[an error occurred while processing this directive] К-460. Раздел нашей лодки
ГРЕМИХА

История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих

Лопари

Одна из версий появления этого народа говорит, что около 9-10 тысяч лет назад в VII-VIII веках до нашей эры после завершения последнего ледникового периода началось переселение первых людей индоевропейского населения из Передней и Средней Азии и юга и юго-востока Европы на север, особенно в район Балтийского моря. Часть переселенцев достигла Кольского полуострова и обосновалась там.
Переселение шло постоянно и примерно 5 тысяч лет назад в верховьях Волги сформировалось массовое и постоянное индоевропейское население, часть которого расселилось на севере, в том числе и на Кольском полуострове.
Люди селились в основном на южном берегу Кольского полуострова в более благоприятных условиях. Логично предположить, что были единичные случаи пересечения полуострова и выхода на северный берег. Но поселений как таковых на северном берегу ещё не было.

В первом тысячелетии до нашей эры активизировались финно-угоры, которые начали переселяться в районы индоевропейцев, занимать их земли и смешиваться с ними. Часть финно-угорского населения оказалась на Кольском полуострове.
Местное смешанное население обосабливается в отдельные племена, носящие названия весь, меря, чудь, мурома, карела и т.д., а финно-угорский язык и его наречия становятся доминирующими.
На Кольском полуострове смешение местного населения с финно-угорскими племенами привела к появлению новой финно-угорской народности - древние саами.
Прошло ещё почти 3 тысячи лет, в течение которых новая финно-угорская народность окончательно сформировалась и расселилась от Скандинавии до восточной части Кольского полуострова на северной территории, получившей название Лапландия. Скандинавы называли саами лаппар, а русские - лопарями или лопь.
Обширность территории, занимаемой лопарями, определила четыре основные группы народности. Самая восточная относится к кольским саами, проживающим на Кольском полуострове.
Они занимались охотой, рыболовством и собирательством грибов и ягод, позднее начали заниматься оленеводством. Вели полукочевой образ жизни и вполне возможно останавливались на летние пастбища в районе Йоканьги, Поноя и других северных мест Кольского полуострова.

Саамы (лопари), фото из интернета.
Саамы до революции

К середине первого тысячелетия нашей эры о саамах (лопарях) уже упоминается в документах. Так, в IX веке викинг Халогаланди Оттар упоминает о них в рассказе о Кольском полуострове (terjinns).
Полуостров стали заселять и русские. Посещали они и район Йоканьги. В русских летописях они впервые упоминаются примерно в X веке.
С XI века началось обращение кольских саамов в православную веру. На Кольском полуострове и близлежащих землях в XV—XVI веках основывались православные монастыри. Церковные служащие бывали во многих местах Кольского полуострова.
Известно описание мыса Святой Нос, которое составил дьяк Григорий Истома в 1496 году. Доставил дьяка туда небольшой экипаж лодьи, корабельщик который рассказал, что плавание здесь русские осуществляют давно и отдают дань духам для безопасного плавания.

Власть русских над этими землями развивалась и укреплялась. Интересно упомянуть о деятельности некоторых русских царей из рода Рюриковичей на Кольском полуострове.

Князь Александр Невский.
Хорошо известна его деятельность по борьбе со шведами, тевтонцами и другими иноземцами в районе Балтики. Но и Кольский полуостров князь новгородский не обошел вниманием.
Уже в 1251 году он заключил договор с Норвегией о сборе дани с лопарей наряду с Норвегией. Это право с конца XV века перешло и к Москве.
Со временем это право Норвегия утратила и оно осталось только за русскими царями.

Царь Иван IV, Грозный.
Описания сложнейшего и драматического пути царя от рождения до вступления на престол, его деятельность по расширению и укреплению Руси хорошо известны.
Родившийся в 1530 году и оставшийся в трёхлетнем возрасте без отца Иван стал свидетелем кровавой борьбы разных ветвей рода Рюриковичей за престол, с боярами и между собой вплоть до 1547 года, когда царём стал он сам.
Однако и в это сложное время временные правители Руси, а потом и Иван IV, не забывали о своих владениях и развивали их, в том числе дальнейшее освоение Севера и Кольского полуострова. В частности, в устье реки Поной, а это совсем недалеко от Йоканьги, в те времена образовалась промысловая фактория нескольких монастырей и как база распространения христианства среди терских саами.
Она получила статус села и называлась селом Поной. Очень скоро Поной стал фактической столицей восточной части Кольского полуострова.
И уже при Иване Грозном в 1570 году "по челобитию тверских лопарей и для крещения их в веру православную" в селе Поной была построена православная церковь.
До возникновения Лопского становища или Йоканьгского погоста оставалось совсем немного времени.

Царь Василий IV, Шуйский Василий Иванович.
Последний из рода Рюриковичей, правивших Русью в общей сложности около 700 лет, с 912 по 1610 год. И именно он непосредственно связан с официальным рождением Гремихи, хотя сам наверняка и не подозревал об этом.
Известен в основном по дворцовым делам, как глава комиссии по расследованию гибели в Угличе восьмилетнего царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного.
Пришел к власти после смерти царя Бориса Годунова, шурина Ивана Грозного, убийства следующего царя Фёдора Годунова царём Лжедмитрием I и свержения и убийства Лжедмитрия I самим Василием Шуйским в мае 1606 г.
Правил Василий Шуйский всего три года, после чего в 1610 году был свергнут боярством, выдан Польше, где умер в заключении спустя почти 10 лет.
Правление было сложным, сопровождалось крестьянским восстанием Болотникова, появлением самозванца Лжедмитрия II и наступлением его на Москву, борьбой Польши против Руси.
Тем не менее Василий Шуйский много времени уделил и государственным делам, укреплению Руси и его войска.
При нём появился новый воинский устав с введением жёсткой иерархии и дисциплины, принят свод государственных законов, именовавшихся Соборным уложением. Ужесточал меры в экономической сфере, организовал упорядочение и расширение налогов и сборов.
Вот эта последняя мера Василия Шуйского и привела к открытию, если можно так выразиться, Гремихи. И его, последнего царя рода Рюриковичей, следует по праву считать отцом Гремихи.
Видимо в 1607 году после подавления восстания Болотникова, в ходе обсуждения экономических мер было принято решение о направлении специальных комиссий на места по описанию и упорядочению сбора налогов. В том числе и на Севере Руси.
В соответствии с этим решением в 1608 году в Колу, тогдашний центр Кольской земли, прибыли царский писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович. Наверняка при них была также небольшая группа помощников и охраны.
Комиссия активно начала работу как по переписи налогооблагаемых поселений Кольского полуострова, так и материальных средств, имеемых и добываемых населением. В результате сумма отправляемых в казну платежей возросла в пять раз.
Тем временем в 1610 году в Москве свергли Василия Шуйского, время правления династии Рюриковичей закончилось.

Боярская Дума во главе с князем Ф.И. Мстиславским установила "семибоярщину", которая выкликнула на царство Владислава Сигизмундовича Польского. В Кремле засели поляки. Летом 1611 года на Москву пошло Первое народное ополчение и потерпело неудачу.
А на Кольской земле свою работу продолжали писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович.
В сентябре 1611 года они прибыли наконец в устье реки Йоканьга, где находилось известное уже Лопское становище.
И 17 сентября 1611 г. они сделали историческую запись в свои книги об этом становище с указанием количества лопских жилищ, называемых вежами, людей мужского и женского пола, детей, а также скота и имущества.
Позднее переписанные лопские становища по мере приобщения к православию стали называть погостами, а Лопское становище получило название Йоканьгский погост. И уж совсем позднее после ликвидации Советского Союза дату 17 сентября 1611 г. объявили датой рождения города Островной, преемника Лопского становища, Йоканьгского погоста, деревни Йоканьга и посёлков Гремиха и Островная.
Во времена нашей службы в Гремихе об этой дате мы и не слыхивали.

В 1612 году в центральной Руси сформировано Второе народное ополчение под руководством Минина и Пожарского. В октябре 1612 года ополчение полностью освободило Москву от поляков.
Сразу встал вопрос о новом царе, т.к. претенденты из рода Рюриковичей закончились. В 1613 году Боярской думой был выбран и возведён на престол Михаил Федорович Романов, Михаил I, получивший в народе прозвище "Кроткий". Наступила эра Романовых.
И хотя для саамов (лопарей) принципиально ничего не изменилось, для Кольского полуострова правление Романовых стало значимым этапом, в том числе и для Гремихи. Напоминанием о Романовых до сих пор служит остров Витте, названный в честь министра финансов Витте Сергея Юльевича.
Витте побывал в наших краях ещё летом 1894 года с группой специалистов, которые обследовали места, пригодные для строительства военных баз.
Йоканьга на границе Баренцева и Белого морей, подходила для этого как нельзя лучше. Об этом я расскажу познее.

Лопари, называющие себя саамы, в царское время оставались неграмотными, не было своей письменности. Занимались традиционным для себя делом, в основном оленеводством с присущим ему укладом жизни.
С установлением Советской власти среди саамов распространялась грамотность, открыты школы, была создана саамская письменность на основе кириллицы, как и у других народностей в то время. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ.
Тогда же в 1933 году для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, но они не были приняты.
Литературный язык на основе кириллицы был создан позднее, в 1980-х годах в годы перестройки и обострения национальных вопросов.
В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2 % говорило на родном языке.



[an error occurred while processing this directive]