История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих
2.2. Гражданская жизнь Йоканьги. Советский период
Наступил февраль 1920 года. Гражданская жизнь Йоканьги текла своим трудным чередом, на побережье у Губы Гремиха функционировала жуткая
Йоканьгская тюрьма, узел связи и другие служебных объекты.
3 февраля 1920 г. Красная Армия начала наступление на Северной Двине. 19 февраля 1920 г. главнокомандующий Белой армии генерал-лейтенант
Миллер бежал из Архангельска. В тот же день земство Архангельской губернии разослало телеграммы о прекращении войны с Советской Россией
и разоружении белых войск. Дошла она и на Кольский полуостров, в Александровск-на-Мурмане (Александровск) и в Йоканьгcкий погост.
Получив эту телеграмму председатель Александровской уездной земской управы В.В. Ушаков сверг власть белых в уездном центре г. Александровске,
ныне г. Полярный, а 21 февраля 1920 г. белые были свергнуты и в Мурманске.
По всему Кольскому полуострову были разосланы телеграммы о состоявшемся взятии власти.
В тот же день в Йоканьгском погосте был арестован начальник тюрьмы и охрана. Тюрьма была ликвидирована.
Создан Йоканьгский сельский совет, который поддержал советскую власть и переименовал Йоканьгский погост в село Йоканьга.
При этом летний Лумбовский погост остался таковым и был официально переименован в Лумбовку только в 40-е годы.
Кроме того, вскоре центр Александровского уезда Архангельской губернии был перенесён в Мурманск, а сам уезд получил название Мурманского.
Село Йоканьга и Лумбовский погост в то время входили в Понойскую волость, который в свою очередь входил в Александровский уезд
Архангельской губернии.
А само село Йоканьга к тому времени был уже довольно большим посёлком по Кольским меркам. Появилась улица, три десятка деревянных домов
и хозяйственных построек.
Йоканьгский погост в 1920 году.
В ходе оптимизации управления быстрыми темпами проводились административно-территориальные изменения. Уже 13 июня 1921 г. Александровский уезд
был выведен из состава Архангельской губернии, преобразован в Мурманскую губернию с центром в городе Мурманске и включён в состав образованной
Петроградской области.
С установлением Советской власти началось динамичное развитие села Йоканьга и её коренных жителей.
В 1924 году в селе Йоканьга был открыт пункт по ликвидации неграмотности. Из Мурманска прибыл учитель. Т.к. школы не было, то учитель ходил
по домам и проводил занятия по семьям, обучая в первую очередь грамоте, читать и писать. А наиболее способных с этого года начали направлять
на учёбу в созданный Ленинградский институт народов Севера.
В 1925 году в Йоканге и Лумбовском погосте были открыты школы-передвижки. Работали уже два "ликвидатора по неграмотности".
В результате к концу первой пятилетки в 1932 году неграмотность в Йоканьге была ликвидирована.
В 1926 году в Йоканьге был создан кооператив, прообраз будущего колхоза.
23 мая 1927 г. Постановлением Президиума Мурманского губернского исполкома Йоканьгский сельсовет Понойской волости был включен
в состав Териберского района и выведен из подчинения Поноя.
1 августа 1927 г. Понойская волость была преобразована в Понойский район.
В 1929 году в Йоканьге был создан саамский совет, который назывался Туземный совет. В него вошли три саама, первым председателем совета
был Лагунов Ефим Иванович. Основная работа Туземного совета была направлена на проведение коллективизации.
В феврале 1930 года Понойский район был переименован в Саамский район Ленинградской области, а центр района перенесён из села Поной
в село Йоканьга.
В состав Саамского района были включены сельсоветы Сосновский, Понойский, Лумбовский, Йоканьгский, Семиостровский, Чамны-Варайский
и селение Дроздовка.
На фото - село Йоканьга, 1929 год. Видна пока ещё действующая Ильинская церковь. Вскоре она будет закрыта, а в ней разместится клуб,
который станет и кинотеатром, и центром культурно-просветительской жизни Йоканьги вплоть до закрытия села Йоканьга в 1963 году.
В 1930 году в Йоканьге был создан колхоз "Передовой путь", который занимался оленеводством, рыболовством, выращивал овощи,
имел мясо-молочную ферму.
В книге "Йоканьга" упоминается также колхоз "Искра". Возможно было переименование, а может быть было два Йоканьгских колхоза.
На фото 1930 года село Йоканьга. Видно, что уже было две улицы, а дома стали штукатурить и красить. Вдоль улицы стоят столбы,
значит электричество в дома уже было проведено и скорее всего и радиотрансляция.
Отдельные дома строили на самом берегу реки Йоканьга.
В путину у села Йоканьга было очень оживлённо, мы такого в 70-е годы уже не видели.
Рыбу ловили и с лодок, её было много.
Не отставал от рыбаков и берег. Есть фото доярок со своими кормилицами.
Кстати, и в наше время в Гремихе было стадо коров и два быка. Так что для детишек молоко было свежее и кухня молочная была.
А это Йоканьгские доярки-передовики!
Олени для Йоканьги, как и для других северных народов, играли важнейшую транспортную роль. Олени и нарты давно превратились в символ Севера.
На фото 1930 годов - олени в деревне.
Некоторые лопари Йоканьги и Лумбовки продолжали переезжать с летних на зимние погосты и обратно до 1930-х годов.
На фото один из таких переездов.
На берегу Губы Гремиха на горе у дороги между Гремихой и Островной ещё до нашего туда прибытия был установлен памятник оленю.
По сопоставлению информации старожилов этот памятник установили примерно в 1970 году.
Он и сейчас там стоит.
Следующая страница. 2.3. Гражданская жизнь Йоканьги, появление Гремихи
История Гремихи
Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке