Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460
Часть 4.4. Северодвинск. Швартовные испытания.
После спуска нашей лодки на воду и швартовки её у дебаркадера началась интенсивная работа по подготовке и проведению швартовных испытаний.
            
Наверное где-то было указано, сколько всего устройств и систем установлено на заказе 337, которые нужно было испытывать, но мне кажется
            это количество уму не постижимо. Я специально указываю именно заказ 337, а не проект 667Б, т.к. абсолютно одинаковых лодок не было.
            Каждая отличалась от предыдущей и последующей не только оборудованием, но даже внешним видом. В конструкцию вносились изменения проектантами
            и контрагентами, изменения производились и в ходе швартовных испытаний. Устанавливалось и снималось технологическое оборудование,
            которое нужно было для швартовных и будущих ходовых испытаний.
            
Наш экипаж, как военная часть сдаточного экипажа, вникала во все эти изменения, проверяла соответствия их чертежам и бюллетеням о доработках,
            обучалась использованию своих заведований.
            
Огромную помощь оказывали инженеры и рабочие завода и контрагентов. Со многими из них члены нашего экипажа подружились, а с некоторыми потом
            встретились в Гремихе, куда они приехали работать в группах гарантийного надзора, а затем технического обслуживания.
            
Одновременно военная часть сдаточного экипажа заказа 337 жила своей военной жизнью, несла дежурство на лодке, наряды по плану бригады, отдыхала.
            
Обстановка с жильём и бытовым устройством офицеров и мичманов, прежде всего семейных, оставалась напряженной.
            Большинство жило на плавбазе "Иртыш" и продолжало поиски приемлемого варианта жилья. Что и говорить, на плавбазе даже помыться было проблематично,
            поэтому выискивали возможность посетить городскую баню или знакомых.
            
Запомнился случай в связи с этим. В один из дней в экипаж пришёл мичман из политотдела бригады. С проверкой комсомольской работы.
            
Пришлось мне, лейтенанту, показывать ему, мичману, нашу работу, планы, протоколы, отчеты и прочее. В целом проверка его удовлетворила
            
и мы пошли с ним в город. Мичман к себе в политотдел, а я на переговорный пункт позвонить семье в Талды-Курган.
            
По дороге я посетовал на быт, в том числе помывку. Мичман проникся проблемой, тем более что о ней видимо знал. И пригласил к нему домой,
            помыться. Я заартачился естественно, как это в квартиру придёт чужой человек, помыться. А мичман сказал, что это "вполне приемлемо" (это цитата).
            
Однако согласиться я все же не смог, тем более, что эта разовая помывка не решала проблему в целом. Так и пошли по своим делам,
            но мичман этот запомнился, неплохой человек.
            
Ещё запомнились две комсомольские конференции в этот период, 339 бригады и Беломорской военно-морской базы.
            
Конференция бригады проводилась в штабе бригады. Руководил ею начальник политотдела капитан 1 ранга Петров. И там я увидел знакомое лицо
            - это был выпускник нашего училища 1972 года химического факультета Александр Штурманов. Он был инструктором в политотделе бригады.
            Вот так со штурманской фамилией, химик, а стал политработником.
            
Мы близко не были знакомы, поэтому ограничились дистанционным приветствием. Тем более Штурманов был занят конференцией и ему было не до разговоров.
            
Конференция не отличалась от обычной в то время организации проведения таких мероприятий, как и её повестка. А вот концовка удивила,
            было объявлено, что мы идём в кинотеатр. Возглавлял поход все тот же Штурманов.
            
Он купил билеты на всех и мы посмотрели какой-то посредственный фильм. Но это было отвлечение от дел и поэтому понравилось.
            
Комсомольская Конференция Беломорской военно-морской базы была совсем другого уровня. Проводилась в Доме офицеров. Торжественность,
            нарядность, музыка и прочие атрибуты. Доклады и прения не запомнились, но было не скучно. И в заключение отличный концерт флотской самодеятельности.
            
Запомнился матрос, исполнивший песню "Баллада о Знамени" о солдате, который "сам себе и командир, и начальник штаба". Замечательный бас
            и сильное эмоциональное исполнение! Пожалуй даже лучше, чем её исполняет Иосиф Кобзон.
            
Как сложилась судьба этого матроса, конечно не знаю, но ему бы в консерваторию. Замечательный голос!
            
В интернете есть эта песня в разном исполнении, вот эту поет Иосиф Кобзон.
            
            
Ещё одно мероприятие запомнилось этого зимнего периода - это поездка в гидрографию.
            
Перед отъездом в отпуск Георгий Титаренко дал мне задание съездить в гидрографию, получить ШПРК (штурманские приходо-расходные книги)
            и заказать карты на ходовые испытания.
            
Я узнал, что гидрография находится в Архангельске по такому-то адресу и все вопросы нужно решать там. В начале февраля 1974 года
            оформил необходимые документы, выписал проездные и с утра поехал в Архангельск.
            
Автобус был основательно забит народом, поэтому ехал стоя. Хотя это было физически трудновато, но зато давало обзор в обе стороны дороги.
            
С большим интересом разглядывал пейзажи, деревеньки, впервые познавал новые названия, например Рикасиха, Лайский док, Цикломень.
            
Наконец переехали Северную Двину через огромный подъемный мост и приехали на автостанцию.
            
Архангельск, Северодвинский мост. Фото современное, из интернета.
            
            
Расспросы местных показали, что мой адрес находится далековато и ехать туда нужно на таком-то трамвае. Дождался и поехал.
            
Трамвай был допотопный, тряский, грохочущий, но удалось сесть на деревянное сиденье. Так и ехал, оказалось до конечной остановки.
            А совсем рядом она, гидрография.
            
Архангельск, улица Павлина Виноградова, 1967 год. Фото из интернета.
                
Вот также выглядела улица Павлина Виноградова и трамвай, на котором я добирался до Гидрографии.
            
            
Самостоятельно вставал на довольствие и выписывал карты я впервые, но сотрудники были хорошими, отзывчивыми. Потом я понял,
            что таких лейтенантов у них за год проходит несметное количество, которые впервые. Поэтому они терпеливо объясняли, показывали, рассказывали.
            
И узнал также, что карты мне могут заказать и подобрать на складе. А склад на другом берегу в Соломбале. И транспорт туда, т.е. на склад,
            не ходит, придётся идти пешком. Попутно услышал много новых романтичных названий - Соломбала, Экономия и другие. Не знал тогда,
            что станут эти места и названия почти родными в недалеком будущем.
            
А в тот день вышел с документами на улицу, морозец небольшой. Стал ждать автобус в Соломбалу, точнее к переправе через Корабельный рукав
            Северной Двины. Там же стоит лейтенант. Увидел меня, обрадовался. Гляжу, это однокурсник из училища. Поговорили, узнал он о моем плане
            и предложил сходить к нему на корабль пообедать. Они стояли в ремонте и завод находится рядом.
            
Мы прошли на его сдк (средний десантный корабль). Оказалось, что старпом тоже наш выпускник. Накормили меня, потом в каюте старпома поговорили,
            по рюмашке за встречу опрокинули. Штурман принёс карту, показал где мы находимся и куда мне идти. Далековато.
            
Но делать нечего, задачу выполнять нужно. Дождался автобуса, доехал до переправы, а дальше по гати пешком. Соломбала оказалась приятной
            и даже красивой деревней с чистейшим белым снегом. Местные подсказали, где склад гидрографии. Оказался солидный каменный дом
            и при нём несколько построек.
            
Женщины меня выслушали и сказали, что зря приехал. Заказы и выдача карт и пособий будет только весной. Неудача. Но зато узнал, где это и как.
            
Обратная дорога через речку была знакома, а вот дальше куда идти и где автобус, непонятно. И спросить не у кого.
            
Пошёл по памяти, оказался на лесозаводе. Столько брёвен в штабелях никогда не видел. Кругом какая-то работа кипит, где-то орут мужики
            и никого не видно. С трудом нашёл одного и он рассказал, как выйти на шоссей из этого лабиринта.
            
В общем выбрался я таки на дорогу, понял в какую сторону идти. Начинало темнеть и как назло ни души и ни одной машины.
            
Пошёл пешком. Шёл долго около часа. И тут как в сказке - мчится "Волга", оказалась такси. Кинулся к ней, остановил, поехали.
            Обошлось мне это в какую-то ощутимую сумму, но главное доехали до автостанции.
            
А там автобус и обратный путь Северодвинск.
            
Вернулся на "Иртыш" затемно, уставший и полный впечатлений от своего приключения.
            
Так в делах и заботах прошёл февраль, а тут и отпуска стали заканчиваться у основной части офицеров и мичманов. С жильём вопрос так и не решался,
            но вдруг случилось чудо. Куда-то иду по территории бригады, а навстречу наш помощник Виктор Щеглов. Спрашивает, нашёл ли я жильё?
            
Узнав, что нет, задаёт вопрос - а в коммуналку готов заехать? Конечно, отвечаю, куда угодно, лишь бы семью привезти. А то уже порознь
            с августа прошлого года находимся.
            
Виктор Павлович назвал адрес на улице Полярная и я полетел туда. Трехкомнатная квартира в деревянном двухэтажном доме,
            одна из комнат принадлежит Белвмб. Этот дом сохранился до сих пор, хотя в Интернете его фото не нашел.
            Его современный адрес: улица Полярная 37/Комсомольская 28.
            
Но такой же дом сохранился на углу улиц Полярная и Советская, вот из интернета его фото, автор_А.Щекинов:
            
            
Такой же вид дома был и у нас. Только никаких вывесок не было.
            
Та улица, что на фото идёт направо, у нас была Комсомольская. А которая налево – Полярная. Крайний правый подъезд был нашим подъездом,
            а левое окно на первом этаже у двери подъезда – окном нашей комнаты.
            
Меня встретил капитан-лейтенант, полненький живой подводник. Очень обрадовался мне. Оказалось, их лодка ушла на флот ещё в прошлом году,
            а он не успел сдать эту комнату МИСу. И вот прилетел, чтобы решить вопрос и получить справку по форме номер 1.
            
Мы с ним пошли в МИС, оформили все документы, переписали на меня огромный трёхстворчатый шкаф, который был в комнате и я получил ордер и ключи!
            
Радостный капитан-лейтенант умчался по своим делам, а я пошёл осматривать свою комнату.
            
Она была чистая и абсолютно пустая, если не считать шкаф. Решил, что кровать для нас возьму военную в бригаде, а сын будет спать в коляске.
            Привозить семью можно!
            
Доложил Щеглову, что комната на меня оформлена, со шкафом разобрались и поблагодарил его за помощь.
            
Углы дома образовывали уютный дворик, в котором была детская площадка, лавочки. Туда выходили мы сами в хорошую погоду,
            туда же выводили коляску с маленьким сыном. Общались с соседями. Люди были очень хорошие, в основном работавшие на Севмашпредприятии,
            и мы вспоминаем их с большой теплотой.
            
Из этого дома я в июне 1975 года увёз свою семью и семью Володи Беребера, моего командира ЭНГ, в Гремиху.
            
Вскоре приехал из отпуска командир БЧ-1 Титаренко. Я доложил ему обстановку, передал дела комсомольские и получил добро командира убывать в отпуск.
            
Оформился и уехал я довольно быстро, а с боевой частью Георгий Александрович остался справляться один. Командир группы Володя Беребера
            и техник ЭНГ мичман Валентин Кудринецкий были ещё на боевой службе, затем отпуск и их прибытие в экипаж ожидалось уже весной.
            
Отпуск прошёл насыщенно и к маю 1974 года мы отправили из Талды-Кургана в Северодвинск контейнер, а вскоре и сами выехали туда.
            
Разместились в нашей комнате на улице Полярная, жена познакомилась с соседями. А я вернулся в экипаж и с головой окунулся в служебные дела
            и освоение нашей лодки.
            
Весь экипаж был уже в сборе и помимо технических вопросов мы начали отработку организации надводной и подводной службы на боевых постах
            и командных пунктах, борьбу за живучесть и многих других вопросов, которые нужны во время плавания. Мои мичмана, старшины и матросы уже успели
            освоиться, лихо докладывали в центральный пост и штурманскую рубку что положено и думаю забыли, что гиропост это не только БП-37,
            но и мой командный пункт КП-2/1.
            
Признаться я и сам поначалу не очень отдавал себе в этом отчёт, тем более, что основное время проводить пришлось в штурманской рубке
            на КП-1/1 под командованием Титаренко.
            
Однако пришло время отработки действий по различным расписаниям и я должен был быть на своём командном пункте, т.е. в гиропосту.
            
С удивлением обнаружил, что место моё занято. Пришлось определить нашу организацию в гиропосту, после чего я занял своё кресло и взял
            в руки микрофон. Ибо командир на своём командном пункте должен лично использовать средства связи.
            
Но как только посыпались команды и вводные, требующие строгих и лаконичных докладов выяснилось, что я ими не владею.
            
Точнее владею плохо. Мичмана, успевшие отработать систему докладов за время моего отпуска, сыпали их с пулеметной очередью.
            А мои доклады были не впопад и не такие.
            
Пришлось серьёзно заняться тренировками и пониманием смысла этих команд, понаблюдать за работой центрального поста. После этого дело пошло.
            
Но сейчас я думаю, что не следовало мне подменять командира боевого поста БП-37 мичмана Средина, нужно было доверить доклады ему.
            
А мне поддерживать связь с КП-1/1 и осуществлять общее руководство группой и управлять навигационным комплексом.
            
Это дело прошлое, частично было реализовано уже при моем командовании боевой частью, а дальше вопрос отпал сам собой,
            т.к. должность инженера ЭНГ упразднили, а с ним и КП-2/1.
            
Для иллюстрации привожу фото Емяшева К.А., сделанное за пультом технического обслуживания навигационного комплекса "Тобол-Б2" в 1978 году.
            
На фото слева Емяшев Константин, справа с микрофоном Евтюшенков Сергей.
            
Вот это кресло с микрофоном и "Каштаном", я и занял в качестве КП-2/1.
            
            
Освоение нами лодки все больше переходило от технических вопросов к организации нашей будущей службы. Производилась маркировка оборудования,
            подготовка документации. Много времени заняла подготовка Книжек Боевой номер, в которых описана вся деятельность каждого мичмана,
            старшины и матроса экипажа.
            
Одновременно продолжался и приём технических средств от промышленности, все больше и больше подписывалось нами документов в многоуровневой
            системе контроля приёмки.
            
Случались и конфликтные ситуации, которые решались на низовом уровне, но иногда доходили и до главного строителя заказа 337.
            Бывало применялись и крепкие слова, но чего не бывает в работе. Главное, что приходили к компромиссу и быстрыми темпами продвигались
            к конечной цели этого этапа - завершению швартовных испытаний и подготовке лодки к выходу на заводские ходовые испытания не только в техническом,
            но и организационном плане.
            
Наступила весна, а за ней лето. Все наши лодки этого года были выведены из цеха, стояли у дебаркадеров, проводили швартовные испытания
            и готовились к ходовым. Выходы планировались в порядке очередности строительства и спуску на воду.
            
И на четырёх из них инженерами ЭНГ были однокашники по училищу. Пусть простят меня остальные, что не указываю их, но пишу как инженер ЭНГ
            и поэтому перечислю только их ещё раз.
            
Первым должен был выходить заказ 326, он же К-465. Инженер ЭНГ Саша Агейков,
            
За ним планировались мы, заказ 337, он же К-460. Инженер ЭНГ я.
            
Затем должен был выходить на испытания заказ 338, он же К-472. Инженер ЭНГ Витя Пахомов.
            
За ним планировался выход заказа 339, он же К-475. Инженер ЭНГ Коля Есаков.
            
И завершал череду испытаний заказ 340, он же К-171. Инженер ЭНГ Толя Сугаков.
            
В перерываю мы часто встречались в курилке, обсуждали ход освоения техники подготовки в к выходу в море. По техническим вопросам заводилой
            часто был Коля Есаков. Бывало спросит, а как мы разобрались с таким или иным вопросом? И начинается обмен мнениями и уже полученным опытом.
            
Ходили друг к другу на экскурсии, смотрели, кто и как обустраивал свои рабочие места. На К-171 был установлен новый навигационный комплекс
            "Тобол-Б3" в отличие от наших "Тобол-Б2". Он отличался не только конструктивными особенностями и системами, но и алгоритмами и программами
            обработки информации инерциальных систем. А как тихоокеанец Анатолий Сугаков рассказывал и о ТОФе, и о заводе в Комсомольске-на-Амуре,
            который тоже начал строительство лодок проекта 667Б.
            
Много времени инженеры ЭНГ уделяли изучению и пониманию работы инерциальный систем и цифровых вычислительных машин, которых у нас было три
            в составе комплекса. И ещё штурманский контур БИУС "Алмаз", пульт которого стоял в штурманской рубке и с помощью которого можно было решать
            большое количество задач, в том числе и управлять рулем подводной лодки в автоматическом режиме штурманом. Впоследствии в море мы иногда
            применяли этот режим, но центральному посту он не нравился. Опускаю технические подробности, укажу только организационную причину
            - центральному посту и просто нечего было в этом режиме делать. Само управляется, само поворачивает, корректирует курс и т.д.
            Не увязывался этот режим с установленным порядком. Поэтому порулить штурману командир давал для тренировки и некоторого разнообразия обстановки.
            
Но остальные задачи штурманского контура БИУС "Алмаз" использовались широко и мы ценили наш пульт 101Ш, как мы называли штурманский контур
            и работу БИУС "Алмаз" в режиме "Навигация".
            
Отдельным вопросом были испытания и приемка выдвижных устройств. В заведовании БЧ-1, а фактически в моем, было четыре выдвижных устройства
            - перископ ПЗНГ-8М, астронавигационная перископная часть телевизионной системы МТ-70-8, астронавигационная система "Волна" и радиосекстан "Снегирь".
            
Среди прочих вопросов испытаний и приёмки выдвижными устройств была привязка и проверка их к диаметральной плоскости лодки,
            точнее той оптической линии, которая олицетворяла собой диаметральную плоскость. К этой линии привязывались все без исключения курсовые системы,
            системы ракетного оружия и пеленгаторные системы, а сама привязка является исключительно важным, а в некоторых случаях определяющим параметром
            для обеспечения точности кораблевождения и ракетной стрельбы.
            
Специально этот вопрос мы не изучали, поэтому в ходе приёмки выдвижных было очень интересно познавать устройство этих сложных систем,
            познавать расположение и устройство теодолитный площадок и технологию проверок.
            
Мы с Володей Беребера облазили всю лодку и надстройки в ходе этих работ и заверяли подписями ведомости и акты проверок,
            на основании которых затем оформлялись документы о швартовных испытаний выдвижных.
            
Хотя занимались выдвижными устройствами, как впрочем и остальной техникой все трое штурманов, но все же большая часть работы ложилась
            на инженера ЭНГ. Глубокое вникание в детали их устройства, гидравлических подъемников, тросовых систем, несмотря на то, что часть этих устройств
            была в заведовании третьего дивизиона БЧ-5, позволяли штурманам поднимать и опускать выдвижные самостоятельно.
            Механики делились своими "секретами", показывали как и что делать.
            
Тем не менее, однажды произошёл казус, который ударил по моему самолюбию и показал, что знаю, да не все.
            
Мы с мичманом В. Кудринецким осваивали интересную систему - радиосекстан "Снегирь". Командир лодки, штурман, командир ЭНГ и большая часть
            экипажа убыла с лодки, какие-то дела были. А заводу нужно было нашу лодку перешвартовать к другому дебаркадеру.
            Перешвартовку производил капитан завода, а со стороны экипажа командование было поручено старпому Лазукину А.С.
            
Уже были готовы к работе электромоторы, поэтому их тоже планировали использовать при перешвартовать и для этого на лодке
            оставлены соответствующие специалисты.
            
На лодку прибывает капитан завода, к борту подходят буксиры и старпом отдаёт мне естественное приказание опустить радиосекстан "Снегирь".
            А заведующие системой подъема и опускания от БЧ-5 на лодке отсутствуют.
            
Я уверенно спускаюсь в центральный, подходу к пульту, щелкаю переключателями - а радиосекстан и не подумал опускаться. Понимаю,
            что делаю что-то не так, но спросить не у кого. Вот это номер!
            
Включаю всю свою логику и имеемые знания, пытаюсь опустить радиосекстан, но безуспешно. Подключаются дежурные, заводские, но никак.
            А с мостика торопят, нужно отходить. Поднимаюсь наверх и докладываю, что не удаётся опустить "Снегирь". Старпом и капитан махнули руками
            и начали отход от дебаркадера. Так мы с торчащим радиосекстаном и перешли к другому дебаркадеру. Пришлось идти домой с чувством стыла и досады.
            И этот торчащий над рубкой "Снегирь" даже спать спокойно не дал.
            
Утром бегом на завод и к великой радости вижу - радиосекстан опущен, крышка закрыта. Конечно кидаюсь к офицерам третьего дивизиона,
            в чем было дело? Оказалось, что нужно было открыть общий отливной клапан, а он управляется с другого пульта. Тогда сигнал о его открытии даёт
            сработать всей логической схеме подъема-опускания. Вот такая незадача.
            
Меня никто не ругал, но эту схему я запомнил на всю жизнь. Впоследствии неоднократно поднимал и опускал выдвижные без помощи механиков,
            этот навык очень пригодился при устранении неисправностей и ночных астроизмерениях. Механики уходили отдыхать, а штурмана занимались своим
            ночным делом самостоятельно.
            
Я подробно описываю этот и другие случаи, потому что они характеризуют процесс испытаний и приёмки лодки от промышленности.
            
Их было очень много и на швартовных, и на ходовых испытаниях в море, но каждый из них давал бесценный опыт каждому члену экипажа К-460,
            который потом очень пригодился при вводе лодки в первую линию и несении службы с термоядерным оружием на борту.
            
С каждым днём технические вопросы все больше отходили на второй план, а на первый план выходила отработка экипажа и организации службы.
            
Все меньше на лодку приходили рабочие и инженеры завода и контрагенты и все больше военный экипаж занимал своё место на лодке.
            
Проводилось большое количество учений и тренировок на боевых постах, общих боевых учений боевых частей и корабельных учений.
            
Приближалось время выхода на заводские ходовые испытания, значительную часть которых занимали морские вопросы и кораблевождение,
            а также тактика применения оружия и технических средств. Поэтому все больше рубок и боевых постов переходило под ответственность и охрану
            военного экипажа и гражданские специалисты уже допускались на них установленным порядком в соответствии с режимом.
            
В один из дней наступила пора ехать в гидрографию получать подготовленные для ходовых испытаний и будущего перехода к месту базирования
            карты и пособия. В отличие от зимы получать их поехал не я один, а штурмана сразу трёх экипажей - К-460, К-472 и К-475.
            От каждой лодки поехали командир ЭНГ и инженер ЭНГ, так что подобралась очень дружная и веселая компания.
            
Почему-то старшим нашей группы был назначен я, хотя по должности выше меня в группе было три лейтенанта.
            Но может был это потому, что я уже был в гидрографии, а мои товарищи ещё нет.
            
Со смехом они залезли и и устроились в кузов ГАЗ-51, а меня определили в кабину как старшего.
            
Ехать им в кузове почти два часа было некомфортно, но народ не жаловался и с интересом смотрел на окрестности, как и я когда-то.
            
Северная Двина вовсю функционировала, никакой гати на льду естественно не было и грузовик переправили на пароме. Его роль выполняла
            баржа с аппарелями, скорее даже понтон, к борту которого отшвартован лагом катер. Вот он и переправлял автомобили каждые 15 минут через рукав.
            
А людей по мерам безопасности на понтоне перевозить было нельзя, поэтому их перевозил пассажирский катер рядом с паромной переправой.
            Было экзотично и интересно.
            
Запомнилась и удивила и последующая соломбальская дорога до склада гидрографии. Она была покрыта досками и наш ГАЗ-51 поехал по ней
            как по ковру! Удивительно мягкое и тихое движение, никогда такого не встречал!
            
На складе все уже было готово к нашему приезду. Мы принимали и проверяли огромное количество карт, пособий, заполняли ШПРК,
            работали без перерыва и с огоньком. Ибо потом ещё и домой успеть засветло хотелось.
            
Наконец все закончено, рулоны карт и кипы литературы и бланков погружены в кузов, прощаемся с работниками склада и по деревянной дороге назад,
            к переправе. Снова грузовик на понтон, нас на пассажирский катер, переправа на другой берег и домой!
            
Мужики подустали, да и перекусить толком не удалось. Взмолились, давай остановимся, хотя бы пивка купим. Пришлось согласиться,
            хотя сам я пива не пил и не только как старший машины, но и просто не хотелось ещё. Подкрепившись, народ повеселел и обратная дорога показалась
            не такой уж и длинной.
            
А дальше завод, наши лодки, выгрузка, прощание с водителем и ставшим родным ГАЗ-51 и домой.
            
С завтрашнего дня и уже до конца моей и моих однокашников штурманской и командирской службы работа и картами и пособиями,
            поддержание их на уровне современности станет частью нашей жизни! Работа большая, нудноватая, кропотливая, требующая каждодневного внимания.
            
Но зато как приятно было уже в далеком будущем, получая очередную задачу подбирать карты и видеть, что все они есть и свежие!
            Не зря работали, не зря!
            
Забегая вперёд, скажу что в 1989 и 1993 годах довелось мне ходить через Атлантику флагманским штурманом отряда кораблей
            на крейсере "Маршал Устинов". Жена моя работала в корректорской гидрографии. И вот достают штурмана очередную карту и вижу
            - на нижней кромке в штампике о корректуре написано: откорректировала Штефанова. Прямо таки весточка мужу от жены! Очень было приятно!
            
Таких карт было ещё несколько и всякий раз испытывал и нежность, и гордость, и ещё что- необъяснимое, что может испытать муж,
            получивший весточку от жены за тридевять земель.
            
К июню 1974 года мы уже основательно освоили лодку. Штурмана научились запускать, использовать и выключать навигационный комплекс
            и все технические средства БЧ-1, другие боевые части освоили свои заведования, ядерную энергетическую установку.
            
Командир начал усиленно готовить корабельный расчёт к выходу в море, мы изучали районы и методики проведения ходовых испытаний,
            готовили планшеты и документацию. Штабы базы и бригады нас неоднократно проверяли, опрашивали, что-то рассказывали.
            
Близилось завершение швартовных испытаний, день подъёма Военно-Морского Флага, а с ним и выхода в море.
            
На К-465 был поднят Военно-Морской Флаг и Самсонов, как мы говорили, ушёл на ходовые испытания. Следующими готовились пойти в море мы.
Пожалуй впервые после спуска на воду, если не считать одной перешвартовки, лодка наша совершила если и ещё не вполне самостоятельный,
            но уже переход как лодка, а не как заказ, который передвигают и переставляют буксиры. Нас поставили на стенд размагничивания на бочки,
            командовал командир В.М. Сергеев, весь экипаж был на постах согласно расписанию плавания в узкости. Буксирами командовал капитан завода,
            но остальное было уже в наших руках. Штурман Георгий Титаренко был на мостике, мы с Володей Беребера уже вели прокладку, навигационный журнал,
            а наши подчиненные управляли рулём и техническими средствами по заведованиям.
            
Вечером нас свозили с лодки на буксире, на нем же утром доставляли на лодку обратно.
            
Дня через три уже с полным правом можно было сказать, мы самостоятельно перешвартовали нашу лодку к дебаркадеру.
            
Итак, швартовные испытания завершены, документы подписаны и мы готовы к выходу в море!
            
Это была середина июня 1974 года.
            
            
Следующая страница. Часть 4.5. Северодвинск. Цветочница "Анюта".
                
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
            
Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
                   
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
                
                
                Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
                
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь