Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих

3.3. Военная жизнь Йоканьги, 1917-1924 годы

С 1917-го по 1924 год последовал очень бурный и драматичный период как для всей страны, так и для Йоканьги и Йоканьгской базы в частности.
Революционные события, последовавшая за ними интервенция, а затем белогвардейский период привели к фактическому прекращению деятельности военных морских сил на Севере. И при численном составе Флотилии Северного Ледовитого океана в 89 единиц к Октябрьской Революции в ней оставалось боеготовых половина, а то и менее.
Линкор "Чесма" и крейсер "Варяг" были выкуплены Россией у Японии и направлены на Север. Хотя из Владивостока они вышли в составе отряда одновременно, 19 июня 1916 г, в Кольский залив пришли по отдельности. Крейсер "Варяг" - 18 ноября 1916 г., а линкор "Чесма" только 3 января 1917 г.
Техническое состояние обоих кораблей было настолько плохим после перехода через три океана, что "Варяг" уже 25 февраля 1917 г. был отправлен на ремонт в Англию, где и закончил свой путь. А линкор "Чесма" был переведён в Архангельск, с него сняты шестидюймовые пушки для береговых батарей, а также четыре 76-мм пушки для вооружения тральщиков.
Революционно настроенную команду линкора во время интервенции фактически расформировали, а сам линкор использовали как плавучую тюрьму. А после установления советской власти в Архангельске было оценено техническое состояние линкора и 3 июня 1921 г. он был сдан на металлолом.
Крейсер "Аскольд" пришел в Кольский залив из Средиземного моря 17 июня 1917 г. По техническому состоянию участия в боевых действиях не принимал, использовался как плавказарма, затем был захвачен интервентами и уведён в Англию. В 1922 году был выкуплен Советской Россией, но по техническому состоянию продан на металлолом.

Четыре подводные лодки, которые были в разное время в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, также никакого участия в боевых действиях не приняли.
Первыми на Север прибыли две подводные лодки типа Голланд 27В, построенные (по другим данным собраны из американских комплектующих) по проекту американского конструктора Джона Филиппа Голланда на Невском судомеханическом заводе. Они получили номера, №1 и №2.
Обе лодки 9 июля 1915 г. привезли по железной дороге в Вологду, откуда на баржах их перевезли в Архангельск.
11 октября 1915 г. вышли из Архангельска в Александровск-на-Мурмане в составе отряда - вспомогательный крейсер "Василий Великий", плавбаза "С.Витте", пл №1 и пл №2.
В Белом море в связи со штормом лодки взяла на буксир плавбаза "С.Витте", а экипажи лодок перешли на плавбазу. На траверзе мыса Святой Нос 15 октября буксир лодки №2 оборвался, лодку потеряли из виду. Ввиду невозможности поисков и дальнейшей буксировки отряд вернулся в Архангельск.
В 1916 году лодку №1 перевезли в Александровск-на-Мурмане на ледокольном пароходе, а лодку №2 нашли специальной экспедицией на берегу полуострова Святой Нос в состоянии, не подлежащем восстановлению. Демонтировали некоторые механизмы, лодку списали. Возможно она и до сих пор лежит где то там, в нашем гремиханском районе.

Следующей на Север прибыла подводная лодка "Дельфин", первая подводная лодка, спроектированная и построенная в России, инженер И.Г. Бубнов.
4 июня 1916 г. лодка "Дельфин" была доставлена по железной дороге из Владивостока в Котлас, а 9 июня прибыла в Архангельск на барже. Через месяц 9 июля 1916 г. на буксире переведена в Александровск-на-Мурмане.
Из двух подводных лодок, №1 и "Дельфин" сформировали дивизион, а командир пл №1 старший лейтенант И.И. Ризнич одновременно был назначен командиром дивизиона.
По другим данным И.И. Ризнич был освобождённым командиром дивизиона, а командиром пл №1 был назначен лейтенант В.И. Шмидт с погибшей лодки №2 и обследовавший в 1916 свою лодку на берегу полуострова Святой Нос.
По крайней мере есть фото этих офицеров. Слева - Ризнич, справа - Шмидт.

Ризнич и Шмидт
Командиром лодки "Дельфин" был Славский.

Подводные лодки №1 и "Дельфин" в море практически не выходили, стояли у причала в Александровске-на-Мурмане, ошвартованные друг к другу.
26 апреля 1917 г. во время шторма пл №1 и пл "Дельфин" были сильно повреждены и затонули у причала в Екатерининской гавани. Впоследствии подняты и признаны негодными для дальнейшей эксплуатации. В 1920 году разобраны на металлолом.

Последней на Север пришла подводная лодка "Святой Георгий", типа "Лауренти", Италия. И она, пожалуй, стала первой подводной лодкой в Йоканьгской базе, где простояла с 6 по 8 сентября 1917 г., укрываясь от шторма. Поэтому о ней немного подробнее.

Лодка была куплена Россией у Италии ещё в 1913 году, но из-за военного времени построенная лодка не была передана России, а включена в состав итальянского флота.
В 1916 году контракт был продлён и фирма ФИАТ на судостроительной верфи "Сан-Джорджио" г. Специя, приступила к строительству второй лодки, которая предназначалась для России.
Командиром подводной лодки назначен командир пл №1 и дивизиона старший лейтенант И.И. Ризнич. Он подобрал команду из известных ему людей по предыдущей службе и экипаж убыл в Италию. Старшим офицером и штурманом лодки Ризнич выбрал опытного лейтенанта Александра Александровича Роппа, а инженером-механиком подпоручика по адмиралтейству Михаила Алексеевича Мычелыгина.
Остальных 12 человек, унтер-офицеров, Ризнич тоже знал или взял в экипаж по рекомендациям своих сослуживцев.
Учитывая военное время, экипаж добирался до Специи довольно долго и не одной командой, а двумя группами.
В марте 1917 года, когда уже в России произошла Февральская революция, экипаж наконец прибыл в Специю. Лодка была уже почти построена, 8 апреля спущена на воду и получила имя "Святой Георгий".
Почти три месяца экипаж осваивал и испытывал лодку, загружал запасы, готовился к переходу в Архангельск. С высоты своего опыта могу только поражаться тому громадному объёму работы, который выполнили офицеры и унтер-офицеры лодки. Одних только карт и пособий нужно было иметь несколько сотен, если не тысячу. Где их разместить? А продовольствие, лодочная документация, запасные части и принадлежности? Да и бытовое имущество занимает немало места.
А планирование похода, его обеспечение и решение организационных вопросов перехода в военное время! Надо отдать должное чиновникам и специалистам того времени, они решили эти задачи неплохо.
Был согласован маршрут перехода лодки из Специи в Геную, оттуда в Гибралтар, в Плимут и далее в Архангельск, а также вопросы отдыха, ремонта, пополнения запасов, охраны и сопровождения лодки на переходе.
13 июня 1917 г. в сопровождении итальянского судна "Равенна" подводная лодка "Святой Георгий" перешла из Специи в Геную.
18 июня вышла из Генуи и начала самостоятельный переход в Гибралтар. В Гибралтаре лодка простояла 10 суток, пополнены запасы.
4 июля 1917 г. "Святой Георгий" вышел из Гибралтара в Плимут в сопровождении английского тральщика № 172. В Бискайском заливе группа попала в сильный шторм, поэтому пришлось укрыться в порту Лиссабона.
Для облегчения лодки и улучшения её мореходных качеств с неё выгрузили на берег запасные торпеды, часть запасных частей и имущества, которые должны были доставить в Плимут другим судном. Для сопровождения снятых с лодки грузов в Лиссабоне из экипажа лодки был оставлен подпоручик от Адмиралтейства Мычелкин.
16 июля лодка в сопровождении патрульного судна "Чифони" вышла из Лиссабона, но уже 17 июля из-за шторма группа вынуждена была зайти в порт Лейшойнш, Португалия. И только 22 июля лодка и патрульное судно благополучно дошли до Плимута.
Запасные торпеды и имущество из Лиссабона, сопровождаемые Мычелкиным, прибыли в Плимут 13 августа. К этому времени был завершен ремонт лодки, экипаж отдохнул, погрузил запасы и был готов к переходу в Архангельск.
20 августа 1917 г. в сопровождении английского тральщика "Айсланд" лодка вышла в английскую базу Скапа-Флоу, куда группа прибыла 25 августа. Произвели небольшой ремонт, отдохнули и 29 августа 1917 г. вместе с тральщиком "Айсланд" начали переход в Архангельск.
4 сентября 1917 г. группа прошла траверз мыса Нордкап, когда её настиг шторм. Двое суток лодка и тральщик шли по Баренцевому морю при шквалистом ветре с дождём и сильном волнении. Как это было и что они испытывали при этом хорошо знают те, кто ходил на торпедоловах, пожалуй каждый штурман-подводник испытал на себе подобное. По описаниям дело дошло до того, что некоторые члены экипажа переоделись в чистое "смертное" бельё.
И наконец вечером 6 сентября 1917 г. группа зашла на Внутренний Йоканьгский рейд. В статьях об этом пишут мельком, буднично.
Но представляю себе, с каким же наслаждением и с нетерпением экипажи заходили к нам, как резко стих ветер, уменьшилось волнение, на берегу команды увидели строения и людей. А это сулило отдых, восстановление запасов, а может быть и небольшой ремонт.
Скорее всего и лодка, и тральщик не встали на якоря, а ошвартовались к причалу в Губе Гремиха. И весь йоканьгский люд, а может и лумбовский тоже, сошелся и съехался посмотреть на чудо техническое - подводную лодку! На англичан тоже интересно было поглядеть, но их уже видели неоднократно за время войны. А вот подводников ещё никто в Йоканьгской базе не видывал.
Наверняка, командир Йоканьгской базы лично встречал отряд на причале. Уже были готовы баня, столовая и прочие необходимые для отдыха людей помещения и принадлежности.
Двое суток экипажи отдыхали, пополняли запасы и топливо, общались, посетили село Йоканьгу. Наелись до отвала хлеба свежего, икры и рыбы красной, щей и картошки, оленины, в общем отдохнули. И народ йоканьгский, раскрыв рты, слушал рассказы моряков о переходе, как-никак из самой Италии пришли!
Командование Йоканьгской базы наверняка было допущено на лодку, показана подводная жизнь и устройство. Ахи и охи!
Об этих двух днях подводной лодки "Святой Георгий" и тральщика "Айсланд" в Йоканьге пишу подробно потому, что и не сомневаюсь, что так было.
Правда в интернете есть и другие упоминания о заходе "Святого Георгия" в Йоканьгу. В них английский тральщик к причалу не швартовался, а встал на якорь. Лодка же ошвартовалась к тральщику. И про отдых, осмотр лодки, ахи и охи ничего не сказано.
Может быть и так было, хотя куда логичнее описание, которое дал я.
После улучшения погоды 8 сентября лодка и тральщик вышли из Йоканьги и 9(22 по новому стилю) сентября 1917 г. прибыли в Архангельск.
Лодку посетили высокопоставленные лица, а Морской Министр Временного Правительства издал приказ с поздравлением и благодарностью экипажу подводной лодки "Святой Георгий".

Лодка "Святой Георгий" в Архангельске.
Лодка Святой Георгий

За 89 суток похода прошла более 5000 миль по водам пяти морей и двух океанов.
12 сентября 1917 г. руководство флотилии рапортовало, что лодку по конструктивным особенностям использовать на Севере невозможно, при отрицательных температурах оборудование обмерзало и лодка не могла погружаться.
Лодку поставили в док судоремонтного завода, летом 1918 г. планировали отправить её на Балтику. Однако интервенция Антанты помешала этим планам. Тогда экипаж, перешедший на сторону советской власти, перегнал лодку вверх по Северной Двине и выбросил её на берег.
В 1919 году белогвардейцы сняли лодку с мели, набрали новый экипаж во главе с командиром лейтенантом П.И. Лазаревич-Шепелевичем и в ноябре перевели её в Романов-на-Мурмане. Там лодка находилась до прихода Красной Армии.
15 апреля 1920 года лодку включили в состав советской Беломорской военной флотилии, а 7 мая получила новое название - "Коммунар".
Её вернули в Архангельск, где отремонтировали и довооружили двумя пулемётами. В августе-сентябре 1920 г. лодка "Коммунар" совместно со своей плавбазой "Соколица" дважды выходила в практическое плавание в южную часть Белого моря.
В 1923 году лодка была признана негодной к дальнейшей эксплуатации по техническому состоянию.
5 июня 1924 года она была списана и передана в ЭПРОН и ещё около десяти лет использовалась в качестве понтона при подъеме затонувших судов.
После чего разделана на металл.

В качестве итога по составу и состоянию военных морских сил на Севере в 1917-1924 годах можно отметить, что с победой советской власти вопросы охраны и защиты морских районов не были сняты с повестки дня, актуальность их была по-прежнему высока.
Обладая скудными силами и ресурсами, военно-морское командование Советской России попыталось создать Беломорскую военную флотилию в марте 1920 г., которую уже 26 июня 1920 г. преобразовали в Морские Силы Северного моря, МССМ.
МССМ просуществовали всего два с небольшим года. Военная опасность на Севере к этому времени была оценена как незначительная, но существенно возросла опасность экономической безопасности Советской России. Поэтому на первый план выдвинули пограничников, которые на 10 лет стали главной военной силой Баренцева, Белого и Карского морей.
Для Йоканьгской базы, будущей Гремихи, это обстоятельство оказалось судьбоносным.
Именно пограничники стали основоположниками и ядром созданной в 1941 году Йоканьгской военно-морской базы.


Следующая страница. 3.4. Военная жизнь Йоканьги. Пограничники
История Гремихи

Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке