Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460
Часть 4.6. Северодвинск. Подъём Военно-Морского Флага.
Наступил завершающий этап нашей подготовки к выходу в море на заводские ходовые испытания. Окончательно сформирован список сдаточного экипажа,
проведены проверки штабом 339 бригады. В частности, мы узнали, что с нами пойдёт в море старшим на борту командир бригады Герой Советского Союза
контр-адмирал Березовский Вадим Леонидович, а также флагманский штурман бригады капитан 2 ранга Мудрушин Ким Иванович.
Заводская часть сдаточного экипажа тоже выполняла последние приготовления к выходу в море, заселяла каюты и отсеки, размещала имущество
и прочие принадлежности, что нужны были в море.
В море идут ответственный строитель лодки В.А. Цоппа, сдаточный механик Г.Д. Павлюк, а по штурманской части представители головного контрагента
ЦНИИ "Дельфин" и заводов, изготовителей основных систем.
В назначенное время мы под руководством контрагентов запустили навигационный комплекс и впервые выводили его в режим.
Это требовало несколько суток, поэтому на лодке мы уже и ночевали. Оставшаяся часть экипажа ночевать ходила ещё на плавбазу "Иртыш",
хотя большинство вещей уже было перевезено на лодку.
За сутки до выхода в море была назначена церемония подъёма Военно-Морского Флага, в море мы уже пойдём как корабль Военно-Морского Флота!
С нами был проведён инструктаж о порядке подъёма флага, почитали Корабельный Устав, в котором подьему флага после постройки
посвящён целый раздел.
Хотя флаги находятся в заведовании команды рулевых-сигнальщиков, т.е. штурмана, это вопрос скорее боцманский, поэтому им занимается помощник
командира. Георгий Титаренко видимо занимался получением флагов и прочими боцманскими делами, как непосредственный начальник боцманов,
но я к ним тогда отношения не имел и в деталях не знаю, как флаги отказались на лодке.
Но помню, что флаг и гюйс новенькие, мы с благовением их трогали, рассматривали и понимали, что это исторические принадлежности нашей лодки.
Завтра они будут подняты на флагштоках нашей лодки и будут спущены только через двадцать один год после ликвидации нашей страны,
а с ней флотилии и дивизии.
Правда об этой печальной концовке мы тогда не знали и в приподнятом настроении готовились к церемонии и нашему первому выходу в море
на СВОЕЙ лодке!
Наступило 19 июня 1974 г. День был тёплый и солнечный.
Утром после переодевания в РБ и выполнения некоторых подготовительных мероприятий по команде мы построились на ракетной палубе
по правому борту в порядке номеров боевых частей и служб. Командир Сергеев Владимир Михайлович заметно волновался.
Рулевые-сигнальщики приготовили флаг и гюйс, держали их в руках. Флаг приготовились поднимать на кормовом флагштоке, а не над рубкой,
над которой развевался красный Государственный флаг Советского Союза. Гюйс же приготовились поднимать на своём месте - гюйсштоке.
Возле них заняли место рулевые. У кормового флагштока наш молодой матрос Виктор Жилун, он есть на фото с флагом в этот день.
У гюйсштока или старшина 2 статьи В.М. Марков, или старшина команды А.Н. Кулемжин, точно не помню.
К счастью, кто-то фотографировал это событие, поэтому я получил эти фото от членов экипажа и помещаю их здесь.
Прибыл командир бригады контр-адмирал Березовский, поднялся на ракетную палубу. Сергеев доложил ему о готовности к подъему флага.
На фото справа командир подводной лодки К-460 В.М. Сергеев, слева - контр-адмирал Герой Советского Союза В.Л. Березовский,
принимает доклад командира лодки.
За плечом Березовского в первой шеренге виден мичман Е.И. Липатов, старшина команды торпедистов БЧ-3, а правее него офицеры РТС
- С.Н. Александров, М.А. Кусков и В.В. Данилов. Рядом с Даниловым мичман В.И. Квасов, старшина команды гидроакустиков.
Вместе с командиром бригады прибыли начальник политотдела капитан 1 ранга Петров и офицер штаба.
Березовский поздоровался произнёс краткую вступительную речь.
Затем офицер штаба, скорее всего начальник штаба бригады, зачитал документ о поднятии флага на нашей лодке. На фото запечатлён этот момент.
Слева направо: командир подводной лодки К-460 капитан 2 ранга В.М. Сергеев, командир 339 бригады подводных лодок контр-адмирал В.Л. Березовский,
начальник политотдела бригады капитан 1 ранга Петров, офицер штаба.
Далее в соответствии с Корабельным Уставом командир бригады передал Военно-Морской Флаг, свернутый красивым конвертом, нашему командиру.
Владимир Михайлович развернул флаг и прошёл с ним вдоль строя, давая возможность каждому увидеть его. Мы кричали Ура, волновались
и понимали, что это теперь не только НАШ флаг, но и Знамя нашей части!
После этого командир с флагом прошёл к кормовому флагштоку, дана команда на флаг и гюйс смирно!
Флаг и гюйс прикреплены к фалам, команда флаг и гюйс поднять! Медленно медленно их подняли до штатного места, а Государственный флаг
Советского Союза дежурный по лодке медленно спустил.
Все! Теперь мы корабль Военно-Морского Флота!
На фото запечатлен момент поднятия Военно-Морского Флага нашей лодки. Поднял командир, а за ним стоит рулевой-сигнальщик Виктор Жилун.
В будущем мичман, опытнейший подводник, побывавший и теплых морях, и на Северном Полюсе.
Играл ли Гимн Советского Союза и были ли ещё речи, не помню.
Затем команда Вольно, Разойтись и мы сошли с лодки на причал для фотографирования.
Прибежали даже те, кто был в составе дежурной смены, но не стоял в это время на вахте. Вот это фото.
Его сделал заводской фотограф, а сами фото гораздо позднее нам раздал замполит Л. Чупрынин.
Всех перечислить не могу, за что прошу извинения у членов экипажа. Память подводит.
В первой шеренге в центре стоят командир бригады В.Л. Березовский и начальник политотдела бригады Петров в рубашках,
между ними наш командир В.М. Сергеев в тужурке.
Слева от начальника политотдела стоит наш замполит Л.В. Чупрынин.
А справа от командира бригады В.Л. Березовского стоит ответственный строитель нашей лодки В.А. Цоппа.
Слева крайний в кителе - наш старпом А.С. Лазукин. Правее его офицер штаба бригады. А далее слева направо Н.Ш. Усманов,
А.М. Роднов, матрос, не помню фамилию. Затем В.И. Маслов, не помню и командир БЧ-2 В.Ф. Тимошенко.
Справа от замполита Л.В. Чупрынина стоят командир БЧ-5 А.П. Панитков, начальник Химической службы Н.И. Зуев, старший мичман Л.А. Виноградов,
два мичмана БЧ-5, затем Н.А. Рогозин и Н.И. Шумский. А за ними мичман Б.И. Биктурганов и Валерий Андрющенко.
Присели слева В.П. Щеглов, рядом с ним В.В.Кудренецкий, а правее него Виктор Жилун. Через два человека в фуражке командир ЭНГ В.А. Беребера.
Я присел в самой передней шеренге, перед командиром лодки. Рядом со мной слева штурманский электрик И.В. Пестрецов,
а справа - командир второго дивизиона БЧ-5 В.А. Мирошниченко. Справа от Мирошниченко боцман, Марков Василий.
Смотрю на себя, на свой экипаж. Мы там все такие молодые.
Многих уже нет с нами, экипаж разметало по разным странам, но в памяти мы все там же и вместе.
Помню, что Сергей Леонтьев, командир электротехнической группы второго дивизиона БЧ-5, после фотографирования громко сказал
- ну что, теперь мы военный корабль! Не забывайте честь флагу отдавать!
И мы осознали, что да, это уже не заказ 337, а крейсерская подводная лодка К-460.
И с удовольствием отдавали честь флагу при каждом входе на лодку и сходе с неё, что быстро стало очень привычным делом.
Затем был ввод ГЭУ, переселение на лодку и вот мы готовы к выходу в море.
Следующая страница. Часть 4.7. Северодвинск. Заводские ходовые испытания.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь