Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
МЕМУАРЫ

Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460

Часть 4.1. Северодвинск. Начальный период.

Офицеры ехали в купейном вагоне, матросы и старшины в плацкартном, а мичмана где - не помню. Кажется тоже в купейном. Соблюдали сухой закон, пили чай, разговоры разговаривали. В окно смотреть было неинтересно, т.к. была уже полярная ночь.
Прибыли на станцию Исакогорка. Я тогда впервые услышал это название, оно было необычным и поэтому запомнилось. Там была перецепка наших вагонов к другому поезду и стоянка часа два или три.
Мы прогуливались вдоль вагонов на жесточайшем морозе и говорили и предстоящей встрече с нашей лодкой и о наших семьях, с которыми долго не виделись.

Утром следующего дня прибыли в Северодвинск. Мороз стоял за 40, дыхание перехватывало. Пока выгрузились, пока дождались грузовые машины для наших вещей, пока их загрузили, промерзли основательно. Хорошо хоть можно было забегать в здание вокзала и согреваться. После полярной ночи в Северодвинске приятно ощущалось низкое Солнце и полное безветрие.

Северодвинск. Железнодорожный вокзал
Северодвинск. Железнодорожный вокзал

Не знаю почему, но экипажу не дали никаких автобусов для переезда к месту размещения. Подобное отношение к подводникам коробило меня всю службу. Но так было.
Поэтому Сергеев построил нас и повел по улице Первомайской в сторону порта. Флотские шапки не выдерживали мороза, поэтому периодически приходилось уши шапок перевязывать то вниз под подбородок, чтобы согреть свои уши, то вверх, чтобы согреть макушку.
Так и шел экипаж К-460 минут сорок непрерывно шевеля руками и шапками, окутанный густыми клубами выдыхаемого пара.

Северодвинск, типовой дом на улице Первомайская. Современное фото, из интернета.
Такие первые дома мы и увидели, когда приехали в Северодвинск.
Северодвинск. Улица Советская

В 339 отдельной бригаде подводных лодок, куда мы прибыли, нас разместили на плавбазе "Иртыш". Сразу было видно, что плавбазе этой уже порядочно лет - прямой форштевень, старинная корма, открытый ходовой мостик, огромная труба и черный дым из нее.
Потом мы узнали, что плавбаза эта была построена очень давно, еще до революции. В Рабоче-крестьянском Красном Флоте носила несколько названий, среди которых запомнилось "Красная газета".
По этому названию нашел я информацию о плавбазе в интернете. Оказалось, что ее достаточно много.
Плавбаза "Иртыш" была построена в начале ХХ века как грузо-пассажирское судно "Казань". В 1933 году передано в состав Балтийского флота, переименовано в ПБ "Красная газета". 21 августа 1934 г. получила новое название "Кронштадт".
В 1936 году переоборудовано под плавбазу подводных лодок. На ней могли размещаться одновременно три экипажа средних дизельных подводных лодок.
25 сентября 1940 г. была переименована в ПБ "Иртыш", которое и несло до самого списания.
Водоизмещение плавбазы 2325 т, длина 86.8 м, ширина 13.2 м. ГЭУ с паросиловой установкой на угле, одновальная. Максимальная скорость корабля 9 узлов. Вооружение 2*45мм артиллерийские установки.
Нам прочли специальную лекцию по истории корабля, рассказали, что каюты, кают-компания и салон были отделаны красным деревом и бархатом. Плавбаза была очень комфортабельна.
На Балтийском флоте она входила в состав одной из бригад подводных лодок. Во время Великой Отечественной войны находилась в Ленинграде, принимала участие в отражении воздушных налетов фашистов на город.
Возможно даже, на ней бывали или жили герои подводники, в том числе и А.И. Маринеско.

На фото - плавбаза "Иртыш" в блокадном Ленинграде. Фото из интернета.
Плавбаза

Однако к декабрю 1973 года плавбаза было в плачевном состоянии. Все ободрано, многие каюты залиты водой, паровые грелки парят, крысы, в коридорах темно.
Ради любопытства я сходил в машинное отделение. Поразило огромное помещение со множеством переходов от борта до борта, паровая машина c открытыми шатунами и маховиками, огромный паровой котел! Пахло стариной!
Но жить на "Иртыше" было трудновато и когда настала пора его покидать в следующем году, мы сделали это с криком ура!

В первый же день в 339 обрпл мы узнали, что наша лодка стоит в цехе, активно строится и на ней уже произведен физический пуск реакторов.
Поэтому с первого дня мы будем получать добавку к получке за ОУС - особые условия службы. Это было 35% от оклада по должности и воинскому званию. В рублях было существенно и очень приятно.
Со второго дня началась активная работа по оформлению документов для работы на заводе. Получение спецодежды РБ (радиационная безопасность), оформление пропусков, допуски, инструктажи и прочие непременные действия, связанные с допуском на оборонное предприятие и атомную подводную лодку.
Судостроительный завод "Северное машиностроительное предприятие" (СМП) оказался огромным городом в городе. На нем работало тысяч 30 или 40 человек. А вместе с контрагентами (представителями предприятий, поставщиков оборудования и материалов) наверное и все 50 тысяч.
Впечатляло солидное здание заводской администрации, украшенное орденами за трудовую доблесть.
Настал наконец день, когда нам разрешено было ходить на свою подводную лодку. Она находилась в цехе, где в то время строились сразу восемь подводных лодок.
Я пошел на лодку с Валерой Калинским и еще с кем то из офицеров.
Уже на подходе к цеху чувствовался его масштаб, а внутри его размеры и интенсивность труда рабочих буквально ошеломило!
Грохот, визжание инструментов, строительные леса и лодки!

На фото - Северодвинск. Севмашпредприятие, бассейн. Фото из интернета.
Северодвинск. Севмашпредприятие, бассейн

Наша К-460 имела заводской номер 337. Ее на заводе все называли просто: заказ 337. Она стояла, окруженная лесами, почти упираясь хвостом в огромные ворота, которые отделяли цех от сухого дока и выделялась свежеокрашенной подводной частью ярко-зеленого цвета. Впоследствии поверх этой краски наложили темно-коричневую, с которой уже мы и плавали все время.
Поднялись по лесам и спустились в лодку. Теснотища, в каждом помещении и в отсеках полно рабочих и инженеров. Кабели, трубы, шланги, все чем то заняты.
В штурманской рубке были специалисты по навигационному комплексу. Познакомились. Пульт уже светился лампочками, шла наладка комплекса. Та же картина была и в гиропосту.
Осмотр отсеков лодки занял несколько часов, но время пролетело быстро. Впечатление от корабля осталось самое восторженное!
Лодка понравилась. А главное чувство, которое запомнилось - это была моя лодка!


Следующая страница. Часть 4.2. Северодвинск. Подготовка лодки к спуску на воду.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460

Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460


Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь