Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460
Часть 10.1. Гремиха, апрель-ноябрь 1977 года
Третья боевая служба. Подготовка
В конце марта-апреле 1977 года мы съехались из отпуска в Гремиху. В казарме безлошадными нам не дали посидеть, сразу впрягли в службу.
Штаб 41 дпл, закрывая окна в деятельности лодок, спланировал нам кратковременное держание не нашей лодки. Наша была ещё в ремонте,
а экипажу К-465 нужно было убывать в отпуск. Второй экипаж прибывал несколько позднее. Свободными на этот короткий период были только мы,
вот нам и приказано было принять К-465.
Народ, конечно, воспринял это известие без энтузиазма, но задача была просто подержать лодку пару недель, затем её сдать и принять уже свою,
К-460. Ну ладно, приказ есть приказ, подержим.
Быстро приняли К-465, но я лично стал подозревать что-то нехорошее. Для БЧ-1 и взаимодействующих служб, по крайней мере. Оказалось,
что радиосекстан "Снегирь" требует ремонта, и не простого, а со сменой головной части. Ничего себе!
Единственное успокаивало, что на момент приёма К-465 было ещё неясно, привезут ли новую головную часть, решался вопрос прибытия бригады и т.д.
Известный нам и уже очень хороший мой знакомый ещё по Северодвинску Андрей Раевский, руководитель группы технического надзора и работ по замене
головной части, как мог успокаивал меня, надеясь на то, что ремонт будет проводить экипаж К-465, который и пойдёт на ней в море.
И вот очень быстро настал день, когда стало ясно, что работы придётся выполнять нам и конкретно мне. Как я ругался тогда!
Задавал флагманам вопрос, почему я должен заниматься ремонтом чужой подводной лодки? Но дело не требовало отлагательств.
Организацию ремонта возглавил помощник флагманского штурмана 11 флпл капитан 2 ранга Э.В. Ларионов, который был мне хорошо знаком
и который вводил нас в первую линию после постройки. Наши же флагмана, 41 дпл, были в море и обязанности флагманского штурмана исполнял
кто-то из лодочных штурманов.
Ларионов успокоил меня, довёл всю информацию, согласовал работы с командиром лодки В.М. Сергеевым, тылом флотилии, гидрографией
и другими службами все вопросы. В свою очередь я организовывал действия БЧ-1 под контролем БЧ-5 и командования лодки, инструктировал,
контролировал допуск гражданских лиц на лодку и другое.
Младшие штурмана Игорь Бондарев и Александр Лащенко чуть ли не ночевали на лодке для выполнения всех подготовительных работ.
Наконец было всё готово. Головную часть радиосекстана доставили на ПРЗ-165 (плавучий ремонтный завод), бригада подготовила её к монтажу.
И удачно, что в этот день помощником оперативного дежурного заступил Э.В. Ларионов, поэтому он непосредственно руководил всеми силами и связь
с ним была постоянной. И погода была хорошая, почти безветренная.
По его команде на пирс к лодке прибыл автокран, приготовился к работе. Сюда же пришел буксир, забрал бригаду и меня и мы пошли к заводу.
Там уже было всё готово к погрузке довольно объёмной и тяжёлой головной части на буксир. Аккуратно её застропили, краном ПРЗ-165 погрузили
на палубу буксира, я доложил Ларионову о готовности к переходу к лодке. Добро получено, буксир резво повёз нас к пирсу в новую зону.
Мне было интересно наблюдать работу старшины срочной службы, управлявшего буксиром. Управление крыльчатыми движителями из рубки я видел впервые,
поэтому с интересом смотрел на то, как старшина сноровисто управляется с ними.
Подошли к пирсу, довольно быстро выгрузили головную часть на пирс, после чего буксир ушел. Как сейчас помню ответ Ларионова после моего
доклада о доставке головной части на пирс, он сказал буквально - как приятно с вами работать!
А я ответил в том же духе - с Вами тоже!
А потом началась работа уже бригады специалистов и нашего экипажа. БЧ-5 подняла и закрепила подъёмно-мачтовое устройство до нужной высоты,
на крыше ограждения рубки были уже подготовлены рабочие места, страховка и прочее. Завели стропы с крана, специалисты отстыковали головную часть,
кран приподнял её, расстыковали разъёмы и неисправную головную часть перенесли на пирс.
А потом новую головную часть крановщик аккуратно и точно поднял к месту установки, специалисты произвели стыковку с приборной частью,
головную часть посадили в гнёзда и закрепили. Потом проверки, опускание радиосекстана, проверки на герметичность и прочие необходимые мероприятия.
Работы закончили поздно, присутствия всего экипажа уже не требовалось. Поэтому на лодке кроме дежурной смены была только БЧ-1 и гражданские
специалисты. Доложил дежурному по лодке об окончании работ и мы пошли домой с большим чувством удовлетворения.
Так вопреки моему желанию я, мои штурмана и штурманские электрики детально познакомились с такой сложной операцией, как замена головной
части радиосекстана в условиях базы.
На фото - лодка проекта 667Б и плавбаза "Иван Колышкин". Хорошо видно подъёмно-мачтовое устройство радиосекстана "Снегирь" с круглой головной
частью. Вот такую мы тогда и меняли.
Забегая вперёд скажу, что будучи флагманским штурманом 41 дпл мне довелось организовывать и участвовать в замене перископа ПЗНГ-8М на одной из лодок нашей дивизии. Так что опыт приобретался по ходу дела не только в мелком ремонте, тарировке и регламентных проверках техники, но и в таких сложных, опасных и очень важных делах.
Вскоре пришла наша лодка К-460 и мы с удовольствием сдали К-465 и занялись приёмкой своей. Первое посещение оставило в целом благоприятное впечатление, лодка была чистая, довольно ухоженная, после завода даже вполне в хорошем состянии.
Некоторое разочарование вызвала штурманская рубка, где изменения были основательные. Володя Маркин сказал, что боролся за каждый прибор и место, чтобы переделки были минимальными. Спальное место удалось отстоять, но всё же одной полки для книг и пособий лишились, вся кормовая переборка была завешана приборами КПФ-3К. Столик для карт тоже был занят плотно, единственным украшением явился осциллограф под подволоком.
Сразу скажу, что использовался он очень интенсивно и привлекал внимание почти всех впервые заглядывавших в рубку.
Один из инспекторов Инспекции МО, которая была летом и о которой речь впереди, наверное и забыл, зачем пришел. Сразу - А это что за штуковина?
Очень такие красивые приборы люблю!
Я ему объяснил, доложил, КПФ-3К включил и показал в действии. На экране осциллографа так красиво бегали голубые эллипсы-овалы фигуры Лиссажу,
при этом изменяясь и последовательно занимая каждое из своих четырёх мест, что впечатление инспектора о нашей лодки сразу сложилось благоприятное.
И оценка была соответствующая.
На скрине из фильма о К-450 - штурманский пульт КПФ-3К. А над ним был осциллограф.
В окошках пульта при измерениях появлялись цифры. Не раз сердечко билось учащённо при их виде, что они покажут?
А затем после обработки и получения обсервованных координат либо вздыхали, либо задумывались.
После приёма нашей лодки К-460 мы, как перволинейный экипаж, сдали задачи по сокращённому курсу и заступили в боевое дежурство.
Всё было как обычно, ярких эпизодов в памяти этот период не оставил.
Землечерпалка завершила свою работу, строители продолжали создавать новую зону, строилось здание СРБ, службы радиационной безопасности.
Завершалось строительство и нового санпропускника. Уже к середине лета 1977 г. мы наконец получили своё помещение на нём и выполняли
требования режима радиационной безопасности более строго.
В вестибюле санпропускника был оборудован единый и большой пункт контроля РБ, поэтому на КДП у пирсов контроль не проходили, шли прямиком через
него. Жизнь налаживалась.
Посёлок же Островная продолжал строиться, взрывы гремели, техника ревела. Строили и казарменный городок. Рядом с нашей казармой №5
сдали казарму №6 улучшенной планировки, у самого оврага строили столовую 41 дивизии.
Начали сносить одноэтажные казармы, старый клуб и другие служебные здания вдоль дороги от казарм на улицу Соловья.
Вместо них потом появились многоэтажные казармы, учебный центр и штаб 11 флпл СФ. Пока же штаб 11 флпл размещался в Гремихе в старом деревянном
здании Йоканьгской вмб.
На фото - вход в старый штаб 11 флпл, зимой. У входа собака, местная.
Прямо забор-штакетник с калиткой, за ним дома на улице Советская. За двухэтажным деревянным домом была столовая. Через эту калитку народ
ходил в столовую, и я в том числе. Когда заступал старшим помощником оперативного дежурного 11 флпл.
Следующая страница. Часть 10.2. Гремиха, апрель-ноябрь 1977 года.
Третья боевая служба. Инспекция МО СССР
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь