Гремиха авиационная
Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полетах в Гремиху и около неё. Часть 7
Полёт в Нарьян-Мар через Гремиху
Давайте, как обещал слетаем в Нарьян-Мар (с 1499 г - Пустозерск).
Итак: Поздняя весна 1974 года. Мне позвонил Начальник отдела кадров авиации СФ полковник Бондаренко Владилен Алексеевич
- наш Главный следопыт и поисковик, приехать к нему в штаб авиации. У него в кабинете он поставил мне задачу готовить на завтра боевую машину,
заправленную под завязку.
Поступила через долгие пути, информация из Нарьян-Мара. Где-то в тундре оленеводы обнаружили какой-то самолет времен Великой Отечественной
войны. О нашем музее слухи катились и по тундре и поэтому оленеводы сообщили в горисполком Нарьян-Мара об этом. Почему так рано - по весне?
А дело в том, что как-только снег начнет сходить в тундре, они со стадами двинутся на Север и тогда не будет у них времени.
А точнее у бригадира оленеводов.
Машину я взял Ми-8 б/н №24. Я уже писал о ней - самая мощная, новая и большим запасом топлива. Борттехник Новиков Г.Г ,
правый летчик-штурман Терентьев В.Н.
Но на следующее утро Владилен Алексеевич на аэродром не приехал позвонил мне, что по службе занят, а визит уже согласован и там нас будут ждать.
Лети со своим экипажем, задача тебе ясна. Действуй по обстановке.
Проанализировав на метеостанции погоду по маршруту, мы взлетели. Погода позволяла такому перелету. Курс на северо-восток через Гремиху - Лумбовку,
реку Поной, горло Белого моря.
В Гремихе у гостеприимных моряков мы дозаправились и вперед. Пересекли горло Белого моря у реки Поной. Как моряки выражаются горло -
это где Белое море втекает (соединяется, прим. Д.Б. Штефанов) в Баренцево.
Пролетели Мезенскую губу, полуостров Канин и вдоль Чешской губы на столицу оленеводов. За бортом небольшой морозец. Тишина.
В морозном небе шуршат лопасти винтов. На курсе солнышко. Ну просто идилия. А впереди бескрайние просторы Ненецкой тундры.
Дух захватывает от гордости за наши бесконечные просторы. Тундра по своему очень красива, испещрена речками, озерами. Хотя лежит ещё снег,
но кое-где видны проталины, небольшие деревца (конечно без листьев).
Второй час полета, а тундра медленно проплывает под нами. Такое впечатление, что это не мы летим, а сама тундра движется нам навстречу
с Востока на Запад.
При подлете нам помогла ДПРС (дальняя приводная радистанция) аэродрома. Ура, вот он и Нарьян-Мар!
"Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар. Городок не велик и не мал. У Печоры, у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки" так пели Екатерина Шаврина
и Кола Бельды.
Даже в это время Печора - могучая со множеством притоков и рукавов и озер. Среди этого природного безмолвия разлегся низкорослый город
Нарьян-Мар (ранее - Пустозерск).
Мы не ожидали, что в городе приличный аэропорт. Когда-то здесь был военный аэродром. Произвели посадку у КДП. К нам пришли представители города.
Они ожидали Больших представителей из авиации Северного флота, а оказался один экипаж.
Я объяснил, что служебная занятость не позволила полковнику Бондаренко В.А прилететь, а у меня большие полномочия и к тому же
"я шеф-пилот" Командующего Северным флотом.
Всё встало на место. Машину дозаправили, и поехали в горисполком. По пути нам показали весь город, его достопримечательности,
рассказали историю возникновения города.
Один морской порт - значимое предприятие. А ещё деревоперерабатывающий завод и т.д. Рыбо и мясоперерабатывающие предприятия.
В общем горожанам было чем нас удивить, а нам удивиться. Мы, действительно не ожидали того, что нам показали.
А ведь взять билет на самолет и посмотреть для себя. Впечатлений останется на всю жизнь.
Я пишу о городе 1974 года, когда я туда летал. А на сегодняшний день посмотреть по Интернету- можно увидеть как продвинулся в своем развитии
Нарьян-Мар...
...В горисполкоме основательно обсудили полет на завтра, познакомились с бригадиром оленеводов. Жаль, что за страницами годов,
я забыл фамилию его. По национальности он- югра.
Я показал ему полетную карту. Он как-то скептически отнесся к карте, но все-таки посмотрел и сказал "Я завтра Вам и так покажу без карты".
Я как-то рассказывал о об одном оленеводе, который шел третьи сутки через тундру (по "дороге") на партсобрание в Гремиху.
На завтра мне ещё раз придется удивляться как оленеводы ориентируются без карты в тундре.
На следующий день мы раненько взлетели. Борттехник посадил на свое место оленевода и полетели мы к побережью в сторону острова Колгуева.
Вот кого нам нужно ставить штурманами в экипажи транспортной авиации. Не в обиду нашим штурманам. Ведь задачи разные.
Он сам с удивлением смотрел на тундру с высоты нашего полета и говорил, что тундра другая совсем. Но все равно точно показывал куда лететь
не глядя на карту.
В общем нашли мы самолет довольно быстро. Только он ещё был в снегу. Торчал киль, верхняя часть фюзеляжа и немножко кабина.
На взгляд мы определили, что это ПЕ-2 или Пе-3. Ометили у себя на карте.
Попрощались с ним "до скорой встречи". Но так получилось, что я с самолетом попрощался навсегда. Я больше суда не возвращался (служба).
И Лахтане туда не летали, иначе бы он появился у нас в музее. Но такого не произошло. Видимо лежит Пешка до сих пор там,
где мы его оставили ждать нас. А в наше "капиталистическое" время он совсем никому не нужен.
А зря. Таких самолетов нигде нет.
Вернувшись, мы высадили ОЛЕНЕВОДА (пишу с большой буквы. Он этого достоин). Дозапрвили вертолет под завязку. Попрощались с руководством города.
Пообещали вернуться. Городу я, как память об авиации, вручил Книгу-Альбом "НПП" (Наставление по производству полетов) в картинках.
Её мы (два летчика и штурмана с Североморска-1) подготовили, нарисовали, написали. И в типографии Северного флота отпечатали
в большом количестве для всех полков авиации ВМФ СССР.
Мне за эту работу от Командующего авиацией Северного флота генерал-лейтенанта Ручкова В.Е вручили наручные часы в желтом корпусе
с надписью "капитану Баранову В.М. от Ком. Ав. СФ. 1973 г". Часы ходят до сих пор, но лежат у меня как память.
Далее у меня будут и другие часы, от Главкома ВМФ. Но это уже другая история, о которой я буду писать по просьбе
контр-адмирала Штефанова Д.Б и полковника Клейн Ю.В.
А сейчас - ДОМОЙ. Задача выполнена. Проанализировав погоду по маршруту Нарьян-Мар-Североморск, взлетели.
Нам гостеприимный город оленеводов с КДП пожелал счастливого полета.
Набрали высоту 1500 м, вышли за облака, курс на горло Белого моря, на Запад.
На этом эшелоне ветерок нам был попутный справа. При подходе в Белому морю мы хорошо стали принимать сигналы ШВРС
(широковещательную радиостанцию) Мурманска. Она вообще мощная и всегда нас выручала. И не только меня, все наши воздушные суда,
особенно возращающиеся с Севера.
Наши аэродромные привода работают до расстояния 20 км., а больше и не нужны.
Когда устойчиво стали принимать ШВРС, я положил "зоротую стрелку" на на полосу курса и летишь как на посадочном курсе своего аэродрома,
не давая "золотой стрелке" сползать с Полосы. Ветер хорошо определяется.
Я уже не летаю более 30 лет, но всегда с высочайшем поклонением вспоминаю Мурманск и его ШВРС.
Дорогие друзья по Вашему желанию, я расскажу как однажды один наш экипаж Ту-16 не поверил ШВРС и куролесил, улетев в Финляндию...
...После прохода Белого моря, мы снизились до высоты 600 м по приведенному давлению т.к на высоте 1500 м здесь ветерок подвернул на северо-запад,
т.е. стал немного встречный справа. А топливо надо было экономить. Хотя впереди у нас была палочка-выручалочка - ВМБ Гремиха.
Проходим траверз мыса Святой нос мы заметили слева по курсу в тундре что чернеет и даже блеснуло. Летая здесь столько лет я знал, что здесь
не должно ничего чернеть и даже блеснуть. Оленей в это время здесь ещё нет. И тундра белая - белая, чистая.
Это как у Чехова у Ваньки Жукова, когда он писал письмо своему деду Макарычу "И Млечный путь вырисовывается так ясно как будто его
перед праздником помыли и почистили снегом".
Принимаю решение, снижаемся до высоты 50 м, становимся в круг над предметом - загадкой. И каково было удивление. Это был самолет.
Хорошо торчит киль, верх кабины и кабина экипажа. Мы сразу определили, что это Ил-4.
Вопросов возникло много, на которые мы отвечали себе когда набрали высоту, да и потом этот самолет много ставил вопросов.
Пока правак - Володя Терентьев сидел за управлением мы с Ганей Новиковым немного осмотрели кабину.
Кабина штурмана и стрелка-радиста была вся в стреляных гильзах пулеметов. Взяв с собой гильзы, мы с удовольствие, набрав высоту,
возвращались домой.
После прилета, пока машину заправляли, Володя Терентьев составлял бортжурнал, документацию, я запустил своего Жигуленка и поехал с докладом
и картой в штаб ВВС.
Мой доклад выслушали Нач. штаба ВВС генерал Щипков В.В и Бондаренко В.А. Оба летчика, оба летали на таких машинах. У них желание было
хоть завтра лететь туда и вывезти Ил-4 из-под Гремихи. Но тундра пока не хотела расставаться со своими "кладами".
Виктор Васильевич Щипков дал мне указание "следи за самолетом". Я ему: "Так он же уже ни куда без нас не улетит".
Он: "Я имел ввиду, когда сойдет снег в тундре, летите туда на обследование и возможность перевезти к нам".
Как только сошел снег, Оперативный ВВС запланировали мой полет с Бондаренко В.А на предмет осмотра и эвакуации Ил-4.
После прилета к самолету, Ил-4 подбросил опять нам загадки. Как он там оказался? Почему у самолета нет крыльев ?
Мы убедились, что крылья не были варварски сломаны рыбаками и охотниками, как это они дели в западной части Кольской земли.
Крылья были аккуратно отстыкованы и вывезены вместе с двигателями.
Крылья особенно были на фронте дефицитны. Ведь зачастую самолеты прилетали с боевого задания "на честном слове и на одном крыле".
Потом в архивах мы нашли некоторую разгадку. В районе Гремихи на траверзе Святого Носа был фронтовой аэродром, выложенный металлическими
американскими плитами. На нем базировались торпедоносцы Ил-4т. Прикрывали вход в Белое море, прикрывали караваны-PQ, идущие на Архангельск.
Этот "наш" Ил-4, видимо, шел с задания (кабины со стреляными гильзами). Не дотянул до аэродрома и сел между третьим и четвёртым разворотом.
То что он не падал и не горел, видно по его состоянию. Крылья отстыковали и увезли на этот аэродром оленями.
Во время войны очень много работали оленьи упряжки, доставляя к фронту всё. Не даром же в Нарьян-маре стоит памятник оленям и оленеводам.
По возможности, я найду и выложу это фото.
На следующий день мы вновь прилетели сюда для подготовки к эвакуации в Сафоново. "Самолеты возвращаются на базу", к этом я буду ещё
возвращаться.
С нами, кроме Бондаренко В.А., прилетела группа вооружения нашей эскадрильи вместе с нач. группы капитаном Безбедовым Михаилом.
Он всегда занимался тем, что готовил подвески для эвакуации. Я ещё об этом буду писать, т.к все самолеты в нашем музее вывезены из тундры в разном их состоянии.
После подготовки тросов подвески, взлетел, набрал высоту 1200 м и передал через ретранслятор на Кильдине, чтобы выпускали к нам Ми-6
с командиром нашей эскадрильи майором (тогда) Аксюк Алексеем Васильевичем.
Через некоторое время он прилетел топлива на борту минимальное, чтобы хватило мощи двигателей оторвать тяжелый Ил-4 и доставить на базу...
...Надо было видеть как Ми-6 оторвал самолет от земли. У нас наворачивались слезы, когда Ил-4 ловко устроился под "животом" Ми-6,
носом по курсу и - домой, домой, домой, через столько десятков лет.
Я забрал всех специалистов на борт, тоже взлетел и летел рядом до самой посадки. Мы фотографировали. Пленку у меня попросил фотокорресподент
газеты "Воздушный вестник" Евгений Кошелев, сказав, что вернет, опубликует в ближайших номерах.
Тогда нашим флотским газетам не позволялась такая вольность и поэтому редчайшие кадры уходили от нас. Мне Кошелев пленку не вернул.
Наши фото появлялись и в журнале "Техника молодежи" и даже в зарубежных - Польских, чешских журнала.
Наш Ил-4 не переставал нам ставить вопросы-задачи. На сей раз такой вопрос, на который нет ответа до сих пор.
При разборке, демонтаже, приведения порядка в кабине пилотов под сиденьем Командира были найдены останки верхней части человеческого тела.
Всякие были версии. Одна из них: при посадке (видимо на гладкая, мягкая посадка) от удара под сиденье командира попал стрелок-радист.
Больше некому. Штурман не мог оказаться под командиром. Может быть это сделали как условную могилу стрелку. Но куда делась нижняя часть тела?
Видимо - это работа росомахи.
Судьба этого условного захоронения: Останки были кремированыи официально были захоронены в капсуле, перевезённые на БТР со Знаменами
из Сафонова к н.п. Кортик на трассе Мурманск - Североморск.
Установлена стела с надписью "Неизвестный летчик". Капсулу с прахом опустили в бетонную нишу, залили бетоном,
над ней поставили трехлопастной винт со скрученными лопастями.
Здесь похоронен неизвестный летчик с самолета Ил-4Т, сбитого в районе Гремихи во время войны. Самолет был вывезен экипажами вертолетов 830 окплвп ВВС СФ:
Ми-6 командир, командир АЭ майор Аксюк Алексей Васильевич;
Ми-8 командир Баранов Виктор Михайлович.
Группа вооружения, начальник группы капитан Безбедов Михаил.
В настоящее время сборщики металлолома утащили с этой святыни этот винт. Ничего святого нет у этих подонков.
Весь процесс захоронения снимали местное и центральное телевидение. Стелла была сделана из лопасти Ми-6.
Самолет руками наших авиационных умельцев был восстановлен не до летного состояния, но рулящего. На нашем аэродроме Североморск-2
Ленфильм снимал картину "Торпедоносцы". Все воздушные съёмки делались на нашем аэродроме, житейские сценки снимались в нашем авиагарнизоне.
Наш Ил-4 "бегал" - рулил по ВПП. В кабине был Владилен Алексеевич Бондаренко. Ведь он летал на таких. А чтобы вдруг не взлетел,
ему вместо Аш-82 поставили двигатели Аш-62 от Ли-2. Таким образом на Ил-4 мог бегать по ВПП, но взлететь уже не мог, не хватало мощи.
И продолжив тему Гремиха, я не знаю почему руководство ВМБ не воспользвались фронтовым аэродромом , выложенный американскми железными плитами.
Такими плитами выложен был на аэродром на острове Кильдин. Видимо было сложно форсировать речку Йоканьга.
Ведь аэродром был на правом берегу реки.
Но постепенно эти плиты куда-то исчезли и речка не оказалась препятствием. Когда я летал в ту сторону, все еще было на месте.
Даже громадные антенны локаторов и пеленгаторов.
Ну а сейчас уже поздно об этом говорить. Если я смотрю по Интернету, сама ВМБ дышит на ладан. Развалить такую мощь?
Это нужно было кому-то целенаправлено уничтожить.
Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)
Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке