История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих
3.4. Военная жизнь Йоканьги. Советский период.
Пограничники.
Мы в Гремихе с пограничниками не сталкивались. Пограничный режим обеспечивала комендатура 11 флотилии пл СФ, а до этого
Йоканьгской военно-морской базы. И хотя теплоходы на переходе из Мурманска в Гремиху и из Мурманска в Архангельск через Гремиху и обратно
могли иногда выходить за пределы территориального моря, в портах Мурманск и Архангельск пассажиры и грузы пограничный контроль не проходили
и загранпаспортов никто не требовал.
А у военных и обычных то паспортов не было, их заменяли наши удостоверения личности, а у срочной службы - военные билеты.
Но тем не менее, морские пограничники оказались тесно связаны с историей Гремихи, о чем я попытаюсь рассказать.
Некоторые сведения взяты из книг "Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней", автор Ф.А. Мошков. Издательство "Граница", 2003 год, "Три сестры Беломорской флотилии", автор В.В. Щедролосев, Санкт-Петербург, 2006 г. и интернета.
С незапамятных времён с появлением границ встал вопрос о перемещении через них людей и товаров. И если пропуск людей был довольно прост,
то товары требовали специальной системы для оценки их стоимости и взымания с этой стоимости пошлины. Такие системы появились в виде таможенных служб,
которые совмещали функции контроля людей и товаров.
В России организационное формирование таможенной службы произошло к XVII веку, при Петре I её деятельность расширена на морские прибрежные районы,
а при Екатерине II создана система таможенного контроля границы. В результате к 1812 году только побережье Белого и Балтийского морей
контролировали 600 объезчиков, 45 надзирателей и 45 их помощников. Во всех крупных портах были созданы таможни, в том числе и в Архангельске.
Однако со временем функции пропуска товаров и людей в одной службе стали всё более несовмещаемыми, т.к. перемещение товаров находится
в финансовой области, а перемещение людей - в контрольной области деятельности государства, причём военизированной.
И ещё в 1733 году в связи с большим количеством русских и иностранных купеческих судов в Белом и Баренцевом морях и соответствующих любому
товарообороту и промыслу разбоям и контрабанде, по Указу Анны Иоановны был создан Архангельский военный порт.
А в следующем, 1734 году, в составе Архангельского военного порта создана эскадра, которая помимо военных задач выполняла и охранные пограничные задачи.
Пограничные задачи корабли Архангельской военной эскадры выполняли попутно с другими, основными, задачами - охраны морских районов, исследовательскими,
снабжения объектов на побережье, гидрографическими и многими другими.
Корабли эскадры были вооружены артиллерией и стрелковым оружием, команды были военные.
Известны лишь некоторые парусные, парусно-винтовые, колёсные и винтовые корабли эскадры Архангельского военного порта. Состав эскадры со временем изменялся, как и её численность. В частности, с исследованиями побережья Баренцева моря связаны бриг "Новая земля", парусно-винтовая шхуна "Полярная звезда", а со строительством маяков связаны бриги "Кетти" и "Лапоминка", шхуны №"1 и №2, парусно-винтовая шхуна "Самоед".
На картинке - парусно-винтовая шхуна "Полярная звезда" подходит к мысу Святой Нос из Горла Белого моря, компьютерная реконструкция.
В правой части на берегу хорошо видна башня, установленная на мысе Святой Нос в 1828 году, первый стационарный навигационный ориентир на полуострове Святой Нос.
На этом фото - парусно-винтовая шхуна "Самоед".
За шхуной по левому борту следует ещё какой-то пароход, двухтрубный. Группа выполняет какую-то совместную задачу.
В России в ходе так называемой министерской реформы 1802-1810 годов, проведённой Александром I, были созданы 8 министерств.
При этом одним из крупнейших и главных было Министерство финансов, осуществлявшее управление государственными доходами и расходами.
Для разделения таможенных и пограничных функций и устранения их несовместимости 29 октября 1864 г. в Министерстве финансов
был создан Департамент таможенных сборов, а при нём - Пограничная, Таможенная и Корчемная стражи. Так появилась отдельная пограничная служба,
отделённая от финансовой области, хотя и входившая в таможенную службу.
В марте 1862 года Архангельский военный порт, а с ним и эскадра, были расформированы. Военные корабли были переведены на другие моря, но часть судов передана в гидрографическую службу и подчинены Капитану над портом. Они продолжали выполнять попутные пограничные задачи, но основная нагрузка легла на военные корабли, направляемые для патрулирования Баренцева и Белого морей из состава крейсерской флотилии на Балтийском море.
При этом в пограничной службе появились морские и речные суда, которые по традиции именовались таможенными. А 14 июля 1872 г.
была создана первая крейсерская флотилия на Балтийском море для предотвращения морской контрабанды.
В 80-х годах XIX века, кроме контрабанды, начинают обостряться проблемы охраны рыбных и иных морских богатств, особенно на Севере
и Дальнем Востоке. Для решения этих задач Министерство финансов взаимодействовало с Министерством морских сил, организовало периодическое
патрулирование военных кораблей в Баренцевом море, а также привлекало лоцмейстерские суда гидрографических служб районов.
Однако это в целом не решало проблему, т.к. деятельность Пограничной стражи была сильно ограничена вхождением в Департамент таможенных сборов
Министерства финансов России.
Интересно, что Министерство морских сил, Таможенная стража и Пограничная стража, непосредственно решающие задачи, прекрасно понимали
имеемые противоречия и настоятельно предлагали вывести Пограничную стражу из Департамента таможенных сборов.
Но этому почему-то сильно противились сами руководители стражи и департамента.
Мотивы директора департамента можно понять, ибо исключение такой большой структуры из состава департамента, как Пограничная стража,
неизбежно приводит к уменьшению значимости и финансирования.
А вот почему Инспектор Пограничной стражи был категорически против выведения Пограничной стражи из Департамента таможенных сборов,
можно только предполагать.
Точку в этом разногласии поставил всё тот же граф Сергей Юльевич Витте, который 30 августа 1892 г. был назначен Министром финансов. Менее года ему понадобилось, чтобы разобраться в обстановке, убедиться в непримиримости позиций своих подчинённых и разом решить этот вопрос.
Он сам разработал Положение об организации Отдельного Корпуса Пограничной стражи (ОКПС) и, пользуясь расположением Александра III,
на очередном докладе заручился одобрением царя.
15 (27) октября 1893 г. был подписан Указ о создании Отдельного корпуса пограничной стражи с подчинением его Министру финансов.
Таким образом пограничники впервые стали самостоятельной структурой государства, хотя и остались в подчинении Министерства финансов.
Командиром ОКПС назначен генерал от артиллерии А.Д. Свиньин, прежний начальник Пограничной стражи отправлен куда-то на другую должность,
а может быть и в отставку.
А в 1897 году из Военного флота в состав ОКПС были переданы все таможенные и пограничные суда с образованием Флотилии Отдельного корпуса
пограничной стражи (ФОКПС).
Вот так С.Ю. Витте снова принял участие в становлении Гремихи через созданное им пограничное детище.
До начала Первой мировой войны Баренцево и Белое моря оставались единственными крупными морскими регионами России, где пограничную службу несли не морские пограничники, а военные моряки Министерства морских сил. C 1897 года патрулирование осуществлял ежегодно приходящий с Балтики специальный военный транспорт "Бакан". Попутно производил гидрографические съёмки побережья, в том числе Новой Земли, обследования районом промысла и мест первичной обработки морепродуктов, научные исследования.
На фото из интернета - специальный военный транспорт "Бакан".
С объявлением войны командир "Бакана" капитан 2 ранга С. М. Поливанов возглавил оборону Архангельского порта с моря, решение пограничных задач
пришлось оставить.
По его инициативе для затруднения плавания кораблей противника были выключены маяки и снято навигационное ограждение.
Экипаж "Бакана" на подходах к Архангельску оборудовал три оборонительные позиции. На побережье горла Белого моря были развернуты наблюдательные посты,
имевшие связь друг с другом и с "Баканом".
После революции 17 февраля 1918 г. экипаж объявил о переходе на строну Советской власти. До 1920 года транспорт находился в Архангельске, переходя из рук в руки.
С победой Советской власти 18 апреля 1920 г. включен в состав Северной Гидрографической экспедиции, в 1924 году списан и разобран на металл.
Великая Октябрьская Социалистическая революция поставила задачи охраны границы уже перед новой властью. И она не заставила себя ждать.
Декретами советской власти были созданы:
от 20 декабря 1917 г. - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, ВЧК;
от 15 января 1918 г. - Рабоче-Крестьянская Красная Армия, РККА;
от 29 января 1918 г. - Рабоче-Крестьянский Красный Флот, РККФ.
30 марта 1918 г. при Наркомате по делам финансов было создано Главное управление пограничной охраны, ГУПО. Управление ОКПС упразднялось.
28 мая 1918 г. Председатель СНК В.И. Ленин подписал декрет об учреждении Погранохраны при Наркомате по делам финансов.
С тех пор 28 мая празднуется как День пограничника и по сей день не только в РФ, но во многих бывших республиках СССР.
В июне 1920 г. задачи по охране границы были переданы из ГУПО в ВЧК, а войска ГУПО переданы в войска внутренней службы, ВНУС.
27 сентября 1922 г. в составе ГПУ при НКВД, бывшей ВЧК, создан Отдельный пограничный корпус, ОПК. В состав ОПК переданы все пограничные войска
из ВНУС, а также морские и речные силы. С тех пор пограничная служба находилась в СССР в составе НКВД, КГБ, а в РФ в настоящее время в составе
ФСБ России.
В Белом и Баренцевом морях морские пограничные суда были сведены в Северный отряд, комиссия по приёму кораблей и судов от Морских Сил
Северного Моря завершила работу 16 декабря 1922 г. Начальником отряда судов погранохраны был назначен военмор В.Л. Креслинг.
После передачи значительной части свого состава в январе 1923 г. Штаб Морских Сил Северного моря был расформирован, а к середине года
упразднена и вся структура МССМ. Пограничникам были переданы также службы НиС и Мурманское отделение Архангельского военного порта.
На Севере морскими хозяевами стали пограничники.
Обстановка в прибрежных районах оставалась напряженной. Англичане, не признававшие 12-мильную ширину территориального моря Советской России
в 1923 году направили в Баренцево море флотилию военных кораблей для охраны своих промысловых судов. Под их прикрытием английские и норвежские рыбаки
чувствовали себя в безопасности и промышляли в непосредственной близости от советских берегов.
Наличных сил морской погранохраны Северного отряда едва хватало на прикрытие только подходов к Кольскому заливу и Архангельску.
Горло Белого моря от реки Поной до мыса Воронов не охранялось. Зимой 1922-23 годов основная часть пограничных судов стояла в Архангельске
во льду на ремонте, а участок от Губы Вайда до мыса Канин Нос охраняли всего три пограничных тральщика.
При несении пограничной службы они использовали и Йоканьгскую базу для укрытия от непогоды, пополнения запасов, ремонта и отдыха.
Пункт базирования Мурманского пограничного отряда оставался необустроенным. Пограничные суда стояли на якорях, экипажи постоянно находились
на борту. Для штаба и других служб отряда моряки своими силами построили двухэтажный деревянный дом в районе нынешнего железнодорожного вокзала,
других строений на берегу не было.
Надо полагать, что Йоканьгская база, к этому времени уже вполне обустроенная, с магазинами и баней казалась морским пограничникам просто благом.
Несмотря на сложные бытовые условия, морские пограничники несли службу, сопряжённую с опасностью
Так, в марте 1923 года пограничное судно "Т-15" обнаружило в территориальном море СССР в районе остров Большой Олений два английских траулера,
занимавшихся браконьерским промыслом. Командир Котов потребовал от капитанов траулеров прекратить промысел и покинуть территориальное море СССР,
однако капитаны на сигнал не реагировали, ход не застопорили. Тогда Котов высадил осмотровые группы на траулеры на ходу и это была первая в истории
морпогранохраны высадка подобным образом. Траулеры-нарушители отконвоировали в бухту Захребетная.
Ночью, воспользовавшись снегопадом, один из траулеров попытался скрыться, три краснофлотца осмотровой группы были убиты.
При выходе из бухты траулер наскочил на камни и затонул. Второй траулер с частью спасшихся доставлен в Мурманск, нарушители предстали перед судом.
Как и многое в только что созданном СССР морпогранохрана в середине-конце 20-х годов претерпевала многочисленные преобразования,
вызванные как экономическим состоянием страны, изменением внешних угроз, так и поиском оптимальной структуры, часто методом проб и ошибок.
Порой изменения происходили буквально в течение месяцев и можно только посочувствовать пограничникам от смены подчинённости, обеспечения
и названий.
В результате к 1933 году, когда на Север пришёл первый ЭОН-1 будущей Северной военной флотилии, соединения морпогранохраны на Севере назывались
Морская пограничная база №1 (Архангельск) и Морская пограничная база №2 (Мурманск).
В составе Морской пограничной базы №2 в Мурманске были сторожевой корабль "Пурга", сторожевое судно ПС-1, 4 паровых катера и 5 моторных шлюпок.
Силы, надо сказать, невелики, но службу им приходилось нести очень напряжённую.
Кроме Мурманска и Архангельска пограничники интенсивно использовали и Йоканьгскую базу, а также систему наблюдения и связи НиС,
в том числе на Святом Носу.
В 1937 году, когда Северная военная флотилия была преобразована в Северный флот и всё больше приобретала контроль над Баренцевым, Белым и Карским
морями, мурманских пограничников вновь переформировали. На базе Мурманского отряда судов погранохраны, 1-й Отдельной Мурманской комендатуры
и 5-го отдельного авиаотряда был создан 35-й Мурманский морпогранотряд.
В его состав вошли 11 пограничных судов, система береговых пограничных постов и другие подразделения. Общая численность отряда была 1690 человек.
В Мурманске для морских пограничников уже не было места, поэтому их решено было перебазировать в посёлок Торос на выходе из Кольского залива,
в рыбацкий посёлок и судоремонтную базу. Рыбаков переселили в другие посёлки, а базу перевели на Абрам-Мыс в Южном колене Кольского залива.
8 июня 1938 г. дивизион пограничных судов перебазировался в посёлок Торос, впоследствии получившем название Кувшинская Салма.
Хотя силы Северного флота переходили в Белое море для отработки торпедных стрельб летом 1936 и 1937 годов, информации о заходе их
в Йоканьгскую базу нет. Её по-прежнему постоянно использовали только пограничники и гидрографы.
В это же время с учётом развития Северного флота было принято решение о расширении Йоканьгской базы и строительстве там объектов
обеспечения сил флота.
В 1938 году Йоканьгская база получила наименование посёлок Гремиха и в нём начато строительство новых объектов.
Гремиха готовилась стать военно-морской базой.
В ноябре 1939 г. в преддверии советско-финской войны в посёлке Торос на базе дивизиона судов 35-го Мурманского погранотряда было начато
формирование Отряда пограничных судов Мурманского пограничного округа, которое завершено 1 января 1940 г. Отряд передан в оперативное подчинение
Северного флота.
Корабли Отряда погрансудов Мурманского округа, находясь в оперативном подчинении флота, охраняли государственную границу по усиленному варианту,
несли дозорную службу, осуществляли конвоирование транспортов с войсками и военными грузами, охрану рейдов. Кроме того, до марта 1940 года
корабли Отряда выполняли боевые задачи по охране и обеспечению высадки войск 14 армии в пунктах Вайто, Лахти, Петсамо.
В соответствии с приказом НКВД от 13 марта 1940 г. корабли Мурманского отряда погрансудов приняли под охрану новую границу с Финляндией.
11 июля 1940 г. Мурманский отряд погрансудов был выведен из оперативного подчинения Северного флота, а 18 октября того же года приказом НКВД
соединению было присвоено новое наименование: 1-й Северный отряд пограничных судов.
Командиром отряда назначен капитан 2 ранга Дианов Александр Иванович, впоследствии контр-адмирал.
На фото - контр-адмирал Дианов Александр Иванович.
По состоянию на первое полугодие 1941 года в 1-й Северный отряд пограничных судов входили 2 дивизиона сторожевых судов и катеров и группа плавсредств Мурманского порта общим составом 23 пограничных кораблей и судов. Это была уже вполне боеспособная сила.
В июле 1940 г. Комитет Обороны при СНК СССР издал постановление о расширении системы базирования ВМФ, в том числе и на Севере.
На основании этого постановления был издан приказ НК ВМФ от 1 августа 1940 г. №00186 о формировании Молотовской вмб в г. Молотовске.
12 сентября 1940 г. Молотовскую вмб было решено перевести в более благоустроенный и приспособленный к управлению силами Архангельск
и переименовать её в Беломорскую вмб.
Учитывая значительное расстояние между Полярным и Архангельском, Наркомат ВМФ принял решение о строительстве ещё одной военно-морской базы.
Выбор пал на уже вполне обустроенную Гремиху.
По представлению НК ВМФ Комитет Обороны при СНК СССР издал постановление от 6 марта 1941 г. №28сс, которым утвердил место строительства
военно-морской базы лёгких сил Северного флота - Гремиха. Определена и стоимость строительства - не более 40 млн. рублей.
Во исполнение этого постановления был издан приказ НК ВМФ от 12 марта 1941 г. №0040, которым приказано начальнику Инженерного управления
представить на утверждение технический проект, смету и график строительства Йоканьгской вмб. Срок исполнения - до 20 апреля 1941 г.
Указанные документы были представлены на утверждение в срок и утверждены.
Строительство военно-морской базы в Гремихе поручено Наркомстрою СССР.
Уже в мае 1941 г. начались подготовительные работы, завоз рабочей силы и материалов. До войны оставалось менее двух месяцев.
Оргмобпланом Северного флота предусматривалось с началом войны сформировать в Гремихе на основе имеемых и перебазируемых военных
и гражданских объектов маневренную Йоканьгскую военно-морскую базу в составе:
- управление вмб;
- отделение политической пропаганды;
- охрана рейда;
- управление участком и постами СНиС;
- радиостанцию;
- управление военного порта;
- квартирно-эксплуатационная часть, КЭЧ;
- пожарная охрана;
- санитарное отделение;
- 14-я стрелковая рота из состава 52 стрелковой дивизии 14 армии Ленинградского фронта.
Формирование Ивмб предусматривалось осуществить на основе 1-го Северного отряда пограничных судов, командир отряда мобзаданием назначался
командиром Ивмб. Интересно, что эта функция была определена не только мобзаданием, но и утверждена приказом командующего СФ от 26 апреля 1941 г.
Основные задачи Ивмб: не допустить противника в Белое море и предотвратить попытку десантом захватить стратегические пункты в Горле Белого моря,
обеспечить бесперебойное плавание судов в конвоях на трассе Архангельск-Иоканга-Кольский залив и охрану судов в базе,
организовать разведку на подходах к бассейну Белого моря.
И вот грянула война.
23 июня 1941 г. приказом командующего Северным флотом №00273 начато формирование Йоканьгской военно-морской базы (Ивмб).
Была приведена в действие вся организационная махина, предусмотренная мобпланом. И надо отметить высокое качество мобплана
и его чёткое выполнение. Достаточно было только дать приказание или даже кодовое слово и далее все начинали действовать без дополнительных указаний.
1-й Северный отряд пограничных судов был передан из НКВД в ВМФ и вошел в состав Северного флота.
Уже 23 июня 1941 г. перешел из Тороса (Кувшинская Салма) в Гремиху и стал основой создаваемой Йоканьгской военно-морской базы.
В составе отряда были 5 пограничных кораблей, переклассифицированых в сторожевые корабли (СКР-24 "Айсберг", CKP-27 "Жемчуг", CKP-28 "Рубин",
CKP-29 "Бриллиант", CKP-30 "Сапфир"), 2 пограничных катера, переклассифицированных в сторожевые катера и несколько рейдовых катеров.
Кроме того, в оперативное подчинение командиру Ивмб были переданы две подводные лодки 3-го дивизиона бригады подводных лодок базы г. Полярный:
"Щ-403" под командованием капитана-лейтенанта Коваленко С.И. и "Щ-404" под командованием Иванова В.А. и плавбаза подводных лодок "Умба".
Обе лодки и плавбаза прибыли в Гремиху 24 июня 1941 г.
Также от ОВРа Главной базы в состав Ивмб переданы 4 сторожевых корабля, 2 тральщика и 5 сторожевых катера.
Командир 1-го Северного отряда пограничных судов капитан 2 ранга Дианов Александр Иванович, с 22 июня 1941 г. автоматически вступил в должность
командира Ивмб.
Начальником штаба стал капитан 2 ранга Виноградов Александр Иванович, комиссаром - батальонный комиссар Гудовский Михаил Константинович.
Из перечисленного неполного состава сил Ивмб видно, в каких труднейших условиях пришлось морским пограничникам создавать военно-морскую базу.
В течение буквально двух дней в необустроенную Гремиху пришли разом десятки кораблей и судов, подводные лодки, тысячи людей.
Прибытие сил продолжалось нарастающими темпами, прибывали строители, продолжался завоз запасов.
Буквально через месяц прибыли авиаторы, начали строительство гидроаэродрома.
И в это же время нужно было организовывать оборону, ведение боевых действий в зоне ответственности, отражение налётов вражеской авиации.
Нужно было думать и о защите гражданского населения Йоканьги, Лумбовки и Поноя, налаживать их помощь морякам.
Силы Ивмб разместились в основном в Гремихе. Часть сил были размещены на островах, полуострове Святой Нос и в складках окружающей местности.
Село Йоканьга и Лумбовский погост стали прифронтовыми, колхозники стали работать на нужды обороны.
В 1941 с началом войны саамы стали вступать в транспортные отряды и на фронт за первые месяцы войны было отправлено не менее 5 000 оленей.
Срок окончания формирования Ивмб был установлен 28 августа 1941 г.
Но уже 12 августа командир Ивмб и командующий Беломорской военной флотилией, БВФ, доложили о завершении формировании Ивмб.
Приказом командующего СФ от 12 августа 1941 г. № 00399 было объявлено, что Йоканьгская военно-морская база сформирована.
Красноречивую характеристику этого периода даёт выдержка из наградного листа на А.И. Дианова, 1941 года:
«Несмотря на трудные условия, Дианов в очень короткий срок сколотил из судов морпогранотряда и призванных по мобилизации судов боеготовые части,
сумел вооружить корабли, наладил организацию и одновременно развернул и провел базовое строительство…
Обладая решимостью и волей командира, Дианов в сложных условиях, в зоне действия воздушного противника, объединил из разрозненных частей
боеспособное соединение, которое успешно выполнило ряд ответственных заданий по конвоированию транспортов, высадке десантов, обстрелу берегов,
занятых противником.
25 сентября 1941 года одним из кораблей базы потоплена немецкая подводная лодка, огнем зенитных батарей и кораблей уничтожено
5 самолётов и 4 повреждено»
Мне добавить нечего.
Только склонить голову перед подвигом военных и гражданских героев. Помолчать и подумать.
Следующая страница. 3.5. Военная жизнь Гремихи. Советский период.
Великая Отечественная война и послевоенный период до конца 50-х годов
История Гремихи
Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке