[an error occurred while processing this directive] К-460. Раздел нашей лодки
ГРЕМИХА

История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих

3.1. Военная жизнь Йоканьги, 1894-1914 годы

Военная история Йоканьги началась с обследования комиссией Министра путей сообщения и финансов Сергея Юльевича Витте нашего района в 1894 году.
Целью комиссии был выбор мест для строительства баз и пунктов размещения военно-морских и береговых сил на Севере.
Предложение С.Ю. Витте по проведению обследования районов Севера утвердил царь Александр III.

На фото - Сергей Юльевич Витте. Фото из интернета.

С.Ю. Витте

Летом 1894 года с напутствием от императора «найти незамерзающую гавань, где можно будет строить большой военный флот» на Севере комиссия выехала в Архангельск.
Как пишут в различных источниках интернета, С.Ю. Витте в его поездке по Мурману сопровождали высшие чиновники царской России, промышленники и журналисты.
В состав комиссии входили Мамонтов Савва Иванович, архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгардт, председатель Правления АО «Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства» Михаил Ильич Кази, инженер путей сообщения Борис Александрович Риппас и другие специалисты.
В качестве рисовальщика в поездку был приглашён будущий известный «художник вечных льдов» А. А. Борисов.

Из Архангельска комиссия на пароходе "Ломоносов" с большим комфортом направилась вдоль берегов Белого и Баренцева морей в Колу.
Погода стояла прекрасная. Витте гулял по палубе, любуясь белыми ночами и, как он сам вспоминал, «закуривал папиросы посредством зажигательного стекла» – солнце практически не заходило.
Комиссия посетила Соловки, прошли вдоль побережья Белого моря от Кузомени до Кандалакши, осмотрели Мурман со стороны Мурманского (Баренцева) моря, побывали в Йоканьге, Печенге, Териберке, на полуострове Рыбачий и острове Кильдин.
Более всего покорила министра финансов Екатерининская гавань. Как вспоминали его спутники, Витте - «замечательный ходок по горам», высадившись на берег Екатерининской гавани, «поднялся на почти отвесные бездорожные высоты, усеянные выступами, болотами, торфяными тундрами, ручьями, впадинами, изобилующие подъёмами и головоломными скользкими скатами». Он писал в своих воспоминаниях: «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел».
Место для порта, имеющего «свободный выход во всякое время года и при всех обстоятельствах», было найдено.
В Йоканге же комиссия и лично С.Ю. Витте обследовали территории, прилегающие к Святоносскому заливу, наверняка посетили село Йоканьгский погост, высаживались и обследовали самый крупный из Йоканьгских островов. В последствии картографами М.Е. Жданко и В.Н. Морозовым этот остров был назван островом Витте.

По возвращении в столицу Министр путей сообщения и финансов подал императору «всеподданнейший доклад», который представлял собой программу экономического освоения Арктических окраин России.
Содержание на Мурмане военного флота делало необходимым создание соответствующей инфраструктуры.
Сюда предлагалось подвести железную дорогу, проект которой был составлен Б.А. Риппасом, построить мощную электростанцию, дабы устроить «сильное электрическое освещение» местности в период полярной ночи, протянуть линии связи, так как телеграфное сообщение на Мурмане отсутствовало (инженер Евангулов, ещё один сподвижник Витте по северному проекту, провёл необходимые изыскания летом 1894 года) и пр. Это повлекло бы за собой преобразование всей жизни в приарктической зоне.
Таким образом, если бы замыслы Витте – Александра III воплотились в жизнь, у России был бы удачно расположенный военный порт, а северная окраина России преобразилась бы в индустриальный край.
Йоканьге тоже было уделено место в отчёте, как пункту, в котором целесообразно создать базу для военно-морских сил, прикрывающих подходы и Горло Белого моря.
Отчёт Витте о поездке на Мурман был почти последним документом, который рассмотрел император Александр III (он умер в Ливадии 1 ноября 1894 года) и практически первым проектом, который представил на рассмотрение молодому правителю страны министр финансов.
Вступивший на престол Николай II вначале одобрил проект, но затем, под влиянием Великого князя Алексея Александровича изменил своё решение. Развитие Севера откладывалось.
Единственное, чего смог добиться Витте, это основания на Мурмане в Екатерининской гавани торгово-коммерческого порта Александровска, ныне город Полярный. Его строительство началось уже в следующем, 1895 году, и в том же году туда была проведена телеграфная линия из Колы.
При этом доставка телеграфный столбов, изоляторов, проволоки и крюков производилась на плотах по Кольскому заливу.
Открытие города состоялось 24 июня (6 июля) 1899 г.

Для Йоканьги одним из результатов работы комиссии С.Ю. Витте явилось проведение телеграфной линии. Она связала Йоканьгский погост с Александровском-на-Мурмане, многими селениями на берегу Кольского полуострова и в глубине его, а также с Поноем.

Кольский полуостров. Схема телеграфных линий 1895-1908 гг.

Таким образом, уже с 1908 года Йоканьгский погост получил связь по проводному телеграфу, как многие тогда говорили - "по проволоке", а позднее - и по радиотелеграфу.
Напомню, что телеграф и радиостанция были построены не в селе Йоканьгский погост, а на восточном берегу Губы Гремиха, на месте будущей Гремихи.
Строительство телеграфной сети Кольского полуострова продолжалось 13 лет, с 1895 по 1908 год.
Линия от Восточной Лицы до Йоканьги и далее на мыс Городецкий и в Поной была третьей очередью, протягивалась в 1907-1908 годах и оценивалась как наиболее сложная. Не только по природным условиям, но и в силу общей обстановки в стране.
Витте в 1906 году был отправлен в отставку после революции 1905 года и поражения в войне с Японией. Именно он подписал договор с Японией, по которому Россия отдавала южную половину Сахалина и Курильские острова до самой Камчатки. Поэтому С.В. Витте получил обидное прозвище - граф Полусахалинский. Оставшееся время жизни, почти 10 лет, посвятил воспоминаниям.
19 марта 1915 г. граф Сергей Юльевич Витте скончался в Санкт-Петербурге.
Возможно, его деятельность по развитию Кольской и Архангельской земли, достаточно демократические взгляды, а также сложные отношения с царём Николаем II и его окружением и привели к решению большевиков не переименовывать остров Витте в какой-нибудь другой.
А нам, гремиханцам, иногда приходила мысль о странности ситуации, в которой крупный остров пункта базирования стратегических ядерных сил СССР носил имя царского чиновника.



[an error occurred while processing this directive]