Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
МЕМУАРЫ

Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460

Часть 9.3. Гремиха, июль-декабрь 1976 года
Вторая боевая служба. Послепоходовый отдых

Как и после первой боевой службы сразу начался период отчетов и подготовки к сдаче лодки. Дело было уже привычное, поэтому шло сноровисто и без особых проблем.
Сменяющему экипажу было сказано про ремонт перископа и пожелание вообще заменить МГН, механизм горизонтального наведения. Кроме того, было известно, что они поведут нашу лодку в ремонт на СРЗ-10, в Полярный. Т.е. в Пала-губу. И тоже будут проходить эту сложную узкость минимум дважды.
Для меня дело было уже знакомое, поэтому принимающему штурману Володе Маркину, моему однокласснику, не особо и сочувствовал, ему тоже нужно приобрести опыт. Разве что дал пару советов, да показал свои планшеты узкости и зарисовки.
И ещё ему предстояло заменить наши родные, но устаревшие радионавигационные системы, на новый радионавигационный комплекс КПФ-3К.
Как он будет выглядеть в нашей штурманской рубке, мы не знали, но попросили Володю не сильно её курочить, нашу уютную штурманскую рубку.
С тем и уехали.

Как в прошлый раз, нам предстоял послепоходовый отдых в Горках Рогачёвских для офицеров и мичманов и под Ригой для личного состава. А после отдыха разъезжались в отпуск, в том числе и матросы и старшины, поощрённые отпуском, а остальные возвращались в Гремиху.
Отпускные оформлялись как единый документ на период в Доме отдыха и последующий отпуск. Поэтому получалась внушительная продолжительность.
Например, у меня она составила 92 суток. Это запомнилось по реакции дежурного офицера в комендатуре Талды-Кургана. Как положено я пришел в комендатуру для регистрации прибытия в отпуск. Дежурный капитан взял мой отпускной билет, начал обыденно заполнять свой журнал по графам из отпускного и вот дошел до графы срока отпуска.
По-моему, он поначалу не поверил, когда прочел - 92 суток. Потому что как-то заелозил, задержался, вчитался. Спрашивает - 92 суток?
Да, - отвечаю.
Но-р-мально, - протягивает капитан, - А где же ты служишь?
В Мурманске, - отвечаю.
Ещё раз поглядел капитан, помолчал, понял, что спрашивать более бесполезно и продолжил запись в журнале. Поставил штамп на отпускной, отдал его мне, а на лице написано - везёт же людям!
Я уже знал, что военные в Талды-Кургане, волею судьбы заброшенные в нашу тьму-таракань на советско-китайскую границу, считают его чуть ли не ссылкой. И моих родственников спрашивали - ну мы-то по долгу службы тут, а вы-то что тут делаете? Как тут можно жить?
А вот можно. От Москвы далековато, зато горы, воздух чистый и бараны с коровами кругом. Пшеница, сахарная свекла и много ещё чего растёт.
Но это так, лирическое отступление.

А тогда, в декабре 1976 г. мы получили отпускные и убыли в Москву, в Горки Рогачёвские.
Экипажем ехать не планировалось, каждая семья добиралась своим путём и по своему маршруту.
Прилетели из Мурманска в Шереметьево, мы и Даниловы. Дело было перед Новым Годом, уже поздний вечер, темно, зима. Выпускали тогда пассажиров из Мурманска через здание старого аэровокзала, как показали наши поздние исследования - международный аэровокзал. Это были последние его дни, к Новому 1977 году он был закрыт, здание разобрано, а на его месте построен новый аэровокзал к Олимпиаде-80, известный как Шереметьево-2.
Ночью он очень красиво смотрелся. Очень украшал местность чистый белый снег в лучах фонарей.

Аэропорт Шереметьево старый.
Шереметьево старый

Вышли на площадь, слева и справа лес, автобусов нет, такси нет. Слева подальше у леса видны несколько "Жигулей" и "Москвичей". Посовещались и решили кого-то из них уговорить отвезти нас в Горки Рогачёвские. Одного уговорить удалось, правда за двойную цену.
Загрузил он нас шестерых - четырёх взрослых и двух детей, а также багаж в свой Жигуль и повёз по зимней ночной дороге в Дмитровский район.
По пути водитель спросил, а куда конкретно везти? Мы и так, и эдак иносказательно - в Дом отдыха, покажем там.
А он и говорит - это где подводники отдыхают? А-а, всё понятно, знаю.
Часа через полтора привёз к проходной. сказал там что-то вроде, подводников везу, и подъехал прямо к административному корпусу!
Никакой скрытности! Подумалось, что предыдущие наши коллеги настоящие болтуны. А с другой стороны нам они упростили прибытие на отдых. Диалектика!
Было уже около полуночи или даже первый час ночи. Дежурный врач нас оформила, определила располагаться в соседнем корпусе, там уже наши жили.
Нам и Даниловым, да и всем семейным, выделили по отдельной палате. Причём наша была четырёх или пятиместной, но поселили нас одних - муж, жена и дитё. Очень душевные люди!
Сестра или нянечка попросила только кровати не сдвигать вместе, а то ей убирать неудобно и потом раздвигать тяжело.
Но разве молодых это остановит? Конечно сдвинули две кровати, получилась одна большая. А сыночка уложили на отдельную, ему там было просторно и уютно. Уставший с дороги сразу и уснул.
Нянечка или сестра потом побурчала про сдвинутые кровати, но душой понимала, что молодость не победить, все кровати сдвигают.
Их мы при отъезде снова раздвинули, на свои места поставили. А с приборкой как-то выкрутились, может и сами пол мыли, уже не помню.

Через несколько дней встретили Новый, 1977 год. Столы, гулянья, песни, танцы. Про детей не забывали.
Горки Рогачевские. Новый 1977 год. Дети старый

Гуляли весело!
Горки Рогачевские. Новый 1977 год. Танцы

В остальном же послепоходовый отдых был как и предыдущий. Меньше ездили на экскурсии, т.к. холодно, да и видели уже многое.
Лыжи, прогулки по лесу, хорошее питание, просмотр телевизора коллективный. На каждом этаже в вестибюле был чёрно-белый телевизор, обычно у него собирались.
Запомнился просмотр фильма "Ирония судьбы или с лёгким паром". Хотя он был снят в 1975 году и впервые показан по телевизору 1 января 1976 года, я о нём не знал, т.к. тот Новый Год мы встретили под водой. Но из наших жён кто-то его видел и в новогоднюю неделю 1977 года, когда он был снова показан, мы уже знали, что фильм отличный и его нужно посмотреть.
Посмотрели и не пожалели. С тех пор последние 30 лет смотрим почти каждый год, по традиции.
Через 24 дня наш послепоходовый отдых и восстановление закончились, заключительное обследование и вперёд, в отпуск.
Мы снова полетели в Талды-Курган, где встретили весну и затем вернулись в свою родную уже Гремиху..


Следующая страница. Часть 10.1. Гремиха, апрель-ноябрь 1977 года. Третья боевая служба. Подготовка
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460

Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460


Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь