Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

Рассказы о противовоздушной обороне Гремихи

В этом разделе помещаю заметки по истории противовоздушной обороны Гремихи.
Вся информация из интернета, дополненная информацией служивших там.


Противовоздушная оборона, ПВО...
Еще в раннем детстве слышал и читал о зенитчиках, истребителях, прожектористах и "слухачах", охраняющих небо.
Детская память сохранила тревожные сводки по радио о нарушениях нашей воздушной границы, киножурналы и газеты о сбитом шпионе Пауэрсе, а также наших ракетчиках, сумевших сбить его самолёт на большой высоте.
И хотя в небольшом городке Талды-Кургане Казахской ССР в то время военные были редкостью, пацаны представляли себе военную службу, знали, что пойдут служить в армию и с интересом читали книги о военных, о лётчиках и ракетчиках, и конечно смотрели кино.
Одним из таких фильмов был "Ключи от неба" 1964 года.
Занимали нас и любовная история, и весёлые приключения героев фильма, но гораздо интереснее нам в то время было видеть службу, технику зенитчиков-ракетчиков, их повседневную и боевую работу. Сейчас я понимаю, что некоторые элементы в фильме показаны очень привлекательно, реальность была сложнее, но в целом фильм очень положительный. Мы ходили смотреть его несколько раз, бурно обсуждая затем и комичные эпизоды, и особенно военные детали ракетной службы.
С удовольствием привожу фрагмент этого фильма, в котором наглядно и просто показана ракетная техника, как потом я узнал - зенитный ракетный комплекс С-75 "Двина".

Фрагмент фильма "Ключи от неба".
Киевская киностудия им. А. Довженко. 1964 год.
Автор сценария Иван Стаднюк.
Режиссер Виктор Иванов.

Я не стал ракетчиком, стал моряком, но давний фильм "Ключи от неба" стал стартовым в познании того громадного механизма в обороне государства, который называется Противовоздушная оборона, ПВО.
В училище нам дали хорошие знания по средствам освещения воздушной обстановки кораблей, артиллерийским и зенитным ракетным системам, а также организации противовоздушной обороны, как элемента универсальной обороны кораблей и баз. Во время корабельных практик и стажировки мы познакомились с ПВО ближе, увидели, как она организована и что собою представляет в различных базах, а также на соединениях кораблей в дальних походах.
И поэтому когда мы пришли в Гремиху после постройки нашей лодки, было совершенно естественным видеть радиолокаторы на острове Витте с вращающимися антеннами, пусковые установки с зенитными ракетами и не удивляться, когда слышали, что здесь есть полк, где служат ПВОшники.

Глядя на входной створ Йоканьгского рейда через оптику своего пеленгатора И-19Т, иногда вспоминал лоцию, в которой давалась рекомендация по поиску и опознанию створа - между антенной станции "Орбита" и трубой кочегарки. Хорошо помню проекцию и этой антенны, и трубы на фоне дневного или сумрачного гремиханского неба. Но не задавался вопросом, а что это за кочегарка, труба которой попала даже в лоцию?
Много позднее понял, что это и есть полк ПВО.

Позднее, уже будучи флагманским штурманом 41 дивизии подводных лодок, довелось улетать с вертолётной площадки полка. Вот тут и увидел и кочегарку с трубой, и водонапорную башню, и длинное одноэтажное здание вдоль площадки. Как раз при первом полёте из него вышла группа весёлых солдат, скорее всего караул. Обратил внимание, что одеты они были довольно аккуратно и все с карабинами Симонова.
Наши матросы выглядели иначе и были у нас автоматы Калашникова. Карабины Симонова я не видел с училища, потому и обратил внимание.
Через некоторое время они построились и ушли. А потом и мы улетели на вертолёте в Североморск-2, как мы тогда говорили - в Сафоново.

После ледовой зимы и весны 1979 года, когда аврально было организовано авиационное сообщение Гремихи с Мурмашами с посадкой самолётов Ан-2 на Крест-озеро, я прилетел третьим рейсом. Это было 29 апреля.
И вот когда нас повезли на ГТСке в Островную, то по пути мы проезжали позицию ЗРК. Я удивился, что в таком отдалении от Островной есть дома, позиция ПВО, живут люди и несут службу. Ракеты я сразу узнал, они были практически копией флотских В-600 ЗРК "Волна". Мы изучали этот комплекс в училище и он был хорошо знаком по корабельным практикам. Только у ЗРК "Волна" были по две ракеты В-600, а у тех комплексов на позиции - по четыре. Это был комплекс С-125 и в Гремихе их было несколько.

О ледовой площадке на Крест-Озере в 1979 году можно прочесть в материале по этой ссылке:
Ледовая площадка 1979 года

Учеба в Военно-Морской Академии и последущая служба в Беломорской военно-морской базе и на 11 флпл СФ расширили и конкретизировали знания о ПВО на Севере.
Несение оперативного дежурства, участие в качестве начальника штабного поста КП флотилии, потребовали более глубокого вникания в организацию противовоздушной обороны, частью которой была и ПВО 11 флотилии. Такие понятия, как старший зенитный начальник, радиотехнические подразделения, 10 Армия ПВО и 21 корпус ПВО, стали понятиями повседневной управленческой жизни. Флагманский штурман базы, флотилии, а затем Главный штурман Северного флота непосредственно участвовал в организации и обеспечении ПВО сил флота и взаимодействии с 21 корпусом ПВО.
Сколько раз во время несения оперативного дежурства объявлял тревогу дежурным средствам ПВО, наблюдал за траекторией воздушных целей стран НАТО и понимал, что 224 зенитно-ракетная бригада гарантированно пресечёт их действия в случае нарушения Государственной границы.

И уже через много лет, с появлением открытых и доступных материалов, стало возможным познакомиться с историей противовоздушной обороны Гремихи, прочесть воспоминания, в том числе и одного из командиров 224 зрбр 21 корпуса 10 армии ПВО, увидеть множество фото тех давних времён.
И захотелось хоть немного показать их службу, ведь ПВО охраняло и нас, К-460. Поэтому размещение материалов о ПВО вполне уместно на нашем сайте.


История противовоздушной обороны Гремихи, как и её военно-морская история, довольно коротка по сравнению со всей чуть ли не 3000-летней историей того географического района, который посещался лопарями, а позднее и поморами, ведущими свою хозяйственную деятельность на стыке Белого и Баренцева морей.
Район этот, впервые описанный в 1611 году, назывался Еконкой, Иоканьгой, Иоканским становищем, Иоканским летним погостом, Иоканьгой.
В 1938 году в 12 км от Иоканьги был образован посёлок Гремиха, куда переместили центр Саамского района. Этим именем обычно и называют между собой жившие там весь район Мурманского побережья Баренцева моря у мыса Святой Нос и Йоканьгских островов, часто включая туда Савиху и военные точки на озёрах и реке Йоканьга.

Район Гремихи до 1941 года был сугубо гражданским, из важных объектов там был только Святоносский маяк. Народно-хозяйственное значение района для Мурманской области было существенным, но не настолько, чтобы организовывать там специальную противовоздушную оборону.
Кроме того, развитие авиации вероятного противника шло в центральных и южных районах, а Гремихе не угрожало.
Даже в период советско-финской войны финская авиация не предпринимала высокой активности на западной нашей границе, не говоря уже о Горле Белого моря.
Поэтому наблюдение за воздушной обстановкой вели развернутые ещё в Первую мировую войну посты наблюдения и связи, маячники и просто случайные свидетели. Данных о том, что были какие-то центры сбора данных воздушной обстановки в нашем районе, нет. Можно предположить, что информация о пролетающих самолётах доводилась до властей при возможности, с большим опознанием и не позволяла использовать её для оперативного противодействия.

Более подробно с обстановкой и развитием ПВО в царской России можно ознакомиться в многочисленных статьях и публикациях, размещённых в итернете.
На мой взгляд, одной из таких работ является диссертация А.Ю. Лашкова.
Алексей Юрьевич Лашков
ЗАРОЖДЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТОВОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ РОССИИ
НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Институт военной истории Министерства обороны Российской Федерации, 2005 год.
А.Ю. Лашков
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

В целом о развитии ПВО в России и СССР есть довольно подробная информация на сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Отечественная ПВО. Вехи истории
Сайт Министерства обороны Российской Федерации
Воздушно-космические силы

А формирование ПВО Северного флота, из которого после войны и был образован полк в Гремихе, хорошо описано в статье учёных Военной академии связи им. С.М. Буденного.
В.М. Котков, И.А. Сорокотяга, О.С. Спирина
ФОРМИРОВАНИЕ СИЛ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ СЕВЕРНОЙ ФЛОТИЛИИ И РАЗВИТИЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ СЕВЕРНОГО ФЛОТА (1933–1940 годы)
УДК 94(47)"1933–1940" + 355.469
ББК 63.3(2)615 + 63.3(2)621 + 68.49(2)
Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, 2021 год.
ПВО Северного флота в 1933-1940 годах


Краткие выводы.
До начала Великой Отечественной войны противовоздушной обороны Гремихи не было. В этом не было необходимости.
23 июня 1941 г. в Гремихе начато формирование Йоканьгской военно-морской базы, первые силы прибыли уже в этот день. Возникла настоятельная необходимость противовоздушной обороны объектов Ивмб.
12 августа 1941 г. формирование Ивмб было завершено. А 2 августа 1941 г. Ивмб была выведена из прямого подчинения Северному флоту и включена в состав созданной Беломорской Военной Флотилии (БВФ) Северного флота, в составе которой оставалась до 1950 года. Поэтому силы ПВО Ивмб во многих источниках числятся не в составе Северного флота, а в составе БВФ. Фактичеcки это так и было.

В начальный период войны противовоздушная оборона Ивмб осуществлялась объектовым методом в основном кораблями и стрелковым оружием подразделений, находящихся на объектах военно-морской базы.
Активность немецкой авиации в зоне ответственнойти Ивмб была довольно высока. В 1941 году на объекты военно-морской базы было совершено 39 авианалётов, в которых участвовали 130 самолётов.
Поэтому проводилась интенсивная работа по формированию и развёртыванию в зоне Ивмб подчинённого ей 188 зенап, зенитно-артиллерийского полка, который был полностью развёрнут в начале 1942 года. Одновременно начато создание аэродромов для истребительной и разведывательной авиации на Иоканьгском озере и в Качаловке. Аэродромы были созданы и на них перебазированы самолёты в середине 1942 года. Аэродром Качаловка был полностью введён в строй с металлической взлётно-посадочной полосой в 1943 году, на нём стал базироваться 53 сап, смешанный авиационный полк ВВС СФ.

После окончания Великой Отечественной войны по одним данным 53 сап был расформирован, по другим - существовал до конца 50-х годов с базированием в Качаловке.
188 зенап продолжал существовать и нести службу по охране воздушного пространства Ивмб.
В 1948 году был образован новый вид Вооруженных Сил - Войска ПВО ТС (территории страны), позднее - ПВО страны. Начата передача истребительной авиации из ВВС и Сухопутных войск в Войска ПВО страны.
В 1952 году в составе Войск ПВО страны создан новый род сил - Радиотехнические войска. Все силы Службы ВНОС включены в Радиотехнические войска.
В 1957 году в ходе масштабных преобразований организации противовоздушной обороны в связи с появлением зенитных ракетных комплексов и радиолокационных систем наблюдения в составе Войск ПВО страны создана Северная армия ПВО страны, а в её составе - Североморский корпус ПВО страны. Силы ПВО Северного флота, в том числе истребительная авиация и зенитно-артиллерийские полки, передаются от Северного флота в ПВО страны.
В 1960 году Северная армия ПВО страны преобразована в 10 отдельную армию ПВО страны с размещением штаба 10 ОА ПВО в Архангельске.
Североморский корпус ПВО страны переименован в 21 корпус ПВО и включен в состав 10 ОА ПВО страны.
Соответственно 188 зенитно-артиллерийский полк в Гремихе был включён в состав 21 корпуса ПВО.
В 1960 году на базе 188 зенитно-артиллерийского полка в Гремихе создан 991 зенитно-ракетный полк
В 1968 году на базе 991 зенитно-ракетного полка в Гремихе создана 224 зенитно-ракетная бригада 21 корпуса 10 ОА ПВО страны.
В 1997 году после расформирования 11 флотилии подводных лодок Северного флота 224 зрбр была расформирована.


Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на главную страницу ГРЕМИХА

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке