Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460
Часть 9.3. Гремиха, июль-декабрь 1976 года
Вторая боевая служба. Послепоходовый отдых
Как и после первой боевой службы сразу начался период отчетов и подготовки к сдаче лодки. Дело было уже привычное, поэтому шло сноровисто
и без особых проблем.
Сменяющему экипажу было сказано про ремонт перископа и пожелание вообще заменить МГН, механизм горизонтального наведения. Кроме того,
было известно, что они поведут нашу лодку в ремонт на СРЗ-10, в Полярный. Т.е. в Пала-губу. И тоже будут проходить эту сложную узкость минимум дважды.
Для меня дело было уже знакомое, поэтому принимающему штурману Володе Маркину, моему однокласснику, не особо и сочувствовал, ему тоже нужно
приобрести опыт. Разве что дал пару советов, да показал свои планшеты узкости и зарисовки.
И ещё ему предстояло заменить наши родные, но устаревшие радионавигационные системы, на новый радионавигационный комплекс КПФ-3К.
Как он будет выглядеть в нашей штурманской рубке, мы не знали, но попросили Володю не сильно её курочить, нашу уютную штурманскую рубку.
С тем и уехали.
Как в прошлый раз, нам предстоял послепоходовый отдых в Горках Рогачёвских для офицеров и мичманов и под Ригой для личного состава.
А после отдыха разъезжались в отпуск, в том числе и матросы и старшины, поощрённые отпуском, а остальные возвращались в Гремиху.
Отпускные оформлялись как единый документ на период в Доме отдыха и последующий отпуск. Поэтому получалась внушительная продолжительность.
Например, у меня она составила 92 суток. Это запомнилось по реакции дежурного офицера в комендатуре Талды-Кургана. Как положено я пришел
в комендатуру для регистрации прибытия в отпуск. Дежурный капитан взял мой отпускной билет, начал обыденно заполнять свой журнал по графам
из отпускного и вот дошел до графы срока отпуска.
По-моему, он поначалу не поверил, когда прочел - 92 суток. Потому что как-то заелозил, задержался, вчитался. Спрашивает - 92 суток?
Да, - отвечаю.
Но-р-мально, - протягивает капитан, - А где же ты служишь?
В Мурманске, - отвечаю.
Ещё раз поглядел капитан, помолчал, понял, что спрашивать более бесполезно и продолжил запись в журнале. Поставил штамп на отпускной,
отдал его мне, а на лице написано - везёт же людям!
Я уже знал, что военные в Талды-Кургане, волею судьбы заброшенные в нашу тьму-таракань на советско-китайскую границу, считают его чуть ли
не ссылкой. И моих родственников спрашивали - ну мы-то по долгу службы тут, а вы-то что тут делаете? Как тут можно жить?
А вот можно. От Москвы далековато, зато горы, воздух чистый и бараны с коровами кругом. Пшеница, сахарная свекла и много ещё чего растёт.
Но это так, лирическое отступление.
А тогда, в декабре 1976 г. мы получили отпускные и убыли в Москву, в Горки Рогачёвские.
Экипажем ехать не планировалось, каждая семья добиралась своим путём и по своему маршруту.
Прилетели из Мурманска в Шереметьево, мы и Даниловы. Дело было перед Новым Годом, уже поздний вечер, темно, зима. Выпускали тогда пассажиров
из Мурманска через здание старого аэровокзала, как показали наши поздние исследования - международный аэровокзал. Это были последние его дни,
к Новому 1977 году он был закрыт, здание разобрано, а на его месте построен новый аэровокзал к Олимпиаде-80, известный как Шереметьево-2.
Ночью он очень красиво смотрелся. Очень украшал местность чистый белый снег в лучах фонарей.
Аэропорт Шереметьево старый.
Вышли на площадь, слева и справа лес, автобусов нет, такси нет. Слева подальше у леса видны несколько "Жигулей" и "Москвичей".
Посовещались и решили кого-то из них уговорить отвезти нас в Горки Рогачёвские. Одного уговорить удалось, правда за двойную цену.
Загрузил он нас шестерых - четырёх взрослых и двух детей, а также багаж в свой Жигуль и повёз по зимней ночной дороге в Дмитровский район.
По пути водитель спросил, а куда конкретно везти? Мы и так, и эдак иносказательно - в Дом отдыха, покажем там.
А он и говорит - это где подводники отдыхают? А-а, всё понятно, знаю.
Часа через полтора привёз к проходной. сказал там что-то вроде, подводников везу, и подъехал прямо к административному корпусу!
Никакой скрытности! Подумалось, что предыдущие наши коллеги настоящие болтуны. А с другой стороны нам они упростили прибытие на отдых. Диалектика!
Было уже около полуночи или даже первый час ночи. Дежурный врач нас оформила, определила располагаться в соседнем корпусе, там уже наши жили.
Нам и Даниловым, да и всем семейным, выделили по отдельной палате. Причём наша была четырёх или пятиместной, но поселили нас одних
- муж, жена и дитё. Очень душевные люди!
Сестра или нянечка попросила только кровати не сдвигать вместе, а то ей убирать неудобно и потом раздвигать тяжело.
Но разве молодых это остановит? Конечно сдвинули две кровати, получилась одна большая. А сыночка уложили на отдельную, ему там было просторно
и уютно. Уставший с дороги сразу и уснул.
Нянечка или сестра потом побурчала про сдвинутые кровати, но душой понимала, что молодость не победить, все кровати сдвигают.
Их мы при отъезде снова раздвинули, на свои места поставили. А с приборкой как-то выкрутились, может и сами пол мыли, уже не помню.
Через несколько дней встретили Новый, 1977 год. Столы, гулянья, песни, танцы. Про детей не забывали.
Гуляли весело!
В остальном же послепоходовый отдых был как и предыдущий. Меньше ездили на экскурсии, т.к. холодно, да и видели уже многое.
Лыжи, прогулки по лесу, хорошее питание, просмотр телевизора коллективный. На каждом этаже в вестибюле был чёрно-белый телевизор,
обычно у него собирались.
Запомнился просмотр фильма "Ирония судьбы или с лёгким паром". Хотя он был снят в 1975 году и впервые показан по телевизору 1 января 1976 года,
я о нём не знал, т.к. тот Новый Год мы встретили под водой. Но из наших жён кто-то его видел и в новогоднюю неделю 1977 года,
когда он был снова показан, мы уже знали, что фильм отличный и его нужно посмотреть.
Посмотрели и не пожалели. С тех пор последние 30 лет смотрим почти каждый год, по традиции.
Через 24 дня наш послепоходовый отдых и восстановление закончились, заключительное обследование и вперёд, в отпуск.
Мы снова полетели в Талды-Курган, где встретили весну и затем вернулись в свою родную уже Гремиху..
Следующая страница. Часть 10.1. Гремиха, апрель-ноябрь 1977 года.
Третья боевая служба. Подготовка
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь