
Теплоходы Гремихи
В этом разделе помещаю информацию о теплоходах, связывавших Гремиху с Большой Землёй.
И людях, обеспечивающих эту связь.
Вся информация из интернета.
Пароход "Илья Репин"
Хорошая статья о пароходе "Илья Репин" есть на сайте ИССКРА Информационный сайт "Кольский край" от 26 июня 2020 г. Жаль, не указан автор:
ИСККРА Информационный сайт "Кольский край"
Пароход «Илья Репин», бывший немецкий «Ругард», заступил на трудовую вахту в СССР. Один день в истории
75 лет назад, 26 июня 1945 года, в связи с реорганизацией Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути
для организации практики курсантов училищу передан пассажирский пароход «Илья Репин».
Пароход был построен в 1927 году в Германии в Штеттине и первоначально носил название "Ругард". Судно было предназначено для перевозки
500-800 каютных и палубных пассажиров, имело две паровые машины по 850 лошадиных сил, развивало скорость 15 узлов.
Экипаж судна состоял из 56 человек.
До начала Второй мировой войны "Ругард" работал на линиях Балтийского и Северного морей, перевозя пассажиров и их багаж.
Судно отличалось своим мощным клепаным корпусом из знаменитой крупповской стали и безотказностью работы паровой машины.
Его узнавали в портах по знаменитой трубе и мощному паровому тифону, звук которого был слышен на несколько морских миль.
Продолжительность летних рейсов была не более двух суток, потому они назывались пляжными. Судно было занято доставкой отдыхающих,
пассажиров и экскурсантов к местам массового пляжного отдыха на побережье Балтийского моря.
С сентября 1939 года "Ругард" перешел под управление военно-морского ведомства Германии, а во время Второй мировой войны пароход
считался личной яхтой Германа Геринга, рейхсфюрера гитлеровской Германии, но использовался и как госпитальное судно.
8 мая 1945 года он был последним судном ВМФ Германии, оставившим полуостров Хелла в районе Гданьска. Пароход взял около 1500 раненых
и беженцев, 10 мая он достиг бухты Страндер, недалеко от Кильского канала, где был аннексирован Великобританией.
Судьба германского флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в 1945 году. Часть германских пассажирских судов перешла
под советский флаг, в том числе и "Ругард".
Он прошел ремонт и частичное переоборудование на верфи в Висмаре и уже под именем великого русского художника был отправлен в Ленинград,
где его приняли в состав флота компании "Совторгфлот-Ленинград", затем реорганизованной в Балтийское морское пароходство.
26 июня 1945 года вышло постановление Совнаркома СССР о реорганизации Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище
Главсевморпути (ВАМУ). Для обеспечения практики курсантов училищу передали и пассажирский пароход "Илья Репин".
Вот как вспоминает о пароходе "Илья Репин" капитан дальнего плавания, ветеран Мурманского пароходства Семен Лазаревич Либеров:
"В арктическом училище не было общежития. Все курсанты жили в громадном куполообразном здании бывшего Гидрографического института
на Заневском проспекте. Но там надо было размещать лаборатории, и кому-то пришла в голову гениальная идея – поселить курсантов училища
на пассажирском пароходе "Илья Репин". Он стоял у причала недалеко от 16-й линии Васильевского острова.
Судно было вполне комфортабельным: каюты трех классов, музыкальный салон, прекрасный ресторан. Он казался курсантам просто раем..."
Но недолго длился рай для курсантов. На Севере надо было налаживать пассажирские перевозки вдоль побережья Баренцева и Белого морей.
В 1950 году пароход "Илья Репин" еще раз был направлен на Висмарскую судоверфь, где прошел переоборудование из пассажиро-круизного
в грузопассажирское судно. Перестроечные работы коснулись надстройки и паровой машины. Новая скорость стала составлять всего 11,2 узла.
Теперь судно брало 189 пассажиров в каюты и 92 человека – в пассажирский салон на сидячие места. Кроме того, на судне можно было перевозить
грузы, почту и багаж. Экипаж был увеличен до 64 человек.
В составе пассажирского флота Мурманского морского пароходства "Илья Репин" проработал до октября 1968 года. Почти 20 лет он обслуживал побережье Баренцева и Белого морей. На линиях Мурманск – Архангельск, Мурманск – Озерко, Мурманск – Иоканьга и других северных маршрутах были перевезены 440 тысяч пассажиров и более 35 тысяч тонн грузов. Для сотен жителей побережья сообщение морем было единственным видом связи с материком.
«Илья Репин» прошел более 400 000 миль.
Пароход был кузницей кадров. На нем прошли обучение и повысили квалификацию более 400 моряков. Из экипажа "Ильи Репин" вышли будущие
21 капитан дальнего плавания, два заместителя начальника пароходства и Министерства морского флота.
Когда в ноябре 1968 года судно уходило из Мурманска в свой последний рейс в Беломорск, капитан порта Юрий Попов лично обзвонил и сообщил
на все суда, стоящие в порту и на рейде, что "Илья Репин" уходит из родного порта навсегда.
Как только были отданы последние швартовы и судно начало отходить от главного пирса морского вокзала, началось...
Сначала начали гудеть судовыми тифонами и свистками катера АСПТР, буксиры, портовый флот и суда ВМФ, стоящие у морвокзала.
Затем мощно заревели ледоколы и суда, стоящие в судоремонтном заводе. К ним подключились все суда, стоящие в порту и на рейде,
а по мере движения "Репина" по заливу к этому реву судовых тифонов и свистков подключились гудки паровозов и клаксоны автомобилей.
Слезы катились у морских волков – капитанов Николая Показанова и Василия Игауна, которые вели любимое судно в последний рейс.
В этих гудках судов, паровозов и машин была выражена человеческая любовь и уважение к знаменитому пароходу-труженику "Илья Репин".
В январе 1969 года обветшавший пароход был выведен из эксплуатации и снят с учета Регистра СССР.
По водной системе Беломоро-Балтийского канала и рекам он был переведен в Запорожье. Там «Илья Репин» служил вспомогательным судном,
на котором отрабатывалась и проверялась готовая продукция Запорожского завода навигационного оборудования «Радиоприбор».
После повторного списания пароход использовался в качестве плавучего ресторана.
Дату его разделки уточнить не удалось.
Для возврата на страницу "Гремиха. Теплоходы" нажмите здесь
Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на главную страницу ГРЕМИХА
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке