Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460
Часть 2. ПАЛДИСКИ.
2.2. Учёба офицерского состава К-460
Учеба в Палдиски была на удивление интересной, насыщенной и очень эффективной. Я к тому времени, как и все лейтенанты 1972 года выпуска,
назначенные в экипажи проекта 667Б, просидели за партой по 15 лет, а то и больше - школа, училище, у некоторых и другие учебные учреждения.
И честно говоря учиться шестнадцатый год подряд не хотелось. Тем более, что твои однокашники уже плавают, осваивают Мировой океан, приобретают опыт.
Однако, потом я убедился, что год учебы в Палдиски оказал неоценимое влияние в становлении меня, как корабельного офицера.
Весь период учебы в Учебном центре я бы разделил на три периода.
Первый период продолжительностью около 2 месяцев - подготовка офицеров, кроме БЧ-5, в единой группе по изучению устройства лодки,
ее оружия, тактики ее применения и экплуатации.
Второй период продолжительностью также около 2 месяцев - подготовка группы командования и других офицеров по специальностям.
Третий период продолжительностью более 8 месяцев - прибытие мичманов, матросов и старшин и подготовка в составе экипажа и боевых частей.
Учеба сразу захватила. Лекции, практические занятия, зачеты. Нам, лейтенантам, пришлось еще сдавать экстерном те четыре зачета,
которые уже были сданы остальными офицерами к нашему прибытию. Это ядерная физика, паропроизводительная установка (ППУ),
паротурбинная установка (ПТУ) и системы управления ядерными реакторами. Надо сказать, что ППУ - это прежде всего два ядерных реактора.
В училище мы конечно получили общие сведения о ППУ 1 поколения, но здесь была установка 2 поколения и потом, она была своей. Пришлось попотеть.
Много было непонятных вопросов. Старались изучать эти общекорабельные вопросы в лейтенантских группах, обращаясь к старшим товарищам.
Много нам с Володей Беребера дал командир БЧ-3 старший лейтенант Валера Калинский. Он пришел с 17 дивизии подводных лодок их Гремихи,
где служил на пла проекта 627А. Вахтенный офицер, ходил на боевую службу.
Также помогали, растолковывая премудрости атомного дела офицеры БЧ-5, в первую очередь управленцы Витя Веселов, Витя Маслов, Витя Дубовицкий,
Коля Рогозин, турбинист Саша Середин и другие.
В результате зачеты были сданы, хотя я сдал ядерную физику со второго раза, а ПТУ - с четвертого. Попался преподаватель капитан 2 ранга
из механиков, органически терпеть не мог штурманов. И когда узнал, что пришли штурмана сдавать зачет, по его лицу мы поняли - нам хана!
Первая сдача завершилась полным разгромом и непедагогической длинной речью о том, что все вы штурмана лезете на мостик,
чтобы оттуда презрительно кричать в люк - Внизу-у-у!!! А сами на пкр "Москва" турбину загубили! (как раз авария ГЭУ на "Москве" случилась).
Остальные попытки были полегче, но тоже безуспешные. На четвертый раз сжалился, поставил зачет. Но зато ПТУ, ППУ, СУЗ "Бриг", РУЗ "Октава",
а также что такое йодная и ксенонная яма я изучил.
Очень интересны были занятия по устройству лодки. Мы часами лазали по чертежам, разглядывая и запоминая расположение механизмов, оружия, помещений и всего того, что скоро станет для нас не только местом работы, но и домом на долгие годы.
Еще более стало захватывать наше обучение, когда мы перешли к изучению своих заведований. Штурманов К-457, К-645, К-460, К-472 и К-475
свели в одну группу. Старшим назначили капитан-лейтенанта Сашу Солощева, командира БЧ-1 К-472.
В составе этой группы мы и провели основное время в классах, а также на предприятиях промышленности.
Педагоги Учебного центра - это отдельная история. В отличие от военных и гражданских педагогов училища, где все преподавание велось
с некоторым академизмом, в Палдиски были только военные педагоги, как правило молодые и недавно с действующих кораблей и плавающих штабов.
Преподавание отличалось практицизмом, глубиной эксплуатационного и технического изложения и прикладным характером применительно к проекту 667Б.
Ничего лишнего и наиболее полно об этом проекте - так бы я сформулировал принцип преподавания Учебного центра!
Основные занятия со штурманами нашей группы вели капитан 3 ранга Ерин и капитан 1 ранга Н.А. Мозговой.
Нам предстояло освоить новейший навигационный комплекс стратегического оружия "Тобол-Б", который еще не был принят на вооружение
и только проходил испытания на головной лодке нашего проекта К-279. Позднее мы узнали, что штурманам нашей группы предстоит эксплуатировать
еще более новую модификацию "Тобол-Б2" с новыми оригинальными пультами управления и более совершенными алгоритмами компьютерных программ комплекса.
Мы были очень горды, что нам доверено освоить первую в СССР морскую инерциальную систему (а в нашем комплексе их было три),
морские навигационные компьютеры, астронавигационные и радиоастронавигационные системы, радиотехнические и гидроакустические системы навигации,
перископы, систему управления рулями "Шпат-Б", которая тоже была в нашем заведовании.
Было также важным осознавать свою роль в наведении баллистических ракет неслыханной до сей поры дальности полета.
Мы уяснили, что штурман лодки управляет фактически прицелом ракетного комплекса и несет всю полноту ответственности за точность попадания.
Это было очень серьезно.
Также была уточнена роль и обязанности штурмана в других видах боевого применения лодки, в первую очередь - торпедной стрельбе.
Очень много с нами провели педагоги торпедных атак, тактических летучек, групповых упражнений, тренировок.
Постепенно стал складываться боевой организм экипажа, правда, пока что на основе офицеров.
Довольно быстро мы освоили теоретические принципы и приступили к глубокому изучению устройства и правил эксплуатации нашего навигационного комплекса. И чем дальше мы погружались в его недра, тем больший интерес он представлял. Этот интерес не пропал с годами и дал свои плоды. Уже при службе в Гремихе штурмана 41 дпл отличались на флоте своим новаторством, инициативой и многими достаточно смелыми организационными и техническим решениями.
Забегая вперед, расскажу о такой важной детали обучения, как изучения материальной части отдельных образцов навигационного комплекса
на предприятиях промышленности.
За время обучения в Палдиски мы побывали на трех предприятиях Ленинграда (РИРВ, ЦНИИ "Азимут" и НПО "ЛОМО"), в Киеве на Заводе
имени Петровского и в Москве, где изучали навигационную схему боевой информационно-управляющей системы МВУ-106.
Эти командировки были очень интересны не только тем, что мы воочию видели, трогали, включали-выключали и отрабатывали некоторые действия
по использованию систем навигационного комплекса, но и общением с разработчиками этой сложной техники, знакомством с производственным процессом
и людьми, с которыми потом пришлось встречаться уже на флоте.
Большое значение также играл тот факт, что в ходе поездок мы знакомились с городами Советского Союза, а также сплачивались штурманской группой.
Это сплачивание переросло в крепкую дружбу и со многими штурманами нашей группы я поддерживаю связь до сих пор.
В Палдиски был ядерный реактор, который использовался для подготовки управленцев. Он находился в некотором удалении от поселка
на так называемом 3 участке. Помню, что каждое утро большое количество мичманов и офицеров на велосипедах ехали на 3 участок,
а вечером возвращались оттуда.
Позднее я узнал, что после расчленения Советского Союза и упразднения Учебного Центра на 3 участке долго еще оставались офицеры теперь
уже ВМФ РФ и среди них два наших управленца - Витя Маслов и Витя Дубовицкий.
Незаметно прошли три месяца офицерской жизни экипажа. Мы все перезнакомились, многие сдружились. Казалось такая беззаботная жизнь будет всегда.
Но она увы, быстро закончилась.
Примерно в конце ноября нам объявили, что группа командования уезжает на Северный флот для отбора личного состава. Стало понятно, что скоро
мы станем настоящими офицерами, т.е. с подчиненными.
Командир лодки, замполит, командир БЧ-5 убыли в Гаджиево, а нас обязали готовить казарму. Почему-то у нас на флоте считалось необязательным иметь
обеспечивающие подразделения (тыловые, вооружение и т.д.) для подводников. Поэтому подводники обеспечивали себя самостоятельно
- ремонтировали выделенную казарму, красили окна и полы, получали и таскали двухярусные кровати, собирали их и расставляли в спальном помещении.
Получали постельное белье и застилали эти кровати, а также делали еще много подобных дел. И все это офицеры!
Мы конечно же бурчали, однако входили в положение оставшегося за командира Щеглова Виктора Павловича, нашего помощника,
который сам был поставлен в такие условия.
К приезду нашего личного состава казарма была готова.
Следующая страница. Часть 2.3. Палдиски. Учеба полного экипажа К-460.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Возврат на первую страницу и оглавление воспоминаний Д.Б. Штефанова.
Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ БЧ-1 рпксн К-460
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь