[an error occurred while processing this directive] К-460
Мемуары

Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460

Часть 9.1. Гремиха, июль-декабрь 1976 года
Вторая боевая служба. Подготовка

Отпуск закончился, мы съехались в Островную и сразу же начали приём своей подводной лодки К-460.
Было лето, июнь месяц 1976 года, полярный день и погода в целом была хорошая. Новая зона продолжала интенсивно строиться, землечерпалка продолжала реветь день и ночь, дамба удлинялась и к ней продолжали сооружать новые пирсы.
Состояние лодки в этот раз после другого экипажа было вполне приличным, поэтому приём-передача прошла быстро и бесконфликтно.
Состав БЧ-1 практически не изменился, всё было понятно и знакомо поэтому мы сразу втянулись в отработку первой курсовой задачи и одновременно вели подготовку в выходу в море на отработку второй и третьей задач.
Из значимых изменений было введение должности второго старшего помощника, по боевому управлению. На неё был назначен капитан 3 ранга Медведенко Евгений Иванович.
Помощник командира Титаренко Георгий Александрович был направлен на учёбу на 6 ВСОК ВМФ, на классы, как мы говорили. А вместо него в экипаж назначен помощником командира корабля Мыльников Сергей Ильич.
Семьи наши жили в уже обустроенных квартирах и комнатах, хотя многие своего жилья ещё не получили и снимали у друзей и знакомых. Но в казарме никто из офицеров и мичманов не жил.

До нас довели план использования лодки на год, который не предусматривал боевого дежурства, но включал боевую службу. А до этого нам нужно было подтвердить наш уровень подготовки уровень экипажа первой линии.
Кроме того, выходили сроки различных плановых регламентов, проверок техники, замеров физических полей и других важных параметров лодки. Поэтому предстояла интереснейшая и важная работа по поддержанию технической готовности и выходу на боевую службу.

Из всех мероприятий и эпизодов подготовки к боевой службе, о которых можно рассказать в интернете, отмечу докование. Это было первое наше самостоятельное посещение СРЗ-10 в Пала-губе.
Вход в очень сложную узкость, ввод лодки в плавучий док, подъём дока с лодкой по мере откачки воды и последующий осмотр нас на кильблоках лично меня впечатлило. Если штурманские вопросы и управление лодкой были понятны, то вид лодки, точно усевшейся на кильблоки поразил.
Как же нужно было всё рассчитать, чтобы посадить такую громадину на клетки с точностью в сантиметры! Хотя свою лодку на кильблоках я уже видел в Северодвинске, но процесс постановки проходил без нас. Так что это первое докование запомнилось!
Работа и управление докмейстера, его команды, буквально ручная работа и подталкивание нашей громадины на сантиметры и доли градусов по курсу и длине дока - это очень тонкая работа!
После нахождения в доке в течение нескольких суток, выполнения осмотра и необходимых работ, в том числе и по замене приёмного устройства индукционного лага, док погрузили, нас вывели буксиры и поставили к пирсу.
А затем снова сложный выход и громадное удовлетворение от выполненной работы. Можем!
Впоследствии в качестве помощника и флагманского штурмана 41 дивизии я неоднократно входил и выходил в Пала-губу и летом, и зимой.
И хотя я был в роли некоего инструктора лодочного штурмана, всякий вход и выход был волнительным и требовал напряжения внимания и сил.
Серьёзная вещь, Пала-губа!

И несколько фото того интересного периода нашей службы.
Мотовский залив, июль 1976 г. К лодке К-460 подана шлюпка, готовы идти на ГКС для согласования действий.
Я сижу на средней банке ближе всех к фотографу, в шапке. Справа на этой же банке и тоже в шапке В.М. Сергеев, наш командир.
На носовой банке слева и справа в белых фуражках А.П. Панитков, командир БЧ-5 и В.Г. Конусов, начальник РТС, соответственно.
В носу офицер ГКС.
С лодки отдают швартов. Погода как в Крыму, тепло и штиль!
К-460. Мотовский залив, высадка на ГКС

Там же, Мотовский залив. Какой-то инструктаж на ракетной палубе.
Головы у всех опущены, устали. Через небольшое время погрузимся и снова работа.
К-460. Мотовский залив, построение

В перерывах между нашими выходами в море на отработку задач и подготовку к боевой службе в Островной произошли четыре события, в трёх из которых и мы приняли участие.

Первое событие - прибытие из Гаджиево в Гремиху в состав 11 флпл ещё одной дивизии ракетных атомоходов. Это была 18 дпл, командир контр-адмирал Зембовский Евгений Иванович.
Таким образом, 11 флпл СФ стала мощным и разнородным объединением с ударной группировкой морских стратегических сил, многоцелевым подводным соединением прикрытия и защиты МСЯС, многоцелевым надводным соединением противолодочных и тральных сил, со своей зоной ответственности, тылом и другим обеспечением.
Противовоздушное и противоракетное прикрытие обеспечивала развёрнутая в Гремихе 224 зенитная ракетная бригада, 224 зрбр 21 корпуса ПВО.
О включении в состав нашей флотилии 18-й дивизии мы уже слышали, но вот впервые увидели их у нас примерно в мае-июне 1976 г.
В состав 18 дпл к тому времени входили атомные ракетные подводные лодки проекта 658М, 701, а К-19 проходила переоборудование по проекту 658С.
Лодок проекта 658 к перебазированию в Гремиху в 18 дпл уже не было, все модернизированы или переоборудованы.
Лодки 18 дивизии пришли в Гремиху не одновременно. Судя по хронологии истории лодок, в мае-июне 1976 г. пришли К-33, К-40, К-16 и К-149, все проекта 658М.
Головная К-19 находилась на переоборудовании на СРЗ-10 и пришла к нам уже в 17 дивизию.
А шестая лодка серии проекта 658, К-145, была в Северодвинске после модернизации по проекту 701 и пришла в Гремиху только летом 1977 г.
Хотя в 18 дивизии в Гремихе было только четыре лодки, вместе с экипажами дивизия была полноценным соединением и заметным явлением в нашей жизни.

На фото одна из лодок 18 дивизии, проект 658М:
Островная. Лодка проекта 658М 18 дивизии

Это явление выразилось не только в увеличении атомоходов у пирсов, но и ещё более обострило жилищный вопрос в Островной. И несмотря на строительство новых домов всё дальше и дальше в сопки, нуждающихся в жилье было очень много, вплоть до расформирования дивизий и 11 флпл СФ.

Второе событие - посещение Гремихи главнокомандующим Военно-Морским Флотом адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым. Было это летом 1976 г., примерно в середине июля.
О прибытии Главкома ВМФ мы были извещены заранее, подчистились, подприбрались. И хотя землечерпалка и военные строители продолжали свою работу, внешнее благообразие местности удалось соблюсти.
За сутки до прибытия ГК ВМФ в Гремиху пришел ракетный катер из Гранитного. По памяти это был катер проекта 205, он встал к пирсу №1.
Нам пояснили, что Главком придёт на бпк, который встанет на якорь на внутреннем рейде. А затем на ракетном катере подойдет к нам, в новую зону.

На фото - катер проекта 205:
Ракетный катер проекта 205

И вот С.Г. Горшков прибыл. Вид большого противолодочного корабля на Внутреннем Йоканьгском рейде был очень колоритным!
Опять же память рисует силуэт бпк проекта 1134А.
Погода была великолепная, штиль и тепло. На резине палубы даже в тапках было стоять комфортно.

На фото - бпк проекта 1134А:
Большой противолодочный корабль проекта 1134А

Мы уже построены на ракетной палубе. Новое РБ, пилотки, однообразие. Командир наш тоже на ракетной палубе.
Не помню, стояли мы одни у пирса, или был ещё кто, но кажется одни. Стояли мы левым бортом, поэтому с палубы открывался вид не только нашего пирса, но и всего Внутреннего Йоканьгского рейда.
На соседних пирсах экипажи тоже были построены на ракетных палубах.
Ракетный катер энергично подошел к бпк, ошвартовался к его правому борту, где находится парадный трап. Было видно, что по нему на катер спускаются люди, но кто там не было видно, далеко.
Катер отошел от бпк и направился через боновые ворота в новую зону. Лихо ошвартовался к соседнему пирсу.
Было слышно, что Главком здоровается, ему дружно отвечают. Затем группа пошла к нашему пирсу. Пока прошли на берег, потом по недостроенному берегу, затем к нам, по аппарели спустились на пирс.
Горшков шел впереди и его я сразу узнал. Хотя и небольшого роста, но походка была просто величественная. Чем-то похожа на походку Маршала А.А. Гречко, которого я видел в училище.
С.Г. Горшков прошел примерно к центру ракетной палубы, смотрит снизу на нас. Мы сверху смотрим на него и свиту. Прикладывает руку к головному убору, свита тоже прикладывает, нам честь отдаёт. Затем на удивление очень громкое, властное и чёткое - Здравствуйте, товарищи!
Мы дружно и громко - Здравия желаем, товарищ Главнокомандующий!
Поздравил он нас с чем-то и кричали ли мы Ура, не помню. Кажется не поздравлял и Ура мы не кричали.
Затем команда "Вольно!" и группа пошла на берег к другим лодкам.
Что было дальше, не помню. Но как-то быстро всё закончилось и мы продолжили заниматься своим делом, обсуждая увиденное.
Не знаю как кому, а мне Главком понравился.
Гораздо позднее в1982 году в Кремле на приёме Министра Обороны выпускников Академий я увидел С.Г. Горшкова совсем рядом, он подошел к нашему морскому столу. И даже вместе с другими выпил с ним водки.
А потом, следуя примеру других, набрался смелости и обратился за автографом. Горшков никому не отказывал и с удовольствием расписался и на моей пригласительной карточке. Этот автограф бережно храню и горд, что хотя бы таким образом прикоснулся к этому выдающемуся, не побоюсь такого определения, военачальнику и отцу нашей атомной Гремихи.

На фото - С.Г. Горшков в одно из посещений Гремихи. Разговаривает с командующим 11 флпл СФ контр-адмиралом В.К. Коробовым:
С.Г. Горшков и В.К. Коробов

А тогда Главком пробыл какое-то время в Островной, в Гремихе и к вечеру бпк, а за ним и ракетный катер ушли.
На фото наш строй. Вот так и тогда мы тогда стояли на ракетной палубе нашей лодки. Головы у всех подняты, головные уборы однообразные.
ПДУ на боку ещё нет, их ввели позднее. Выполняем команду "Равняйсь!"
К-460. Экипаж на палубе

Третье событие - первый парад на Площади 30-летия Победы в День ВМФ. До этого были парады только 7 ноября 1975 г., когда было холодно и темно, и 1 мая 1976 г., когда мы были в отпуске.
А этот парад был уже с нашим участием, правда я был отпущен командиром лодки на выходные и в строю не стоял. И поэтому был свободен в выборе точек фото и киносъёмки, часть из которых демонстрирую.
В последнее воскресенье июля 1976 г. было очень тепло. Народ подразделся и с наслаждением принимал не только вид парадных расчётов на площади, но солнечные лучи, которых на Севере так мало.
Празднование прошло торжественно и весело. Сначала был парад войск, который принимал новый командующий 11 флпл СФ Герой Советского Союза контр-адмирал В.К. Коробов.
Затем праздник Нептуна и спортивные состазания.
Разошлись только после обеда, продолжив отмечать день ВМФ за праздничными столами.
Хорошее было время.

На этом фото наш экипаж на исходной в парадном строю. В ожидании начала парада.
Островная. День ВМФ, 1976 год. Экипаж К-460

Я вне строя, поэтому наверное такой кислый. С сыном Женей.
Островная. День ВМФ, 1976 год. Экипаж К-460

Пошли войска. Идёт наш экипаж.
Островная. День ВМФ, 1976 год. Экипаж К-460

Трибуну прошли. Старпом В.Н. Ефимов делает кому-то замечание.
Островная. День ВМФ, 1976 год. Экипаж К-460

И четвёртое событие - открытие детского городка на площадке домов 9-12 по улице Бессонова. Точную дату не помню, но по сопоставлению других событий было это в конце августа 1976 г.
Политработники постарались и организовали строительство из подручных материалов, в первую очередь камней, интересного и красивого городка в виде крепости. Внутри поставили домики, качельки и прочие атрибуты детских площадок.
Получилось хорошо, а для гремиханских условий просто шикарно!
Открытие было громким при большом стечении народа. Мы тоже приняли в этом праздненстве участие, с детьми.

Наш замполит В.Л. Чупрынин выступает на открытии, справа начальник политотдела 41 дпл капитан 2 ранга А.Г. Стеблянко.
Островная. Открытие детского городка, 1976 год

Народ пошел в городок, после открытия.
Островная. Открытие детского городка, 1976 год

Сфотографировались на память.
В.П. Щеглов, я, Соня Тимошенко.
Островная. Открытие детского городка, 1976 год

И уже скоро мы попрощались с родными и как всегда тихо и без помпы ушли в море.
Провожали нас только командивание дивизии, швартовщики и буксиры. Именно они последними давали прощальные гудки после прохода боновых ворот и красиво отваливали вправо и влево.
Боевая служба началась.



[an error occurred while processing this directive]