История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих
2.3. Гражданская жизнь Йоканьги, появление Гремихи
Практически во всех справках по Йоканьге-Гремихе, а также ЗАТО Островной указывается, что в 1938 году село Йоканьга переименовано в Гремиху.
По названию одноимённого ручья, вытекающего из Ромбозера.
Но так ли это? Попробуем разобраться.
Как следует из воспоминаний саамов, приведённых в книге Н.Н. Мироновой "Йоканьга", село находилось в распадке на левом берегу реки Йоканьга
и функционировало вплоть до 1963 года, когда колхоз "Передовой путь" был упразднён, а районный совет Саамского района и сельский совет Йоканьга
переведены в Ловозеро. При этом в воспоминаниях ничего не говорится о Гремихе.
На современном спутниковом снимке чётко видны остатки села Йоканьга, поэтому его расположение именно в этом месте не вызывает сомнений.
Однако возникают вопросы о том, где именно выгружались приходящие в Йоканьгу суда? Небольшие могли заходить в реку, а крупные?
О том, что они приходили на Йоканьгский рейд, свидетельствуют и заходы иностранных купцов, и англо-французская эскадра,
и экспедиции середины и конца XIX века, и комиссия того же С.Витте.
Анализ берега Внутреннего Йоканьского рейда приводит к однозначной мысли, что наиболее удобным местом для высадки на необорудованный берег
и выгрузки-погрузки грузов является восточный берег Губы Гремиха.
А она получила название от ручья Гремиха, впадающего в губу.
Ещё раз повторю, что в этом месте с большой вероятностью находился и первый Летний Йоканьгский погост, который был разгромлен
англичанами в 1854 году.
В этом месте максимальная защита от ветра и волнения, поэтому там стояли маломерные суда и катера во времена нашей службы. Туда довольно удобный подход, в Губе Гремиха можно стоять и на якоре. Для кораблей и судов XVII-XIX идеальное место. Поэтому логично предположить, что этот район постепенно стали называть Гремихой, чтобы отличать его от Йоканьги, находящейся в 12-15 км. Естественно, что со временем оленья тропа превратилась в дорогу между этим береговым пунктом и селом и по ней впоследствии уже в наше время была проложена бетонная дорога в интересах частей ПВО. В начале XX века прибрежный участок начал застраиваться, был сооружен деревянный причал. Это позволило завозить крупногабаритные грузы и строить дома и бараки. В 1916 году был построена радиостанция и телеграф, село Йоканьга получила связь с уездными и губернскими властями. Однако официального названия этот береговой участок Йоканьги пока так и не имел.
В ходе и после Гражданской войны на береговом участке Йоканьги продолжалось строительство служебных, а также и жилых домов.
Увеличивалась численность постоянного населения этого района Йоканьги.
Но все основные органы власти, а также школа, медпункт и другие объекты жизнеобеспечения находились в селе Йоканьга,
что сильно затрудняло жизнь людей.
Наращивалась и военная структура, которая размещалась также на берегу Внутреннего Йоканьгского рейда и Губы Гремиха.
28 июля 1924 г. произошло знаменательное для Йоканьги событие - в ходе первого учебного похода советских кораблей из Кронштадта в Архангельск
и обратно на Йоканьгский рейд зашли крейсер «Аврора» и учебное судно «Комсомолец» со слушателями Военно-Морской Академии
и военно-морского училища на борту. Среди них был и будущий командующий Северным флотом и адмирал, а тогда ещё курсант В.И. Платонов.
Об этом походе много написано, отряд заходил в иностранные порты, в частности в Берген. Есть известное фото командного состава кораблей отряда,
которое было сделано в Бергене видимо после официального приёма.
Интересны детали формы одежды - командиры кораблей при бабочках, а комиссары при галстуках. Все не с кортиками, а с палашами.
Тужурки командира и комиссара крейсера "Аврора" застегиваются на три пуговицы, а учебного корабля "Комсомолец" - на две нижние,
верхняя пуговица декоративная. Такой покрой был и позднее у некоторых тужурок, в частности в Аэрофлоте.
Конечно, в Йоканьге командиры и комиссары были в другой, повседневной, форме, но сам факт столь приятного и респектабельного вида
советских офицеров говорит о многом. Это и не удивительно, ведь командир крейсера "Аврора" Поленов Лев Андреевич закончил Морской корпус
и произведён в мичманы в 1914 году. Сам он из дворянского рода Поленовых и двоюродный племяник знаменитого художника В.Д. Поленова,
но принял революцию и советскую власть сразу и целиком отдался строительству нового Рабоче-Крестьянского Флота.
Интенсивное развитие берегового района Йоканьги настоятельно требовало изменения его статуса, придания ему самостоятельности.
Тем более, что остро встал вопрос о строительстве в Йоканьге военно-морской базы, о которой ещё экспедиция С.Витте в отчёте писала.
На карте РККА издания 1940 года пункт на берегу Губы Гремиха обозначен как Иоканьгская база, а село - как Иоканьга.
И интересно, что мыс Святой Нос обозначен как мыс Ленина. Когда его переименовали в мыс Ленина и обратно сведений не нашел.
Но в моё время на всех картах этот мыс обозначен как мыс Святой Нос
Настоятельная необходимость выделения Иоканьгской базы в самостоятельную административную единицу привела к тому, что в 1938 году
береговой поселок Йоканьги (Иоканьгская база) с почтой, телеграфом, радиостанцией, складами и другими объектами был выделен в самостоятельный посёлок
и ему присвоено собственное имя - Гремиха.
Надо полагать, что о названии скорее всего речь не шла, о нём не спорили, т.к. к тому времени практически все называли этот район Гремихой.
Таким образом, в районе Йоканьгского рейда стало два населённых пункта - село Йоканьга и посёлок Гремиха.
И, следовательно, село Йоканьга в Гремиху никогда не переименовывалось. Село Йоканьга, переименованное из Йоканьгского погоста, существовало
отдельно с 1611 года на реке Йоканьга, а посёлок Гремиха был создан в 1938 году на основе Иоканьгской базы на берегу Губы Гремиха. Причём основные
объекты Гремихи располагались именно на берегу Губы Гремиха.
В наше время там располагался 59 район Гидрографической службы СФ и использовал пирсы бывшей Иоканьгской базы.
Этот факт получил свое отражение, например, на административной карте 1939 года образованной Мурманской области, показываю фрагмент.
На карте обозначены уже два поселка, Гремиха и Иоканьга.
Интересно, что в Йоканьге указан почтовый пункт, а в Гремихе нет. Его там ещё не было, центром было село Йоканьга.
Красным пунктиром обозначены дороги, в частности, из Йоканьги в Лумбовку. В воспоминаниях старожилов дорога эта использовалась довольно
интенсивно, даже ездили в гости из Йоканьги в Лумбовку и наоборот.
Ещё один интересный фрагмент карты Размещения предприятий рыбной промышленности Мурмана и Карельской АССР Из «Атласа рыбной промышленности СССР»,
выпущенного Народным комиссариатом рыбной промышленности СССР. 1939 г.
ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 500. Л. 18.
ГОКУ "Государственный архив Мурманской области"
Как видно на этой карте 1939 года, Иоканьга обозначена, а Гремихи ещё нет. В Иоканьге обозначены стационарный пункт рыбнадзора,
рыбоприёмный пункт, рыболовецкий колхоз и рыбзавод мощностью от 5 до 15 т.ц.
Забегая вперёд скажу, что в 1956 году появился третий посёлок - Островная, посёлок подплава. Фактически же даже раньше, т.к. с 1954 года
началось строительство одноэтажных домов на дороге, получившей название улица Первомайская. В 1956 году началось строительство многоэтажных
домов на улице Новая. Эти две улицы получили позднее статус посёлка Островная.
И в течение восьми лет в 1956-1963 годах в наших краях было три самостоятельных посёлка.
Йоканьга была районным центром Саамского района и располагалась на реке Йоканьга.
Гремиха входила в Североморский район и располагалась на берегу Губы Гремиха, разрастаясь на юг и немного на восток.
Островная была посёлком подводников, располагалась южнее Губы Островская и управлялась структурами Северного флота.
А вот на более поздних картах уже появилась Гремиха. И так она обозначалась впоследствии, по крайней мере названия Островная не встречал.
Завершая рассказ о гражданской жизни Йоканьги и Гремихи, можно отметить, что предвоенный, военный и послевоенный её период был теснейшим образом
связан с военными. Предположу, что и ликвидация колхоза, и перенос районного центра из Йоканьги в Ловозеро, что привело к фактической ликвидации
села Йоканьга, были обусловлены военным строительством в Гремихе.
К концу 1980-х годов Гремиха превратилась в крупную военно-морскую базу с мощным противовоздушным и противоракетным прикрытием
и вся жизнь населения Гремихи была или посвящена, или так или иначе связана с деятельностью военных.
В 1981 году весь конгломерат населённых пунктов Гремихи и окрестностей был преобразован в город Мурманск-140.
При этом каждый из населённых пунктов, вошедших в Мурманск-140, имел свой номер. Например, Гремиха имела наименование Мурманск-141,
а Островная - Мурманск-142.
После ликвидации Советского Союза и начала развала его Вооруженных Сил в 1992 году район Гремихи был переименован в Закрытое Административно-территориальное Образование (ЗАТО) "город Островной" и остаётся таким по сей день.
Следующая страница. 3.1. Военная жизнь Йоканьги, 1894-1914 годы
История Гремихи
Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке