Гремиха авиационная
Другие рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича
Полёт парой с НЛО
Этот полет был точно помню - 28.12.1975 г.
В этот день, точнее - ночь наш полк летал на себя. Отработка техники пилотирования в условиях полярной ночи над безориентирной местностью
(над тундрой).
Маршрут для нашей транспортно-спасательной был выделен на восток, Североморск-2 - остров Харлов и обратно.
Стояла безоблачная погода, темная-темная ночь, но звезд не было видно. Если наши ребята на Ка-25 летали ночью в Средиземке как в гуще шоколада
(очень сложно), то мы летали как в печной русской трубе. Такая "густая" была темная ночь.
Летишь, как будто висишь - не видно перемещения относительно земли. Приборы, приборы и никаких отвлечений от приборов.
Если днем мы летаем в закрытой кабине по приборам (для отработки пилотирования только по приборам), то в данном полете нет возможности,
да и желания, отвлечься от приборов.
Развернувшись над островом Харлов в Баренцевом море, курсом на запад, домой. Как всегда нам помогала ШВРС Мурманска до Североморска-3.
Пролетав над тундрой много много, я (мы) знал что от Североморска и до Гремихи здесь нет никаких населенных пунктов. Ориентироваться не
почем ночью. Днем хоть видны реки, речки, озера. А ночью, зимой - ничего и никого.
При проходе Серебрянской ГЭС на реке Вороньей мы знали, что там в районе машинного зала светится лампочка Ильича. И над маленьким поселком
энергетиков - Туманный - пара лампочек. И всё.
При подходе к Серебрянской ГЭС, вдруг справа к нам пристроилось очень яркое что-то. На шар, блин - не похоже. Больше на зерно пшеницы,
т.е продолговатое.
Борттехник Ганя (Новиков Г.Г.) говорит "Командир, а что это за хери-мери (несколько грубоватее)? Давай подойдем, поближе, посмотрим".
Я подвернул и пошел на сближение.
Вдруг шипящий удар по кабине и тишина. Это световое явление куда-то исчезло и опять эта темнота.
Гудят двигатели и ни один прибор не работает. Отключилось всё. Даже дополнительный АГК-47 (авиагоризонт) работающий от аккумулятором отказал.
Работает только магнитный компас КИ-13 - "Бычий глаз".
Приборы не подсвечиваются. Ведь подсветка на Ми-8 красные лампочки (не как на Ми-4).
Естественно перекачивающие топливные насосы не работают. Топлива на борту ещё значительно много, но в двигатели подается самотёком из расходного
бака, который расположен сзади за редуктором и выше двигателей. Спасибо конструкторам за это. Иначе мы загудели вниз в эту кромешную темноту.
Экипаж смотрит на меня молча (что будем делать?) Двигатели работают, не падаем. Будем лететь из расчета количества топлива в расходном баке.
Авиагоризонты постепенно заваливаются и надеяться на них не приходится. Летим по КИ-13 и шарике "пионер" на АГК (указатель скольжения,
он ни от кого не зависит).
УС-250 (указатель скорости) почему-то тоже не показывает, хотя не зависит от электричества.
Пока соображали, но летели. А топливо (предположительно литров 350). Это аварийный остаток, при котором надо принимать решение "что делать".
Но лампочка аварийного остатка не загорелась естественно.
Проходим Североморск-3. Он не работает. Естественно не светится. При полетах полка запасным всегда у нас бывает Североморск-1.
Но до него дальше, чем до своего. Сесть на Североморск-3 в темноте проблематично. Ведь собственные посадочные и рулежные фары
у нас не работают, мы попробовали включить.
Принимаю решение идти домой (риск). Успокаивали ровно работающие двигатели.
Остаётся 4-5 минут полета. Видим как летают по "коробочке" наши борты. Включается посадочный прожектор для вертолетов, идущих на посадку.
Решаю садиться с прямой. Видимо РП, поняв, что у нас что-то произошло (не выходим на связь), отвернул борты летящие по коробочке.
Они нас пропустили (да и мы их видели).
РП, видимо, дал команду "Дать луч". Так всегда происходит. Нас учили и мы умели садиться со своими посадочными или даже рулежными фарами.
Но они у нас не работали.
Принимаю решение садиться по самолетному (я так часто садился) для экономии топлива. Сел, при сруливании на рулежку к стоянке нашей эскадрильи
двигатели выключились из-за полного расхода топлива.
Обычно от рулежки и до места стоянки нас всегда сопровождал наш беспокойный Владимир Ильич Дудник. Правда нам это всегда мешало, т. к.
мы не могли наклонить конус винта вперед, а он маячит под ним. И сейчас, увидев, что мы остановились, выключив двигатели
(по его мыслям, зачем где попало выключаем). Он подбегает к кабине и показывает, чтобы мы двигались на место стоянки.
В общем понял, когда Ганя вышел из кабины к нему. Тягачом завели вертолет на стоянку. Налетели инженеры.
Машину дозаправили и я предложил попробовать запустить.
Подключили АПА, но увы, запустить не смогли.
В общем решили оставить как есть до завтра.
РП (руководитель полетов) в ту летную смену был Юрий Иванович Чесноков.
На следующий день собрались, целый консилиум инженеров (как у медиков перед операцией). Принесли всякие схемы всего оборудования,
поснимали лючки и люки, какие нужно. Уткнулись в эти чертежи.
Я опять со свои предложением "Давайте попробуем запустить", на меня, как на придурка, посмотрели - академики (а они действительно все
с Жуковки - академики). Смешно было смотреть.
Они молча свернули свои схемы, закрыли все люки, поставили на место все, что успели снять. И опять молча показывают мне - "садись".
Подключили АПА. И вот надо же, двигатели оба запустились, включили все что положено. Всё работает, связь есть. Как будто ничего не произошло.
Надо было видеть всех нас и наши лица. Как так? Конечно же в мою сторону с укоризной. Вот и докажи им, что я не верблюд гималайский.
То что вчера мы все пытались запустить и не запустили в счет не пошло. Но всегда, когда летчик пожаловался, обязательно должны отреагировать.
Вот и отреагировали. Молча отреагировали. И самое главное - надо было выяснить причину происшедшего и как устранили.
Вот и встал вопрос как все это обрисовать и как доложить, и можно ли летать на этом борту? Не проявится ли опять?
Про НЛО и слушать никто не хотел. Скептически улыбнулись и урулили каждый в свои кабинеты.
А чтобы отметить командира как-то, мне объявил командир звена благодарность "За умелые действия при отказе СГО-30".
ООООООчень высокий уровень командира, объявившего благодарность за такой полет, граничивший с катастрофой.
В личной карточке поощрений так и записано от 28.12.1975 года. Я эти карточки храню (на всякий случай).
А потом по полку потихоньку пошел слух, что летчик сам все поотключал. Это же надо так досконально разобраться.
Пусть у командира экипажа (допускаю ) поехала крыша в полете, но разве члены экипажа позволили бы мне выключать в полете на верную смерть.
Тем более, что на борту был умнейший, грамотнейший, талантливый борттехник Гавриил Новиков.
Никому наши объяснения не доказали о нашей правоте. Не пришло в голову - почему аккумуляторы тоже не работали, ведь они к генераторам
никакого отношения не имеют? И почему отказали оба генератора, стоящие каждый на своем двигателе. А двигатели работали весь полет
до полной выработки топлива. Никто и по пытался взглянуть в историю встреч летчиков с НЛО.
Так летчик-перехватчик Южно-Африканской Республики даже сам атаковал НЛО, правда пришлось катапультироваться.
А Марина Лаврентьевна Попович дважды встречалась с НЛО. Ну хотя бы немножко почитали бы академика Ажижу (специалиста по НЛО).
Проглотил я очередную пилюлю обиды, хорошо, хоть не обвинили меня, а заодно и экипаж.
А ведь мы с борттехником еще живы. Неумение или незнания как все объяснить такое приводит к тому, что летчики (как в данном случае)
замыкаются и молчат. И продвижение в познании чего-либо не продвигается.
А мог бы спросить у тех, кто не хочет хотя бы признавать что-то, не входящее в разум понимания - откуда в древней Индии взялся столб
из чистейшего железа? Откуда Пирамиды при ручном труде, китайская стена, чертежи пустыни Наска и т. д. ?
Это отдельная тема.
Почему у майора Баранова при спасении экипажа Луковкина в тундре, заклинило продольное управление и он сел на ВПП по самолетному,
избежав катастрофы. И причину обнаружили на авиаремонтном заводе в Каунасе при разборке. И перед майором Барановым никто не извинился,
но слухи распространяли, что летчик испугался.
Ладно на эту не очень приятную тему, о которой я однажды устно где-то сказал, но не распространялся.
Ребята, я Вам пишу, кто захочет почитать, не для того, чтобы показать героику моих полетов, а для того, чтобы по возможности и необходимости
брали для себя. Ведь возможности человека обширны и мы даже не знаем сами насколько обширны.
Удачи Вам, мои летчики!
До следующих встреч в моих бесчисленных полетах!
Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)
Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке