Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
К-118, лодка и экипаж

Здесь размещена информация о дизельной лодке К-118 проекта 601, единственной данного проекта.
И вместе с лодками К-102 и К-145 сыгравшей большую роль в появлении ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29, а также лодок проектов 667Б и 667БД и вообще нашей 41 дивизии.
Информация из воспоминаний членов экипажа, офицеров штаба дивизии, открытой литературы и интернета.

Для возврата на страницу 41 дивизия нажмите здесь
Для возврата на главную страницу сайта нужно нажать на имя лодки К-460 в заголовке.


Подводная лодка Б-149, затем К-118, проекта 629

Подводная лодка проекта 629, заводской № 810, десятая в серии постройки Завода № 402, Северодвинск.
Всего на Заводе № 402, будущем Севмашпредприятии, было построено 16 подводных лодок проекта 629.

Подводные лодки проекта 629 были разработаны в ленинградском ЦКБ-16 Наркомата Судостроительной промышленности СССР, главный конструктор проекта Исанин Николай Никитич.

Основные тактико-технические данные подводной лодки проекта 629:
Длина 98.9 м.
Ширина 8.2 м.
Осадка средняя 8.0 м.
Водоизмещение лодок проекта 629:
- надводное нормальное 2820 т;
- подводное 3553 т.
Скорость хода:
- полная надводная 14 узлов;
- полная подводная 12 узлов;
- экономическая подводная 2.1 узла;
- под РДП 6 узлов.
Глубина погружения предельная 300 м
Дальность плавания:
- в надводном положении 16000 миль скоростью 8 узлов или 14000 миль скоростью 14.5 узлов;
- в подводном положении под РДП 12000 миль скоростью 7 узлов. Под электромоторами при максимальной скорости 12.5 узлов под водой лодка могла идти только один час, т.е. пройти 12.5 миль. При других скоростях дальность подводного плавания составляла от 12.5 до 300 миль. Наибольшая дальность подводного плавания составляла 300 миль при экономической скорости 2 узла.
Автономность - 70 суток.
Экипаж 89 человек, в том числе 10 офицеров.

Вооружение:
- ракетный комплекс Д-2, три баллистические ракеты Р-13 с дальностью стрельбы 600 км;
- 4 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата без запасных торпед.

Штурманское вооружение включало навигационный комплекс «Плутон-1» на дисковых роторах гироскопов, астронавигационную систему ПР-12 «Лира-1», радиопеленгатор АРП-53, эхолот НЭЛ-4, дистанционный магнитный компас и другие.
Навигационный комплекс "Плутон-1" был сопряжен с ракетным комплексом Д-2, точность выработки навигационных параметров удовлетворяла требованиям ракетного комплекса, хотя и требовала специального длительного маневрирования подводной лодки.

ГЭУ лодок проекта 629 включала три главных дизеля 37Д мощностью 2000 л.с., три гребных электродвигателя (ГЭД) и три гребных вала. Между дизелями, ГЭД и гребными валами установили шинно-пневматические разобщительные муфты.
Два бортовых ГЭД марки ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. приводили два пятилопастных гребных винта. Средний ГЭД марки ПГ-102 мощностью 2700 л.с. без передачи работал на малошумный 5-лопастный средний винт. На этот же винт работал 140-сильный электромотор экономичного хода ПГ-104.
На лодках проекта 629 устанавливали аккумуляторную батарею АБ - 48СМ, включающую четыре группы по 112 аккумуляторов в группе.
Для подзарядки аккумуляторной батареи на подводной лодке был установлен РДП (устройство "Работа Дизеля Под водой").

22 октября 1959 г. подводная лодка проекта 629 заводской № 810 была заложена в цехе № 50 Завода № 402. Ответственный сдатчик А.С. Шеффер, сдаточный механик А.П. Белов, ведущий военпред капитан Ф.Э. Васильев.
13 января 1960 г. подводная лодка зав. № 810 была зачислена в состав ВМФ как большая подводная лодка с баллистическими ракетами, ей присвоен тактический номер Б-149.

В начале 1960 года назначен командир подводной лодки Б-149 капитан 2 ранга Курдин Кирилл Борисович, начато формирование экипажа, войсковая часть 42945.
Командир подводной лодки К-118 капитан 2 ранга Курдин Кирилл Борисович.
Фото предоставил Курдин Игорь Кириллович.

Лодка зачислена в состав 339 отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся подводных лодок СФ с базированием в Северодвинске.
Уже во время строительства 16 июня 1960 г. большая подводная лодка Б-149 была переклассифицирована в крейсерскую подводную лодоку и ей присвоен новый тактический номер - К-118.
И в этом же 1960 году, 29 сентября, подводная лодка К-118 была выведена из цеха № 50 Завода № 402, спущена на воду и поставлена к достроечной стенке завода. Экипаж прибыл в Северодвинск и начал принимать лодку.

В короткое время были проведены швартовные испытания, заводские ходовые и осенью 1960 года - Государственные испытания. Председатель Государственной комиссии капитан 1 ранга В.П. Александров. Выполнены ракетная и торпедная стрельбы, другие мероприятия по программе Государственных испытаний.
И 10 декабря того же 1960 года был подписан Приемный акт, строительство подводной лодки К-118 было завершено!

Через три дня К-118 ушла из Северодвинска, 15 декабря 1960 г. прибыла к постоянному месту базирования - в Губу Оленья, а 28 декабря включена в состав 140 обрпл СФ. Так началась служба этой уникальной подводной лодки.
На следующий год, 9 июля 1961 г., 140 обрпл СФ была расформирована, а на её основе сформированы две дивизии подводных лодок - 16 дпл и 18 дпл. Обе дивизии вошли в состав 12 эскадры подводных лодок Северного флота.
Подводная лодка К-118, к тому времени уже первой линии, вместе с четырьмя другими подводными лодками проекта 629 была включена в состав сформированной 18 дивизии 12 эскадры подводных лодок Северного флота, но с базированием пока в Губе Оленья. Осенью того же 1961 года 18 дивизия была перебазирована в губу Сайда.
Остальные шесть подводных лодок проекта 629 были включены в состав 16 дивизии, которая базировалась в Губе Оленья до перевода на Балтийский флот.

Все эти события были обусловлены в первую очередь крайне обостряющейся международной обстановки на фоне явных достижений лагеря социализма и повышения симпатий в мировом сообществе к Советскому Союзу.
Империалистический запад объявил социализму холодную войну, установил "железный занавес", пытался предовратить расширение влияния социализма и свержение народно-демократических правительств. В 1953 году в ГДР и в 1956 году в Венгрии произошли фашистские мятежи, которые удалось подавить. 1 января 1959 г. социализм установился на Кубе.
В СССР расцветает культурная жизнь, снимаются замечательные советские фильмы, например, "Баллада о солдате" в 1959 году. Пишутся книги, ставятся спектакли. Одновременно развивается промышленность, сельское хозяйство. Начато освоение целинных земель.
4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли. В декабре 1958 г. вступила в строй первая атомная подводная лодка К-3, заложена атомная подводная лодка К-27 с жидко-металлическими реакторами, заложена первая атомная лодка с баллистическим ракетами Р-13 проекта 658.
Быстрыми темпами развивается реактивная авиация. В 1953 году принят на вооружение самолёт Ту-16, через два года межконтинентальные носители ядерного оружия самолёты Ту-95 и Мясищев М-4.
И наконец, 12 апреля 1961 г. Советский Союз успешно запустил в космос первого человека Земли Ю.А. Гагарина.

В то же время советское правительство не оставляло надежд на снижение международной напряжённости. С 1959 года СССР объявил односторонний мораторий на ядерные испытания. 15-27 сентября 1959 г. Н.С. Хрущёв посетил США.
Но напряжённость международной обстановки не ослабевала, а нарастала. В 1961 году США разместили свои ракеты "Юпитер" средней дальности в Турции, непосредственно угрожая Москве и всей европейский части СССР. Вывести их оттуда по требованию Советского Союза США отказались.
Тогда и последовал решительный шаг, предусматривающий в первую очередь демонстрацию намерений, а с другой стороны - всесторонние испытания нового атомного и термоядерного оружия. Этот шаг затронул напрямую и подводные лодки 16 дпл и 18 дпл, в том числе К-102 и К-118, которые потом базировались у нас в Гремихе.

Летом 1961 года Советский Союз отменил свой мораторий на ядерные испытания и объявил в средствах массовой информации о возобновлении испытаний. При этом были названы районы, опасные для плавания кораблей и судов, а также полётов самолётов с 10 сентября по 15 октября 1961 г.
Одной из форм демонстрации намерений стало планируемое участие трёх подводных лодок проекта 629 в Военно-морском параде в Ленинграде 30 июля 1961 г.

Кроме того, в июне-июле 1961 года было проведено учение сил Северного флота, которое в настоящее время называют "Полярный круг".
В учении приняли участие первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами К-19 проекта 658, которая была введена в строй 12 ноября 1960 г., дизельные подводные лодки 14 обрпл СФ из Гремихи и других бригад из Полярного, а также надводные корабли СФ.
18 июня 1961 г. К-19 вышла из базы, в шахтах была одна боевая ракета Р-13 и две практические (по другим данным было три боевых ракеты). Дизельные подводные лодки и надводные корабли по плану учения были развёрнуты в районах и на рубежах.
К-19 скрытно форсировала все рубежи, вышла в Норвежское море и приступила к патрулированию в готовности выполнить ракетную стрельбу практической ракетой (возможно, с условным пуском).
Но 4 июля на лодке случилась авария ГЭУ. Первыми к аварийной лодке подошли гремиханские подводные лодки С-270 и С-159, затем другие силы флота.
Началась буксировка К-19 в Западную Лицу, где её поставили на бочку. Учение было свёрнуто.
Об этих событиях в Губе Оленья если и знали, то очень ограниченный круг лиц. Командование и экипажи готовились к выполнению своих задач, которые были не менее важными и сложными, чем учение "Полярный круг". Но очень скоро им пришлось вплотную столкнуться с последствиями этой аварии.


Переход в Кронштадт для участия в Военно-морском параде 1961 года

Подводные лодки проекта 629 в то время были новейшими, ведь всего за два года, 1959 и 1960-й, было построено и введено в боевой состав четырнадцать подводных ракетоносцев! В 1961 году десять из них на Северном флоте и четыре - на Тихоокеанском. Они несли сорок две термоядерные боевые части мощностью по 1.5 мегатонны каждая!
И хотя современные описания возможностей лодок проекта 629 часто ставят под сомнение их эффективность, в то время они были реальной термоядерной силой, способной при массовом применении скрытно преодолеть противолодочную оборону США и нанести ядерные удары по назначенным целям.
И события следующего 1962 года во время похода четырех советских торпедных лодок проекта 641 к берегам США, доказали это. Из четырёх лодок были обнаружены только три и то с привлечением очень большого наряда сил ВМС США.
Поэтому было принято решение о показе этой силы на параде, причём минимум одна лодка, К-88, должна была быть с поднятым макетом ракеты Р-13 в стартовое положение.

Показ подводных лодок проекта 629 на параде должен был быть неожиданным для вероятного противника, поэтому подготовка к нему проводилась в условиях повышенной секретности.
Подводные лодки проекта 629 имели осадку 8 метров, причем её можно было немного уменьшить за счет грузов и продуванием цистерн, как и на любом другом корабле. Глубины на главном фарватере в Невской губе и на реке Неве от 9 до 24.7 метров позволяли заводить крупные корабли в Неву, поэтому штурманами и гидрографами были проведены все необходимые расчёты, промеры и определение позиций подводных лодок проекта 629.

Для участия в параде был сформирован отряд из трёх подводных лодок: К-88, командир В.А. Евдокимов; К-113, командир В.Г. Скороходов; К-118, командир К.Б. Курдин.
Командиром отряда назначен командир 140 обрпл СФ контр-адмирал С.С. Хомчик, флагманским штурманом Ю. Стецун. Флагманской подводной лодкой была назначена К-88, на которой разместился командир отряда и походный штаб.
Переход отряда из Губы Оленья в Ленинград и обратно планировался в надводном положении.

14 июля 1961 г. отряд вышел из Губы Оленья. Переход прошел безопасно и для вероятного противника был неожиданным. На всём протяжении вплоть до Балтийских проливов не появлялись ни корабли, ни самолёты НАТО.
25 июля все три ракетные лодки ошвартовались в Военной гавани Кронштадта и стали готовиться к переходу в Неву на определённые им позиции в парадном строю.

Однако к этому дню обстановка, особенно в Берлине, крайне накалилась. Резко усилилась миграция немцев из ГДР в Западный Берлин, встал вопрос перед руководством ГДР о закрытии границы. Вооруженные силы НАТО в Западном Берлине повысили готовность, назревал кризис.
25 июля 1961 г. президент США Кеннеди в своём выступлении в телеобращении к нации повторил свою позицию: США будут воевать из-за Западного Берлина, если возникнет такая необходимость и СССР попытается силой изменить статус города.
28 июля Кеннеди выступил с заявлением, подтверждавшим решимость США защищать Западный Берлин.
В этих условиях было не до парадов.

Поэтому руководство СССР приняло решение вернуть подводные лодки проекта 629 на Север и включить их в мероприятия демонстрации ядерной силы.
Уже в День ВМФ подводная лодка К-113 вышла из Кронштадта и начала переход а Губу Оленья.
Через сутки вышли К-88 и К-118.
Переход был также надводный, но на этот раз за подводными лодками следили силы НАТО. Подводники не знали всей обстановки, но ощущение тревожности уже было.

С 3 по 5 августа 1961 г. в Москве, когда подводные лодки отряда были ещё на переходе, было проведено совещание первых секретарей коммунистических партий стран Организации Варшавского Договора. На нём Вальтер Ульбрихт настаивал на закрытии границы с Западным Берлином. Совещание поддержало это предложение и призвало ГДР принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина. Западные дипломаты полагали, что вся Восточная Германия находится накануне общего восстания против коммунистов.
7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ.

11 августа подводные лодки вернулись в Губу Оленья. Им было объявлено о завершении реорганизации структуры 140 обрпл и создании двух дивизий подводных лодок. На следующий день командир новой 12 эскадры подводных лодок провёл смотр сил и довёл до командования предстоящие задачи.
А в ГДР в этот день, 12 августа, Совет министров принял постановление о закрытии границы.
Около 25 тысяч членов военизированных боевых групп с предприятий ГДР заняли линию границы с Западным Берлином; их действия прикрывали части армии ГДР. Полиция Восточного Берлина была приведена в состояние полной готовности.
Части Советской Армии также были приведены в состояние повышенной готовности.
13 августа 1961 г. в час ночи началось строительство кирпично-бетонной стены, которая получила неофициальное название Берлинской стены. Граница была закрыта, напряжение нарастало.

Старшим штурманом на флагманской подводной лодке К-88 во время перехода отряда в Ленинград и обратно был Богомазов Константин Яковлевич. Особенности подготовки и выполнения этого межфлотского перехода он описал в своём рассказе, который можно прочесть здесь:
Рассказ штурмана К.Я. Богомазова о походе в Ленинград в 1961 году

После возвращения с похода он вернулся на свою подводную лодку К-107 и вместе с экипажами К-118 и К-113, участниками похода, начал готовиться к новой важной и сложной задаче.
В рамках демонстрации ядерной силы этим подводным лодкам поставлена задача - выполнить одновременные ракетные стрельбы практическими ракетами группой ракетных подводных лодок по трём целям.


Служба подводной лодки К-118 до 1968 года

Групповая ракетная стрельба подводных лодок К-107, К-113 и К-118 имела одну особенность.
Вот как описывает её К.Я. Богомазов, который после возвращения с похода в Ленинград приступил к своим обязанностям командира БЧ-1 на К-107.

"В июле-августе 1961г. экипаж "К-107" принимал участие в ликвидации последствий аварии на атомной подводной лодке "К-19". Дело было так. В начале июля 1961 г. на ПЛ "К-19" произошла авария с ЯЭУ, после чего "К-19" была прибуксирована и поставлена на бочку на рейде в губе Западная Лица. На ее борту находилось оружие, в том числе баллистическая ракета.
Подводной лодке "К-107" была поставлена задача - выгрузить с "К-19" и загрузить в свою шахту ракету Р-13.
Задача была выполнена, но не с первого подхода к борту "К-19", так как был достаточно высокий уровень радиации. "К-107" неоднократно подходила через день, через два, через неделю. Каждый раз на катере к нам подходил и высаживался руководитель этой операции НШ дивизии капитан 1 ранга В. Маслов (впоследствии командующий ТОФ).
Наконец, ракету погрузили в шахту на ПЛ "К-107", после чего была проведена соответствующая подготовка Р-13 и по плану БП флота выполнена ракетная стрельба под руководством контр-адмирала С.С. Хомчика."

Ракетная стрельба, о которой пишет К.Я. Богомазов, и была одной из трёх ракетных стрельб группы подводных лодок проекта 629.
К сентябрю 1961 г. 18 дпл, в том числе и подводная лодка К-118, перебазировалась в бухту Ягельная губы Сайда, будущее Гаджиево. Там она и оставалась до середины 1976 года, когда её включили в состав 11 флпл СФ и перебазировали в Гремиху.
Подводные лодки К-113 и К-118 загрузили практические ракеты, на К-107 оставили ракету, выгруженную с К-19 (подготовили её в практическом варианте) и в сентябре 1961 г. группа лодок вышла в район стрельбы.
Данные открытых источников о руководителе стрельбы разнятся, но скорее всего это был контр-адмирал Егоров Георгий Михайлович, командир недавно сформированной 12 эскпл СФ. При этом на подводных лодках могли находиться и другие командиры, в том числе контр-адмирал С.С. Хомчик, как наиболее опытный руководитель стрельб в то время.
Также нет открытых данных о том, стреляли лодки по одному боевому полю, или по разным.
Тем не менее, в сентябре 1961 года групповая ракетная стрельба подводных лодок проекта 629 состоялась и показала возможности новых ракетных дивизий по ответу США в случае необходимости.

Завершающим мероприятием демонстрации термоядерных намерений СССР стали учения с реальным применением атомного и термоядерного оружия. От 16 дпл в них приняла участие подводная лодка К-102, которая 20 октября 1961 г. выполнила ракетную стрельбу одной ракетой Р-13 почти на полную дальность в реальной комплектации с термоядерным зарядом мощность 1.5 мегатонны.
Стрельба прошла успешно, взрыв произошел на заданной высоте, параметры взрыва удалось измерить.

Принятые советским правительством меры по демонстрации намерений сыграли свою роль. Кризис в Европе, достигший кульминации 27 октября 1961 г., на время ослаб. 28 октября танки США и СССР в Берлине, были отведены от Берлинской стены.
Но в целом напряженность не была снята и в следующем году привела к размещению советских ракет на Кубе, её блокаде со стороны США и готовности к немедленному применению ядерного оружия обеими сторонами. К счастью, этого удалось избежать.

Подводная лодка К-118 в течение зимы 1961-1962 годов восстанавливала боевую готовность, проходила планово-предупредительный ремонт, офицеры и старшины по графику были в отпусках.
Северный флот осваивал атомные подводные лодки и готовил поход на Северный полюс атомной подводной лодки К-3, который должен был доказать правильность принятых организационных и технических решений по будущему созданию арктических атомных подводных ракетоносцев. Замысел создания межконтинентальной морской баллистической ракеты для них уже обсуждался, как и велся выбор пункта базирования. И всего через полгода во время проверки Н.С. Хрущёвым готовности Северного флота к развёртыванию на Кубу и посещения Гремихи, было утверждено предложение ВМФ о строительстве там базы для арктических ракетоносцев.
Но это было ещё впереди. А пока руководство СССР интенсивно анализировало и прогнозировало обстановку, вырабатывало отчаянные и смелые решения по остановке угрозы ядерной войны. И одним из таких решений было создание группировки советских войск на Кубе с размещением там ракет с ядерными боевыми частями. Такое решение ставило США в такие же условия ядерной угрозы, в которых уже находился СССР.

В мае 1962 г., когда Вооруженные Силы завершали зимний период обучения, руководство СССР приняло принципиальное решение о размещении войск с ядерным оружием на Кубе. Пока велись переговоры и согласования с руководством Республики Куба, Генеральный штаб ВС СССР с участием необходимых министерств и ведомств начал разработку плана создания и развертывания Группы советских войск на Кубе.
План предусматривал создание Группы в составе соединений и частей РВСН, сухопутных войск, ВВС, ПВО, ВМФ и специальных подразделений. Общая численность Группы предусматривалась в 51 тысячу человек.
Командующим Группой советских войск на Кубе был назначен Генерал Армии И.А. Плиев.
К 20 июня Группа в основном была сформирована.

В состав Военно-морской группировки Группы, которая получила наименование "5 флот ВМФ", должны были входить:
20-я Оперативная эскадра подводных лодок;
25-я Оперативная эскадра надводных кораблей;
26-я бригада ракетных катеров;
береговой ракетный полк;
минно-торпедный авиационный полк.
Командующим 5 флотом ВМФ был назначен вице-адмирал Абашвили Георгий Семенович. Он же являлся заместителем командующего Группой по ВМФ.

Командиром 20 оперативной эскадры подводных лодок был назначен контр-адмирал Д.Ф. Рыбалко.
В состав 20 оперативной эскпл были включены:
18 дпл в составе 7 подводных лодок проекта 629;
69 брпл в составе 4 подводных лодок проекта 641;
штабной корабль - плавбаза подводных лодок проекта 310 "Дмитрий Галкин";
плавбаза подводных лодок проекта 310 "Федор Видяев";
береговая база подводных лодок;
5-я отдельная техническая позиция.

Перевозка войск Группы должна быть выполнена судами Министерства морского флота СССР, переход сил флота планировался самостоятельно.
Операция по перевозке войск получила название "Анадырь", операция по переводу сил флота - "Кама". Планы операций были утверждены в начале июля 1962 года.
10 июля первый транспорт в рамках операции "Анадырь" вышел на Кубу, а 25 июля 1962 г. первое судно с войсками Группы теплоход "Мария Ульянова" вошел в кубинский порт Кабаньяс. Всего же в операции "Анадырь" приняли участие 85 судов, которые к сентябрю 1961 г. совершили 180 рейсов!

Силам Северного, Балтийского и Черноморского флотов пока задачи по переходу на Кубу не ставились, но отдельные части и подразделения, например, береговая база подводных лодок, были доставлены на Кубу в рамках операции "Анадырь".
Пока же Северный флот и К-118 в том числе готовились к проверке руководством страны. На флоте работала группа во главе с новым ГК ВМФ Адмиралом Флота С.Г. Горшковым.
11 июля на Северный полюс вышла атомная подводная лодка К-3. На Северный флот прибыл ракетный эсминец проекта 58 "Грозный" для испытаний ракет П-35 (после завершения испытаний переклассифицирован в ракетный крейсер). Проводила испытания ракетного комплекса Д-4 подводная лодка К-142 проекта 629Б, командир С.И. Бочкин. 24 февраля 1962 г. она выполнила первую успешную стрельбу ракетой Р-21 из-под воды.
Для показа сил и их возможностей было спланировано двухсуточное учение в акваториях Баренцева и Белого морей.

15 июля 1961 г. группа руководства СССР во главе с Н.С. Хрущевым выехала на Северный флот. На флоте их встречало не только командование ВМФ и СФ, но и ведущие конструкторы, ученые и строители кораблей и морского оружия. Официальной причиной поездки с участием Министра Обороны СССР Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, было посещение Мурманской и Архангельской областей.
16 июля Н.С. Хрущёв и сопровождающие лица прибыли в Петрозаводск.
17 июля Н.С. Хрущёв прибыл в Печенгский район Мурманской области, посетил приграничный участок. В этот же день К-3 достигла Северного полюса.
18 июля Н.С. Хрущёв прибыл в Мурманск. В 09.40 подводная лодка К-3 произвела донесение о достижении Северного полюса, а в 10.13 - о состоянии корабля. Эта информация была немедленно доложена Н.С. Хрущёву, который пришел в восторг от этого события, за которым стояли и будущие арктические ракетоносцы, и демонстрация успехов страны, и уверенность в силе, которая может сдержать развязывание ядерной войны.

19 июля Н.С. Хрущёв прибыл в Североморск, заслушал командование ВМФ и СФ и утвердил предложение о вручении наград экипажу К-3 в Гремихе с одновременным ознакомлением с базой.
В 13.12 на подводной лодке К-3 получили радиограмму Начальника штаба СФ с запросом возможности прибытия в Йоканьгу к 19.00 21 июля. В 23.01 подводная лодка К-3 вышла из подо льда, в 23.11 донесла о возможности прибытия в Йоканьгу к 19.00 21 июля, дала ход 24 узла и начала переход из Гренландского моря в Гремиху.
20 июля Н.С. Хрущёв работал на Северном флоте. Коснулось ли это К-118 неизвестно.

21 июля Подводная лодка К-3 в 04.16 передала радио о пересечении меридиана 30 градусов и продолжила переход в Гремиху скоростью 24 узла.
Н.С. Хрущёв и сопровождающие лица, а также командование ВМФ и Северного флота, вышли в море на крейсере "Адмирал Ушаков" для наблюдения за учениями сил флота. Руководству государства были продемонстрированы действия надводных, подводных сил и авиации с применением оружия.
Среди наиболее впечатляющих были ракетные стрельбы подводными лодками, в том числе стрельба ракетой Р-21 из под воды подводной лодкой К-142 проекта 629Б.
Подводная лодка К-3 в 16.59 всплыла в надводное положение в 40 милях от Гремихи, продолжила движение скоростью 12 узлов.
Н.С. Хрущёв на крейсере "Адмирал Ушаков" уже находился в Гремихе, где по всей вероятности обсуждал базирование атомных подводных лодок и предстоящие административные изменения Мурманской области в связи с этим. Об этом говорит то, что уже в следующем году колхозы Йоканьги были ликвидированы, районный центр из Гремихи перенесен в Ловозеро, село Йоканьга упразднено, а в Гремихе развернуто строительство базы атомных подводных лодок.
В 19.54 на входе в базу К-3 была встречена Заместителем ГК ВМФ вице-адмиралом В.Н. Ивановым, который указал место швартовки, пирс №7, и сообщил о предстоящей встрече экипажа с Н.С. Хрущёвым. В 21.06 К-3 ошвартовалась правым бортом первым корпусом к пирсу №7 14 обрпл СФ. Личный состав, свободный от вахты, во главе с Командующим 1 флпл и командиром корабля, направился в спортзал в/ч 90190 для встречи с Н.С. Хрущёвым.
Сама встреча прошла ночью в тёплой обстановке. Н.С. Хрущёв лично вручил награды каждому члену экипажа К-3 и всей научной группе. При этом пауза для замены стоящих на вахте не смущала руководителей государства. Они с удовольствием фотографировались, беседовали с людьми и не обращали внимание на их рабочую одежду.

22 июля Н.С. Хрущёв на крейсере "Адмирал Ушаков" перешел в Белое море, где наблюдал ракетные стрельбы, в том числе ракетного эсминца проекта 59 "Грозный". Вечером крейсер "Адмирал Ушаков" вошел в Двинской залив, а Н.С. Хрущёв с сопровождающими лицами был доставлен в порт Архангельск. В дальнейшем Н.С. Хрущёв провел аналогичные проверки и в других регионах страны, в том числе в республиках Средней Азии, играющих важную роль в экономическом и промышленном обеспечении обороны страны.
Подводная лодка К-3 в 20.30 22 июля вышла из Гремихи и в 11.25 23 июля прибыла в свою базу, Западную Лицу.

Через две недели силам, в том числе 18 дпл, было доведено о включении их в состав 20 оперативной эскадры подводных лодок и готовности к переходу на Кубу. Командир К-118 К.Б. Курдин поступил в Военно-Морскую Академию, новым командиром назначен Г.Д. Кириллов.
29 августа 1962 г. американцы обнаружили размещение советских сил, разведка ими была усилена, 14 октября обнаружены развернутые баллистические ракеты Р-12 средней дальности и 24 октября США ввели полную блокаду Кубы.Обстановка существенно накалилась.
1 октября из Полярного на Кубу были направлены подводные лодки 69 брпл 20 оперативной эскпл, все проекта 641: Б-4, Б-36, Б-59, Б-130.
В связи с этим силы 20 оперативной эскадры на Северном флоте были рассредоточены. К-118 вместе с другими подводными лодками 18 дпл и штабной плавбазой "Дмитрий Галкин" рассредоточены в Мотовском заливе. Встречается информация о том, что начало рассредеточения было 11 ноября, но это скорее всего ошибка. Ведь пик напряжения был 27-29 октября, после чего было принято решение о выводе ракет с Кубы и из Турции.

Так закончился один из самых драматичных эпизодов лодок 18 дивизии. Можно только посочувствовать подводникам, экипажам плавбаз, береговой базы и технической позиции, их семьям, представляя их психологическое состояние и тревоги.
Но такова была служба.

В феврале 1963 года 20 оперативная эскадра была расформирована, а силы возвращены в управление объединениями и соединениями ВМФ.
Б-118 занималась плановой боевой подготовкой и по итогам 1963 года заняла втрое место в ВМФ по ракетной подготовке.

В 1964-м и начале 1965 года Б-118 проходила текущий ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск), после чего в 1965 и 1966 годах выполняла задачи боевой подготовки и боевого дежурства.

К-118 проекта 629 18 дпл 12 эскпл СФ в Ара-губе на боевом дежурстве, 1966 год.

В 1967 году подводная лодка К-118 продолжала выполнение задач боевой подготовки, боевого дежурства и выполнила боевую службу в Атлантическом океане.

К-118 проекта 629 18 дпл 12 эскпл СФ на параде 1 мая 1967 г.
Кольский залив.

Но в следующем году судьба подводной лодки К-118 претерпела коренное изменение - ей предстояло пройти переоборудование по проекту 601 и стать важным звеном в создании арктических подводных ракетоносцев.


Переоборудование подводной лодки К-118 по проекту 601

В начале 1958 года перед советской наукой и промышленностью была поставлена задача в короткие сроки создать подводный ракетоносец большого боекомплекта под ракеты Р-21 комплекса Д-4, а впоследствии и ракету "Р" комплекса Д-6. Номер разрабатываемому проекту подводной лодки присвоили 667.
К проектированию лодки проекта 667 были привлечены три конструкторских бюро, которые разработали четыре варианта атомного подводного ракетоносца. Однако в 1960 году все работы по проекту 667 были закрыты, т.к. появилась реальная перспектива быстрого создания малогабаритных морских ракет - жидкостной Р-27 комплекса Д-5 в СКБ-385 и твердотопливной РТ-15М комплекса Д-7 в ЦКБ-7.
Длина их не должна была превышать 10 метров, а диаметр 1.5 метра. Такие габариты позволяли разместить на подводной лодке 16 баллистических ракет в вертикальных шахтах. Для нового проекта была выбрана ракета Р-27, которая должна быть разработана в двух вариантах: для стрельбы по береговым целям и по кораблям. Первый вариант получил обозначение Р-27, второй - Р-27К.

В ЦКБ-18 началась работа над новым проектом, который получил номер 667А и в качестве основы использовал наработки по проекту 667. Главным конструктором проекта был назначен Сергей Никитич Ковалёв, который на долгие годы стал связан с этим счастливым номером - 667!
Всего за два года проект 667А был доведён до рабочего. На подводной лодке предусматривалась установка ракетного комплекса Д-5 с 16-ю ракетами Р-27, навигационного комплекса "Сигма-667" и ядерной ГЭУ, получившая индекс ОК-700.
В начале ноября 1964 года в Северодвинске на Севмашпредприятии была заложена первая подводная лодка проекта 667А, тактический номер К-137.

Но ещё за два года до этого руководством СССР были рассмотрены предложения по созданию межконтинентальной морской баллистической ракеты с большой дальностью стрельбы. И посещение Гремихи Н.С. Хрущёвым и Министром Обороны СССР Р.Я. Малиновким в июле 1962 г. было одним из элементов перспективного замысла по созданию арктических подводных ракетоносцев.
В 1963 году комиссия ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам по поручению ЦК КПСС рассмотрела вопрос о возможности создания комплекса баллистических ракет Д-9 для вооружения подводных лодок, существенно превышающих дальность действия ракет комплекса Д-5.
Особенностями этого комплекса были:
- срок хранения на подводных лодках в готовности к старту в течение двух – трёх лет;
- возможность старта не только из подводного, но и надводного положений;
- дальность полёта ракет до 8000 км;
- точность попадания в цель, обеспечивающая гарантированное поражение термоядерным боеприпасом.
Головным исполнителем работ по ракетному комплексу в целом было определено СКБ-385, главный конструктор В. П. Макеев.

В течение года были проведены исследования, выработаны варианты создания межконтинентальной ракеты и определён её облик.
22 сентября 1964 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о принятии предложения Министерства обороны СССР, Государственных комитетов СССР по оборонной технике, радиоэлектронике, судостроению и среднему машиностроению о проведении опытно-конструкторских работ по созданию ракетного комплекса Д-9 с баллистическими ракетами Р-29 межконтинентального действия.
При этом продолжались работы по двухступенчатой противокорабельной ракете Р-27К, наработки по которой использованы при разработке межконтинентальной двухступенчатой ракеты Р-29.
Таким образом, в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева в г. Миасс одновременно разрабатывались две морские двухступенчатые баллистические ракеты с управляемой второй ступенью. Приоритет в разработке был у Р-29, поэтому уже через год встал вопрос о подводной лодке для испытаний этих ракет.

Различные источники указывают на несколько подходов при выборе лодки для испытаний ракет Р-29 и Р-27К. Среди них были варианты использования одной из строящихся подводных лодок проекта 667А. При этом требовалась существенная переделка лодки и количество лодок в боевом составе уменьшалось на одну.
Рассматривались варианты переоборудования одной из действующих подводных лодок устаревающих проектов. В результате остановились на подводной лодке проекта 658, которые всё равно планировалось модернизировать по проекту 658М под ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21 с подводным стартом.
Возможно такому решению способствовало и то, что проект 658 разрабатывался ЦКБ-18 и главным конструктором на заключительном этапе был С.Н. Ковалёв. Проект переоборудования подводной лодки под ракетный комплекс Д-9 получил номер 701.
Некоторые источники утверждают, что изначально рассматривался вариант переоборудования всех подводных лодок проектов 658 и 629 под ракетный комплекс Д-9 и были выданы задания ЦКБ-16 и ЦКБ-18 на разработку проектов 601 и 701 соответственно ещё в 1964 году. Может быть и так, но работы ЦКБ-16 по проекту 601, развёрнутые только в 1967 году, ставят такое утверждение под сомнение.
В 1962 году на Севмашпредприятии были построены три подводные лодки проекта 658, заключительные в серии из восьми: в октябре К-145 зав. №906 и К-149 зав. №907, а в декабре К-178 зав.№908. Последняя из них планировалась на ТОФ и в сентябре 1963 года перешла с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики. К-33, вторая в серии, в 1963 году поставлена на модернизацию по проекту 658М и завершила её в 1964 году.
Подводная лодка К-19 проходила ремонт после аварии 4 июля 1961 г., ремонт продлился до 1964 года.
К-55, К-40 и К-16 были с отработанными экипажами и интенсивно несли боевую службу.
Поэтому две новые лодки, К-145 и К-149, были отправлены обратно на Севмашпредприятие: К-149 для модернизации по проекту 658М, а К-145 - для переоборудования под ракетный комплекс Д-9 по проекту 701.
Уже в 1965 году подводная лодка К-145 пришла на Севмашпредприятие в Северодвинск и встала на переоборудование, которое продлилось пять лет до 1970 года. И в этом же году было утверждено тактико-техническое задание на подводную лодку проекта 667Б с ракетным комплексом Д-9.
Разработка проекта 667Б была завершена в 1970 году, а 30 марта 1970 г. на Северном машиностроительном предприятии была заложена головная подводная лодка проекта 667Б зав. №310. Ей присвоен тактический номер К-279.

Ракетный комплекс Д-9 ещё не был окончательно разработан. Такой большой срок разработки был обусловлен задержками в создании ракеты и наземных испытаний. Не был ещё испытан и принят на вооружение всеширотный навигационный комплекс "Тобол", поэтому для испытаний на подводной лодке К-145 был установлен всеширотный навигационный комплекс "Сигма-658" с приборами сопряжения с комплексом Д-9 и ракетной боевой управляющей системой (РБУС) "Альфа-1".
Первый пуск ракеты Р-29 подводная лодка К-145 произвела только 25 декабря 1971 г., причём из надводного положения в связи со льдом в Белом море.
После этого К-145 перешла в Губу Оленья и до конца мая 1972 года на ней продолжили совместные лётные испытания ракеты Р-29 в Баренцевом море. 27 мая 1972 г. во время пятого пуска в процессе предстартовой подготовки на глубине 40 метров из-за "передува" топливного бака первой ступени произошло разрушение соединительного днища баков, топливо и окислитель смешались. Благодаря реакции и действиям руководиделя стрельбы, командира лодки, ракетчиков и БЧ-5 лодку удалось быстро поднять на поверхность и при открытии крышки аварийной шахты ракета взорвалась.
Поэтому К-145 была возвращена на Севмашпредприятие и до 3 августа 1972 г. она ремонтировалась.
21 августа 1972 г. с подводной лодки К-145 был успешно осуществлён шестой пуск ракеты Р-29.
Несмотря на проблемы с испытанием ракеты Р-29, головная подводная лодка проекта 667Б К-279 строилась быстрыми темпами, а в течение двух лет были заложены ещё девять подводных лодок проекта 667Б.

Подводные же лодки проекта 629 переживали свою историю. В 1960-1963 годах на подводной лодке К-142 проекта 629Б был испытан ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-21 с подводным стартом. В июле 1962 года старт из-под воды был показан Н.С. Хрущёву, а с 1964 года началась модернизация серийных подводных лодок проекта 629 под ракетный комплекс Д-4 по проекту 629А. Модернизация проводилась, как правило, во время планового среднего ремонта.
В 1968 году создатели ракеты Р-27К подошли к необходимости иметь подводную лодку для испытаний в реальных условиях.
По непонятным соображениям, в это же время ВМФ решил также провести переоборудование ракетных лодок проекта 629 под ракетный комплекс Д-9. Возможно была идея перевооружить все подводные лодки проекта 629 и 629А под него. В принципе, такая идея не была лишена смысла, т.к. переоборудование дизельных лодок было существенно дешевле строительства атомных, а боевая устойчивость их в своей зоне обеспечивалась на высоком уровне. Дизельные лодки могли нести дежурство в базе и при необходимости развертываться в защищённые районы. При этом стрелять они могли бы как из надводного положения на переходе, так и из под воды.
Как бы то ни было, но идея переоборудования дизельных лодок под ракетный комплекс Д-9 получила своё практическое воплощение. Тем более, что переоборудовать нужно было и ещё одну лодку - под ракетный комплекс Д-5 с противокорабельной ракетой Р-27К.
Поэтому ЦПБ "Волна", преемник ЦКБ-16, разработчика проекта 629, получило тактико-технические задания на разработку проекта 601 и проекта 605.
Проект 601 предусматривал переоборудование подводной лодки проекта 629 под ракетный комплекс Д-9, а проект 605 - под ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27К. В 1968 году оба проекта и рабочая документация были готовы. Основные работы заключались в разрезании лёгких и прочных корпусов в двух местах, удалении ракетных отсеков, изготовлении вставок с ракетными шахтами и сваривании корпусов по новым проектам.

Для переоборудования по проекту 601 была выделена подводная лодка К-118, а для переоборудования по проекту 605 - подводная лодка К-102. Переоборудование лодок было возложено на ССЗ "Звездочка", изготовление вставок - на Севмашпредприятие. Для доставки вставок с СМП на ССЗ "Звездочка" был изготовлен специальный понтон.
30 октября 1968 г. на ССЗ "Звездочка" прибыла подводная лодка К-118, а через неделю, 5 ноября того же года, пришла К-102. Работы были развёрнуты сразу на обеих подводных лодках. Вставки для них Севмашпредприятие изготовило в установленные сроки и в 1970 году обе подводные лодки были спущены на воду. Из-за неготовности ракетных комплексов Д-5 и Д-9 было решено провести испытания обеих подводных лодок без оружия только по мореходным пунктам программы.
Государственные испытания с выходом в море подводной лодки К-102 были успешно проведены в декабре 1970 года, подводная лодка оставлена на ССЗ "Звездочка" для монтажа поступающей аппаратуры.

На К-118, переоборудуемой по проекту 601, был вырезан участок прочного корпуса длиной около 21 метра. Вместо него был вставлен в прочный корпус новый блок общей длиной 41 метр, состоящий из части 2-го отсека, 3-го, 3-бис, 4-го, 4-бис и части 5-го отсека, в котором размещался ракетный комплекс, центральный пост, штурманская рубка, гиропост, рубка связи и другие помещения. Значительная часть нового блока была выполнена в форме восьмерки, а легкий корпус заменялся на протяжении 70% длины.
В ракетных отсеках установили 6 шахт для ракет Р-29 с КСППО. Взамен прежнего навигационного комплекса "Плутон-1" на дисковых роторах гироскопов установили новый навигационный комплекс "Мост-601У" на шаровых гироскопах, сопряженный с ракетным комплексом Д-9 и ракетной боевой управляющей системой (РБУС) "Альфа-2". Также был установлен радиосекстан «Самум» и абсолютный лаг ЛА-1.
В связи с изменением ограждения рубки все подъемно-мачтовые устройства заменили на новые.
Для обеспечения значительно возросшего злектропотребления установили новую аккумуляторную батарею типа 438, а морально устаревшие дизеля 37Д заменили на дизеля 2Д42 мощностью 1900 л.с.

В декабре 1970 года при подготовке к выходу на ходовые испытания на подводной лодке К-118 произошел пожар, в результате которого потребовалась замена приборов как ракетного комплекса и РБУС, так и навигационного комплекса. Подводная лодка была оставлена на ССЗ "Звездочка" и в течение года проходила ремонт. В это же время продолжалась установка новых технических средств, отрабатывался экипаж с новым командиром капитаном 2 ранга В.И. Самотошиным. Возможно был выход в море осенью 1971 г. для заводских испытаний подводной лодки в новой архитектуре, но данных об этом нет.
Первая ракетная стрельба К-145, выполненная 25 декабря 1971 г. и последующие четыре ракетные пуска Р-29, выполненных этой же подводной лодкой в Баренцевом море зимой и весной 1972 года, позволили ускорить поставки уже проверенного оборудования на К-118. В лету 1972 года она была готова к Государственным испытаниям как корабля, так и ракетного комплекса.
Взрыв ракеты Р-29 во время пятого пуска 27 мая 1972 г. с подводной лодки К-145 мог бы остановить испытания комплекса Д-9, но завершение ремонта подводной лодки К-118 и готовность её к испытаниям было весьма удачным "командирским резервом". Ведь К-279 была ещё не готова к ракетным стрельбам и если бы не К-118, испытания пришлось бы остановить.
Но всё сложилось хорошо. Поэтому К-145 была поставлена в ремонт, а К-118 приняла эстафету испытаний ракет Р-29.

В короткое время под командованием В.И. Самотошина К-118 выполнила 13 ракетных пусков, причём два из них (по некоторым данным - три) на полную дальность в акваторию Тихого океана. Последний пуск был выполнен 28 ноября 1972 г.
Тем временем, как я уже написал выше, подводная лодка К-145 закончила ремонт после взрыва ракеты и 21 августа 1972 г. успешно выполнила шестой пуск ракеты Р-29. Испытания ракет Р-29 на ней было решено завершить, лодку поставили на ССЗ "Звездочка" и переоборудовали её в боевую.
В этом же 1972 году головная подводная лодка проекта 667Б К-279 27 декабря 1972 года зачислена в состав Северного флота, в следующем году выполнила две залповые ракетные стрельбы с пуском двух и четырёх ракет в залпе, всего шесть ракет Р-29. Все пуски были с подводным стартом, успешные.
По результатам испытаний 12 марта 1974 г. ракетный комплекс Д-9 был принят на вооружение подводных лодок проекта 667Б, 701 и 601.

Основные тактико-технические данные подводной лодки проекта 601
Водоизмещение надводное нормальное (тонн): 4160
Кораблестроительные элементы:
- длина наибольшая (м.): 117,8
- ширина прочного корпуса наибольшая (м.): 5,8
- ширина корпуса наибольшая (м.): 8,2
- ширина по стабилизаторам (м.): 10
Глубина погружения:
- перископная (м.): 13,5
- рабочая (м.): 260
- предельная (м.): 300
Энергоустановка:
- дизели 2Д42 (шт. х л.с.): 3 х 1900
- бортовой электродвигатель ПГ-101 (ед. х л.с.): 2 х 1350
- средний электродвигатель ПГ-102 (ед. х л.с.): 1 х 2700
- электродвигатель экономхода ПГ-104 (ед. х л.с.): 1 х 140
- количество гребных валов (ед.): 3
- количество групп АБ типа 438-1 и число элементов (ед.): 4 по 112
Скорость хода:
- надводная полная (узл.): 13,8
- подводная полная (узл.): 11,5
- подводная под ГЭД экономхода (узл.): 2,3
- подводная под РДП максимальная (узл.): 7,8
Дальность плавания:
- надводная экономическая (мили): ок. 8000
- подводная полным ходом (мили): 12
- подводная под ГЭД экономхода со скоростью 2 узл. (мили): 95
Обитаемость:
- автономность по запасам (сут.): 70
Экипаж, общая численность (чел.): 98
Вооружение:
- баллистические ракеты Р-29 комплекса Д-9: 6
- 533-мм носовые торпедные аппараты (шт.): 4
- 533-мм кормовые торпедные аппараты (шт.): 2
- общий запас торпед (ед.): 6
- наибольшая глубина стрельбы (м.): 100

Подводная лодка проекта 601, схема.


Служба подводной лодки К-118 проекта 601

После завершения испытаний ракетного комплекса Д-9 подводную лодку К-118 было решено переоборудовать в боевую для несения службы на Северном флоте. С 1973 по 1976 год она проходила доработку по боевому варианту, на лодку установлено ВБАУ "Параван", улучшены условия обитаемости.
Ответственным сдатчиком был Н.Я Гришин, командиром подводной лодки капитан 1 ранга В.И. Самотошин.
В 1976 году проведены испытания, 28 декабря 1976 г. был подписан Приемный акт.

К-118 проекта 601 на испытаниях, вид с левого борта.
Белое море. Фото из интернета.

К-118 проекта 601 в море, ракетная надстройка.
Фото из интернета.

В декабре 1976 г. подводная лодка К-118 вступила в строй и включена в состав 18 дпл 3 флпл СФ с базированием в Губе Оленья.

К-118 проекта 601 в Губе Оленья. К-118 стоит вторым корпусом, а первым корпусом стоит подводная лодка проекта 629А.
Фото из интернета.

После включения 18 дпл в состав 11 флпл СФ, подводная лодка К-118 была перебазирована в Гремиху, где и прослужила до вывода её из боевого состава.
7 сентября 1981 г. в связи выводом 18 дпл из состава 11 флпл подводная лодка К-118 вместе с К-145 была выведена из состава 18 дпл и включена в состав 41 дпл 11 флпл СФ.

К-118 проекта 601 41 дпл 11 флпл СФ в Гремихе, стоит у пирса правым бортом. Левым бортом стоит подводная лодка К-145 проекта 701.
Фото из интернета.

27 февраля 1987 г. К-118 переклассифицирована в рейдовую зарядовую станцию, ей присвоен номер РЗС-439. Оружие выгружено, в 1988 году лодка переведена на СРЗ-35.
1 октября 1990 г. экипаж расформирован, на лодке были вырезаны ракетные шахты, лодка отведена на осушку СРЗ-35. В 2006 году снята с осушки, переведена в бухту Кут и разделана на металлолом.

Так закончилась история одной из замечательных подводных лодок Советского Союза, внесшей большой вклад в создание ядерного морского оружия.


Командир подводной лодки К-118:
капитан 2 ранга Кирилл Борисович Курдин (1960-1962)
капитан 2 ранга Кириллов Геннадий Дмитриевич (1962-1972)
Григорович С.Н. (1972-1975)
капитан 1 ранга Самотошин Вячеслав Иосифович (1975-1986)
капитан 2 ранга Агейков Александр Александрович, врио командира подводной лодки (1986-1988)

Старший помощник
Рудых Борис Васильевич (1959-1961)
Котов А.Т.(1961-1964)
Герасимов Игорь Николаевич (1964-1969)
капитан 2 ранга Агейков Александр Александрович (1985-1988)

Помощник командира
Бекетов Юрий Фловиантович (1961-1963), в последствии контр-адмирал

Командир БЧ-1
Лисичкин Ян Маркович (1959-1964)
Ольховиков Александр Васильевич (1964-1969)
Петухов В.

Командир ЭНГ
Хренов Евгений Викторович (1960-1963)
Чиканчиков (1963-1966)
Табачный С.(с 1966)

Командир БЧ-2
Ширинкин Юрий Васильевич (1960-...)
Дробот В.
Алексеевский Н.
Самотошин Вячеслав Иосифович

Командир группы управления БЧ-2
Гребельский Николай (1960-...)
Дробот В.
Алексеевский Н.
Самотошин Вячеслав Иосифович

Командир БЧ-З
Митюшкин Леонид Васильевич (1960-...)

Командир БЧ-4-Р
Аверин Анатолий Дмитриевич (1959-...)

Командир БЧ-5
Кобцев Евгений Андреевич (1959-1962)

Командир группы движения БЧ-5
... (1959-...)

Начальник службы М
Дружинин Г.А. (1960-...)


Для возврата на страницу 41 дивизия нажмите здесь