История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих
3.5. Военная жизнь Гремихи. Советский период.
Великая Отечественная война и послевоенный период до конца 50-х годов
Великая Отечественная война и участие в ней Йоканьгской военно-морской базы хорошо описано и широко освещается, в том числе в интернете.
В Ивмб были морские силы, авиация с гидроаэродромом и аэродромом Качаловка, береговая и зенитная артиллерия, объекты связи и развитой
тыл со всесторонним обеспечением.
В 1940 году в Гремихе были двухэтажное здание школы-интерната для детей лопарей, находящихся на пастбищах, здания райисполкома, почты,
пограничной комендатуры. Кроме того, были восемь жилых бараков, рыбозавод со складами, магазин рыбкопа.
Все постройки были деревянные. Водопровода и центрального отопления не было. Воду брали из озера Питьевого и в ручьях.
С началом Великой Отечественной войны, а именно 2 августа 1941 г., для защиты коммуникаций в восточной части Баренцева моря и в Арктике,
а также в Белом море, была создана Беломорская Военная Флотилия Северного флота, БелВФл. Штаб БелВФл располагался в Архангельске.
Кроме сил Белого моря в состав БелВФл была включена Йоканьгская военно-морская база. Поэтому Ивмб действовала по планам БелВФл, напрямую Северный флот
ею не управлял. Переподчинение Ивмб Северному флоту произвели только в 1950 году после окончания войны и расформирования БелВФл.
За время войны Гремиха расстроилась на юг и восток от берега Губы Гремииха. Появились улицы, двухэтажный деревянный штаб базы,
в котором в своё время и мне довелось нести оперативную службу.
От реки Йоканьга до аэродрома Качаловка проложена мощёная камнем дорога. Повсеместно появилось электричество.
Дорога между Йоканьгой и Гремихой превратилась в укатанную грунтовую магистраль, по которой ходили люди, ездили повозки, автомобили и трактора.
Менее укатанные, но проходимые для оленей с нартами были и дороги вдоль побережья от Гремихи до Дроздовки на запад и через Лумбовку
до Городецкого, а оттуда в Поной на восток.
Военные и гражданские Гремихи совершили много подвигов, в том числе в море. Памятные места героической гибели кораблей Ивмб нанесены
на карты и штурмана докладывали и продолжают докладывать о их прохождении командирам кораблей.
Были и погибшие от налётов вражеской авиации, умершие от ран в госпитале. Они похоронены на военном кладбище в Гремихе и ежегодно мы
ходили и сейчас гремиханцы ходят на него 9 мая для возложения венков и памятных митингов.
Есть в Гремихе и гражданское кладбище, существующее и действующее до сих пор.
И конечно, как все советские люди гремиханцы встретили День Победы с великой радостью! Как и маячники, посты СНиС, метеорологи и полярники
на островах и в отдалённых точках.
Начиналась новая мирная жизнь, но по-прежнему связанная с Военно-Морским Флотом.
Здесь уместно вспомнить тех, под чьим руководством воевал Военно-Морской Флот, Северный флот и Йоканьгская военно-морская база в частности. Интересно, что это были пожалуй единственные военачальники, прошедшие бессменно всю войну от начала до конца на своих постах и пережившие с флотом все его неудачи и победы.
Народный Комиссар Военно-Морского Флота Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович.
Сейчас о нём хорошо известно не только флотской, но и гражданской общественности. А вот даже когда я поступил в Каспийское ВВМУ имени Кирова
в 1967 году, о нём ничего не слышал. И в самом училище не очень говорили о Кузнецове. Видимо это были отголоски опалы, которой он был подвергнут
Сталиным и Хрущёвым. Да и с Маршалом Жуковым у него отношения были сложные.
И только ко второму курсу о Кузнецове стало мне более или менее известно.
На третьем курсе в 1969 году в училищный киоск поступила книга из серии Военные мемуары, автор Герой Советского Союза Н.Г. Кузнецов.
Называлась "Накануне". Военное издательство, Москва 1969 г. Она стоила 85 копеек, что для командира отделения с его 12 рублями месячного пособия
было вполне приемлемым. Я тут же купил эту книгу, прочёл залпом. Давал читать и друзьям, кто не успел её купить.
Надо ли говорить, что когда в 1971 году вышла вторая его книга "На флотах боевая тревога", она тоже оказалась в моей библиотеке.
Вот и сейчас держу в руках эти книги, которые в моей библиотеке уже более 50 лет. Выдержали все переезды, побывали со мной в морях и океанах,
читаны-перечитаны. И интерес к ним не ослабевает.
Жаль, что судьба Кузнецова оказалась столь трагичной, но хорошо, что книги и память о нём живут.
Командующий Северным флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич.
О нём я тоже узнал только в училище. А уж когда прибыл служить на Северный флот, то познакомился с его биографией и боевыми делами подробнее.
И конечно, адмирал Головко большую роль сыграл в истории нашей Гремихи. Ведь само зарождение, строительство и организация боевой деятельности
базы является прямым следствием замыслов и организаторской деятельности командующего флотом.
Два посёлка, Йоканьга и Гремиха, продолжали жить своей жизнью. Йоканьга - трудовой, а Гремиха - военной.
В Йоканьге была построена новая школа, в бывшей церкви работал клуб, функционировал сельсовет, играли свадьбы, рождались дети.
На праздники люди ездили в гости в Лумбовку, как вспоминанют старожилы - с песнями и хорошим настроением. Наверняка и из Лумбовки в Йоканьгу
тоже приезжали гости.
Эффективно работали колхозы, рыбзавод, выполнялись планы рыбного промысла.
В Гремихе же сосредоточилось районное управление Саамским районом. Было построено новое красивое здание райкома партии на улице Североморская.
Оно сохранилось до сих пор.
После переноса райцентра Саамского района из Гремихи в Ловозеро, это здание отдали под детский сад.
Йоканьгская военно-морская база, вошедшая в состав Беломорской военной флотилии 2 августа 1941 г., к концу войны включала также базы,
береговые батареи, береговые посты и аэродромы в Поное, острове Моржовец и полуострове Канин Нос.
Неизменной оставалась и зона ответственности Ивмб, режим плавания в которой обеспечивали силы охраны водного района и противолодочные силы базы.
16 февраля 1945 г. Беломорская военная флотилия (БелВФл) была переформирована в Беломорский морской оборонительный район,
при этом Ивмб осталась в его составе. А уже в декабре 1945 г. БелОМР снова переформирован в БелВФл.
Северный флот начал возвращать силы других ведомств, а владельцам из народного хозяйства мобилизованные суда. Поэтому пограничники
были возвращены в Пограничный флот НКВД и ушли в Кувшинскую Салму.
За мужество и героизм, проявленные пограничниками в составе Северного флота и Йоканьгской военно-морской базы в частности,
в 1951 году созданная в Кувшинской Салме 1-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей, 1 обрпскр, была награждена орденом Красного Знамени.
Гражданские же суда, воевавшие не менее героически, вернулись в Мурманский рыбтрест и в Архангельский морской порт.
Переклассифицированы из тральщиков, сторожевых и дозорных катеров снова в рыболовные траулеры и рабочие катера, разоружены
и продолжили свой мирный и довольно тяжёлый труд в северных морях. А военная история этих трудяг осталась только в ленинских уголках,
каютах и памяти моряков. Да ордена и медали на их пиджаках по праздникам напоминали о былом.
20 июня 1950 г. Ивмб выведена из состава БВФ, стала военно-морской базой флотского подчинения и оставалась такой до конца своей истории,
включая период 11 флпл СФ. Соответственно изменилась и зона ответственности Ивмб, у неё осталась только часть Баренцева моря.
Все пункты, части и объекты Белого моря были выведены из состава Ивмб и подчинены БВФ.
В декабре 1956 г. БелВФл была преобразована в Беломорскую военно-морскую базу (Белвмб) и её предназначением стало обеспечение строительства
и испытаний новых кораблей, оружия и технических средств. Обеспечила она строительство и наших лодок, о чём я написал в своих записках в разделе
МЕМУАРЫ.
В апреле 1946 г. командующий Северным флотом А.Г. Головко был назначен заместителем начальника Главного штаба ВМС,
так тогда назывался будущий ВМФ.
Главком ВМС Н.Г. Кузнецов лично прибыл на Северный флот для оценки деятельности кандидата на должность командующего флотом В.И. Платонова.
В мае 1946 г. Платонов загрузил на линкор "Архангельск" походный штаб, взял эскадру надводные кораблей и бригаду подводных лодок и повёл
их из Ваенги в Белое море на учения по отражению прорыва сил "противника" в Горло Белого моря. Естественно, что Йоканьгская вмб была
в полной мере задействована в учениях, правда заходил ли в Гремиху Н.Г. Кузнецов на линкоре "Архангельск", неизвестно.
Учения прошли успешно и В.И. Платонов был назначен командующим Северным флотом.
И забегая вперёд, можно смело утверждать, что в период командования флотом адмирала В.И. Платонова Йоканьгская вмб получила новую
направленность - база подводных сил!
Правда в 1946 году ни он, ни Главнокомандующий ВМФ Н.Г. Кузнецов, ещё не догадывались, что очень скоро они определят Гремиху в качестве базы
для арктических подводных ракетоносцев с межконтинентальными баллистическими ракетами. Но до этого решения оставалось уже совсем немного времени.
16 октября 1946 г. в СССР была принята программа строительства кораблей до 1955 года, которая, в частности, предусматривала строительство
крупных серий подводных лодок для морской и океанской зон. В соответствии с этой программой были созданы и строились серии средних
подводных лодок проекта 613 и больших океанских проекта 611.
Проектирование их завершилось к 1948 году, а строительство началось в 1950 году.
На Северный флот планировалось поступление большого количества лодок и естественно, что штабы оценивали и рассчитывали возможные места
их базирования. Среди них была определена и Гремиха, которую командующий флотом В.И. Платонов хорошо знал.
Командующий Северным флотом вице-адмирал Платонов Василий Иванович.
Екатерининскую гавань начали освобождать для новых соединений лодок, старые боевые лодки или списывали, или переводили в другое качество.
А Гремиху, как и другие базы, начали готовить к приёму большого количества новых подводных лодок.
В частности, Краснознамённую подводную лодку С-51, которая прославилась своим беспримерным переходом из Владивостока в Полярный
в 1942-1943 годах, семью результативными боевыми походами под командованием Героя Советского Союза Кучеренко Ивана Фомича, в 1951 году
вывели из подчинения 162 брпл 33 дпл СФ и переподчинили Йоканьгской военно-морской базе.
В 1952-1953 годах она проходила ремонт и переоборудование, и в 1953 году перешла в Гремиху (по другим данным отбуксирована туда
из Полярного в 1954 году).
В составе Ивмб лодка С-51 была переклассифицирована в кабинет боевой подготовки КБП-39, а в 1956 году - в УТС-19.
В этом качестве С-51 верно служила подводникам Гремихи ещё почти 20 лет, после чего списана.
Часть её надстройки и ограждение установлена в качестве памятника в посёлке Островная у школы №282.
На фото - подводная лодка С-51 в годы войны.
А командующий Северным флотом В.И. Платонов продолжал посещать Гремиху. Он пишет в воспоминаниях, что в 1947 году шахтёры треста "Печенганикель"
его выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР от Мурманской области. В течение недели Платонов обошел на эсминце побережье,
Печенгу, Кильдин, Териберку, Гремиху и Йоканьгу, где встречался с избирателями - металлургами, лётчиками, артиллеристами, рыбаками, оленеводами.
Затем уже в качестве депутата В.И. Платонов помогал решал народно-хозяйственные задачи, выполняя наказы своих избирателей. Естественно,
что как депутат, он бывал в Гремихе и Йоканьге не реже раз в полгода, где встречался с избирателями.
Ещё один яркий пример, связанный с Гремихой, В.И. Платонов приводит в воспоминаниях "Записки адмирала" - это поход с новым Главкомом ВМС
И.С. Юмашевым летом 1950 года.
Юмашев приехал на Северный флот для знакомства. При этом, как пишет Платонов, новый Главком был невысокого мнения о Северном флоте,
хотя на нём никогда не бывал.
Платонов предложил Юмашеву обойти на эсминце все базы флота, от Печенги до Архангельска. При этом на переходе морем силы флота будут
проводить учения и стрельбы. Надо полагать, что предусматривались и заходы в базы для знакомства, а значит и в Гремиху.
В результате при сходе с эсминца в Архангельске Юмашев сказал только: Море у вас хорошее.
И уже потом Платонов узнал, что новый Главком своё мнение о Северном флоте в корне изменил. А командующему флотом В.И. Платонову
присвоили воинское звание адмирал. Можно считать, что и Гремиха внесла в это событие свой посильный вклад.
К сожалению 24 апреля 1952 г. адмирала Платонова Василия Ивановича сняли с должности за столкновение крейсера "Чапаев" и эсминца "Ответственный"
на подходе к Кольскому заливу в условиях плохой погоды.
Однако до такого завершения службы на Северном флоте В.И. Платонова под его руководством и при непосредственном участии было
развёрнуто проектирование объектов Гремихи, как базы подводных лодок. И строительство их началось тоже при нём.
Как водится, первыми прибыли военные строители. К сожалению нет сведений, где они размещались, но видимо не в голой тундре, хотя и без комфорта. И сразу пошла работа.
Военные строители Гремихи.
Строится улица Североморская.
Уже стоят двухэтажные дома по нечётной стороне. А напротив был штаб Ивмб, точнее штабной городок. Строители стоят к нему лицом.
Позади строя пустырь, на нём вскоре будет построен Дом культуры, который сохранился до сих пор.
У некоторых строителей была необычная форма. Возможно это были вольнонаёмные.
Их руками возведены гражданские объекты Саамского района, в частности райком партии, здание которого затем отдали детскому садику.
Следующая страница. 3.6. Военная жизнь Йоканьги. Подводники
История Гремихи
Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке