Гремиха авиационная
Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полётах с Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым
Второй полёт на Северном флоте в 1975 году
Один из моих полётов с Главкомом ВМФ Горшковым С.Г. состоялся где-то в мае 1975 года.
О точности не могу сказать. Их было столько много, что проследить не удается через столько лет.
Как всегда вечером мне позвонил ОД авиации СФ и поставил задачу (предварительно):
"Завтра на флот прилетает Главком ВМФ примерно в 9-10 часов утра. Самолет будет садиться на Североморск-1.
За час до прилета Вам надлежит быть там. Машину взять "салон". Полет на ВМБ Гремиха. Заправка Вам там будет обеспечена.
Уточнение задания получите непосредственно на месте от Главкома".
Отступаю от повествования.
Почему я всё время пишу, что задания получаю от ОД авиации, я не от ОД полка. У ОД полка только фиксируются задания на полеты,
перелеты и больше всего они для тех состава для того, чтобы они знали сколько машин готовить на завтра, какое количество топлива,
какая заправка и приблизительно, куда полетит экипаж конкретного летчика.
ОД полка не может точно знать кокретного задания для экипажа. Ну, а диспетчер знает только какой экипаж полетит и куда.
Естественно, подготовив (по телефону), чтобы для приема экипажа в пункте прилета триаду: погода, заправка и место отдыха
для последующего полета.
Более точно всегда знал задание ОД авиации флота. Иногда точности полета и он не знал.
Итак, на следующий день, мы загодя были уже на аэродроме Североморск-1.
Прилетевший Ту-134 зарулил на стоянку прилетающих. Я не буду повторяться, что встречающих было очень много.
В том числе Командующий флотом адмирал Егоров Г.М., Командующий авиацией флота генерал-лейтенант Ручков В.Е.
Я доложил Главкому: "Экипаж к полету готов, прошу уточнить задание на полет".
Главком (Горшков С.Г., примечание Д.Б.) проинформировал нас, что летим в ВМБ Гремиху. И если сможете, товарищ командир,
покажите мне Баренцево море до Гремихи. Сможете?".
"Конечно да, товарищ Главком".
После запуска двигателей и выруливания на ВПП, главком попросился сесть на место борттехника. Конечно мы были не против,
хотя это было не совсем по инструкции. Но бываают же исключения.
Метеорологи проинформироваля меня по погоде и его прогнозу на маршруте и дальнейшее изменение на сутки. Всё способствовало для успешного
выполнения задания.
Взлетели, правак дал Главкому 2-х километровку и он весь полет сверял наш полет по маршруту.
Из кабины он вышел перед посадкой в Гремихе, точнее в Островной.
Полет ничем особо не отличался, если не считать, что полет был показной для Главкома.
Когда наши пассажиры из Гремихи или в Гремиху летят для командировки или в отпуск, у них главное быстрее долететь.
И они не очень всматриваются, что проплывает под нами.
А ведь интимная тундра красивейшая по своей сути. Её просто надо любить. Она такая красивая.
А в данном полете, коль ГК ВМФ попросил пролететь по побережью моря Баренца, мы решили показать красоты в пределах видимости.
А погода была мильон на мильон.
В процессе полета, по возможности, я буду показывать на фото, где мы пролетаем. Это будет познавательно и интересно не только Главкому,
но и моим читателям.
Взлет, набор высоты 300 м, отворот влево на курс на село Териберка у моря Баренца.
Териберка, общий вид. Современное фото
Фото из интернета
Териберка, въезд в село. Современное фото
Фото из интернета
Териберка, общий вид. Современное фото
Фото из интернета
Пролетев над Териберкой, я снизился до высоты 100м и полетели через Териберскую губу к мысу Териберскому.
Вот так тогда выглядел мыс Териберский с маяком и постом наблюдения Северного флота. Сюда я часто прилетал, зависал в этой ложбине
и передавал почту, продукты и много чего. Маяк до сих пор работает.
Фото из интернета
Дальние Зеленцы.
Я наблюдал как реагирует ГК на всё, что видит. А мы и понимали его. Ведь он взлетает в Остафьего в Москве, на эшелоне прилетает куда-нибудь.
Пробиваются и садятся. Что можно увидеть на эшелоне, на большой высоте?
А здесь высота 50м, всё как на ладони.
Пролетали птичьи базары у Дальних Зеленцов. Над ними я проходил на высоте 100м, на всякий случай.
Фото из интернета
Это современные Дальние Зеленцы. Ученым есть над чем работать.
Фото из интернета
Пролетая над поселком, я Главкому рассказал, что наше звено бывало здесь с различными заданиями. Сесть практически можно где угодно.
Для ученых мы всегда желанные гости.
Фото из интернета
Губа Порчниха.
Высота 50 м. летим до губы Порчниха. Во время нашего полета Порчниха активно работала.
Там была небольшая ВМБ. Были постройки служебные и жилые, пирс.
Пролетая над губой, я Главкому показал и рассказал, что со своим экипажем 5 июня 1974 г. участвовал в запуске баллистической ракеты
с АПЛ, которая пришвартована была вот у этого пирса. А 7 июня 1974 г. тоже была стрельба, но экипаж был Моторина.
Всё, что осталось от ВМБ Порчниха на момент написания моего рассказа выкладывать фото нет желания. Показывать разруху, грабёж и уничтожение,
рука не поднимается. Но в нашем этом полете всё было на месте и Главком был удовлетворён увиденным. Кратенько я рассказал как это происходило.
Остров Большой Олений и маяк Русский.
Фото из интернета
Рында.
Полетели дальше на восток. А впереди речка со странным названием - Рында. Шумливая, с перекатами, небольшими водопадами и к тому же сёмужная.
Приходилось бывать здесь несколько раз. В частности 23 августа 1973 г.
Река Рында.
Фото из интернета
А когда-то при впадении Рынды в Баренцево море был такой поселок. Жаль. Мы как Иваны не помнящие родства.
Уничтожаем, а потом героически восстанавливаем.
Фото из интернета
Летим дальше. Смотрим, Главком в восхищении. Глаза светятся. Карту праваку отдал и всё внимание над тем, где пролетаем.
Скорость я держу 100 км/час, чтобы не мелькало перед глазами, а усваивалось в голове. Я всегда с удовольствием летал над тундрой,
береговой чертой - запоминается.
Подлетаем к острову Харлов, напротив устья реки Харловки. Он самый большой из семи островов. На время нашего полета остров был жилой
и естественно наши морячки с МРТВ (наблюдение и оповещение). На этот остров мы, наше звено, очень часто летали.
Связь с Большой землей - почта, продукты, оборудование и т.д. Морячки нас угощали "Золотым корнем - Родиола розовая".
Кстати, когда летом заходишь на посадку на остров, в кабине сильно пахнет "золотым корнем".
Вот он где затерялся остров Харлов.
Схема из интернета.
Нам приходилось переправлять и корреспонденцию. Сейчас письма тоже можно отправить с острова Харлов.
Фото из интернета.
Вот такой был маяк на острове до революции. И что интересно - на острове было небольшое питьевое озеро.
И хочу любознательным сказать - на остров в 1979 году приходил Белый медведь. В этот год, как и в 1977 году, льды сердитого
Ледовитого океана подходили к Кольской земле. Я уже писал, что приходилось нам помогать Гремихинцам преодолеть эту напасть.
Фото из интернета.
Развернувшись над островом, мы подлетели к пограничникам на правом берегу р. Харловка. Я Главкому сказал "может подсядем
к гостеприимным погранцам". Он несколько секунд подумал и сказал "нас ждут в Гремихе, как нибудь прилетим".
Такого "как нибудь" больше не оказалось.
После погранзаставы мы пролетели над н.п."Харловка". Там базировались военные, кажется Локационщики. Садился у них один раз
и остался я недоволен. Изображали себя пупом земли (муха не пролетит незамеченной).
После взлета от них я "нырнул" под берег и они меня потеряли. Вот и муха незамеченная оказалась.
Вот всё что осталось от них. Запустенье и баки без топлива.
Фото из интернета.
Далее на курсе стояла речка Дроздовка и на ней погранзастава "Дроздовка". Трижды я был у них.
Вертолетная площадка для Ми-1 или Ми-2. Но я умостился на неё.
Один раз был когда забирал беглых солдат из стройбата Гремихи.
Вот и пролетели наш показательный маршрут. Подлетаем к Гремихе. Я запросил у "Занозы" условия подхода. "Заноза" спросила у меня,
смогу ли я сесть в Островной у пирсов.
Без проблем, только как я узнаю, где конкретно.
Мне передали, что там нас ждут и "Вы увидите".
Я запросил, чтобы пригнали ТЗ.
Пошли на посадку. Главком уступил место борттехнику. Напомню: борттехник был Новиков Гавриил, правый летчик Терентьев Володя.
При подлете на посадку я показал встречающим, чтобы отошли как можно дальше от места посадки. Все встречающие наутюженные, наглаженные,
а потокам от винта всё равно в какой они форме.
<>pПыли было много. Не хватило соображения полить место посадки. Видимо, у моряков не было машины КПМ - комплексная поливочная машина.
После посадки, как всегда строится экипаж и докладывает командир "Есть ли замечания".
"Нет никаких замечаний. Спасибо сыночки, порадовали Вы меня. Завтра полетим обратно. Разместите экипаж".
Нас всех отвезли в кают-компанию командующего флотилией. Потом экипаж разместили в гостинице.
Выставили охрану у вертолета.
Главком приступил к работе для какой цели он прилетел.
Горшков С.Г. и Коробов В.К. В один из прилётов ГК ВМФ в Гремиху.
Фото из интернета.
Утром следующего дня мы с Главкомом на борту взлетели из Гремихи, направляясь в сторону Североморска. Хотя мне доложили,
что погода в пределах нормы (интересная информация - в пределах), маршрут полета мы проложили напрямую через тундру - так ближе.
Предварительно через ОД флотилии я передал, чтобы на острове Кильдин включили ретранслятор. Так всегда было когда мы летали куда-нибудь далеко
и с большим руководством. Это очень удобно. Мы знали на большом расстоянии о погоде в Североморском аэроузле и вообще об общей обстановке.
Пересекая реку Харловку, я связался с ретранслятором и попросил информацию о погоде на аэродроме Североморск-1.
Мне передали, что аэродром прикрыт облаками 10 баллов с нижней кромкой 300м. видимостью 5-6 км. Вполне меня устраивало.
Я передал, что садиться буду в Североморске-1 курсом 314* (тогда, сейчас 316*).
До каскада Серебрянских ГЭС мы летели визуально. Но при подлете к Туманному, посёлку энергетиков. облака стали "садиться" на землю.
Недаром же поселок назван был Туманным. Туман может появиться просто ниоткуда.
Посёлок Туманный.
Фото из интернета.
Пройдя каскад Серебрянских ГЭС мы набрали высоту 600 м.и ушли в облака. Почему я говорю мы набрали высоту или я набрал высоту?
Дело в том, что я много времени уделял своим правакам, давая им пилотировать самостоятельно визуально, но и по приборам или в облаках.
Даже при полете визуально я давал команду борттехнику закрыть шторкой блистера у правого летчика, чтобы он пилотировал по прибору.
Ведь приборный полет - главный полет на любом типе воздушного судна.
Итак продолжаем полет.
Перекрытие реки Воронья. Начало строительства Серебрянской ГЭС.
Фото из интернета
Первая ГЭС из Серебрянского каскада.
Фото из интернета
Через ретранслятор я передал на "Прудок" расчетное время прибытия, чтобы встречающие были на аэродроме. Я думаю, что встречающие были на стоянке
прилетающих, ещё когда я взлетел в Гремихе. Естественно ОД Гремихи передал на ОД флота о времени моего взлета и примерное время прибытия.
Зашел правой малой "Коробочкой". На посадочном курсе пробился на высоте 200м под облака и сел у трапа самолета Главкома Ту-134.
Т.е выполнил пожелание (считай приказ) Главкома садиться у крыла его самолета.
Конечно же приказ должен выполняться, но моё мнение это зря. Потоки от винта валяют встречающих, в лучшем случае летят фуражки.
После посадки Главком помахал нам рукой и показал - взлетай (а сам тоже под этим потоком от винта).
Взлет, через сопку - посадка дома на Североморске-2.
Сейчас посмотрел в служебную карточку - полет этот был 7 мая 1975 г. т.к. 9 мая 1975 г. пришла телефонограмма за №30.
Зачитываю дословно: "За ОТЛИЧНОЕ выполнение специального полетного задания экипажу капитана Баранова В.М авиации Северного флота
объявляю БЛАГОДАРНОСТЬ. ГК ВМФ СССР".
На этом закончился мой очередной полет с Главкомом.
Вертолет Ми-8ПС №26, на котором ГК ВМФ прилетал в Гремиху.
Командир экипажа Баранов Виктор Михайлович, борттехник Новиков Гавриил Григорьевич, правый летчик-штурман Терентьев Владимир Николаевич.
Фото из интернета.
Капитан Баранов В.М. в кабине Ми-8пс "салон". Полет предстоит с Главкомом ВМФ СССР.
Фото прислал В.М. Баранов.
Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)
Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке