Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

Теплоходы Гремихи

В этом разделе помещаю информацию о теплоходах, связывавших Гремиху с Большой Землёй.
И людях, обеспечивающих эту связь.
Вся информация из интернета.


Теплоходы "Буковина" и "Татария"

Теплоходы "Буковина" и "Татария" проекта 592, седьмое и девятое суда в серии из девяти единиц.
Эти пассажирские суда называют также судами типа "Киргизстан" по названию головного судна.

В конце 40-х годов Министерство морского флота СССР приступило к практическому решению вопросов строительства новых морских пассажирских судов как для внутренних линий, так и для зарубежных регулярных и круизных линий.
В результате Технический Совет ММФ принял решение строить две серии универсальных всеширотных судов пассажировместимостью 300 и 250 человек.
Первому проекту присвоили номер 101, второму - 592. Количество судов проекта 101 установлено равным девятнадцати, а проекта 592 - девяти.

Проект 592 поручено разрабатывать ленинградскому ЦКБ-32 (с 1966 года - ЦКБ "Балтсудопроект"). Главный конструктор П.С. Возный.
В некоторых источниках указано, что позднее его сменил Никитенков Семён Андреевич, но это сомнительно. С.А. Никитенков был назначен главным конструктором только в 1969 году, когда проектирование судов типа "Киргизстан" было уже завершено.
Строительство всех 9-ти судов проекта 592 поручено ленинградскому заводу №190, закрытое название до 1962 года - Судостроительный завод имени А.А. Жданова. С 1962 года - Судостроительный завод имени А.А. Жданова.

Техническое сопровождение проектирования и строительства судов проекта 592 вело Техническое управление ММФ.

зав.№   Имя         Когда сдан
685   "Киргизстан"          28.12.1959
686   "Молдавия"            1960
687   "Сванетия"             12.1960 с 24.04.1980 переименовано в "Таллин"
688   "Таджикистан"      1961
689   "Афганистан"        29.12.1961 в ходе строительства переименовано в "Аджаристан". В 1961 года переименовано в "Колхида"
690   "Узбекистан"         1962
691   "Буковина"            12.1962
692   "Осетия"                09.1963
693   "Татария"              12.1963

С сайта Водный транспорт:
Проект 592, тип Киргизстан

Тип судна: теплоход, грузопассажирский.
Конструктивный тип: двухпалубное, с удлиненными баком и надстройкой, с МО в кормовой части, с наклонным носом и крейсерской кормой, с успокоителями качки (бортовые цистерны).
Назначение: перевозка пассажиров и сопутствующих грузов.
Район плавания: неограниченный.
Дальность плавания: 2918 миль
Пассажировместимость: каютная — 250 чел., палубная — 66 чел.
Экипаж: 58 чел. (запасных мест — 4)
Обслуживающий персонал: 33 чел.

Валовая вместимость: 3219 т
Дедвейт: 594 т
Длина: 101,34 м
Ширина: 14,62 м
Высота борта: 5,73 м
Осадка: 3,58/3,98 м

Марка ГД: дизели "8ДР 43/61" производства завода "Русский дизель", г.Ленинград.
В некоторых источниках указывается, что дизеля имели марку "8DR 43/61" Шкода. Но скорее всего Шкода лишь выпускала эти дизеля наряду с некоторыми другими советскими предприятиями.
Подтверждением разработки судовых дизелей 8ДР 43/61 являются, например, "Материалы (протоколы, характеристики двигателя, списки узлов механизмов двигателя и другое) по основанию выпуска дизеля 8ДР 43/61". 1951 год/ Особое конструкторское бюро.
ЦГА СПб. Фонд Р-2100. Опись 21-1. Дело 38
Дизель 8ДР 43/61 1951 год
Мощность ГД: 2 х 2000 л.с.
Скорость в полном грузу: 16,5 уз.

1 грузовой трюм вместимостью 245 куб.м (киповая), 290 куб.м (насыпью).
1 рефрижераторный трюм вместимостью 56 куб.м (киповая), 85 куб.м (насыпью).
Система охлаждения рассольная, хладоагент Фреон-12, 3 компрессора, температура в трюме +5 град.С
2 грузовых крана грузоподъемностью по 2,0 т
Общая грузоподъемность судна 200 т

Теплоход "Буковина" зав.№691 после постройки, исходный проект 592.
Видно, что в целом архитектура судна соответствовала своеобразной моде 50-х годов с полукруглыми переборками и округлыми формами мостика.
Такая форма была, в частности, у судов предыдущего проекта 101, в том числе "Вацлав Воровский".
Вместе с тем у судов проекта 592 уже прослеживаются элементы архитектурных форм следующего периода, когда надстройки и мостики имели прямоугольные формы. У судов проекта 592 сама надстройка ещё предыдущей формы, а мостик уже почти прямоугольный.
Традиционной округлой формы была и труба.
Весь бак отдан грузовым устройствам - трюм, подъемные краны побортно.
Корма была отдана пассажирам, где оборудованы две площадки для отдыха - на верхней палубе и прогулочной палубе.
Теплоход

В начале 80-х годов некоторые теплоходы проекта 592 были модернизированы. При этом единого проекта модернизации не было, возможно, что проект заказывало каждое пароходство самостоятельно.
Например, на головном теплоходе "Киргизстан" модернизация коснулась кормы, в которой была оборудована защищённая от ветра зона.
Теплоход

А вот теплоходы Северного морского пароходства были модернизированы более основательно.
Носовая грузовая зона существенно сокращена, по справкам, размещённым в интернете, убрана совсем. Были убраны также подъёмные краны (стрелы). На её месте в нос сделана пристройка к надстройке, в которой разместили ресторан.
Первый ярус надстройки удилинён в корму. На её крыше на теплоходе "Буковина" оборудован дополнительный салон от борта до борта, а на теплоходе "Татария" оставлена увеличеная площадка для отдыха.
На обоих теплоходах установлены новые трубы со стремительными козырьками.
На обоих теплоходах также повышена теплоизоляция и улучшено отопление жилых помещений. Применены новые методы успокоения качки.

Теплоход "Буковина" после модернизации в Швеции, выполненной примерно в 1982 году.
Теплоход

Теплоход "Татария", зав.№693 после постройки, исходный проект 592.
Теплоход

Теплоход "Татария" после модернизации, выполненной примерно в 1983 году.
Теплоход


Наталья Северина, ВКонтакте, 28 августа 2023 г.
Ходила она (Буковина) в Гремиху, когда Воровский был на ремонте это начало 70х, я ребёнком была.
На Буковине сильно качало, я тогда плохо переносила качку.


Интересный материал о теплоходах "Буковина" и "Татария", Сергей Индыкин, ВКонтакте, 10 марта 2019 г.
В нём есть фото как теплоходов, так и сканы рекламного буклета теплохода "Буковина" Северного морского пароходства из книги "Йоканьга, Гремиха, Островной".
И ещё два наших теплохода

Из рекламного буклета схема пассажирских линий Северного морского пароходства. Есть там и наша Йоканьга.
Схема пассажирских линий

Из рекламного буклета. На теплоходе "Буковина" была каюта (а может быть несколько кают) матери и ребёнка.
Схема пассажирских линий


Для возврата на страницу "Гремиха. Теплоходы" нажмите здесь

Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на главную страницу ГРЕМИХА

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке