Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих

3.6. Военная жизнь Гремихи. Советский период. Подводники

Начало 50-х годов для Гремихи ознаменовалось существенным наращиванием подготовки к приёму подводных лодок, которые как оказалось впоследствии, были основой для базирования арктических подводных ракетоносцев.
После адмирал В.И. Платонова командующим Северным флотом стал адмирал Чабаненко Андрей Трофимович.
Он который командовал флотом целых десять лет, с 23 апреля 1952 г. по 28 февраля 1962 г. И был первым подводником из плеяды командующих Северным флотом. Тихоокеанец. Штурман.
Благодаря организаторской деятельности адмирала А.Т. Чабаненко Йоканьгская военно-морская база в 1956 году окончательно стала базой подводных лодок.
В целом под командованием А.Т. Чабаненко Северный флот стал не только самым мощным подводным флотом страны, но и атомным флотом.
Чабаненко лично разрабатывал новые тактические приёмы, оперативно-стратегическое применение подводных атомных сил.
Он лично занимался освоением ракетных подводных лодок, поступающих на флот.
Под его руководством готовились и проводились первые полярные и дальние походы атомных подводных лодок. Готовился он и к первому походу на Северный полюс.
К сожалению, как и предыдущий командующий флотом, адмирал А.Т. Чабаненко был снят с должности в июне 1962 г. Причиной послужила аварийность на флоте, в частности взрыв на подводной лодке Б-37 проекта 641. В результате взрыва Б-37 и стоявшая рядом с ней пл С-350 проекта 633 затонули.

Адмирал Чабаненко Андрей Трофимович
Чабаненко А.Т.

21 июля 1962 г. в Гремихе побывал Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв в сопровождении Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, начальника Политического Управления СА и ВМФ генерала армии А.А. Епишева и Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота С.Г. Горшкова. Целью посещения Гремихи руководством страны было ознакомление с наиболее вероятным местом базирования будущих арктических подводных ракетоносцев в ходе проверки сил флота перед началом операций, проведённых в последующем в период так называемого "Карибского кризиса", а также награждение экипажа атомной подводной лодки К-3.
Встреча с экипажем атомной подводной лодки К-3, которую возвращали не в Западную Лицу, а в Гремиху после успешного похода на Северный полюс была одним из важных элементов этого посещения. Ведь целью похода К-3 на Северный полюс была проверка способов и методов подводной полярной навигации, а также сравнительные испытания двух навигационных комплексов с разными принципами гироскопов в приполюсном районе. Достижение Северного полюса и попадание лодки в географическую его точку подтвердили правильность научных и технических решений по подводной полярной навигации и открывали дорогу к созданию арктических атомных подводных ракетоносцев.
Вечером того же дня, 21 июля 1962 г., подводная лодка К-3 полным надводным ходом прибыла в Гремиху и в 21.06 ошвартовалась к пирсу №7 в расположении 14 брпл.
Все свободные отвахты во главе с командующим 1 флпл контр-адмиралом А.И. Петелиным и направились в спортзал в/ч 90490.
Около 22 часов в спортзал прибыл Н.С. Хрущёв и сопровождающие его лица. Награды экипажу К-3 и походному штабу вручил лично Н.С. Хрущёв.
В некоторых источниках есть информация, что вручение состоялось в старом Доме офицеров в Гремихе, но отчёт контр-адмирала А.И. Петелина о походе и групповое фото после вручения однозначно свидетельствуют о спортзале.
Вручение наград затянулось далеко за полночь, потому что после вручения первой группе, часть из них убыла на лодку для подмены своих товарищей. С прибытием второй группы торжественное вручение было произведено и для них, поэтому групповых фотографий с награждёнными несколько - с первой группой, и со второй.
Но в связи с описанными выше событиями адмирала А.Т. Чабаненко среди сопровождавших Хрущёва не было.

Но это было потом.
А пока Гремиха строилась, готовилась принять в свой состав первое соединение подводных лодок.
К счастью, в интернете за последние годы появилось огромное количество фото Гремихи и окрестностей. Позволю себе привести здесь некоторые из них.
Из семейного архива Ольги Анисимовой, фото начала улицы Североморская 1954 год.
Деревянный двухэтажный дом №2, который слева, гремиханцы называли "Дом с колоннами" за его выступающие подъезды. Видно, что строители облагораживали окружающую дом местность, перед домом устроен палисад с хорошим штакетником и местами для сушки белья.
А бетонное восьмигранное кольцо - это бассейн. Правда никогда не работал и позднее был убран.
Справа на месте сараев будет построен четырёхэтажный кирпичный дом, его номе №4. А ещё правее построят ещё два красивых трёхэтажных кирпичных дома, №6 и №8. Эти дома скроют штаб вмб, въезд в который сделают между домами №6 и №8.
Между этими домами мой командир В.М. Сергеев со мной и командиром БЧ-4 Сашей Кидовым въезжали каждый раз, когда приезжали перед выходами в море для получения последней обстановки у оперативного дежурного флотилии.
А ещё позднее, после 1977 года, я ходил там пешком на оперативное дежурство, к своим флагманам или на какие-то совещания. То есть район мне очень хорошо знаком и сейчас кажется даже родным.

Снимок сделан с места, где будет построен Дом культуры Гремихи.
Гремиха. Улица Североморская, площадь

Этот же дом №2, только уже отделан белым цветом с красивыми наличниками. Бассейн без изменений, место игры гремиханских детишек.
Гремиха. Улица Североморская, дом 2

В 1952 году жителями посёлка было засыпано землёй болото у берега и на этом месте было оборудовано футбольное поле, а затем м другие спортивные площадки.
Там же вдоль будущей улицы Гвардейская был спортзал, баня и точка по продаже пива. В наше время туда многие ездили за пивком, я тоже раза два с бидончиком ездил. Колоритное было мероприятие с качалкой, бочками и крупной продавщицей.
В бане тоже мне довелось побывать, обычная советская баня была, с парной.
А на футбольное поле приземлялись вертолёты, пока не построили волосу в полку ПВО.

В 1954 году была сдана двухэтажная средняя школа № 1, впоследствии №281, чуть позднее Дом культуры, здание райкома партии и райисполкома, кирпичные дома на улицах Североморская и Комсомольская.

Стадион в действии, 1950-е годы.
Гремиха. Стадион. Первые игры в футбол

А немного позднее на стадионе уже были и спортивные битвы. В одноэтажном длинном доме на втором плане по памяти и были баня и пивная точка.
А на возвышенности уже дом с магазином "Стекляшка" на ул. Гвардейской строится.
Гремиха. Стадион. 1960-е годы

Дом культуры в Гремихе.
Гремиха. Дом культуры

Дом офицеров флота в Гремихе. Был построен ещё во время войны, сгорел 23 февраля 1966 г.
Гремиха. Дом офицеров флота

Начальная школа, 1950-е годы:
Гремиха. Школа начальная

Средняя школа №281 на улице Комсомольская. А за ней в сторону пирса № 3 были построены два одинаковых дома с эркерами, скорее всего комсостава.
Такие же дома были и в Североморске на Северной Заставе, проект типовой.
Гремиха. Школа №281

Улица Североморская в конечном итоге приобрела вот такой вид. Такой её и мы запомнили.
Гремиха. Улица Североморская, с новыми домами


Наряду с жилыми и служебными зданиями и объектами, для приёма подводников в Йоканьгской военно-морской базе требовалось создать и причальный фронт.
В районе Губы Гремиха и Губы Червяная были во время войны построены шесть причалов и пирсов, но для бригады подводных лодок этого было явно недостаточно. Поэтому для базирования подводников было принято решение построить причальный фронт между губами Червяная и Охотская.

Схема причального фронта подводников, Старая зона:
Гремиха. Причальный фронт подводников

А это потребовало строительства дороги от Гремихи до причальной зоны подводников и служебных зданий для её обеспечения.
Поначалу это были деревянные одноэтажные, а затем построили кирпичные двух и более этажные здания.

Губа Червяная, Старая зона:
Гремиха. Губа Червяная

К 1956 году строительство объектов и жилья для приёма подводников в Гремихе и в причальной зоне в основном было закончено.
Это был один из немногих случаев в истории ВМФ, когда сначала строилась база, а затем в неё прибывали силы. Наверняка проблем тоже хватало, но всё же это лучше, чем прибывать на пустое место.
В районе главной базы Северного флота дело обстояло именно так. Подводные лодки массово прибывали на флот, мест не было. Иногда лодки, как в губе Сайда, стояли на якорях или у борта плавбаз, которые стояли на рейде. А иногда жили и на лодках, как мы весной 1975 года после прибытия из губы Оленья в Гремиху.

В 1955 году из части сил и штаба 33 дивизии подводных лодок в Полярном была сформирована 14 обрпл СФ, отдельная бригада подводных лодок проекта 613. Местом её базирования была определена Гремиха. В оперативном подчинении она была у Штаба СФ, а в остальных вопросах подчинялась командиру Йоканьгской военно-морской базы.
В 14 бригаду в 1956 году были включены семь новых подводных лодок, все постройки 1955 года. Ниже указаны даты вступления в строй и прибытия в Гремиху.
С-266, август 1955 г., 15 августа 1956 г.
С-269, весна 1956 г., , август 1956 г.
С-270, август 1955 г., 29 июня 1956 г.
С-272, июль 1955 г., 15 августа 1956 г.
С-273, август 1955 г., 15 июня 1956 г.
С-274, июль 1955 г., 15 июня 1956 г.
С-276, июль 1955 г., июль 1955 г.
Как видно из таблицы, силы бригады прибывали в Гремихе не одновременно, а группами в течение июня-августа месяцев 1956 года. Это несколько смягчило организационную работу Ивмб и штаба 14 обрпл по размещению и обустройству прибывающих сил.

10 июля 1956 г. в Гремиху пришли ПКЗ-71 и торпедолов ТЛ-112.
17 июля 1956 г. прибыло управление 14 обрпл, командир бригады капитан 1 ранга Гаварлинский Владислав Матвеевич.
В августе 1956 г. пришла плавбаза "Аксай", впоследствии известная нам тем, что на ней размещался экипаж К-465 Самсонова в период постройки на СМП.
Ещё один интересный факт, связывающий нашу К-460 и 14 обрпл - командиром С-266 в 1957-1960 году был Березовский Вадим Леонидович, будущий первый командир головной лодки проекта 667А К-137, где командиром БЧ-3 был будущий командир нашей К-460 Сергеев В.М.
О нём я написал в разделе МЕМУАРЫ, заводские ходовые испытания нашей лодки.
Лодки встали у новых пирсов, судя по ракурсу относительно острова Витте это или 9 или 10 пирс по старой нумерации.

Гремиха, Старая зона. Лодки проекта 613 14 обрпл СФ:
Гремиха. Лодки проекта 613

Гремиха, Старая зона. Экипаж С-266, командир В.Л. Березовский:
Гремиха. Экипаж С-266

Летом 1959 г. в 14 обрпл включены ещё две лодки проекта 613 после постройки:
С-268, июль 1955 г., лето 1959 г.
С-275, октябрь 1955 г., 1959 г.
19 октября 1960 г. в 14 обрпл были дополнительно включены ещё восемь подводных лодок проекта 613 после постройки:
С-159
С-281
С-289,
С-329
С-340
С-343
С-345
С-349
Таким образом в 1960 году в составе 14 обрпл было уже 17 подводных лодок проекта 613.
Силища!

При непосредственном участии и под руководством командующего Северным флотом адмирала Чабаненко, лично разработавшим некоторые оперативно-тактические приёмы и организацию действий подводных лодок как самостоятельно, так и в составе разнородных сил, а также офицеров Штаба флота и Ивмб, 14 обрпл активно решала задачи несения боевой службы как в Норвежском море, так и в Северной Атлантике. Лодки действовали одиночно и в составе групп.
Также регулярно проводились учения и тренировки на боевой подготовке.
В 1961 году 14 отдельная бригада пл СФ была полностью передана Йоканьгской вмб и переформирована из 14 обрпл СФ в 14 брпл Ивмб.
Это стало возможным благодаря приобретению опыта Йоканьгской военно-морской базой в управлении подводными лодками, их подготовки и организации боевых действий, а кроме того снижало громадную нагрузку на Штаб флота в управлении силами.
Необходимость передачи соединений от флотского уровня к уровню создаваемых объединений вызывалась и тем, что на Северный флот стали прибывать атомные подводные лодки.
В 1957 году вступила в строй первая атомная лодка проекта 627 К-3, а 12 ноября 1960 г. - первая атомная ракетная подводная лодка проекта 658 К-19. Атомные лодки требуют особого режима и условий их эксплуатации. Поэтому в июле 1961 г. в Западной Лице на базе 206 обрпл СФ была создана 1 флотилия подводных лодок, первое в СССР объединение атомных подводных лодок.
К тому времени в строю было шесть атомоходов - К-3 проекта 627, К-5, К-8, К-14 и К-52 проекта 627А и К-19 проекта 658. Они вошли в состав созданных 3 и 31 дпл 1 флпл СФ.
И североморам, разве что кроме очень узкого круга лиц, было тогда ещё не известно, что очень скоро Гремиха станет тесно связанной с атомным подводным флотом.

И не просто с атомным, а арктическим ракетоносным флотом в лице 41 дивизии подводных лодок, которая откроет путь ракетоносцам к Арктике.
В тиши штабных кабинетов, залах конструкторских бюро и научно-исследовательских учреждений уже почти десять лет велась работа по созданию ракетно-ядерных комплексов подводных лодок. 16 сентября 1955 г. произведён первый успешный пуск баллистической ракеты Р-11ФМ, а учёные и конструкторы уже прошли этапы выработки замыслов и реализации по созданию дальнобойных баллистических ракет с подводным ракет и рассматривали возможность создания межконтинентальной ракеты для подводных лодок.
А это открывало возможность использования Арктики для действий таких ракетоносцев.
Для плавания и выработки навигационных данных стрельбы из приполюсного района необходимо было создать математический аппарат и методы выработки курса, координат и других параметров в приполюсном районе, разработать всеширотный навигационный комплекс и методы его использования. Поэтому пока в Гремихе 14 бригада подводных лодок осваивала свою базу, в стране шла колоссальная работа по решению этих задач.
И конечно, в комплексе арктических ракетносцев стоял вопрос и их базирования. Одним из вариантов рассматривалась Гремиха и посещение её в 1962 году руководством страны утвердило этот вариант.
Гремиху стали готовить к базированию атомного подводного флота, а 14 бригаде отвели роль первопроходцев в её освоении. Честь ей и хвала, задачу свою бригада выхолнила!

В июне-июле 1961 года Северный флот проводил крупное учение, в котором были задействованы и подводные лодки 14 брпл Ивмб.
4 июля на атомном ракетоносце К-19 в Северной Атлантике случилась авария ГЭУ со значительным повышением уровня радиации. На помощь К-19 первыми подошли гремиханцы, С-270 и С-159. Этот случай известен, поэтому на нём останавливаться не буду. Но первое близкое знакомство с атомной энергией у гремиханцев состоялось, хотя и таким трагичным способом.
Второе близкое знакомство произошло 21-22 июля 1962 г., когда в Гремиху завели атомную подводную лодку К-3 после похода на Северный полюс. Кроме вручения высоких наград Н.С. Хрущёв, Р.Я. Малиновский, ГК ВМФ С.Г. Горшков наверняка познакомились и с Гремихой.

Надо сказать, что ещё в сентябре 1955 года, когда адмирал В.И. Платонов был начальником Управления боевой подготовки ВМФ, в Крыму было проведено совещание о направлениях развития флота. По воспоминаниям В.И. Платонова адмиралов слушали Н.С. Хрущёв, Н.А. Булганин, А.И. Микоян, Г.К. Жуков и Н.Г. Кириченко, члены Президиума ЦК КПСС.
Совещание открыл Н.С. Хрущёв, который сказал, что моряки не могут толком объяснить, какой флот надо строить. На этом совещании руководители страны и Вооруженных Сил и хотят услышать предложения, прежде всего флагманов Черноморского флота.
Выступили командир бригады подводных лодок Черноморского флота контр-адмирал П.К. Иванов, командующий ВВС ЧФ генерал-майор авиации А.А. Мироненко, командующий эскадрой ЧФ контр-адмирал Чулков и комендант береговой обороны генерал-майор Коваленко.
Выступления лётчика и подводника были наиболее конкретными, но тем не менее какой флот строить яснее не стало. Выступил Маршал Советского Союза Г.К. Жуков и сказал, что моряки действительно не знают чего хотят. По его мнению надводные корабли утратили своё значение. Поэтому на главную роль в ВМФ выходят подводные лодки и Морская Авиация.
Заключение делал Н.С. Хрущёв. Он указал на присутствовавшего адмирала В.А. Фокина, начальника Главного штаба ВМФ, сказав, что это он виноват в таком разброде мнений в среде моряков, а также что давно пора освободить верфи от крейсеров.
Это решение было доложено С.Г. Горшкову, который был временно исполняющим, а затем и штатным ГК ВМФ и он наверняка помнил мнение Н.С. Хрущёва о подводных лодках. Да и сам отлично понимал роль подводных лодок в современнх условиях.

Естественно, что С.Г. Горшков неоднократно обсуждал с командующим Северным флотом адмиралом А.Т. Чабаненко вопросы строительства и базирования подводных сил и Гремиха в их обсуждениях занимала немаловажное место. Уже будучи в Гремихе неоднократно приходилось слышать от командования и политработников, что Гремиха является любимым детищем С.Г. Горшкова. Он лично рассматривал не только общие вопросы строительства там базы стратегических ядерных сил, но и даже проекты казарм подводников. По крайней мере наши две казармы 41 дпл, №5 и №6, были построены по улучшенному проекту с кубриками и каютами и этот проект якобы утвердил лично С.Г. Горшков. Почему то я этому верю.
И скорее всего поэтому Горшков уговорил Хрущёва пойти для вручения наград экипажу К-3 не в Западную Лицу, а в Гремиху. И именно поэтому лодку после полюса завели в Йоканьгскую военно-морскую базу, где руководство страны и Вооруженных Сил могли лично осмотреть будущую базу атомоходов.

Практически сразу после убытия Н.С. Хрущева из Гремихи, начались подвижки как в составе 14 брпл Ивмб, так в строительстве базы для атомных подводных лодок, а также и в административной организации Саамского района.
Новый командующий Северным флотом адмирал Касатонов Владимир Афанасьевич, тоже подводник и штурман, как и А.Т. Чабаненко, активно продолжил дело развития атомного флота и Гремихи в том числе.

Касатонов Владимир Афанасьевич:
Касатонов В.А.

В сентябре-октябре 1963 года являлся старшим на борту во время похода к полюсу атомной подводной лодки К-181 3 дпл 1 флпл, командир капитан 2-го ранга Сысоев Ю. А. 29 сентября 1963 г. лодка впервые всплыла в непосредственной близости от полюса, полюс стал нашенским.

С 1962 года из состава 14 брпл Ивмб начали выводить подводные лодки проекта 613, первой из них была С-268.

В декабре 1962 г. принято решение, а 21 января 1963 г. Йоканьгский сельсовет был упразднён. Саамский район также упразднён, вместо него создан большой Ловозерский район, райцентр перенесён из Гремихи в посёлок Ловозеро. Колхозы села Йоканьга ликвидированы, началось переселение людей из Йоканьги в Гремиху и другие сёла Кольского полуострова.
Сезонная миграция саамов из Йоканьги в Зимний Йоканьгский погост и обратно окончательно прекратилась. Хотя отдельные случаи перегона оленей из района Гремихи в район Каневки и Краснощелья и обратно были до 80-х годов.
В Гремихе создан поселковый совет и включён в состав Североморского района. В Гремихе стало тесно военным и гражданским.
Поэтому ещё в 1954 году перед прибытием 14 обрпл военные власти начали строительство военного посёлка примерно в 3-х километрах западнее Гремихи на относительно ровном плато у губы Островская. Наверняка выбор этого места явился результатом многочисленных исследований и анализа для удовлетворения не только удобства строительства, но и мер радиационной безопасности.
Однако в конечном итоге место было выбрано на открытом и очень рельефном участке берегового склона, поэтому все прелести гремиханского климата жители военного посёлка испытали на себе сполна. В Гремихе ветер был всегда меньше, а уж склонов там почти нет. Это знает каждый гремиханец.
Посёлок этот получил название Островная. Наша родная и такая ветренная Островная с крутыми горками, оврагами, не тающим круглый год снегом на склонах и домами с тройными рамами.
На этой схеме я попытался изобразить Островную примерно к 1967 году.
Дорогу от Гремихи продлили от причальной зоны подводников до Островной и сделали от неё ответвление на возвышенность. На возвышенности построили казарменный городок подводников. Там же был и клуб, в который жители Островной ходили в кино и на концерты.
Бывали там и танцы, в том числе и на открытой танцплощадке, что очень необычно для Севера.
Сама дорога в Островную превратилась в улицу. Возможно в две улицы. По крайней мере участок до ответвления в казарменный городок даже в наше время назывался улицей Первомайская.
А вот по утверждению старожилов Островной даже ещё в 1972 году дома в начале дороги после ответвления имели адрес улица Новая. Возможно, что вот её впоследствии и переименовали в улицу Соловья.
На улице Первомайская были финские одноэтажные двухквартирные дома, с палисадами и небольшими деревцами. А на улице Новая были многоэтажные дома.

Схема посёлков Гремиха и Островная.
Схема посёлков Гремиха и Островная

На этом фото на улице Новая дом №4 уже построен, а перпендикулярно ему строится пятиэтажный дом.
Островная, улица Новая дом 4

А вот так стала выглядеть Островная к 65-67 году. Казарменный городок на переднем плане, ДОФ ещё строится, школа №2 (282) уже построена.
Справа по улице Новая сданы уже дома №2 и №4, стоят перпендикулярно дороге.
А перед ДОФом пока ещё большая яма с озерком. Её засыпят в 1975 году и сделают площадь 30-летия Победы.
Островная, 1967 год

На этом фото казарменный городок подплава и Островная. Начало 70-х годов.
Островная, городок подплава

Но главным в строительстве базы атомных подводных лодок было создание условий для их стоянки, эксплуатации и всестороннего обеспечения.
В 1958-1959 годах был построен небольшой мол между губами Охотская и Островская, я его назвал старым молом. Он защитил от волнения причальную зону 14 обрпл и сам стал причалом, точнее основой для причалов. Позднее к нему пристроили полустационарный причал №15 и стационарный №16 на сваях, нумерация причалов поздняя. Они использовались в качестве грузовых в том числе и для нужд построенной недалеко торпедо-технической базы, ТТБ.
Но в 60-х годах причалов №15 и 16 ещё не было, а пирсы подводников использовали как 14 брпл, так двух отдельных дивизионов овра СФ, стоявших у 10 пирса - 12 однскр и 544 однтщ, сторожевых кораблей и тральщиков.

1 сентября 1963 г. в состав Ивмб прибыла первая плавмастерская, ПМ-130. Её поставили в стационарному пирсу №7, который и стал местом постоянного базирования ПМ-130 и будущего плавучего судоремонтного завода ПРЗ-165. Всё было готово к приёму атомных подводных лодок.
И уже через два месяца после этого, 30 октября 1963 г., в состав 14 брпл Ивмб пришла после постройки первая атомная подводная лодка. Это была К-27 проекта 645 с жидкометаллическим реактором.

На фото у пирса К-11 проекта 627А (левым бортом) и К-27 проекта 645 (правым бортом).
K11_K27

Так Гремиха стала базой атомных подводных лодок, а Йоканьгская военно-морская база получила большой опыт подготовки и использования совместно дизельных и атомных лодок.

Базирование К-27 в Гремихе, а не в уже обустроенной и подготовленной Западной Лице становится понятным, если учесть упомянутые выше факты обсуждения руководством страны вопросы развития флота, интерес ГК ВМФ С.Г.Горшкова к Гремихе и шедшие полным ходом работы по созданию новых дальнобойных баллистических ракет большой мощности для подводных лодок.
В середине 1963 года в СКБ-385, возглавляемом В.П. Макеевым в г. Миасс началась разработка ракетного комплекса Д-9 с жидкостной ракетой Р-29.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 сентября 1964 г. ракетный комплекс Д-9 был утверждён в качестве основного для ракетных подводных лодок и в 1965 году выдано тактико-техническое задание на разработку атомной подводной лодки проекта 667Б.
Разработка подводной лодки велась в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. И примерно в это время было принято окончательное решение базировать соединение новых лодок проекта 667Б в Гремихе. Это была наша 41 дивизия.
С учётом планируемых сроков разработки проекта 667Б и строительства серии подводных лодок для их базирования были проведены исследования и изыскания, которые показали, что новые атомные лодки нужно базировать в более подготовленном и удобном месте, чем причальная зона 14 брпл.
Поэтому был разработан проект строительства новой причальной зоны в районе губы Островская, предусматривающий строительство широкой дамбы поперёк губы, устройство в ней корней плавучих пирсов, дноуглубление акватории с частичной засыпкой губы Островская и строительством на засыпанной части нового большого санпропускника и зданий службы радиационной безопасности.
Для защиты причального фронта от волнения предусматривалось создать ещё один мол с проходом для кораблей западным проливом между берегом и островом Витте. Я назвал его новым молом.
И работа закипела!

Для строительства были привлечены значительные силы как военных, так и гражданских строителей. К 1972 году новый мол между берегом и островом Витте был закончен, к нему поставили два плавучих пирса и перевели туда оба дивизиона овра.
Основную дамбу поперёк губы Островская тоже активно строили, но всё же к нашему приходу осенью 1974 года была готова только половина дамбы и к ней зимой 1974-75 годов поставили три пирса.
Дноуглубительные работы тоже ещё не были закончены. Углубили только небольшие районы у пирсов и канал для прохода к ним. Полностью работы были закончены только к 1980 году, но и тогда ещё оставалось много недоделок.

1 июня 1966 г. во время интенсивного строительства объектов для нашей дивизии, на базе 14 брпл Ивмб была сформирована 17-я отдельная дивизия подводных лодок Северного флота, которая подчинялась Йоканьгской вмб только в гарнизонном отношении и в части некоторого обеспечения.
Все подводные лодки проекта 613 были из 17 одпл выведены и отправлены в другие места базирования, в основном на Балтийский флот.
А в 17 одпл СФ переданы все подводные лодки проекта 627 и 627А из 3 дпл 1 флпл СФ. К 1972 году дивизия была в полном составе.
По воспоминаниям служивших в то время в 17 дивизии это было золотое время! Ивмб в дела дивизии не особо вмешивался, Штаб СФ из-за удалённости и занятости делами в других базах в Гремиху заглядывал нечасто, обеспечение подводников-атомщиков было прекрасным.
Посёлок Островная уже был достаточно развит, квартиры давали даже холостякам.
До Мурманска и Архангельска с 1966 года стал ходить "Вацлав Воровский", о впечатлениях своих при первом знакомстве с ним я уже писал.
После посещения Гремихи Брежневым летом 1967 года введена в строй телевизионная станция "Орбита", в Гремихе построен телецентр и открыта своя телестудия.
А 14 декабря 1968 г. был торжественно открыт Дом офицеров.
Жизнь налаживалась!

Однако подводная служба была омрачена двумя трагическими событиями.
24 мая 1968 года во время выхода в море на К-27 произошла авария жидко-металлической ЯЭУ с облучением личного состава и выводом лодки из строя. Восстановить её так и не удалось.
12 апреля 1970 года из-за пожара погибла К-8. Погибли люди, в том числе командир лодки В.Б. Бессонов и доктор А.М. Соловей. За проявленный героизм в борьбе за жизнь людей и лодки В.Б. Бессонову присвоено звание Герой Советского Союза. А.М. Соловей, пожертвовавший своей жизнью ради больного подводника, был награждён орденом Красной Звезды.
В память о них названы улицы в посёлке Островная.

В жизни 17 одпл СФ был в это время ещё один не совсем понятный случай - с 1970 по 1973 год в состав 17 одпл включили 162 бригаду подводных лодок из Линахамари. Может быть для придания значимости дивизии, а может по другим соображениям.
В составе 162 брпл были лодки проекта 611 в количестве 10 единиц: Б-65, Б-75, Б-76, Б-70, Б-80, Б-82, Б-874, Б-877, Б-881, Б-891 и 189 экипаж. Они несли интенсивную боевую службу, занимались боевой подготовкой, в 1973 году были переданы в состав Балтийского и Черноморского флотов, а 162 брпл расформирована.
Семьям подводников 162 бригады остаётся только посочувствовать.

На фото - Б-65, Б-75 и Б-80 проекта 611 в Гремихе.
Гремиха. Подводные лодки проекта 611

Кроме подводников в Гремихе с 1942 года базировались дивизионы сторожевых кораблей и тральщиков. С созданием 11 флпл на базе этих сил 1 декабря 1974 г. была создана 2 бригада кораблей овра. К нашему приходу в Гремиху они уже стояли у нового мола.
Бригада была сильной, имела свою зону ответственности ещё с войны, береговую артиллерию, две морские радиотехнические роты мртр и пункт рейдовой службы с сетью морских радиотехнических взводов, бывших постов НиС, подвижный отряд борьбы с пдсс и другие береговые части и подразделения.
Об этом мы тогда не знали, но с кораблями овра работали часто и уважали их за морскую службу на таких маленьких по сравнению с нашими кораблях.

Была в Ивмб своя гидрография, 59 район гидрографической службы. Перед гидрографами снимаю шляпу. Грамотные и смелые ребята и девчата, работающие в сложных северных условиях на берегу и в море. За всё время службы на флоте ни разу не было неисправностей средств навигационного оборудования СНО и радионавигационных систем. Но чего это стоило гидрографам!
При подготовке к базированию атомных подводных лодок в Гремихе гидрографами была проведена громадная работа по развёртыванию надёжной системы навигационного оборудования.
В 1957 году построен маяк Медвежий на одноимённом острове. Воспоминания о работе на нём маячника Юрия Чворы размещены в разделе Мемуары на нашем сайте.
Проработаны и просчитаны места установки створов, знаков, буёв, мест размещения боновых заграждений. В восточной части Йоканьгского рейда ещё в войну был оборудован девиационный полигон, который поддерживался в исправном состоянии практически до ликвидации 11 флпл.
У пирса №3 была расположена гидробаза, во дворе которой лежали буи и другое гидрографическое оборудование. У пирса №4 стояли два больших гидрографических катера, БГК,а в образованием 11 флпл к ним добавили гидрографическое судно ГС.
Первые года два входной створ Восточных Ворот был с белыми проблесковыми огнями и имел два два створных знака. Затем гидрографы построили новый створ с тремя высокими знаками и красными постоянными огнями. Помню своё восхищение ими, когда впервые увидел их при подходе с моря!
И конечно гидрография теснейшим образом была связана с картами, пособиями, мореходными инструментами и нашим сложнейшим штурманским вооружением. Склад, корректорская, штурманская мастерская - это те подразделения, которые были связаны со штурманами Гремихи самым теснейшим образом.
Сколько штурманских шагов было сделано по пути к ним и обратно за эти годы, подсчётам не поддаётся!

И конечно, гремиханский тыл! Хоть и ругали мы его нещадно, но без него никуда. Склады, мастерские, камбузы и столовые, госпиталь и санчасть, называемый спецполиклиникой, военторг, гаражи, пожарная часть и прочая, и прочая.
И ВФ и ПСС - вспомогательный флот и поисково-спасательная служба, гремиханские морские трудяги.

И совсем отдельный разговор о ПВО Гремихи и авиации.
Но об этом как-нибудь потом в соответствующих рассказах раздела ГРЕМИХА.

Вот такими были Гремиха и Островная, куда мы прибыли в апреле 1975 года. И с которыми связаны многие трудные и интересные годы!

На фото - мы в новой зоне, обустроенные.
Гремиха. Новая зона

А я завершаю свой рассказ об удивительном месте, которому уже более 400 лет - Йокангское Лопское становище, Летний Йоканьгский погост, Йоканьгский погост, Йоканьга и Йоканьгская база, Йоканьга и Гремиха, Йоканга, Гремиха и Островная. И все они объединены общим термином - Гремиха!

Сейчас этого ничего нет, буржуазный период отмечен развалом былого, существенным оттоком населения и отсутсвием каких бы ни было занятий.
В последние несколько лет кое-что сделано, отремонтированы некоторые дома, пущен новый микроавтобус между остатками Островной и Гремихи.
Смысл существования ЗАТО "Островной" непонятен. Разве что обозначать присутствие РФ на этой территории.
Правда иногда Гремиху используют государственные и частные структуры. Например, пограничники.

Фото сделано 30 декабря 2022 г. Есть в одноклассниках и ВКонтакте. Пирс №3. "Клавдия Еланская" и пограничный сторожевой корабль.
Гремиха. 30 декабря 2022 г.

Пожелаю современным гремиханцам здоровья и благополучия в этих непростых условиях.


Возрат на первую страницу История Гремихи
История Гремихи

Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке