-9 ещё не был окончательно разработан. Такой большой срок разработки был обусловлен задержками в создании ракеты и наземных испытаний. Не был ещё испытан и принят на вооружение всеширотный навигационный комплекс "Тобол", поэтому для испытаний на подводной лодке К-145 был установлен всеширотный навигационный комплекс "Сигма-658" с приборами сопряжения с комплексом Д-9 и ракетной боевой управляющей системой (РБУС) "Альфа-1".
Основные работы по переоборудованию подводной лодки проекта 658 заключались в изготовлении фактически нового прочного корпуса и существенном изменении лёгкого корпуса.
Соответственно радикально изменялись системы погружения и всплытия, воздуха высокого, среднего и низкого давления, дифферентовочная и уравнительная системы, система срочного погружения. Для удержания подводной лодки в стартовом коридоре глубин при подводном старте ракет корпус лодки был дополнен цистернами системы удержания, а для обеспечения надводного старта была установлена система заполнения шахт водой.
Требовалось также существенно изменить помещения подводной лодки для нового навигационного комплекса, выдвижных устройств, гидроакустических станций, средств связи и других систем и приборов. В связи с увеличением численности экипажа требовалось не только увеличить количество спальных мест, предусмотреть размещение сдаточной команды и представителей промышленности на время испытаний, но и повысить эффективность воздухообеспечения в подводном положении, увеличить запасы воды и продовольствия.

Согласно рабочей конструкторского документации проекта 701 на подводной лодке К-145 вырезали ракетный отсек с прилегающими частями третьего и пятого отсеков. Вместо него изготовили новый блок прочного корпуса длиной 42 метра, который включал два новых ракетных отсека и примыкающие части третьего и пятого отсеков. Новый блок соединили с носовой и кормовой частями подводной лодки К-145, в результате чего был сформирован новый облик подводной лодки. Поэтому правильнее говорить не о модернизации проекта 658, а о переоборудовании лодки по проекту 701. В ходе работы был проведён ремонт основного оборудования, заменены парогенераторы на новые.
Основные корпусные работы были завершены в течение двух лет и видимо в 1967 году подводная лодка проекта 701 была спущена на воду. Это можно предположить на основании некоторых источников, приводящих степень готовности заказа 906 в 1967 году равной 90.5%. Затем до декабря 1970 года подводная лодка находилась у дебаркадера СМП, на ней проводились работы по установке оборудования ракетного комплекса Д-9, наземные испытания которого задерживались.
Для ускорения подготовки подводной лодки К-145 к испытаниям, в декабре 1970 г. она была переведена в Губу Оленья, Поставки оборудования и его настройка, парные стыковки комплекса Д-9, сопряжение навигационного комплекса "Сигма-658" с ракетным комплексом Д-9 и укороченным временным вариантом РБУС "Альфа-1" (применяется также обозначение АКЦВС "Альфа-701") продолжались до 25 марта г. Для испытательных стрельб был подготовлен не весь комплекс Д-9 с шестью шахтами, а его вариант с двумя шахтами, ещё четыре не были задействованы. После проведения швартовных испытаний К-145 вышла в Баренцево море море для испытаний как подводной лодки, так и испытательного варианта ракетного комплекса Д-9 с двумя рабочими шахтами.

Пока испытывали лодку в Баренцевом море в апреле 1971 г. был изготовлен штатный комплект РБУС "Альфа-1", монтаж которого в Губе Оленья был невозможен. Кроме того, на полигоне в Нёноксе продолжались испытания ракеты Р-29, которые планировали завершить только к декабрю и которые требовали подводную лодку в Северодвинске.
Поэтому как только Белое море осбободилось ото льда, К-145 была возвращена в Северодвинск на Севмашпредприятие.
С мая по декабрь 1971 г. на корабле смонтировали штатный комплект РБУС "Альфа-1", ввели в действие все ракетные шахты и провели швартовные испытания. Подводная лодка К-145 была готова к выходу в море и началу совместных лётных испытаний ракет Р-29.
20 декабря 1971 г. на подводную лодку загрузили первую ракету Р-29 и после проверок лодка вышла в Белое море, которое уже было покрыто льдом. Поэтому стрелять было решено из надводного положения.

25 декабря 1971 г. подводная лодка К-145 произвела первый пуск ракеты Р-29. Пуск был успешным и явился не только первым, но и первым надводным, что открыло путь к созданию арктических подводных ракетоносцев!
Продолжение испытаний ракет Р-29 в Белом море уже было невозможным, поэтому подводная лодка К-145 перешла в Губу Оленья и до конца мая 1972 года на ней продолжили совместные лётные испытания ракеты Р-29 в Баренцевом море.
27 мая 1972 г. во время пятого пуска в процессе предстартовой подготовки на глубине 40 метров из-за "передува" топливного бака первой ступени произошло разрушение соединительного днища баков, топливо и окислитель смешались. Благодаря реакции и действиям руководиделя стрельбы, командира лодки, ракетчиков и БЧ-5 лодку удалось быстро поднять на поверхность и при открытии крышки аварийной шахты ракета взорвалась.
Поэтому К-145 была возвращена на Севмашпредприятие и до 3 августа 1972 г. её отремонтировали. Ответственным сдатчиком на этом этапе был В.В. Стадницкий, сдаточным механиком остался М.Г. Калинин.
Испытания ракетного комплекса Д-9 было решено продолжить на подводной лодке К-118 проекта 601, а К-145 после ремонта, вышла в море и 21 августа 1972 г. с неё был успешно выполнен шестой пуск ракеты Р-29.
В связи с успешными испытаниями на подводной лодке К-118 и отработанностью её экипажа, было решено испытания ракет Р-29 на К-145 завершить, лодку поставили на ССЗ "Звездочка" и переоборудовали её в боевую. Сняли всё оборудование для обеспечения испытаний, установили ВБАУ "Параван" и другое оборудование для использования лодки боевым соединением ВМФ. Переоборудование продолжалось до конца 1976 года.

В конце 1976 года подводная лодка К-145 успешно прошла швартовные и ходовые заводские испытания, а в декабре 1976 г. - Государственные испытания.
19 декабря 1976 г. был подписан Акт Государственной приёмки, подводная лодка К-145 принята в состав ВМФ и включена в состав 18 дпл 11 флпл СФ, т.к. в мае 1976 года 18 дпл была передана из 3 флпл в 11 флпл СФ, командир дивизмм контр-адмирал Зембовский Евгений Иванович.
В декабре 1976 г. подводная лодка К-145 пришла из Северодвинска в Гремиху.

Вместе с 18 дпл в Гремиху была переведена ПКЗ-17 проекта 688, стояла у 23 пирса. Возможно на ней размещался штаб 18 дивизии и экипажи трёх подводных лодок.
Примерно в это же время в Гремиху была переведена ПКЗ-16 проекта 688, она имела имя "Вилия". На ней размещались экипажи К-145 и позднее К-118.

В 1977-1978 годах подводная лодка К-145 несла боевое дежурство и отрабатывала задачи боевой подготовки в базе и в море. Была ли ей назначена ракетная готовность к стрельбе от пирса - неизвестно.
В 1979 году с марта по июнь на К-145 произведена перезарядка активных зон реакторов. И после этого в конце 1979 и в 1980 годах К-145 выполнила две боевые службы.

В мае 1981 г. 18 дивизия подводных лодок была включена в состав 1 флпл СФ, поэтому она была перебазирована в Губу Нерпичья. Подводные лодки К-145 и К-118 оставлены в Гремихе и включены в состав 41 дпл, где и находились до списания.
В 1984-1989 годах К-145 отрабатывала задачи боевой подготовки и несла боевое дежурство в базе в готовности к стрельбе от пирса.

14 марта 1989 г. подводная лодка К-145 была выведена из боевого состава ВМФ и до 2002 года находилась в Гремихе в отстое.
В 2002 году по некоторым данным отбуксирована на СРЗ-35 в Росте, где разделана на металлолом. Где и когда выгружены активные зоны реакторов, неизвестно. Возможно, что все работы проводились не на СРЗ-35, а на СРЗ-10 в Полярном.

Командир подводной лодки К-145
капитан 2 ранга Гришечкин А.И. (1960-1964)
капитан 1 ранга Крючков В.Ф. (1964-1966 ?)
капитан 1 ранга Илларионов Ю.А. (1966-1975 ?)
Петрович (1975-1977)
Капитан 1 ранга Синяков Владимир Иванович (30.06.1982-17.11.1988)

Старший помощник командира подводной лодки К-145
Безруков Константин Фабианович
Алексеев Сергей

Основные тактико-технические данные подводной лодки проекта 701
Водоизмещение надводное 4 039 т
Водоизмещение подводное 5 300 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 143,6 м (?)
Ширина корпуса наиб. 9,2 м
Средняя осадка (по КВЛ) 7,68 м
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 26 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 104-114 человек
два водо-водяных атомных реактора ВМ-А по 70 МВт

Вооружение
Ракетный комплекс Д-9 с шестью ракетами Р-29.

Минно-торпедное
Носовые ТА: 4 x 533 мм (торпеды СЭТ-65, 53-65К), 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.
Кормовые ТА: 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.

Схема подводной лодки проекта 701

К-145 проекта 701 в море. Ещё без ВБАУ "Параван", значит на испытаниях.

К-145 проекта 701 в Гремихе, в боевом варианте. Хорошо видна надстройка ВБАУ "Параван", за ракетной надстройкой.

К-145 проекта 701 в Гремихе, в боевом варианте. Стоит у пирса №20 или №21 левым бортом. Правым бортом за ней видна К-118 проекта 601.


Для возврата на страницу 41 дивизия нажмите здесь



Штаб 41 дпл
К-279
К-447
К-450
К-385
К-457
К-465
К-460
К-472
К-475
К-171
К-145
К-102
К-118
Колышкин
Амга
ПКЗ
 
[an error occurred while processing this directive]