[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Гремиха

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полётах с Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым


Полёт на Северном флоте в 1976 году, тавкр "Киев"

1976 год для Северного флота ознаменовался событием. 10 августа к месту приписки на Северный флот прибыл тяжелый авианесущий крейсер - тавкр "КИЕВ".
"Киев " строился в г. Николаеве на ЧСЗ (Черноморском судостроительном заводе) с 1970 по 1975 гг.
Главком ВМФ СССР Горшков С.Г 17 апреля 1975 года на многолюдном митинге у достроечной стенке большого ковша завода после швартовых испытаний выступил с большой речью. В конце своего выступления Горшков С.Г. сказал: "Дорогу Советскому авианесущему флоту".
После многих испытаний тавкр "КИЕВ" 16 июля вышел в свой первый поход к берегам Кольской земли, к месту базирования - Северному флоту.
Я не буду описывать как встречали первенца ТАВКРов - корабля группового базирования авиации, это не входит в мою задачу.
А вот "Киев" своим прибытием на флот поставил перед всеми много новых задач. И для авиации конкретно.
Авиация начала осваивать палубу корабля. Полеты самолетов Як-38, Як-38у, вертолеты Ка-25.
На этом этапе наше звено МИ-8 подключилось тоже к освоению корабля - в транспортно-спасательном варианте.
И конечно надо было ждать прибытия на Северный флот "отца" авианесущего флота СССР ГК ВМФ Горшкова С.Г.
Он не мог оставить без внимание такого эпохального события для флота. Недаром же потом стали называть - авианесущие крейсера адмирала Горшкова.

Тавкр "Киев" в Североморске.
Фото из интернета

26 сентября 1976 г. Горшков С.Г прибыл на флот. Никто не мог знать, как Главком захочет прибыть на такр. Но нам (мне и Моторину) была поставлена задача - быть в готовности для полета на "Киев".
А ведь у нас в звене Ми-8 ни у кого не было допуска к посадкам на такре "Киев", т.к никто из руководства полка и эскадрилий вообще не было допуска полетов на Ми-8. Так что и не кому было нам дать допуск.
У Моторина был допуск к посадкам на МИ-4 к посадкам на пароход "Мурман". А у меня - к посадкам на Ми-4 на "Мурман" и пкр " Москва".

Допуск к посадке на Ми-4 на пкр "Москва" мне дал знаменитый черноморский летчик Георгий Николаевич Мдивани в 1968 году.
Дело в том что после окончания Сызранского военного училища летчиков в 1965 году с "ОТЛИЧИЕМ" я выбрал место службы авиацию Черноморского флота в 872 Качинский полк. И попал в звено управления полка правым летчиком.
До 1968 года я летал с командиром полка Сафоновым П.С., Герасимовым В.И., Корж Н.И и Мдивани Г.Н.
Больше всего я часто летал с Георгием Николаевичем Мдивани. Удивительный был человек, прекраснейший офицер.
Все заботы полка брал на себя и очень обидчивый был. С ним можно было спорить на равных. За день мог наложить до десятка взысканий, а к концу рабочего дня все взыскания снимал со словами "иди домой и скажи жене, что ты мухолёв".
В 1967 году на Черноморский флот для испытаний прибыл пкр "Москва". Испытания проходили у Херсонеса, в Феодосии.
Появилась постоянная необходимость воздушного обеспечения корабля. Этими вопросами занимались подполковник Мдивани и Тимашков.
Я был на правом сиденье.
В 1968 году я был назначен командиром спасательного экипажа (я об этом писал). Один из многочисленных допусков которые мне дали Мдивани Г.Н., Сафонов П.С., Федотов Ю. - посадка на пкр "Москва "на стопе".
Вот эти посадки на пкр "Москва" помогли мне дальше выполнить полеты с других кораблей и с тавкр "Киев" в частности.

Пкр "Москва" в море. На палубе вертолёты Ка-25ПЛ.
Фото из интернета

Вечером 25 сентября ОД авиации поставил мне задачу: "Завтра, по команде Вам взлет, посадка в Североморске на площадку у штаба флота и далее по действовать по указанию Главкома. Машину взять "салон".
"Есть."

На завтра 26 сентября в 9.00 я уже произвел посадку на вертолетную площадку в Североморске. Старожилы города знают её. Я выложу фото - у торпедного катера на постаменте.
Со стороны залива заход не составляет труда, а через город (по ветру) заход несколько затруднен - через дома.

Фото - заход на площадку через ПЛ-музей К-21. Современное фото из интернета.

Через некоторое время Главком ВМФ С.Г.Горшков с Командующим флотом Егоровым Г.М. и большой свитой адмиралов прибыли к вертолету.
Я доложил о готовности к полету и спросил "Куда полетим?".
"Полетим на авианосец "Киев". Именно так и сказал "на авианосец. Можно себе представить сколько проходит перед Главкомом лиц, а он помнил, что мы с ним летали.
Я у него спросил "а к пограничникам полетим?"
"Нет , нас ждут на авианосце, потом, потом."
Запуск двигателей. Взлет и на тавкр. Благо он стоял на рейде города Североморска.
"Фарватер", я 28555, подход и посадку".
"Посадка разрешена, на палубе штиль".
Посадку произвел на корме на площадку "Т". Действительно нас ждали, весь корабль. Личный состав выстроен на палубе.
Встречал Главкома первый командир корабля капитан первого ранга Ю.Г. Соколов и Начальник штаба авиации генерал-полковник Г.А. Кузнецов.
Известно, что вертолеты Ми-8 на висении садятся на правое заднее колесо, а потом уже приземляются на все колеса.
Я потихонечку поставил правое колесо и опускаю остальные, Кузнецов Г.А показывает мне руками (садись), ну я шаг-газ сбросил, посчитав, что вертолет сидит, коль Кузнецов показывает.
Но увы, вертолет еще не сидел, а висел на высоте нескольких сантиметров. Естественно, после моего сброса Шага, вертолет сел грубовато.
Главком ничего не сказал, а Кузнецов меня же потом оттянул. У сильного всегда бессильный виноват.

Первое посещение "Киева" Главкомом длилось долго. И мы все это время были в готовности у вертолета. Здесь мы заметили, что гостеприимность моряков не везде одинакова.
Прошло много времени, но никто не догадался, что экипаж должен быть накормлен. Конечно мы поняли, что просто не до нас.
Через несколько часов Главком со своей свитой пришли к вертолету и мы взлетели с корабля. Посадка у штаба флота.
После посадки Главком сказал, что "мы выйдем в море, а вы прилетите за нами."

26 сентября 1976 г. Мой взлет на Ми-8пс "салоне" №26 с Главкомом ВМФ СССР адмиралом С.Г.Горшковым с такра "Киев". Рейд Североморска.
Фото прислал В.М. Баранов

Следующий полет за Главкомом был через несколько дней. Горшков на "Киеве" выходил в море. Видимо посмотрел ходовые качества своего "первенца" ТАВКР. Это мое мнение.
Ничего необычного. Мы настроились на привод "Киева", вышли на него (в море приличная дымочка была).
Корабль шел с приличной скоростью - узлов 15. Я развернулся над ним, получив данные о посадке, ветер на палубе, давление, пошел на посадку.
Я даже забыл, что на корабль на ходу я не садился никогда. А оказалось - без особых проблем.
На "стопе" из -за надстроек ветер мешает посадке. Идеальная посадка только при штиле. А на "ходу" я не почувствовал никакого дискомфорта.
На догоне сравнял скорость свою и корабля и сел как бы по-самолетному. Одно удовольствие.
Выключили двигатели, ждали Главкома и указание на запуск.
Вот здесь я столкнулся с интересным явлением. При развороте корабль кренится в противоположную сторону разворота. Встал вопрос - почему так?
Если я в полете разворачиваюсь влево, то и вертолет кренится влево. А здесь наоборот.
Пришлось вспомнить тому, чему учили в училище. Тогда много мы курсанты пропускали мимо ушей тому, чему учили преподаватель.
Ведь в полете при развороте крен я сам делаю. А на корабле действует закон прецессии. Корабль не делает крен в сторону разворота.
Борттехник этого не знал и глаза у него были квадратные. Ну, а мы с праваком, поискав в голове забытые знания, смеялись над собой и разъяснили борттехнику.

При входе в Кольский залив прибыл Главком со своими адмиралами. Запуск, взлет. Посадка на Североморск-1 к самолету Главкома.
Попрощались с Горшковым С.Г. Взлет и домой через сопку.
Следующий полет для Главкома состоится через два года, когда он с визитом на такре "Киев" решил посетить ВМБ Гремиху.
Но это уже другой полет и неудачный.

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)

  • Возврат на страницу Гремиха авиационная
    [an error occurred while processing this directive]