[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Гремиха

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полетах в Гремиху и около неё. Часть 2


О том, как летчик Баранов В.М. с Командующим ВВС СФ в тундре "пропал".

Начало.

Итак в один из дней лета 1977 года Командующий авиацией СФ генерал-лейтенант Ручков Виктор Евтихьевич, изыскал время для личного ознакомления с полигоном Лумбовка - жизнь, быт, служба личного состава.
Дело было конец июня - начало июля. Не стал смотреть летную книжку - когда это конкретно, это же не хроника моих полетов.
Оперативный ВВС предложил мне (считай приказал) взять машину "Ми-8 пс "салон", всё-таки Командующего повезешь". Собственно я и не возражал, т.к у меня в звене их "салонов" было три. Два Казанских №25 и №26 и наш местный №23 переделанный в ДАРМЕ на Североморске-1.
И к тому же я знал , что на Лумбовке есть топливозаправщик на стареньком ЗиЛ-157.
Но Оперативный, отправляя меня в этот полет, не предупредил, что на Лумбовку топливо не завезли и его там нет.
Взлетели мы со спокойной душой. При прохождении реки Харловка погода начала портиться. Прошел речку Дроздовка, погода совсем испортилась, облака легли на землю. Я понял, что по тундре мы не пройдем.
Выручала как всегда "аэродинамическая труба"- вдоль берега. Это моё выражение. Много раз она нас выручала. У берега всегда облака поднимались в сторону тундры и там ложились. А вдоль берега на высоте 10-15 м можно было лететь. Вот по этой "трубе" с расстояния 30-40 км мы подошли к Гремихе.
Я запросил проход у "Занозы" Гремихи. Доложил, что иду на "Постройку" т.е. на Лумбовку.
Пересекая по долине маленькой речушки на Святом Носу, радист сказал мне топлива на "Постройке" нет. Но развернуться в этой речушке я не мог.
Это как в ущелье в горах. Пересек Святой Нос и в низ под берег. На высоте до 5 метров и видимости до 50 м мы на скорости 60 км/ч над водой потопали. Речку Лумбовку определили по цвету воды. Цвет речки отличается от морской своей некоторой желтизной.
Пересекли речку Лумбовка и тут в последний момент я вспомнил, что у казарм матросов стоит вышка с антенами.
Отвернули и плюхнулись на металлическую площадку.
Вылезли из кабины. Именно вылезли. Ноги подкашиваются. Я сел, Виктор Евтихьевич сунул мне сигарету в рот (хотя я не куру) "Всё, успокойся, сидим".
Сутки Командующий занимался своими запланированными делами. Довольный. Мне кажется, это единственный Командующий, который вот так побывал на полигоне. Запросто общался с личным составом и матросами тоже. Весь личный состав на следующий день провожал нас в обратный полет.
Ничего не предвещало. Единственно на душе кошки скребли - топливо-то в обрез. На боевой машине мы летали до Лумбовки и обратно домой на Североморск-2, могли не дозаправляться, но на пределе. А на "Салоне" в лучшем случае могли дотянуть до полпути.
Т.о. задача стояла пробиться на Гремиху. Там топливо для наших вертолетов всегда было.
Моряки, запасливый народ и гостеприимный. Я до сих пор благодарен МОРЯКАМ Гремихи. Пишу с большой буквой. РЕБЯТА, я вас всегда и до сих пор помню, как в авиации говорят ++++.
Взлетели с Лумбовки, я передал "Постройке" что буду на "Занозе" через 20 мин. На земле ещё обговорили с Нач. полигона майором Мартыновым, чтобы он по проводной связался с Гремихой, чтобы к нашему прилету на площадку пригнали ТЗ (у них ТЗ на базе " Урала").
Минут 5 полета и мы поняли что перевалить напрямую по тундре в районе Святого Носа мы не сможем. Облака прилично устроились на цветущей тундре.
Принимаю решение лететь по нашей "трубе" в обход Святого Носа. Ещё минут 8 полета и мы поняли, что лететь "пешком" мы не можем.
Видимость метров десять. Выбираю кусочек какой-то суши и сажусь. Удачно и удобно. Шасси на площадке, а все остальное над морем....

Продолжение.

После посадки я услышал на первом канале, что на "Постройке" работает Армейский Ту-16 (это я потом узнал).
Я ему сказал "Передай на "Постройку", что я по погоде сел в тундре". Он мне передал, что рад за меня и сиди там, не мешай работать. Вот такая летная взаимовыручка. Ему простительно, он же не флотский летчик.
Осталось надеяться, что майор Мартыненко, обязательно поднимет всех на уши, т.к Баранов не прилетел через 20 мин.
Такого вообще не могло быть. Так и было.
Командующий флотилией вице-адмирал Коробов В.К. доложил Ком флоту - адмиралу Егорову. Первое, о чем Ком флота спросил " Кто летчик?".
Ему доложили, что командир экапажа майор Баранов. Командующий сказал "Этот летчик не мог упасть, он где-то сел. Поднимайте самолеты с Архангельска и Североморска. Ищите."

Через некоторое время прилетел на Ил-38 майор Сапитько. Услышав звук летевшего самолета, я связался с ним на первом канале.
Договорился с ним "Я нажму кнопку передатчика, а ты запеленгуй место моей посадки". Оказалось, что мы сидим на мысе Коровий в 4 км. от Святого носа.
Командующий поговорил с ним. Приказал летать над Гремихой и следить за погодой. Как появится окно, он мне передаст и мы взлетим, через окно произведем посадку в Гремихе.
Он ходил над нами 12 часов. Но увы, погода не изменилась в лучшую сторону. Ветер северо-северо-восточный и хмарь от Новой Земли прикрыла этот район. На смену Сапитько прилетел тоже на Ил-38 Зам командующего генерал-майор Виктор Павлович Потапов. Он тоже ходил часов 10.
О том, что нашли нас доложил на КП флота ещё майор Сапитько. Ждать от моря погоды было бесполезно, пока не изменится ветер.
Все-таки лето, не холодно, питание есть. Наловили рыбы. Даже семга приличная попалась. Отправили генерала Потапова, а сами стали ждать погоды.
На следующий день проснувшись, я заметил, что видимость улучшилась, облака несколько приподнялись. Я Командующему посоветовал "давайте взлетим и подлетим на Святой Нос. Там казармы, там причал. Нам на катерах туда привезут топливо".
Собственно моряки готовы на этот вариант доставки топлива. Виктор Евтихьевич сказал "Ты командир, принимай решение".
В общем раскрутили свои лопасти, взлетели и над берегом курсом на Святой.
Но так как скорость я разогнал до 200, то не заметили как проскочили Мыс. Развернулись и пошли на посадку на мыс.
Но тут мы заметили впереди справа по курсу какой-то большой населенный пункт. Я говорю "Товарищ Командующий, мы летим туда".
"Командир, вперед".
Над водой, мы пока не прикрыло быстренько рванули туда. Подлетаем и глазам не верим. Так это же Гремиха."

Заключение.

"...Гремиху и Островную с моря прикрывают пять островов: Первый Осушной, Медвежий, Сальный, Витте и Чаичий. И поэтому с моря ВМБ не видно.
Да и я никогда на ВМБ не заходил со стороны моря и поэтом сразу не узнал.
Ура, заходим на посадку. К этому году нам построили две бетонные площадки. Моряки расстарались. Мы поняли, что теперь сейчас нас заправят и мы при любой погоде взлетим.
На площадке нас встречал Ком флотилией вице-адмирал В.К.Коробов. Объятия, поцелуи - генерал и адмирал.
Коробов пожал нам руки. Он меня знал уже много лет. Пригласил нас остаться. Погостить. Но я уговорил Виктора Евтихьевича лететь домой, а то прикроет сейчас, надо успеть скорость разогнать и уйти в облака. Собственно Ручков В.Е согласен был со мной т.к. спешил на свадьбу к сыну (Виктор тоже), а потом в Саратов (он Саратовский), а потом в санаторий "Аврора" в Сочи.
Правый летчик домой в отпуск в Ростов. Пообещали, что прилетим в Гости специально. Попрощались с Ком составом Гремихи.
Как ни странно, но в гости, правда за новым заданием я прилетел скоро, но это другой эпизод в моей летной работе.
И не менее интересным и даже трагичным (но всё обошлось). Раз я пишу, значит живой).
И заканчиваю свой рассказ на высокой положительной ноте. Набрали скорость, высоту, на эшелон. На 600 м вышли из облаков и до реки Харловка шли за облаками. А от этого рубежа и до Североморска-2, родного аэродрома, миллион на миллион.
Пользуясь случаем БЛАГОДАРЮ всех подводников, моряков ВМБ Гремиха. Сколько им пришлось пережить, когда они узнали, что пропал Ми-8 с Командующим Авиацией СФ. А вот всем чертям назло - мы ЖИВЫ и до сих пор ВСЕ живы.
Итак до встречи на страницах Интернета, СМИ. Я помню свое обещание и поведу ВАС в новые приключения.
После прилета домой Командующий раздал "всем сестрам по серьгам". Оперативному, за то что не проинформировал Командира экипажа, что топлива на Лумбовке нет. И всем другим которые не завели топливо. Вот так-то".

Полковник в отставке, военный лётчик 1-го класса Баранов Виктор Михайлович.

  • Возврат на страницу Гремиха авиационная
    [an error occurred while processing this directive]