[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Гремиха

Теплоходы Гремихи

Заметки по истории морских сообщений с Гремихой

Место, которое называли Гремихой служившие там военные, расположено на берегу Кольского полуострова.
Открыто оно было для центральной власти Руси ещё летом в 1611 году благодаря царю Василию Шуйскому, последнему из рода Рюриковичей, который направил в разные места специальные комиссии для описания владений и организации сбора налогов. В том числе и на Кольский полуостров.
Есть основания полагать, что и до открытия, и после открытия с 1611 по 1854 годы, основное становище лопарей находилось на берегу губы Гремиха, откуда открывался доступ как к морю, так и к реке Йоканьга и к путям перегона оленей к пастищам.
В 1854 году после нападения англо-француской эскадры на основное становище, лопари перенесли его на 12 километров от Йоканьгского рейда и поселились на правом берегу реки Йоканьга.
Здесь же были места забоя оленей и переработки мяса и кожи. Эти места русские называли Летними Лопскими становищами. Были они не только в районе реки Йоканьга, но и на полуострове Святой Нос, в районе Лумбовского залива на реке Лумбовка и в других местах.
На зиму лопари c оленями уходили на зимние пастбища к южному берегу Кольского полуострова и летние становища пустовали. По аналогии с летними зимние становища именовали Зимними Лопскими становищами.

По мере распространения русского влияния на Терском, а затем и Мурманском берегах Кольского полуострова, усиления монастырской власти на полуострове и создания церквей, постепенно Лопские становища стали именоваться погостами.
Так появились Йоканьгский Летний погост и Лумбовский Летний погост. Со временем их стали называть просто - Йоканьгский погост и Лумбовский погост. Или ещё проще - Йоканьга и Лумбовка.
Часть временных поселений лопарей оставались становищами и названий не получали. Примером может являться губа Лопское становище на полуострове Святой Нос, которая носит это название до сих пор, полученное от одноименного становища. Хотя самого Лопского становища там давно нет.

На приведённой схеме видно, что Йоканьгский погост или Йоканьга доступен только с моря.
Только так можно доставить в это место большие массы людей и грузов. И только море было основным связующий звеном Йоканьги с Большой Землёй, как мы говорили.
Конечно, лопари дважды в год пересекали Кольский полуостров по суше. У них были, как они выражались, даже свои "дороги". Но эти "дороги" использовали естественные распадки, берега ручьёв, рек и озер, кое-где за сотни лет образовались даже тропы. И по этим дорогам могла пройти только люди с лёгкой поклажей и олени.
Для относительно больших грузов и товаров поморы использовали лодьи, лодки, а позднее более современные парусные суда. Плавание было сезонным и в постоянном морском сообщении Йоканьги с населёнными пунктами необходимости не было.

Схема морских сообщений с Гремихой

К концу ХIX века на Кольском полуострове оленеводство и рыболовство получило столь большое развитие, что по всему побережью образовались фактории и колонии, а также поселения, специализирующиеся на этих видах промысла. Возникла настоятельная необходимость создания регулярного, а не сезонного судоходства вдоль побережья.
В январе 1870 г. губернатор Архангельской губернии Н.А. Качалов собрал в Кеми совещание рыбопромышленников, купцов и судовладельцев. На этом совещании было принято решение об учреждении "срочного пароходства", и подано прошение губернатору о создании Товарищества с выделением государственной субсидии на его организацию и закупку пароходов.
Губернатор Н.А. Качалов обратился с ходатайством об учреждении Товарищества в Министерство торговли и финансов. В мае 1870 г. решение о создании Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства и выделении государственных субсидий было принято.
С решением согласился Император Александр II и написал - "Быть посему".
Подробно о создании этого и последующих Товариществ написано в материалах Государственных Архивов Архангельской и Мурманской областей, доступ к ним в интернете имеется.

В 1871 году Товарищество получило два парохода, построенных в Англии - "Великий князь Алексей" и "Качалов". Однако опыт эксплуатации этих пароходов оказался неудачным. Они не смогли начать регулярные рейсы, а из-за слабого навигационно-гидрографического обеспечения оба совершили несколько навигационных аварий, причём "Великий князь Алексей" сел на камни у Мурманского берега настолько неудачно, что погибли капитан и штурман.
После многочисленных ремонтов и последующих аварий обоих судов в 1874 году Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства было закрыто.

В 1875 году было создано новое товарищество - Архангельско-Мурманское срочное пароходство. Правление сначало находилось в Москве, затем переведено в Санкт-Петербург. Директор-распорядитель со своим аппаратом располагался в Архангельске.
Товарищество купило три парохода - "Архангельск", "Кемь" и "Онега".
Самым большим был "Архангельск", мощность его главного двигателя равнялась 120 лошадиным силам. Это был винтовой пароход, брал 540 тонн груза. Его поставили на линию Архангельск-Кола-Вардё.
"Кемь" и "Онега" были колесными пароходами и ходили по Белому морю.

В течение почти десяти лет пароход "Архангельск" выполнял рейсы не только вдоль побережья Кольского полуострова, но и на Печору, Новую Землю и на Балтику для доставки сёмги в Санкт-Петербург.
В материалах архивов упоминаются пункты его заходов в Баренцевом море - Лица, Харловка, Рында, Трящино, Гаврилово, Вайда. Была ли среди них Йоканьга, неизвестно.
В 1886 году в проливе Скагеррак во время шторма пароход "Архангельск" выбросило на камни и он затонул.
Архангельско-Мурманское срочное пароходство купило новый пароход и назвало его тем же именем - "Архангельск". В 1888 году новый "Архангельск" и снова в проливе Скагеррак столкнулся с английским пароходом "Нептун". Оба судна затонули, из экипажа парохода "Архангельск"погибли 18 человек, в том числе капитан.

В середине 1890-х годов Архангельско-Мурманское срочное пароходство приобрело 7 новых судов. Были открыты линии:
Мурманская (весной) — между Екатерининской гаванью, Вардё (Норвегия) и Мурманскими становищами (один раз в неделю);
Мурманская (летом) — между Архангельском, Колой и Вардё, с заходом в попутные становища и колонии Мурманского берега (один раз в неделю);
Варангерская — между Екатерининской гаванью, Печенгским монастырем и Вадсё (Норвегия), с заходом в попутные становища (один раз в неделю);
Онежская — между Архангельском, Онегой, Кемью и Соловецким монастырем;
Кандалакшская — между Архангельском, Кемью, Кандалакшей и Кузоменью;
Новоземельская — два раза в навигацию.
В 1895 стала работать Печорская линия (между Архангельском, Мезенью и Печорой).

В интернете есть карта, связанная с подготовкой строительства железной дороги и телеграфных линий на Кольском полуострове.
Карта датируется 1894 годом. Скорее всего она связана с комиссией С.Ю. Витте, которая обследовала побережье Кольского полуострова в 1894 году.
Интересно, что на ней под номером 49 Йоканьгский погост обозначен как Iоканка стщ и к. (становище и колония).
А вот под номером 50 - Лумбовский летний погост.
Скорее всего это свидетельствует о ещё неустоявшихся названиях, не закреплённых каким-либо документом.
Поной (номер 51) чётко обозначен как селение. Это и понятно, т.к. уже в это время Поной был центром Понойской волости Александровского уезда Архангельской области.

Схема морских сообщений с Гремихой

Какие пароходы Архангельско-Мурманского срочного пароходства работали на Мурманской линии, в доступных источниках не указано.
Но известно, что с 1904 дополнительно осуществлялись рейсы вдоль Кольского полуострова специально для обслуживания рыбных промыслов.
Известно также, что к концу ХIХ века Архангельско-Мурманское срочное пароходство имело 14 пароходов, шхуну, 2 катера, 2 баржи и другие небольшие плавсредства.

Из 14 пароходов десять были грузо-пассажирскими (в скобках год приобретения):
«Архангельск» (1875);
«Преподобный Трифон» (1896);
«Император Николай II» (1896);
«Ломоносов» (1891);
«Великий князь Владимир»;
«Королева Ольга Константиновна» (1896);
«Сергей Витте»(1898);
«Федор Чижов»(1902);
«Кереть»(1910);
«Колгуев»(1914).

Грузовые пароходы
«Печера»(1901);
«Кандалакша» (1905);
«Кильдин»(1908);
«Кола».

В книге Юрий Трифонов, Иван Паролов "Суда Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства", 2010 г., тираж 500 экз. приведён расширенный список судов Товарищества:
«Архангедьск» (I) - товаро-пассажирский пароход
«Архангельск» (II) товаро-пассажирский пароход
«Вайгач» -товаро-пассажирский пароход (с 21 июля 1921 г. «Ямал»)
«Великая Княгиня Ксения» -товаро-пассажирский пароход (май 1917
«Север», с 8 августа 1921 г. « Сосновец»)
«Великий Князь Владимир» - товаро-пассажирский пароход
«Граф Литке» -товарный пароход
«Император Николай II» товаро-пассажирский пароход (c мая 1917 г.
«Михаил Сидоров», 1922 г. "Antioch“, 1924 r. "Меrsin")
«Кандалакша» -товарный пароход ( c 8 сентября 1921 г. «Кия)
«Кемь» - товаро-пассажирский пароход
«Кереть» - товаро-пассажирский пароход (c 8 августа 1921 г. «Умба». С 1938 г. «ПБ-101»)
«Кидьдин» (I) - товарный пароход
«Кидьдин»(П) - товарный пароход
«Ковда» -товарный пароход
«Кода» -товарный пароход (c 8 сентября 1921 г. «Чижа»)
«Колгуев» -товаро-пассажирский пароход (c 8 августа 1921 г. «Юшар»)
«Королева Ольга Константиновна» -товаро-пассажирский пароход (1917 г. «Новая Земля», 1921 г. "North Shore")
«Ломоносов» - товаро-пассажирский пароход
«Михаил Кази» -товаро-пассажирский пароход
«Онега» - товаро-пассажирский пароход
«Печенга» - товарный пароход
«Печора» - товарный пароход (1920 г. “Petchora”, 1921 r. Mylingur", 1926 r. "Renzo", 1930 г. “Vincenzo Montera", 1934 r. "Liliy F")
«Преподобный Трифон» - товаро-пассажирский пароход (с 31 июля 1920 г. «Субботник»)
«Сергей Витте» - товарно-пассажирский пароход (с 21 июля 1920 г. «Пролетарий» , с 8 сентября 1921 г. «Канин»)
«Сорока»-товарный пароход
«Сума»-товарный пароход
«Умба»-товарный пароход
«Федор Чижов» - товаро-пассажирский пароход (с 8 сентября 1921 r. «Моржовец»)
«Чижов»-товаро-пассажирский пароход

Какие из этих судов и как часто заходили в Йоканьгу (Йоканьгский погост) достоверно неизвестно. Можно сказать только, что заходы скорее всего были, грузы и немногочисленные пассажиры в Йоканьгу и из Йоканьги доставлялись. Было ли это на регулярной основе, а если было, то с какой периодичностью, не ясно.
Причалов там ещё не было, как и в большинстве других пунктов погрузка и выгрузка производилась на рейде.

Исторические события ХХ века вызвали качественные изменения в организации жизни людей в этом примечательном месте.
В 1916 году начато строительство объектов пункта базирования кораблей на берегу губы Гремиха. Долгое время этот комплекс зданий названия не имел и обозначался, например на картах, как Йоканьгская база.
Йоканьгский погост продолжал свою гражданскую жизнь. В летнее время население увеличивалось за счёт рыбаков, промышленников и оленеводов, в зимнее время в нём оставались лишь те, кто вёл осёдлую жизнь. Связь с другими пунктами Кольского полуострова, перевозки людей и грузов были по суше в небольших объёмах, а также по морю с оказией или на зафрахтованных судах. Большую часть грузов доставляли также ведомственными военными и гражданскими транспортами из Мурманска, Архангельска и иногда Кандалакши и других портов Белого моря.
Регулярного морского грузопассажирского сообщения не было.
В 1920 году Йоканьгский погост был переименован в деревню Йоканьга, а позднее в село Йоканьга. С 1930 года село Йоканьга стало райцентром Саамского района Ленинградской области, в селе образован первый колхоз.
В Ленинград были направлены на учёбу первые саамские юноши и девушки, в Йоканьгу в свою очередь направлялись квалифицированные кадры для образования и культурного воспитания населения. В Йоканьге была закрыта Ильинская церковь, а в её здании открыт кинотеатр. Построена добротная средняя школа, церковное воспитание советская власть заменила качественным общим и культурным образованием. К 1932 году поголовная неграмотность в Йоканьге была полностью ликвидирована.
Население района быстро росло, пассажиропоток существенно увеличивался и назрела необходимость регулярного пассажирского сообщения Йоканьги с Мурманском и Архангельском.
Росли развивались и другие населённые пункты Кольского полуострова, в том числе Териберка, Дальние Зеленцы, Харловка, Лумбовский погост, Поной, Сосновка, Кашкаранцы и это тоже требовало организации специального пассажирского прибрежного сообщения.

Развитие пассажирского сообщения с Гремихой в советский период

С победой советской власти на Севере частный флот был национализирован. Регулярное пароходное сообщение, практически прекратившееся с началом интервенции и гражданской войны, нужно было восстанавливать.
В 1922 г. в Мурманске открываются Мурманские морские агентства Северного и Балтийского пароходств Госторгфлота.
В 1924 году с образованием акционерного общества "Советский торговый флот" было создано Мурманское агентство Северной главной конторы Совторгфлота, которое обслуживало суда Северного государственного морского пароходства и других пароходств.
В декабре 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути, в Мурманске организовано отделение Главсерморпути.
Таким образом, в Мурманске фактически начали функционировать два пароходства - Агентсво Совторгфлота и Отделение Севморпути.
Но на морских пассажирских сообщениях, в том числе с Гремихой, это практически не сказалось, требовались более конкретные меры.
В 1934 г. функции Агентства Совторгфлота были переданы Мурманскому морскому торговому порту, который развивается благодаря бурному росту экономики Севера и активному освоению Северного морского пути.
В 1938 году Мурманский округ Ленинградской области выведен преобразован в самостоятельную административную единицу СССР - Мурманскую область.
И в этом же году принято решение о расширении Йоканьгской базы для нужд Северного флота строительстве там объектов обеспечения сил флота.
В связи с этим комплекс домов и объектов Йоканьгской базы на берегу губы Гремиха, а также административные и жилые дома райцентра Саамского района, расположенные на побережье, были объединены в посёлок и получили собственное наименование - Гремиха.
Таким образом, с 1938 года в нашем районе стали одновременно существовать два населённых пункта - село Йоканьга и посёлок Гремиха.

Этот факт получил свое отражение, например, на административной карте 1939 года образованной Мурманской области, показываю фрагмент.
На карте обозначены уже два поселка, Гремиха и Иоканьга.
Интересно, что в Йоканьге указан почтовый пункт, а в Гремихе нет. Его там ещё не было, центром было село Йоканьга.
Красным пунктиром обозначены дороги, в частности, из Йоканьги в Лумбовку. В воспоминаниях старожилов дорога эта использовалась довольно интенсивно, даже ездили в гости из Йоканьги в Лумбовку и наоборот.
Остров Витте обозначен как Безымянный. Это отражение того периода неустановившихся названий, переименований и возвращения старых названий.
В Лоции 1901 года штурмана Морозова этот остров тоже называется и Витте, и Безымянный, как он назывался с давних пор.

Приказ_НКМФ_239

Теперь самое время порассуждать о появлении портопункта с названием Йоканьга.
Само название - Йоканьга как места, где живут люди, появилось в конце XIX века, о чём свидетельствует, например, карта 1894 года, приведённая выше. В этом месте было становище, колония, а по некоторым данным и фактория.
Но официально название деревни Йоканьга появилось только в 1920 году.
Название другого посёлка в этом районе - Гремиха, официально появилось в 1938 году.
Однако название портопункта было Йоканьга и сохранялось вплоть до конца 90-х годов, когда было заменено на Островной в связи с образованием ЗАТО город Островной.

Документальных объяснений в открытом доступе нет, но напрашивается вывод о том, что портопункт Йоканьга был организован в тот период, когда в нашем районе был один официальный населённый пункт - село Йоканьга. По нему и дали название портопункту.
А значит это произошло между 1920 и 1938 годами, т.к. если бы портопункт открывали после 1938 года, то логичнее было бы его назвать Гремихой.
То есть регулярное пассажирское сообщение с Йоканьгой на постоянной основе было открыто всё же не до 1920 года, а позднее, уже в советское время между 1920 и 1938 годами.

Дальнейшее развитие пассажирское сообщение Кольского полуострова получило в 1939 году.
14 сентября 1939 г. было издано Постановление экономического совета при СНК СССР, которым предписывалось создать Мурманское морское пароходство.
На основании этого постановления издан приказ Народного Комиссара Морского Флота от 22 сентября 1939 г. № 239 "Об организации Мурманского государственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства".

Приказ_НКМФ_239
Этим приказом положено начало мощной судоходной организации на Кольском полуострове, которая в 1953 году была объединена с Архангельским арктическми пароходством и Мурманским морским агентством Главсевморпути, а в 1966 году переименована в Мурманское морское пароходство.
Именно с Мурманским морским пароходством связана история Йоканьгской военно-морской базы и 11 флотилии подводных лодок Северного флота, а также коренных жителей одного из районов Крайнего Севера, ёмко именуемого Гремиха.

Повторю ещё раз, что понимается под Гремихой.
До 1920 года это место называлось Йоканьгский погост (последнее название).
В 1920 году Йоканьгский погост переименован в Йоканьгу.
В 1938 году основан второй посёлок - Гремиха. С этого времени одновременно существовали два посёлка, причём Гремиха стала районным центром Саамского района Мурманской области, выделенной из Ленинградской области в самостоятельное административное образование.
В 1954 году основан третий посёлок - Островная. Одновременно существовали три посёлка со своим управлением, но единой жизнью.
В селе Йоканьга успешно функционировали четыре колхоза. Гремиха была районным центром и управлением Йоканьгской вмб, а Островная - военным посёлком, подчиняющимся службам Северного флота.
В 1963 году Саамский район был упразднён. Началась ликвидация села Йоканьга. В районе остались два посёлка, Гремиха и Островная, и многочисленные поселения и объекты от мыса Чёрный до мыса Городецкий, а также на полуострове Святой Нос.
В 1981 году все населённые пункты в районе Святого Носа были объединены в город Мурманск-140.
Но для всех он по-прежнему оставался Гремихой. И остаётся им до сих пор.

Мурманское морское пароходство получило в своё ряспоряжение пассажирские суда, многие из которых обеспечивали морское сообщение с портопунктом Йоканьга, для большинства из нас просто с Гремихой.
В интернете есть несколько тем, посвящённых пароходам и теплоходам, выполнявшим пассажирские перевозки в советское время.
Вот эти суда.

Пароход "Ястреб"
С 1934 года работал на линии Мурманск-Архангельск до войны и затем после ремонта с 1946 по 1959 год на этой же линии.
Получается, что был одним из первооткрывателем нашего портопункта Йоканьга.

Пароход "Вологда"
С 1930 года после постройки до 16 августа 1941 г. был в составе Северного Управления Морского Флота АО "Совторгфлот". Работал на линиях Белого моря и Мурманского направления. Возможно заходил в Йоканьгу.
9 ноября 1934 г. Северное Управление Морского Флота преобразовано в Северное Государственное Морское Пароходство, пароход "Вологда" включен в состав Северного ГМП.
С 16 августа 1941 г. по 3 апреля 1942 г. находился в составе Северного флота в качестве госпитального судна под именем ГС-3.
С 3 апреля 1942 г. по 10 марта 1947 г. работал на линиях Белого моря и Мурманского направления. Возможно заходил в Гремиху.
10 марта 1947 г. передан в Мурманское морское пароходство.
Работал на прибрежных линиях Кольского полуострова до пункта Дальние Зеленцы.
После модернизации в 1952 году до 7 августа 1975 г. работал на линиях Мурманск-Йоканьга и Мурманск-Архангельск.
7 августа 1975 г. (по другим данным 10 апреля 1975 г.) передан Северному флоту. Переклассифицирован в плавучую казарму. Получил номер ПКЗ-22.

Пароход "Илья Репин"
Работал на прибрежных линиях Кольского полуострова с 1950 до 1968 года.
Есть утверждения очевидцев, что ходил из Мурманска в Гремиху в 1967 году.

Пароход "Сестрорецк"
Работал на прибрежных линиях Кольского полуострова с 1952 до 1970 года.
В середине 50-х годов прошел ремонт и модернизацию в ГДР. Паровая машина была заменена на дизельную ГЭУ, судно превращено из парохода в теплоход.
Ходил из Мурманска в Гремиху и обратно.

Пароход "Державин"
В 1946 году передан Мурманскому морскому пароходству. Около 20 лет работал на прибрежных линиях Кольского полуострова.
По свидетельству очевидцев заходил в Дальние Зеленцы, но возможно ходил и в Гремиху.

Теплоход "Петродворец"
Работал с 1971 до 1973 года на прибрежных линиях Кольского полуострова, в основном Мурманск-Териберка.
Однако в воспоминаниях очевидцев упоминается и Гремиха, куда "Петрозаводск" периодически тоже выполнял рейсы.

Теплоход "Вацлав Воровский" проекта 101 первой серии.
В большинстве справок указано, что теплоход "Вацлав Воровский" начал работать на линии Мурманск-Йоканьга в 1966 году.
Татьяна Вольнова написала ВКонтакте, что 14 июня 1964 г. уезжали из Гремихи. Теплоход "Вацлав Воровский". Теплоход стоял на якоре на рейде, пассажиров доставляли на него катером.
Нина Ерыкова написала ВКонтакте, что её из Гремихи вывозили родители на теплоходе "Вацлав Воровский" в 1963 году.
А в статье "Первопроходцы", опубликованной в журнале Морской флот №7-8 2000 г., указано, что теплоход "Вацлав Воровский" прибыл в Мурманск после постройки 31 декабря 1959 г. и уже 10 января 1960 г. вышел в первый рейс на линию Мурманск-Йоканьга с девятью заходами в пункты Кольского полуострова.
Это подтверждает воспоминания Н.Ерыковой и Т.Вольновой и даёт основания утверждать, что "Вацлав Воровский" начал работать на нашей линии в 1960 году.

Теплоход "Буковина"
Проекта 592, зав. № 691.
В 1962 году впосле постройки вошел в Северное морское пароходство, Архангельск.
В летнее время во время ремонта теплохода "Вацлав Воровский" выполнял рейсы по маршруту Архангельск-Йоканьга, возможно и до Мурманска.
По свидетельству очевидцев такие рейсы точно были в 1972 и 1973 годах.

Теплоход "Татария"
Проекта 592, зав. № 693
В 1963 году впосле постройки вошел в Северное морское пароходство, Архангельск.
В летнее время во время ремонта теплохода "Вацлав Воровский" выполнял рейсы по маршруту Архангельск-Йоканьга, возможно и до Мурманска.
По свидетельству очевидцев такие рейсы точно были в 1972 и 1973 годах.

Теплоход "Канин"
Проект 573, зав. № 904.
В 1970 году после постройки вошел в Мурманское морское пароходство.
По свидетельству очевидцев выполнял прибрежные рейсы с заходом в Гремиху в начале 70-х годов.

В начале 70-х годов Мурманское морское пароходство получило три пассажирских теплохода проекта 1454:
Теплоход "Мария Ермолова"
Теплоход "Алла Тарасова"
Теплоход "Клавдия Еланская" Совершает рейсы в Гремиху до сих пор три раза в месяц.

Некоторым теплоходам посвящены отдельные страницы в этой теме на нашем сайте.

Интересна, на мой взгляд, статья Л.Н. Мироновой, Дальние Зеленцы (1949-1962)
Миронова Из истории наших пароходов
Она посвящена пароходам "Ястреб", "Державин", "Илья Репин" и "Сестрорецк".

И в заключение - фото схемы, которая висела в портопункте Йоканьга и известна каждому гремиханцу.
Как видно на схеме наш портопункт обозначен как Йоканьга.
Фото взято из интернета, спасибо автору!

Схема морских линий Кольского полуострова

Для возврата на страницу "Гремиха. Теплоходы" нажмите здесь


[an error occurred while processing this directive]