[an error occurred while processing this directive] К-460
Мемуары

Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460

Часть 4.2. Северодвинск. Подготовка лодки к спуску на воду

После решения всех вопросов допуска экипажа на лодку началась наша ежедневная работа на ней. Каждое утро экипаж прибывал на завод в цех, спускался в лодку и осваивал свои заведования.
Монтажные работы в основном близились к завершению, ядерная энергетическая установка была запущена и находилась в расхоложенном состоянии, лодку готовили к выводу из цеха и спуску на воду. Электропитание, гидравлические, воздушные и другие системы лодки были в работоспособном состоянии, нагружены до установленных значений и позволяли включать и отлаживать все приборы и технические средства.
На современном фото из интернета показан рпксн проекта 667БДРМ в цехе завода. Вот примерно такой мы увидели и свою лодку, когда впервые пришли в цех 50. Только дырок в легком корпусе на нашей лодке уже не было.
Но уже недели через две картина радикально изменилась, кабели и технологические устройства стали убирать, лёгкий корпус был готов и шла покраска днища и надводной части.
Северодвинск. СМП. Цех 50

Освоение заведований военным экипажем К-460 шло в самом тесном контакте с инженерами и рабочими завода и контрагентами. Очень помогало то, что на лодке была документация, причем самая актуальная и соответствующая конкретному заказу.
Офицеры участвовали и в запуске и выключении различных систем, выводе их в рабочий режим, различных проверках.
Мичмана, матросы и старшины осваивали расположение своих заведований по отсекам, их обслуживание, контролировали размещение оборудования в соответствии с документацией. И учились, учились.
Одновременно на лодке работали и военпреды во главе с ведущим военпредом капитаном 2 ранга Г.Н. Соколовым. Мне инженеру было интересно видеть их ранее неизвестную работу и процесс приемки очередного этапа монтажа и работоспособности того или иного прибора или системы.
Правда самому не позволялось что-то принимать, хотя военпреды и давали пояснения, если возникали вопросы.

Надо сказать, что одновременно со строительством и освоением лодки шло устройство личных дел офицеров и мичманов. И это накладывало существенный отпечаток на основной вопрос - освоение лодки.
Если с матросами и старшинами срочной службы все бытовые вопросы были в той или иной мере решены в первый же день нашего прибытия в Северодвинск, то с мичманами и офицерами дело было сложнее.
Для большей части мичманов и офицеров бытовая ситуация смягчилась тем, что примерно через две недели она была отправлена в отпуск. Поэтому неустройство на плавбазе "Иртыш" для них продолжалось недолго.
Небольшая часть офицеров и мичманов во главе с командиром В.М. Сергеевым была оставлена для обеспечения продолжения строительства лодки и руководства матросами и старшинами срочной службы.
Хорошо помню, что за старшего помощника командира остался помощник Щеглов Виктор Павлович, сыгравший в моем бытовом устройстве в Северодвинске решающую роль.
Вскоре после спуска лодки на воду убыл в отпуск и наш замполит Чупрынин Леонид Владимирович. А за себя оставил меня, секретаря комсомольской организации экипажа. Поэтому мне пришлось не только выполнять свои строевые обязанности, но некоторым образом работать по политической части с политотделом бригады.
Справедливости ради нужно сказать, что это не отнимало много времени, т.к. политотдел бригады тоже зимой уходил в отпуск.
Эту особенность я ощутил на себе гораздо позднее, когда в 1982 году после окончания Военно-Морской Академии был назначен флагманским штурманом Беломорской военно-морской базы. Летом Белое море освобождалось ото льда и начинались интенсивные ходовые и государственные испытания строящихся и ремонтирующихся подводных лодок. Естественно, что начинали интенсивно плавать корабли и суда обеспечения, гидрографические суда и катера, вспомогательный флот и поэтому штабам и политотделам всех уровней было не до отпусков.
А зимой морская часть была тиха и поэтому всех причастных к летним плаваниям отправляли в отпуска.
В БЧ-1 остался я и кажется старшина команды штурманских электриков мичман Средин Михаил Николаевич, точно не помню.
В БЧ-2 остался командир группы управления старший лейтенант Николай Шумский.
Был оставлен также командир БЧ-3 капитан-лейтенант Валерий Калинский, а в БЧ-4 кто-то из командиров групп.
В БЧ-5 остались командир боевой части капитан 3 ранга Панитков Анатолий Павлович, командир третьего дивизиона капитан-лейтенант Туманов Юрий Александрович и командир КГДУ старший лейтенант Виктор Веселов.
В РТС кажется оставили командира ГАК лейтенанта Виктора Конусова и кого-то из вычислителей.
В таком составе мы встретили Новый 1974 год.
Празднование было на плавбазе "Иртыш". Офицеры организовывали и контролировали мероприятия, командование поздравило нас с Новым Годом!
Отдельные товарищи из числа старшин и матросов попытались организовать свои мероприятия, граничащие с нарушением воинской дисциплины. Однако эти попытки были своевременно вскрыты, нарушений не было и праздник в целом прошел без замечаний.

Одной из серьезных проблем по-прежнему оставалось бытовое устройство семейных офицеров и мичманов. У каждого из нас была своя история, кратко остановлюсь на своём случае.

Жена моя с маленьким сыном жили у моей мамы в Талды-Кургане Казахской ССР. Я жил на плавбазе "Иртыш" и выкраивал любую свободную минуту для поиска жилья в городе в надежде привезти свою семью в Северодвинск. Так как 1973-74 годы были пиковыми в одновременном строительстве подводных лодок, то с жильем для семейных офицеров и мичманов было очень плохо.

Перечислю наши лодки того года, командиров и штурманов, фамилии которых восстановил с помощью Алексея Крыжевского и Николая Есакова, за что им большое спасибо!
В декабре 1973 года сдавалась пятая лодка нашей дивизии К-457, заказ 325, командир капитан 2 ранга Толоконников Михаил Григорьевич. И первая лодка с навигационным комплексом "Тобол-Б2", на первых четырех был НК "Тобол-Б".
Командиром БЧ-1 был наш товарищ старший лейтенант Крыжевский Алексей Алексеевич, будущий помощник флагманского штурмана 41 дивизии, а затем командир рпксн К-447. Командиром ЭНГ у него был старший лейтенант Ворошилов Веньямин, а инженером ЭНГ лейтенант Смолянинов Валентин Сергеевич.
Со всеми тремя мы учились в одной группе в Палдиски и были друзьями.
Помню, что примерно через неделю после нашего прибытия в 339 обрпл мы встретили Валю Смолянинова. Он был в канадке, зимних меховых лодочных рукавицах и вообще имел вид бывалого моряка. Несмотря на сильный мороз позволил себе некоторую расстегнутость и как бы пренебрежение холодом.
А мы в шинелях ёжились и притопывали, завидовали ему и расспрашивали о жильё. Пожалуй, Валя был первым, кто хоть что-то рассказал об условиях и кажется дал пару адресов, где можно было снять жильё для семьи.
Вскоре они ушли в Гремиху и мы встретились снова почти через год.

Примерно за месяц до нас в Северодвинск прибыл экипаж К-465, шестой лодки нашего проекта постройки Севмашпредприятия. Командир капитан 2 ранга Самсонов Иван Александрович.
Командиром БЧ-1 у него был старший лейтенант Дудкин Владимир. Командиром ЭНГ лейтенант Суднишников Борис, а инженером ЭНГ мой однокашник лейтенант Агейков Александр Александрович.
Их лодка, заказ 326, уже была спущена на воду, а экипаж размещался на территории Севмашпредприятия на плавбазе "Аксай".

Вскоре после нас в Северодвинск прибыли экипажи ещё трёх лодок нашего проекта.
Экипаж восьмого корпуса, К-472, заказ 338, командир капитан 2 ранга Козинский Анатолий Владимирович.
Командиром БЧ-1 был капитан-лейтенант Солощев Александр Николаевич, командиром ЭНГ лейтенант Нестерец Григорий Иванович, впоследствии командир рпксн К-450, а инженером ЭНГ мой однокашник по училищу лейтенант Пахомов Виктор Евгеньевич.

Экипаж девятого корпуса, К-475, заказ 339, командир капитан 2 ранга Зубков Дмитрий Петрович.
Командиром БЧ-1 был был наш давний знакомый и друг ещё по училищу старший лейтенант Пономаренко Геннадий Викторович.
Командиром ЭНГ был лейтенант Курдин Александр Александрович.
Инженером ЭНГ был мой однокашник по училищу лейтенант Есаков Николай Николаевич.

И уже в начале 1974 года прибыл экипаж десятого корпуса, К-171, заказ 340. Командир капитан 1 ранга Ломов Эдуард Дмитриевич.
Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Тарабаров Юрий Григорьевич, впоследствии заместитель Главного штурмана Тихоокеанского флота.
Командира ЭНГ не помню, звали его Виктор.
Инженером ЭНГ лейтенант Сугаков Анатолий Иванович, впоследствии командир рпксн К-51, Герой Российской Федерации.

Кроме лодок нашего проекта завод СМП строил и другие лодки, и их экипажи тоже были в Северодвинске. Сдавала лодки также достроечная база Ленинградского Адмиралтейского Объединения ЛАО, экипажи которых тоже были в Северодвинске. Я уж не говорю об экипажах ремонтирующихся лодок завода "Звездочка" на Яграх, офицеры и мичмана которых тоже нуждались в жильё.
Теперь читателю понятна обстановка, которая сложилась в Северодвинске зимой 1973-1974 годов.
Чуть только я узнавал адрес, где якобы сдаётся квартира или комната при первой возможности один или с друзьями мчался туда. Но увы, ничего не было.
Командир наш предпринимал усилия по обеспечению семейных жильем, кое что удалось выбить но этого было крайне мало.
Однажды мы с Колей Шумским в рабочее время пошли по добытым адресам, а навстречу наш командир. Куда идёте, спрашивает?
Доложили, что по жилищному вопросу. Владимир Михайлович вздохнул понимающе, тяжело, говорит. Не стал нас возвращать на "Иртыш", а благословил на благополучный результат. Увы, ни в этот раз, ни во многие другие разы, мы возвратились ни с чем.
Однажды нам дали адрес в пятиэтажке. Открывает дверь капитан 2 ранга. Мы спросили, не сдаётся ли комната или квартира.
Он пришёл буквально в бешенство - отчитал и буквально приказал не ходить и не искать. Не к лицу офицерам это.
Мы его не осудили но и не поняли такую реакцию. Или дурак, или просто не знал обстановку с жильём. Ладно, дело прошлое.
Ещё запомнился адрес на улице Комсомольская. Там оказался частный сектор, очень похож на Талды-Курган. Я даже немного загрустил и совсем не прочь был пожить там. Но и этот адрес оказался безрезультатным.

Тем временем наша К-460, заказ 337, была подготовлена к выводу из цеха и спуску на воду. Это событие настолько было волнительным и важным, что затмевало все наши бытовые неурядицы.
Командир наш, как я говорил, уже прошёл "Большой круг" на головной лодке К-137 проекта 667А, поэтому хорошо представлял себе организацию спуска лодки на воду на СМП.
Владимир Михайлович несколько раз собирал офицеров, рассказывал о предстоящем мероприятии, вместе с командиром БЧ-5 пояснял технические подробности и особенности этой сложнейшей технической операции.
По опыту и сложившейся в 339 бригаде практике перед выводом лодки из цеха на неё назначается дежурная служба из военной части сдаточного экипажа, т.е. нас. К тому времени состоялись все приказы о назначении В.М. Сергеева сдаточным капитаном нашей лодки, а все мы включены в сдаточный экипаж, который и будет проводить испытания и сдачу лодки Военно-Морскому Флоту.
Второй частью сдаточного экипажа были назначены опытные инженеры и рабочие из числа СМП и контрагентов. Ответственный сдатчик и главный строитель заказа 337 Цоппа Виктор Андреевич был назначен заместителем сдаточного капитана, видимо по технической части. В составе сдаточного экипажа был и сдаточный механик Г.Д. Павлюк.
В последний перед выводом из цеха день мы пришли на лодку, где уже убирали леса и наша лодка представала во всей своей мощи и красоте.
За время службы я много раз видел атомоходы в доке и даже на берегу и всякий раз эта картина если не потрясала, то впечатляла. Какая же это силища! Какое техническое творение рук человеческих!
Высота с пятиэтажный дом, длина такая, что одним взглядом снизу всю лодку не охватить! Невольно проникаешься глубочайшим уважением и удивлением перед теми, кто спроектировал и построил такие громадные и сложные подводные корабли!

Первым дежурным по лодке был назначен Витя Веселов.
К сожалению, фото Виктора того периода не нашел. Но есть наше фото уже в Гремихе, 1976 года, в казарме К-460. На нем я, Коля Шумский и Витя Веселов, кто-то нас сфотографировал.
К-460. Штефанов, Шумский_Веселов. 1976 год

Кстати, Веселов был и первым подводным Дедом Морозом нашего экипажа. Новый 1976 год мы встречали на своей первой боевой службе.
На этом фото Витя во всей красе в кают-компании К-460.
К-460. Встреча Нового 1976 года.

А тогда перед выводом в феврале 1974 года лодки из цеха была назначена и первая дежурная смена из числа мичманов, матросов и старшин. С ними проведена подготовка для несения дежурства, со всеми нами проведены инструктажи, согласованы действия со строителями.
Все готово к выводу!



[an error occurred while processing this directive]