[an error occurred while processing this directive] К-460
Мемуары

А.Ф. Ляшок, рассказ старшего помощника командира по боевому управлению рпксн К-460

Материал получен 30 мая 2008 г.

Капитан 1 ранга Ляшок А.Ф.

Я пришел лейтенантом в экипаж 8 марта 1977 года. Служил всего три недели, если это можно назвать службой.
Но было очень интересно. Спали в казарме на первом этаже, шинели примерзали, - бывало, к кроватям за ночь.
А сына моего (полгода ему было) жена в первые два дня пеленала даже в ленкомнате. Несколько дней она так и прожила с сыном в казарме, навсегда запомнила что это такое, - Сергеев разрешил, - хотя сурово предлагал мне ее отправить на большую землю в первый же день.
Нас было несколько человек, - это была своего рода веселая история, когда минеров (правда я ракетчик, крылатчик) переучили на вычислителей (тумблеры мы называли рычагами).

Помню яркую личность - лейтенант Нефедов Коля (он был в экипаже до нашего прибытия)... Ну таких я больше не встречал никогда и нигде. Интересно, как сложилась его судьба?..

А 2-го апреля кадровые органы уже "переставили" меня на 465-ую к Ерастову, и через несколько дней там Саша Грищенко, очень яркая и харизматическая личность за плату (12 бутылок вина я сбегал купил) стриг меня (думаю, что нужно было на самом деле вино, а не моя стрижка).
Через недельку-две мы уезжали в Палдиски. О! Как это было прекрасно!.. Сначала мы ночевали в гостинице в Североморске с посещением ресторана всем корпусом, и тот же Саша усажывал с любовью нас, лейтенантов в первые ряды за стол пиршеств.
Потом мы летели в непонятно-заграничный город Хаапсалу, потом ехали через пол-Эстонии на дизеле и... всякое другое интересное и светлое...
И моя жена, как и все, впервые осваивала сопки Островной без меня...

Потом уже, когда я в 1987 году, второй раз закончил классы - и после мытарств, был назначен СПК БУ к Панкрашкину (Сергеев не так уж давно на то время сдал ему дела).
Экипаж был в отпуске после автономки. Встретил меня помощник, - Кольцов. А через день-два вызывает меня командир дивизии и как-то невнятно говорит о необходимости ехать в Щук-Озеро, где отдыхает команда.
Из разговора я понял только, что с командой старшим Федор Коньков, заместитель, которого тоже только назначили и он с крейсера "Киев".
Там я с ним и познакомился, да и с командой тоже.
Ну, скажу я вам, команда у Сергеева всегда была суровая...
А послал меня Бес как бы для "усиления", потому что Федя он был очень такой резко-своеобразный в то время (я думаю он не обидится, если скажу, что он всегда ходил с "шашкой наголо")...
И случились там вроде как забастовки команды, весть о которых дошла до комдива...
Забастовки команды нам с Федором удалось преодолеть. Одной из мер он придумал - повезти их всех в дисбат на экскурсию...

После отпуска (происходило это весной-летом 1988 года) прошли обычный курс, - задачи, доковый осмотр и все такое...
А затем - автономка в ОЧЕНЬ высокие широты... В ходе которой и случилось то, что также записано в анналы истории дивизии, да и Советского подводного флота. Имеется в виду столкновение со льдом.
А еще было и другое, о котором я в данную минуту и не знаю, - писать или нет...
В эту автономку формально командиром шел Котов (после академии назначен), а Панкрашкин был на борту заместителем командира дивизии.

Известный нам Штефанов в это время был уже даже не флагманским штурманом флотилии, а Бальшим начальником на Северном флоте.
И поставил мне двойку, когда я в первый раз еще летом 1986 года сдавал экзамены на СУ. Обиды не имеется!
Зачеты были все равно сданы... Но скажу я вам, эти зачеты и экзамены - то отдельная история, в которой каждый из нас, сдающих, - либо "погибал", либо выжывал - и как правило - в одиночку!


[an error occurred while processing this directive]