[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Гремиха

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полетах в Гремиху и около неё. Часть 4


Полёт с курсантами ВВМУПП в 1977 году

Итак, полетели. И опять на ВМБ "Гремиха". От ОД ВВС СФ я получил задание: вывезти из Гремихи курсантов Ленинградского морского училища подводного плавания, прошедших стажировку на АПЛ ВМБ "Гремиха".
Ничего тут особенного, мне приходилось много раз заниматься такими вопросами - перевозка различного личного состава подводников.
Ан, нет. Полет оказался особенным. Это было в начале лета 1977 года (прим. Д.Б. Штефанова - видимо весной, т.к. в начале мая уже льда не было).
Вообще личный состав ВМБ на Большую землю попадает морским путем на кораблях СФ или на круизном теплоходе "Клавдия Еланская" (прим. Д.Б. Штефанова - и на теплоходе "Вацлав Воровский" в то время).
В то время билеты на самолеты, поезда доставались очень трудно. Месяцами стояли в очередях. Конечно же ни поезда, ни самолеты не ждут опоздавших.
В те дни "Седой" суровый ледовитый океан преподнес очередной сюрприз для кораблей, АПЛ, населению Гремихи. Океан подвинул свои льды и запер намертво Базу. "Заткнул" все проливы между островами. Ни войти ни выйти.
Даже местный каботажный ледокольчик с былинным именем , то-ли "Святогор", то-ли "Илья Муромец", как-то так был зажат в проливе между островами Первый Осушной и Медвежий.
Второй экипаж на Ми-6 пилотировал капитан Молодкин В.С. Контролировал его комэск подполковник Аксюк А.В.
Мой экипаж: борт №24 -борттехник Гавриил Новиков (борттехник Ганька), правый летчик ст.л-т Крюков В. (прекраснейший парень).
Задача экипажу Ми-6 было вывезти людей с Гремихи в Североморск, а потом они автобусами на ЖД вокзал Мурманска или в аэропорт Мурманска.
Погода стояла миллион на миллион, по нашему авиационному выражению. После посадки на площадки у Гремихи, к нам приехал Командующий ВМБ и обратился ко мне. "Ребята, надо помочь морякам ледокола. Его зажало льдами, продуктов на камбузе нет. Голодуют. Надо доставить им продукты.
"Товарищ адмирал, проблем нет, доставим".
Погорячился я. Проблемы появились как-только мы подлетели к кораблю. Дело в том, что ледокол небольшой зависнуть над палубой невозможно, мешают надстройки и антенны. Положить продукты на лед рядом, смысла нет. Моряки показывают, что выйти на лед они боятся.
Тогда мы решили зависнуть высоко над мачтами и на веревке опустить мешки. И здесь появилась ещё одна проблема.
Мешки с продуктами от потоков от несущего винта кружились и могли запутаться среди антенн и надстроек.
Я пилотировал, а Правый с борттехником опускали груз, приготовили ножи, в случае чего обрезать веревку.
Вобщем долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Не пришлось обрезать фал. Попали на палубу.
Я завис рядом и надо было видеть улыбающиеся лица моряков с колбасой в руках. Они как могли поблагодарили нас и через пару минут мы уже сидели на своей площадке.
Народу с чемоданами, детьми и разными сумками было как в аэропорту. И всем нужно было улететь.
Для поддержания порядка на площадке там присутствовал комендант Гремихи - майор (фамилию за давностью лет, забыл) и почему-то матросы были с автоматами. Не понятно Для устрашения что-ли?

... Продолжаю ПОЛЕТ.. Я же ещё не взлетел с курсантами.
Итак. Привезли к вертолету курсантов. По памяти 20 (или 25). Мы их посадили. Машина была боевая №24, самая мощная у меня. Всем хватило места. Мне передали, что едет Контр-адмирал, забрать его и вперед.
Действительно приехал адмирал и с ним лейтенант. Он показывает лейтенанту - "Садись". Я сказал, что по расчету я могу взять с собой только Вас.
Правда он не перечил. Тут ко мне подходит старшина 1 статьи и просится в полет, (в отпуск парнишка).
Я ему сказал, сейчас оторвусь, если машина будет тянуть, заберу тебя и лейтенанта.
Запустили двигатели, начал выбирать Шаг-газ. Машина висит на высоте 0,5 метра и все. Не тянет. Даже матрос (старшина) понял, что машина не тянет и мало того, как-то висит хвостом вниз.
Я некоторое время повисел, чтобы немножко горючего сжечь. Но машина продолжала висеть с кабрированием на нос и начала сползать на 0,5 метра с площадки к пыльной дороге. Такого с ней не было никогда.
Понять было некогда за её поведением. Машина сползла с площадки, сесть я уже не мог. Впереди дорога и пыль, вертолет продолжает ползти вперед без набора высоты.
Впереди через ущелье на курсе ЛЭП. Перетянуть, я понял, что не перетяну вверх через ЛЭП, машина не тянет.
Я принимаю решение разгонять скорость вниз в ущелье под провода ЛЭП.
Теперь всем предлагаю (даже не летчикам) прокрутить через себя мои действия.
Не зная, что произошло с машиной, я действовал на главное разогнать скорость падая вниз в ущелье.
Все обошлось. Ангел моего отца, который в Сталинградском небе 17 января 1943 года не сберег его, СБЕРЕГАЛ. в этом полете меня и людей на моем борту. Со снижением я разогнал скорость (под ЛЭП я уже прошел). Далее набор высоты , на курс и на аэродром Североморск-1.
В полете думать, что произошло с машиной, некогда было. После посадки на Североморске-1, мы высадили курсантов без выключения двигателей.
Пока борттехник Новиков Г.Г. высаживал пассажиров вперед и влево я автоматически считал сколько их было.
Оказалось, что кроме курсантов оказалось 5 пассажиров в гражданской форме с чемоданами.
Я спрашиваю бортача, "Откуда эти люди. Ты что родил их в полете?" Мы перед взлетом не видели их в грузовой кабине...
На следующий день мы полетели вывозить детсады и всё выяснили. Этот, на грани трагизма, наш полет.
Оказывается, когда мы разместили курсантов, дозаправили машину и ждали адмирала, отвлеклись - выполнить авиационный закон (отлить перед полетом), комендант посадил своих людей с чемоданами (тоже в отпуск) и разместил их в заднюю часть грузовой кабины и закрыл шторкой. Тем самым создал заднюю центровку до предела. Вот почему машина так странно висела и ползла носом вверх (кабрирование).
Когда я начинал падать в ущелье, разгоняя скорость, все кто был на площадке поняли, что у них на глазах погибают люди.
Это мы узнали на следующий день. Рассказывал сам комендант.
Около Ми-6 стоял его экипаж, командир нашей транспортно-спасательной эскадрильи Алексей Васильевич Аксюк (летчик от БОГА).
Видели матросы с автоматами. Комэск - Аксюк А.В. видел, как у него на глазах погибал экипаж его эскадрильи и он ничем не мог ему помочь.
Как потом мне признался Алексей Васильевич, он стоял и молча просил "Боженька, помоги ему". И Боженька помог мне вместе с Отцовским АНГЕЛОМ.
А ведь как садил лишних людей Комендант видели курсанты и матросы с автоматами. И никто не подсказал экипажу о нарушении.
Когда мы прилетели на следующий день в Гремиху, встречал нас комендант. Он упал на колени. И сказал, когда мы начали падать в ущелье, все поняли, что экипаж с людьми погибает по вине коменданта, матросы передернули затворы автоматов. "И они расстреляли бы меня на месте".
Взор всех людей был устремлён в сторону ущелья под ЛЭП. Когда услышали, что взрыва не последовало и вертолет летит и показался над сопками, со слабыми нервали плакали, падали на бетонку.
Ребята, как видите, я пишу воспоминания. И что я и мой экипаж жив до сих пор (правда не совсем здоров. Но это, видимо, возрастное. ХООООТЯ !)
Так уважаемые мои читатели и слушатели закончился мой очередной полет в Гремиху.
Всё, что я написал, подтверждается свидетелями, которые там были в то время, моим Комэской и, естествеено, экипажем.
Полеты мои продолжаются.
До следующего полета за детьми детского сада Гремихи и Островного."

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)


На фото - та самая вертолетная площадка в 224 зрбр за Гремихой.
А слева - распадок, куда и нырнул летчик Баранов с людьми.
Да-а, мастерство Виктора Ивановича и чудо помогли!

  • Возврат на страницу Гремиха авиационная
    [an error occurred while processing this directive]