Гремиха авиационная
Другие рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича
Посадка вертолёта на подводную лодку
В один из рабочих дней лета нас с Моториным пригласили (считай приказали) прибыть в штаб Северного флота для получения какого-то задания.
Видимо серьёзного. Иначе бы задание получили бы от ОД ВВС.
Мы прибыли в штаб СФ в Североморске. Нас уважительно провели в какой-то приличный зал. Там уже жарко шел разговор. Интересно,
говорили на русском языке, но понять было не возможно. Старшие офицеры говорили на флотском языке. Терминология для ушей летчика не очень понятна.
Смысл всего сводился к тому, что завтра (по погоде) будут пуски какой-то новой торпеды в Мотовском заливе.
Кто-то сам себе задал вопрос "а как будем прослеживать движение торпеды?". Ответ последовал "а ведь мы пригласили летчиков".
(И все-таки - пригласили, а не приказали.)
Кратенько довели до нас данную задачу. После пуска торпеды, мы должны с высоты полета следить за её продвижением и в конце хода навести
торпедолов для подбора и эвакуации в базу.
"Ребята, очень просим , не потеряйте её из виду иначе все останемся без головы".
Вообщем задача ясна, цель определена - по коням.
На следующий день погода стояла как по заказу - миллион на миллион. На море штиль. Полет дозволили выполнить мне. Моторин улетел по какому-то
другому заданию.
Я взял боевую машину №2 - борттехник Дмитрий Долгополов (один из лучших наших бортачей).
Для уточнения задания ОД ВВС сказал мне "произведи посадку в Западной Лице, уточни обстановку".
Я понял, что АПЛ из Лицы, иначе зачем бы садиться туда для уточнения.
Уточнив задание на момент прилета, мы прилетели в Мотовский залив. АПЛ стояла на позиции, СКРы перекрыли вход в залив.
Юркие катера отсекли выход в залив всем судам из Ара-губы, Ура-губы, губы Западная Лица, Титовка. Торпедолов, навострив ушки,
прижался у мыса Пикшуев, ожидая сигнала ракетой.
Над лодкой я доложил "ГОТОВ".
Последовала команда "ПУСК". Игра в "кошки-мышки". Торпеда пошла на глубине 10м, мы за ней - догонять. Кстати, хорошо бежала красавица
(это мы потом определили её красоту, после всплытия).
У меня приборная скорость полета была 70 км/час. Высоту я определил 10 м, на которой её было хорошо видно под углом на догоне.
К тому-же она через некотоые промежутки выстреливала по две красные ракеты, а на носу светился синий проблесковый маяк.
Потерять её, ну просто, было невозможно, даже если и захотели.
Так что за свои и флотские головы, мы были спокойны. Это я так шучу. Там некогда было это думать.
Всё внимание торпеде. После конца хода эта красавица всплыла, показав ярко оранжево раскрашенный нос с маяком...
... Всплыла она в конце Мотовского залива на траверзе н.п. Большие Озерки. Я завис над ней и висел до прихода торпедолова и висел,
пока они её поднимали на борт. Ну шустро парни работают.
Подлетел к АПЛ, а на ней на рубке много моряков, показывают нам большой палец руки. Мы доложили, что готовы к работе далее.
Описывать второй полет - "гонки" нет смысла. Все как и первый.
Торпедолов, подняв вторую торпеду, доложил, что пошел в базу на разгрузку. И пошлёпал, сказав, что вернется через 1,5 часа.
Летать просто так это время, жечь горючее, не было смысла. Я принимаю решение произвести посадку на южный берег полуострова Рыбачий,
в видимости АПЛ. Доложил Командиру лодки, сказав, что "Я вас буду видеть, как и Вы меня. По готовности дайте мне сигнал зеленой ракетой
для запуска двигателей".
Я уже заходил на посадку, почти зависал, последовал голос Командира (он так сказал). " Командир (это он обратился ко мне),
вы можете забрать у меня больного, промедление - смерти подобно.
"Я ему сказал, что ранее не садился на спину лодки (видимо, и никто этого не делал ), но постараюсь, если колеса уместятся на спине".
С воздуха лодка кажется маленькая (относительно), а спина тем более. Вообщем мы подлетели, зависаю. А лодка-то Бооооольшая. Колеса умещаются.
Сел на лодку и сидел на "шаг-газе", т.е не сбрасывая "шаг-газа". Оказаться за бортом не хотелось.
Конечно поток от несущего винта был очень сильный, но моряки справились с потоком. Принесли больного на носилках и с ним врач. Всё готово.
Мы попрощались с подводниками, я сказал Командиру, что через 12 мин буду у госпиталя в Североморске. Получили в эфир кучу СПАСИБО
и приглашение в гости (а мы довольно частые гости в Западной Лице),"счастливого ПОЛЕТА".
Разгон скорости и через 12 минут я уже заходил на посадку у ворот госпиталя. Нашему Оперативному я доложил, что буду садиться у госпиталя,
пусть подгонят "скорую".
Конечно получил ценное указание быть внимательным при посадке. ОД видимо забыл, что я туда садился однажды ночью при доставке раненого
танкиста со Скарбеевки (Рыбачий). И погода была тогда условная.
Скорой не понадобилось, медперсонал госпиталя на носилках перенес больного. И сразу на операционный стол. И вовремя.
Как потом меня проинформировали, прорвался аппендицит и пошло общее заражение. Оказалось всё вовремя.
По жизни не всегда происходит как написано в инструкции.
При отлете от АПЛ, я сказал, что отвезу больного и вернусь для продолжения задания. Командир сказал, что выполнение задание отложено,
т.к на флоте если нет хоть одного члена экипажа (а здесь - двое, из них один врач), задание не выполняется, откладывается.
Далее на это задание ни я, ни Моторин не летали. Причину нам не доводили.
А мы - взлет, разгон скорости, набор высоты и домой за следующими заданиями. А их было не сосчитать.
Иногда в сутки планировали до 5-8 заданий. Иногда в год по полгода без выходных. Так было. И мы были довольны, что небо с нами.
В авиации есть выражение "Земля нас награждала орденами, а небо награждало сединой".
Честно говоря, транспортно-спасательная наша эскадрилья не награждалась орденами, а вот сединой сполна.
Дорогие друзья, до новых встреч, до новых, не менее интересных полетов!
На фото из интернета для примера - вид подводной лодки проекта 949А из кабины Ми-8, Белое море.
Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)
Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке