Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
Плавказармы 41 дивизии подводных лодок

Здесь размещена информация о плавказармах ПКЗ-141 "Ветлуга", ПКЗ-16 "Вилия" и ПКЗ-17 "Вига".
Достоверно известно, что в нашу дивизию входила ПКЗ-141. А вот ПКЗ-16 и ПКЗ-17 скорее всего входили в 18 дивизию, которая пришла в Гремиху в мае 1976 года. Но они были тесно связаны с нашей жизнью, поэтому вполне уместно включить их в группу плавказарм на нашм сайте.
Информация из воспоминаний членов экипажа, офицеров штаба дивизии, открытой литературы и интернета.


К сожалению, фото плавказарм в Гремихе не нашел, поэтому в качестве представления помещаю схему наших ПКЗ. Все они были проекта 688А.
Плавказарма проекта 688А, схема


Немного о плавказармах проектов 688 и 688А финской постройки.

В начале 1950-х годов в связи с планируемым строительством больших серий атомных подводных лодок и сложностью быстрого возведения капитальных объектов в пунктах базирования для них, Советским правительством и командованием Военно-Морскими Силами было принято решение о строительстве специальных плавучих казарм для атомных подводных лодок.
Такие относительно дешевые плавказармы должны были обеспечить размещение экипажей атомных лодок на период строительства пуктов базирования, радиационный контроль и соблюдение мер радиационной безопасности.

Строительство плавказарм для атомных подводных лодок было решено разместить на заводах Финляндии, которая в это время выполняла заказы для СССР в счёт репараций, как побеждённая страна, союзник фашистской Германии и участник блокады Ленинграда.
Для выполнения репараций Советскому Союзу финское правительство в 1946 году решило объединить производства в государственную корпорацию "Валмет" (фин. Valmet. Valtion Metallitehtaat, в переводе на русский - Государственная металлообработка). В состав госкорпорации "Валмет" вошли предприятия по выпуску стрелкового оружия, оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, автомобилей, самолётов и планеров, судов и подвижного состава железных дорог.
Практика размещения заказов Советским Союзом в странах, союзников фашистской Германии или сотрудничавших с ней, применялась довольно широко. Например, Польша, Чехословакия, Венгрия и Румыния в счёт репараций построили и поставили Советскому Союзу 2938 паровозов серии Эр, произведённых по советским чертежам.
Для строительства судов в госкорпорацию "Валмет" в 1946 году были включены две судостроительные верфи - в Турку, городской район Пансио, и в Хельсинки, сначала в городском районе Катаянокка, затем в городском районе Вуосаари. Вот на них и были построены все плавказармы для атомных подводных лодок проектов 688 и 688А.
В 1989 году судостроительные верфи госкорпорации "Валмет" вошли в состав компании "Вяртсилля", началась приватизация предприятий "Валмет".
В 1999 году госкорпорация "Валмет" прекратила своё существование и вошла в состав корпорации "Метсо".
В 2013 году распалась и эта корпорация, отдельные предприятия компании "Валмет" стали выпускать под этим именем оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности и энергетики.

В связи с такой сложной и динамичной судьбой судостроительных верфей "Валмет" достоверной информации о том, были ли эти плавказармы построены в счёт репараций или какая-то их часть, или Советское правительство уже полноценно оплачивало их, а также о разработке проекта, наблюдающих от Управления кораблестроения ВМФ, в открытом доступе нет.
Есть некоторые сведения в справочниках морского и речного флота, а также финских справочниках, которые сильно разнятся между собой.

Судя по доступной информации, проекты плавказарм для Советского Союза были выполнены конструкторским (или конструкторскими) бюро госкорпорации "Валмет" при сопровождении советскими специалистами. Первый проект плавказарм, номер неизвестен, был разработан к 1955 году.
Длина наибольшая 88.70 м
Ширина 13.80
Высота борта 5.50 м
Водоизмещение неизвестно.
По этому проекту было построено и поставлено в СССР семь плавказарм в 1955-1956 годах. При постройке эти плавказармы названий не получили, были переведены в Ленинград. дальнейшая их служба неизвестна.

Плавказармы проекта 688 (Р801)

К 1962 году был разработан финский проект Р801 плавказармы для атомных подводных лодок. В советском реестре он получил номер 688.
По этому проекту в 1962-1963 годах была построена первая серия из восьми плавказарм, зав.№№ 214-221. Какие-то две из них получили номера ПКЗ-56 и ПКЗ-58, какие именно - неизвестно.
Эти ПКЗ имели узнаваемую конструкцию и силуэт, который мы видели в период своей службы.
На фото представлены две плавказармы проекта 688. Отличительными особенностями их являются три яруса надстройки вдоль всего судна, шлюпочная палуба с краном на палубе третьего яруса, а также пять прямоугольных передних иллюминатора ходовой рубки, центральный из которых увеличенного размера.

ПКЗ "Вега" проекта 688


ПКЗ-50 проекта 688, Северодвинск, 1982 год.

Тактико-технические данные плавказарм первой серии проекта 688:
Длина наибольшая 110.85 м
Ширина наибольшая 13.84 м
Высота наибольшая 6.25 м
Осадка 2.8 м
Водоизмещение нормальное 3570 т
Мест для команды 39
Мест для экипажей 394

По аналогии с плавказармами более поздних серий можно предположить, что и на первой серии были устроены помещения для санпропускника, контрольно-дозиметрических пунктов, оборудования дозиметрического контроля и других средств обеспечения радиационной безопасности и первичной дезактивации. Оборудование скорее всего устанавливалось уже в Советском Союзе и возможно, не на всех ПКЗ проекта 688.
Для выхода и входа в "грязную" зону строгого режима примерно на миделе побортно на ПКЗ были сделаны двери, к которым устанавливался "грязный" трап.
"Чистый" трап установлен в носовой части ПКЗ.
Таким образом ПКЗ проекта 688 выполняла две функции - казармы для подводников и санпропускника. В тех случаях, когда ПКЗ устанавливалась вне зоны режима радиационной безопасности и выполняла только функции казармы и размещения штаба соединения, второй "грязный" трап не устанавливался, помещения санпропускника использовались по другому назначению.

Вторая серия плавказарм проекта 688
После завершения постройки и поставок первой серии плавказарм проекта 688 госкорпорации "Валмет" была заказана вторая серия этих плавказарм В количестве 20 (по другим данным 21) единиц. Вторая серия была построена в 1963-1972 годах, зав.№№ 238-257, 261-266.
Все пкз этой серии получили имена при постройке по имени рек Советского Союза. Интересно, что пкз зав.№ 244 постройки 1967 года получила имя "Йоканьга".


Плавказармы проекта 688А (Р801А)

Третья серия плавказарм проекта 688 была построена в 1971-1984 годах в количестве 19 единиц (по другим данным 34 единицы). И здесь появляется новый номер проекта - 688А (Р801А).
Плавказармы третьей серии проекта 688 и 688А строились как и прежние, на двух верфях "Валмет" - в Турку и Хельсинки.
В списке третьей серии встречаются как пкз проекта 688, так и пкз нового 688А проекта. Возможно так и было, могли на одном заводе продолжать строить пкз проекта 688, а на другом - проекта 688А.
Новый проект 688А появился на основании опыта эксплуатации плавказарм проекта 688 и предусматривал улучшение бытовых условий экипажей подводных лодок, систем обеспечения, электроэнергетики и другое. Полное водоизмещение плавказарм проекта 688А было увеличено до 3578 т, а вот количество мест для экипажей лодок снижено до 334 для увеличения комфортности. Экипаж плавказармы увеличен до 40 человек.
А главное отличие проекта 688А от проекта 688 - наличие спортивного зала, установленного на палубе третьего яруса! Поэтому размеры шлюпочной палубы были уменьшены, а стрела крана укладывалась и крепилась на крыше спортзала.

На фото - ПКЗ-160 "Молога", проекта 688А зав.№266, постройки 1972 года.
Гаджиево. На этой пкз размещался штаб 19 дивизии подводных лодок.
И возможно на этой плавказарме разместили прибывающих на стажировку офицеров и мичманов нашего экипажа К-460 осенью 1973 года. Я написал в своих воспоминаниях об этом эпизоде, повторю здесь.
Прибыл вечерним катером в Гаджиево из Мурманска. Меня встретил Коля Шумский, сказал, что первые приехавшие решили встречать каждый катер и прибывающих на нём офицеров и мичманов К-460. Тем катером прибыл я один. И мы с Колей поочерёдно тащили мой тяжеленный чемодан и шли от контрольного пирса вокруг всей зоны радиационной безопасности по грязной дороге через сопки в казарменный городок.
Дошли до пкз и Коля проводил меня в кубрик. Нас разместили в пустующем кубрике, ни одеял, ни постельного белья. Единственная радость - оказаться среди своих. Спали на голых матрацах, укрывшись шинелями.
Гаджиево встретило нас недружелюбно.


А на этом фото - ПКЗ-95 "Вазуза" проекта 688А зав.№245, постройки 1968 года, похоже в 35 дивизии подводных лодок, Ура-Губа. Привожу это фото потому, что на нем хорошо виден спортзал, большая надстройка на третьем ярусе. Шлюпочная палуба на проекте 688А сдвинута в корму, стрела крана укладывается на крышу спортзала. Кроме того, внешне пкз проекта 688А отличаются от пкз проекта 688 количеством передних иллюминаторов в ходовой рубке, их вместо пяти - семь. Разное на этих проектах и количество бортовых круглых иллюминаторов.
На фото с ПКЗ-95 видно, что установлены оба трапа, носовой и средний. Не думаю, что в дивизии дизельных лодок использовался санпропускник, средний трап установлен для каких-то других целей. Но это фото показывает, как трапы устанавливались для атомных подводных лодок.



На этом фото - ПКЗ-225 "Омега" проекта 688А зав.№312, постройки 1978 года. Хорошо видно, что количество передних иллюминаторов в ходовой рубке - семь.



На этом фото - ПКЗ-202 "Салгир" проекта 688А постройки 1973 года, в Новороссийске. Хорошо видна кормовая часть и двери в спортзал.
Вот примерно так я увидел впервые пкз, как теперь понимаю, проекта 688А. Это было в июне 1971 года в губе Малая Лопатка.
Мы тогда, закончившие 4-й курс Каспийского ВВМУ, прибыли в Западную Лицу на практику. Меня и ещё трёх однокашников командир роты определил на 7 дивизию подводных лодок, которая базировалась в губе Малая Лопатка.
Из Большой Лопатки мы шли пешком в Малую Лопатку, как выяснилось это был довольно распространённый способ перемещения. Кажется ходил автобус, раза два-три в день. Но на нем я не ездил ни разу.
Мы пришли на место, было тихо и тепло. Домики деревянные, мемориальная доска с надписью, что сюда пришли первые атомные лодки. Деревянный причал, к нему установлены плавпирсы, у которых ошвартованы две плавказармы, лодки проекта 675 и плавмастерская. И вот сразу и без проволочек нас поселили на плавказарму в роскошную по нашим понятиям четырёхместную каюту.
Было чисто и уютно, постели свежие. Одеяла похоже верблюжьей шерсти, красивые, цвета морской волны. На одеялах запомнилась надпись "Олонка". Было непонятно, что это, да и слово незнакомое. Сейчас-то я знаю, что это река в Карелии и название ПКЗ, зав.№ 242 постройки 1967 года.
Пригласили в кают-компанию, предупредили, что быть в форме №3. В кают-компании столовался и штаб во главе с командиром дивизии, и офицеры экипажей. Еда очень понравилась, вкусная, подводный паёк. Белые скатерти, фарфоровые приборы, как у нас в училище.
А на следующий день - на лодку К-1. Получили РБ, прошли инструктаж по радиационной безопасности. И впервые прошли через сапропускник, как положено в чистой зоне сняли повседневное, в грязной надели РБ. Справедливости ради нужно сказать, что в чистом мы не раздевались, лето. Но обозначали это проходом. РБ надевали поверх рабочего платья. Кто обеспечивал контроль за режимом РБ не знаю, может быть химики из экипажа ПКЗ, если таковые были. А может быть и СРБ, строгие. Следили за маркировкой, приходилось на свои ботинки зубной пастой белые треугольники рисовать. А после возвращения с лодки стирать их, ибо сменной обуви не было. Но ни разу аппарат не зазвенел, значит обошлось.
Было время и на отдых. Кто-то из наших узнал про спортзал и порядок его посещения. Так я увидел его изнутри, волейбольную и баскетбольную площадки, стенка, перекладина, брусья и прочий спортивный инвентарь. Гоняли мы там от души и в волейбол и даже в футбол умудрялись поиграть. Очень понравилась тогда нам плавказарма и это чувство не испортило даже Гаджиево со своим приёмом.

И ещё один момент, связавший Малую Лопатку и К-460. Наш старший помощник Ефимов Валентин Никитич как раз в это время служил в 7 дивизии на гвардейской К-22. Гораздо позднее я расспрашивал его о службе в 7 дивизии и мы установили, что и встречаться могли. В частности в кают-компании. Просто мы ещё не знало тогда, что нас свяжет наша К-460 и что эти связи сохранятся до сих пор.


В завершение обзора плавказарм проектов 688 и 688А отмечу, что в 1986-1987 годах была построена и четвёртая серия по проекту 688А. В серии было всего три плавказармы:
ПКЗ-35 "Тугур", зав.№361. Служила на Камчатке, на ней размещался штаб 25 дпл 2 флпл ТОФ.
ПКЗ-45 "Ухта", зав.№362.
ПКЗ"Вега"(?), зав.№374. С этой пкз какая-то путаница. Название "Вега" упоминается как в первой, так и в четвёртой сериях.
Уже после ликвидации СССР на основе плавказарм проекта 688А был разработан проект плавучей гостиницы, с вертолётной площадкой. Она располагалась на месте шлюпочной палубы. Военные плавказармы для атомных подводных лодок массово стали списываться или продаваться и превращаться в гражданские объекты. Началась их новая жизнь.



Пора переходить к нашим гремиханским плавказармам.

Как я уже упоминал, у нас были ПКЗ-16 "Вилия", ПКЗ-17 "Вига" и ПКЗ-141 "Ветлуга", все проекта 688А.
ПКЗ-16 "Вилия" зав. №304 третьей серии, постройки 1974 года
ПКЗ-17 "Вига" зав.№257 второй серии, постройки 1970 года
ПКЗ-141 "Ветлуга" зав.№262 второй серии, постройки 1971 года
Отмечу, что в номерах, сериях и годах постройки также есть путаница. То, что я написал выше о второй серии, возможно не совсем соответствует действительности. Допускаю, что пкз проекта 688А были построены и во второй серии.

Достоверно можно сказать, что все гремиханские пкз были со спортзалами и ПКЗ-141 привели в Гремиху осенью-зимой 1974 года, до декабря. К тому времени уже была доступна новая зона, в которой установлены не менее двух плавпирсов. К одному из них, предположительно будущему №21, и поставили ПКЗ-141, которую включили в состав 41 дпл.
3 января 1975 г. из Северодвинска после постройки пришла К-171, экипаж Э.Ломова.
5 января 1975 г. в Гремиху пришла К-475 после постройки, экипаж Д.Зубкова.
Оба экипажа поселили на ПКЗ-141, там же был организован санпропускник, т.к. стационарный санпропускник и здание СРБ, Службы радиационной безопасности, ещё строились.
Экипаж Д.Зубкова размещался на ПКЗ-141 до завершения строительства казармы №6, их поселили на втором этаже.
А экипаж Э.Ломова размещался на ПКЗ-141 до самого убытия на ТОФ.

Какие экипажи жили на ПКЗ-141 после этого, не помню. Во время службы на лодке К-460 эта плавказарма к нам отношения не имела. А вот после перехода в штаб 41 дивизии пришлось с ней работать плотнее.
Однажды даже принимал задачу, наверное К-1, т.к. несамоходное судно вряд ли отрабатывало задачу плавания в море.
Как-то врио начальника штаба дивизии, т.к. начальник штаба как обычно был в море, объявляет, что завтра идём принимать задачу у ПКЗ-141. Почитал, посмотрел документы, для себя определил круг вопросов, которые нужно посмотреть.
В назначенное время прибываем на ПКЗ-141 и начинаем приём задачи. Познакомился с личным составом, который исполнял обязанности БЧ-1. Оказалось, что на ПКЗ есть скромное хозяйство, карты и помощник с рулевыми содержит его вполне сносно. Проверил мореходные инструменты, корректуру карт, в рулевой рубке убедился, что магнитный компас на месте. Провёл опрос, в целом понял, что в случае буксировки, обрыва буксира действия представляют. Знают и умеют действовать при объявлении штормовых готовностей.
Другие специалисты тоже в целом остались довольны состянием дел, задачу приняли. На этом всё и закончилось. Насколько помню, ПКЗ-141 использовалась в основном как гостиница для командированных.

В мае 1976 года в Гремиху перебазировалась 18 дивизия подводных лодок. Она полностью разместилась на ПКЗ, видимо это и были ПКЗ-16 и ПКЗ-17. На них же размещался штаб дивизии, там же принимали пищу, на береговые камбузы не ходили. В мае 1981 года 18 дивизия была включена в 1 флотилию подводных лодок и перебазирована в Губу Нерпичья.
А с ней увели и обе ПКЗ.
В интернете есть информация служивших на этих ПКЗ о том, что у пирса 22 стояли ПКЗ-17 и ПКЗ-141. Скорее всего это было тогда, когда ПКЗ-16 уже увели из Гремихи.

Есть фото ПКЗ-16, которая оказалась в какой-то период в бригаде ремонтирующихся подводных лодок в Пала-Губе. Она стоит вместе с ПКЗ-150.

На этом обзор, посвящённый нашим плавказармам, завершаю.


Для возврата на страницу "41 дивизия" нажмите здесь