Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460
Часть 4.3. Северодвинск. Вывод лодки из цеха и спуск на воду.
Наступил назначенный день вывода нашей лодки из цеха и спуска её на воду. Было это 7 февраля 1974 г.
С утра настроение было приподнятое. В общих чертах мы уже представляли как инженеры и рабочие СМП производят выкатывание лодок из цеха.
Но наяву это предстояло увидеть впервые.
Первый в истории К-460 дежурный по лодке, его помощник и весь состав дежурной смены понимали историческое значение предстоящего дежурства,
тщательно готовились к нему и отрабатывали свои действия. И ничего, что на лодке от сегодняшнего дня и до передачи её нам будет и смена рабочих СМП,
ответственность за обеспечение живучести была в значительной мере уже и на нашем экипаже.
Ещё одна деталь. За несколько дней до вывода из цеха распространился у нас слух, что нужно положить на рельсы, по которым будут двигаться тележки
с лодкой, монеты в 1 рубль, можно простые, а лучше юбилейные. Можно положить и по несколько монет одним человеком. Тогда лодке уготована счастливая
судьба, а сами расплющенные рубли станут памятными сувенирами для каждого.
Народ лодочный развернул работу по добыванию рублёвых монет, никто не остался в стороне. Добыл и я две или три монеты, которые приятно
позвякивали в кармане.
День вывода из цеха выдался хороший. Мороз спал градусов до 10, ветра практически не было. Экипаж строем прибыл в цех и впервые мы
не переодевались в РБ, одежду радиационной безопасности. Ворота правой половины цеха были уже открыты, к тележкам прикреплены тросы лебёдок,
царило некоторое оживление рабочих и инженеров.
Витя Веселов с дежурной сменой зашёл на лодку, после чего последние леса были убраны. Сойти с лодки было уже нельзя, началась лодочная
бытовая жизнь. Витя стоял на ракетной палубе на высоте почти шесть этажей и было страшновато за него. Были на палубе и инженеры СМП,
а вот где были остальные члены дежурной смены не помню. Наверняка тоже были где-то наверху, ибо пропустить такое мероприятие было никак нельзя.
Мы прошли в бассейн и построились в две шеренги у ворот цеха вдоль левого борта. Командир В.М. Сергеев, командир БЧ-5 и командир
третьего дивизиона БЧ-5 встали во главе строя. Тут же были главный строитель лодки и возможно кто-то из руководства завода,
а такде представители Белвмб и 339 обрпл.
Приготовлены три бутылки шампанского.
Было сказано, что по традиции СМП первую бутылку разбивают при проходе кормы створа ворот цеха.
Вторую бутылку разбивают о лодку при проходе миделя.
Третью бутылку разбивают при проходе створа ворот носа лодки.
Соответственно разбивать бутылки было поручено командиру 3 дивизиона БЧ-5 Ю.А. Туманову, командиру БЧ-5 А.П. Паниткову
и командиру лодки В.М. Сергееву.
Были сказаны торжественные слова и дана команда на начало движения. Мы бросились к рельсам, уложили свои рубли на них и стали смотреть,
как наша красавица начала медленно выдвигаться из цеха.
Туманов приготовился метать первую бутылку. Вот корма прошла створ ворот, Юрий Александрович размахнулся что есть силы и метнул бутылку!
Она с громким ахом разлетелась на осколки, а кормовая подводная часть тут же покрылась белой пеной!
Перевели дух, поглядывали на свои рубли. Те, что уже удостоились чести быть раздавленными, тут же забирались хозяевами.
Дисциплину строя старались сильно не нарушать, поэтому после подбора рубля счастливчик тут же возвращался в строй.
Я свои рубли к сожалению не сохранил, а вот командир Владимир Михайлович свой рубль сохранил. Вот он:
Фото предоставила Сергеева Алеина Викторовна.
Вот проходит мидель. Анатолий Павлович Панитков размахивается и повторяет метание бутылки, как это сделал Туманов.
И эта бутылка с шумом разлетается на осколки, а подводная часть миделя покрывается белой пеной!
Проходит ещё какое-то время и вот нос проходит створ ворот цеха. Сергеев заметно волнуется, держит третью бутылку шампанского.
Размахивается и что есть силы бросает бутылку вперёд и вверх. Это наиболее сложное место для битья бутылок, т.к. нос круглый и бросать
нужно метров на 15. Однако и эта бутылка выполняет свою роль - с силой ударяется об обтекатель ГАК "Керчь", у неё отлетает горло,
шампанское обильно орошает лодку, а остатки бутылки падают на шпалы и разлетаются на кусочки!
Молодец, командир!
После этого играет гимн Советского Союза, офицеры прикладывают руку к шапкам, а первый дежурный по лодке Веселов медленно поднимает
Государственный флаг Советского Союза на флагштоке над ограждением рубки!
Рождение лодки состоялось!
Мы ещё какое--то время не расходимся, занимаемся расплющенными рублями, смотрим за движением лодки. Вот она остановилась,
а далее начнётся заполнение бассейна водой и вывод нашей К-460 на акваторию завода. Заполнение бассейна будет проходить без нас,
свидетелем являлась только дежурная смена экипажа. Им на лодке нужно было прожить целые сутки.
Как было организовано отопление внутри, как они питались, спали и делали прочие бытовые дела, не знаю. Но было все продумано заводом,
по крайней мере несмотря на спартанские условия каких-то сетований от наших я не слышал.
Вахты несли как и на действующих лодках, в центральном посту и в отсеках одновременно с рабочими завода.
После выкатки лодки из цеха мы строем пошли в военный порт на плавбазу "Иртыш", а в бассейне развернулась работа по заполнению его водой и всплытия лодки с тележек. Как закрывали ворота цеха и заполняли бассейн мы не видели, занимались на пб "Иртыш" своим делом.
Я в тот день был так называемым обеспечивающим офицером в экипаже, поэтому построил личный состав срочной службы и повёл в военный порт
на плавбазу "Иртыш". И в этот праздничный и торжественный день было произведено увольнение старшин и матросов в город.
Подготовкой занимался старшина экипажа, а я был вызван в кают-компанию, куда пришёл наш командир. Вывод лодки он уже отметил
с руководством военно-морской базы и бригады, а также руководством завода и строителями. Теперь пришёл наш черёд.
Мы выпили шампанского, в том числе и я - ведь событие историческое! Говорили о лодке, о впечатлениях, сетовали, что Витя Веселов
не может опрокинуть с нами чарку, однако служба есть служба.
Мне нужно было отправлять увольняемых на берег, что и я сделал обычным образом. Однако народ заметил, что я пригубил шампанского.
Ничего никто конечно не сказал, понимали в связи с чем. Но впоследствии мой штурманский электрик Борис Бойко во время какой-то
воспитательной работы с ним напомнил мне этот момент. Типа вы тоже позволяете себе нарушать дисциплину.
Я уж и забыл про это, а вот напомнили мне. Подтвердилась аксиома - если ты командир, то будь примером для подчиненных во всем!
Утром на следующий день мы прибыли на завод. Бассейн был уже заполнен, лодка всплыла с тележек и буксиры разворачивали её и ставили перед воротами батопорта. Нас переправили на лодку и мы впервые поднимались на неё не по трапам лесов, а по штатному шторм-трапу с борта буксира.
На современном фото, взятом в интернете, виден заполненный водой бассейн. Вот там, где стоит авианосец "Адмирал Горшков", стояла наша лодка.
Ворота цеха были закрыты, в бассейне были небольшие буксиры, среди которых обращал на себя внимание маленький и юркий "Амурец".
А там, где на фото стоит подводная лодка, находится исходная позиция перед выводом лодок из бассейна. Перед лодкой видны ворота, закрытые батопортом. Через эти ворота мы и выйдем на акваторию завода.
На мостик поднялся командир В.М. Сергеев, который одновременно являлся сдаточным капитаном лодки, помощник, ещё кто-то и я.
Я был единственным штурманом в экипаже на то время и поэтому по праву занял своё место у гермоемкости пеленгатора.
Командовал выводом капитан завода.
Мы ждали пока лодку поставили против ворот батопорта бассейна, буксиры удерживали её в этой позиции. Несмотря на мороз,
вода в бассейне была чистая, без льда. Но за воротами акватория была покрыта сплошным льдом. Его основательно покололи мощные буксиры,
один из них занял место за воротами для приема буксира. Возможно это был "Иван Плюснин", но утверждать не буду.
Спуск воды из бассейна прошел на удивление быстро и уровень воды внутри и снаружи стал одинаков.
Даётся команда, батопорт открывается и перед нами ширь акватории завода и вдалеке наша плавбаза "Иртыш". Подаётся команда на заводку буксира,
заводчане быстро справляются с этой привычной для них операцией и мы начинаем движение.
И вот мостик проходит створ ворот батопорта и наша лодка и буксиры дают продолжительные гудки. На лодке басовитый тифон,
а на буксирах мощные, но более звонкие тифоны. И весь этот разноголосый хор тифонов был настолько торжественным, что и сейчас слышу его как наяву!
Буксиры без особых затруднений вели лодку через взломанный лед к дебаркадеру, месту нашей заводской стоянки. Не буду описывать весь этот процесс,
скажу только, что никто с мостика не ушёл. И мороз не был помехой.
У дебаркадера мы сошли на берег, заступила следующая дежурная смена, и теперь нам предстояло осваивать и испытывать нашу К-460
у дебаркадера. На нем имелся санпропускник и все необходимые помещения для работы. Там же разместился главный строитель и все инженеры.
У другого дебаркадера стояла К-465, а остальные дебаркадеры ждали оставшиеся лодки нашего проекта. Пока они были в цехе на стапельных дорожках,
их спустят на воду уже весной и летом 1974 года.
На современном фото из интернета видны дебаркадеры и лодки, стоящие у них. Вот также и мы встали у дебаркадера, который до осени стал
практически нашим вторым домом. На нем и переодевались, и участвовали в совещаниях и встречах и ещё много чего делали.
На нем же размещался и главный строитель лодки со своими заместителями и помощниками.
Так закончился этот важнейший этап строительства любого корабля - спуск на воду!
Теперь наша лодка была не просто заказ 337, а крейсерской лодкой К-460!
Правда до 19 июня 1974 г. мы несли не Военно-Морской, а Государственный флаг Советского Союза, но это не умаляло статуса
и значимости нашей лодки.
Следующая страница. Часть 4.4. Северодвинск. Швартовные испытания.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь