Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
Ракетный комплекс Д-9 и ракета Р-29. История создания

Краткое изложение фактов и выводов, сделанных на основании информация из интернета и открытой литературы о создании подводных лодок проекта 667Б.
Ссылки на основные источники даны в разделе ССЫЛКИ главного меню сайта.

Для возврата на страницу 41 дивизия нажмите здесь
Для возврата на главную страницу сайта нужно нажать на имя лодки К-460 в заголовке.


Главными особенностями наших межконтинентальных ракет Р-29, которыми были вооружены лодки проекта 667Б, были две - двухступенчатость и управляемая вторая ступень с астрокорректором. И сейчас, когда стала доступной инфорация о тех далёких событиях, понятно, что эти особенности, позволившие превратить морскую ракету средней дальности в межконтинентальную, стали результатом конструкторских идей, возникших ещё в самом начале 1960-х годов. Мало того, они были настолько реалистичны, что убедили и командование ВМФ, и Вооруженных Сил, и руководство СССР в возможности создания таких ракет, определения Арктики в качестве района действий подводных стратегических ракетоносцев, создания таких арктических ракетоносцев и базирования их в Гремихе.
Осмотр Гремихи Н.С. Хрущёвым и Р.Я. Малиновским 21 июля 1962 г. после встречи с экипажем атомной подводной лодки К-3 и вручения наград экипажу и научной группе, обеспечившей попадание на Северный полюс, привели к утверждению предложений ВМФ о базировании будущих арктических подводных ракетоносцев там и строительству в последующем базы для них.

Первые мысли и эскизы двухступенчатой межконтинентальной морской ракеты были разработаны в СКБ-385 в 1962 году, в ходе разработки морской одноступенчатой ракеты Р-27, точнее её противокорабельного двухступенчатого варианта Р-27К.

Первая двухступенчатая баллистическая ракета для подводных лодок Р-27К

К началу 1950-х годов с появлением ядерного оружия на палубных самолётах США, существенно возросла опасность от авианосно-ударных групп (АУГ). Они способны в короткое время создавать мощные авиационные группировки носителей ядерного оружия в морских районах, прилегающих к побережью СССР, и наносить массированные ядерные удары по прибрежным военным и гражданским объектам, особенно на Севере и Тихом океане.
Противодействие и уничтожение АУГ ещё до создания ими группировок стало одной из основных задач Военно-Морского Флота.
С этой целью в СССР была развёрнута работа по созданию разнородных средств освещения обстановки и целеуказания на предполагаемиых морских и океанских театрах военных действий, систем передачи данных, оружия, способного уничтожать АУГ и носителей этого оружия.
Разрабатывались морские и авиационные бомбы, торпеды и крылатые ракеты. В частности, крылатые ракеты для подводных лодок разрабатывали сразу два конструкторских бюро - группа СКГ-10 В.Н. Челомея и ОКБ-49 Г.М. Бериева. В результате 19 июня 1959 г. был принят на вооружение ракетный комплекс П-5 с одноимённой крылатой ракетой, которой вооружались дизельные и атомные подводные лодки многих проектов.

Одновременно с 1954 года велись работы по созданию баллистических ракет с надводным, а с 1955 года - и с подводным стартом. Уже 16 сентября 1955 г. был произведён первый надводный пуск ракеты Р-11ФМ с подводной лодки Б-67, 26 декабря 1956 г. - первый поводный пуск ракеты С-4.1 с погружаемого стенда, а 9 июля 1957 г. - первый подводный пуск ракеты С-4.1 с движущейся подводной лодки С-229.
В 1958 году были произведены подводные пуски ракет С-4.5 с жидкостным ракетным двигателем, а через два года, 10 сентября 1960 г. произведён первый подводный пуск ракеты С-4.5 с подводной лодки Б-67 проекта ПВ611. А 20 марта 1958 г. вышло постановление СМ СССР о создании баллистической ракеты Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы около 1500 км. Ракета Р-21 была создана и принята на вооружение в 1963 году.
В ходе работ по созданию морских баллистических ракет возникла идея о применении этих ракет для уничтожения АУГ и других движущихся морских целей. Это существенно увеличивало дистанцию стрельбы по сравнению с крылатыми ракетами, уменьшало время подлёта к цели и снижало вероятность перехвата ракеты из-за большой её скорости.
Поэтому в постановление СМ СССР от 24 апреля 1962 г. на разработку следующей баллистической ракеты Р-27 уже было включено задание на разработку двух её вариантов - для поражения наземных стационарных целей Р-27 и противокорабельного Р-27К.

Первоначально в СКБ-385, главный конструктор В.П. Макеев, рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированной платформе под радиопрозрачным обтекателем.
Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты.
Выход был найден в создании двухступенчатой ракеты.

Рассматривались несколько вариантов наведения ракеты на цель.
Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение.
На первом этапе при подъёме ракеты после отделения первой ступени, включался двигатель второй ступени и выводил головную часть за пределы плотных слоёв атмосферы. После чего производился захват цели пассивной боковой антенной системой на дальности до 800 км и выполнялась корреция траектории полёта повторным включением двигателя второй ступени.
На втором этапе наведения при входе в плотные слои атмосферы и захвата цели носовой антенной, головная часть наводилась на цель аэродинамическими способами.

Второй способ самонаведения предусматривал двукратную коррекцию траектории полёта на баллистическом участке без наведения головной части на атмосферном участке полёта.
Схема полёта ракеты Р-27К при таком способе наведения показана на рисунке. После старта ракеты с подводной лодки и выхода её из воды производится сброс амортизаторов.
После разгона ракеты производится расстыковка ракеты и отделение второй ступени. Момент расстыковки определяется дальностью стрельбы и может быть как при полной выработке топлива первой ступени (стрельба на максимальную дальность), так и при частичной выработке топлива первой ступени.
После отделения вторая ступень с головной частью продолжает полёт, поиск и выбор цели. После обнаружения цели вторая ступень производит первую коррекцию траектории. После вторичного визирования цели, вторая ступень производит вторую коррекию траектории и отделяется от головной части.
Головная часть продолжает полёт по баллистической траектории до попадания в цель.

Первый вариант наведения, на атмосферном участке полёта, был сложным по конструкции, при этом существенно снижалась дальность полёта.
При втором варианте, двукратной коррекции на баллистическом участке, конструкция ракеты была проще, дальность обеспечивалась в 900 км, но точность наведения была ниже, чем в первом варианте. Однако с учётом применения только ядерного заряда повышенной мощности, снижение точности существенно не влияла на вероятность поражение цели, поэтому заказчиком был принят второй вариант для дальнейшей разработки ракеты Р-27К. Ракете был присвоен технологический индекс 4К-18.

Варианты ракеты Р-27К, рисунок ГРЦ имени Макеева:

Важную роль в применении противокорабельной ракеты Р-27К играло первоначальное целеуказание. Для его обеспечения использовались системы Морской космической разведки и целеуказания МКРЦ "Легенда" и Морской радиолокационной системы целеуказания МРСЦ "Успех-У". На подводной лодке целеуказание принимал корабельный комплекс целеуказания "Касатка-Б" и корабельный комплекс "Успех-У", сопряжённые со счётно-решающей системой "Рекорд-2" ракетного комплекса.

Готовый проект ракеты Р-27К подразумевал строительство двухступенчатого изделия, основанного на агрегатах базовой ракеты Р-27.
Противокорабельная ракета имела длину около 9 м и диаметр 1,5 м. Стартовый вес составлял 13,25 т. Ракета новой модификации отличалась характерным внешним видом. Она получила головную часть сложной формы, образованной несколькими коническими и цилиндрическими поверхностями. Сложный головной обтекатель имел большую длину в сравнении с агрегатами базовой ракеты Р-27.

Фото противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, ГРЦ им.Макеева

Испытания ракеты Р-27К проводились на наземном стенде на полигоне Капустин Яр, где выполнено 20 пусков, 16 успешных.
Затем выполнено несколько пусков бросковых макетов Р-27К с погружающегося стенда на Чёрном море.
А в 1972-1973 годах выполнено 11 пусков ракет с подводной лодки К-102 проекта 605, из них 10 успешных.
До 1975 года были устранены все замечания и недостатки как ракетного комплекса, так и системы целеуказани. Ракета Р-27К была готова к принятию на вооружение.
Но по ряду причин, среди которых немаловажную роль играло применение только ядерной боеголовки, что исключало использование ракет Р-27К в неядерный период, дальнейшие работы были прекращены.
2 сентября 1975 г. вышло постановление о закрытии проекта Р-27К. Но от этого проекта осталась двуступенчатость и даже трёхступенчатость всех последующих морских баллистических ракет с управляемой второй или третьей ступенью.

И ещё за шесть месяцев до закрытия проекта Р-27К был принят на вооружение его потомок - ракетный комплекс Д-9 с ракетой Р-29.
Случилось это 12 марта 1974 г.

Первая межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета для подводных лодок Р-29


Раздел в разработке

Для возврата на страницу "41 дивизия" нажмите здесь