[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Гремиха

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полётах с Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым


Первый полёт на Северном флоте в 1975 году

Вечером 25 апреля 1975 г. мне позвонил ОД авиации и довёл информацию:
"Завтра, т.е .26 апреля в 8 утра быть на аэродроме Североморск -1. Вертолет возьмите "салон". Прилетает Главком Горшков. Предварительно задача такая - Главком хочет посетить все флотские гарнизоны. Задание на несколько дней. Уточните задание у Горшкова".
"ЕСТЬ".
На следующий день в 8 утра мы уже произвели посадку на "Прудке" (Североморск-1) на вертолете Ми-8пс "салон" №26. Борттехник Гавриил Новиков.
Самолет Главкома Ту-134, как по рассписанию, прибыл в 9.00. Как всегда - церемония встречи. Встречающих не сосчитать - весь цвет флота.
Главком сказал Командующему СФ адмиралу Егорову Г.М., что он остается у себя, а мы полетим только со своими офицерами.
Почему-то в полет напросился Начальник службы безопасности авиации СФ полковник Пшеничников П.В. Такого никогда ранее не было, чтобы со мной летали из штаба авиации.
Горшков С.Г спросил меня: "Товарищ командир, вы знаете флотские гарнизоны, бывали там?".
"Так точно и не один раз".
"Сначала побываем в западных гарнизонах, а потом и в других. По времени, на несколько дней, пока не посетим всех."
"ЕСТЬ ".
Предварительно проконсультировался на метеостанции у нас на аэродроме. Погода вполне устраивала нас, но надвигается холодный малоподвижный фронт, может накрыть Кольскую Землю. Но это может быть через пару дней.
У оперативного я запросил, чтобы западные аэродромы: Луостари, Титовка (Кошка-Явр), Килп-Явр, были готовы принять меня на дозаправку.
Машина-то у меня "салон", а у неё топлива намного меньше, чем на боевой машине (дополнительные баки убраны за счет комфорта).
Взлет. Курс на Запад до Норвежской границы.
Отступлю, для информации. На аэродроме Луостари (Чугунка) с 1957 по 1959 год летал лейтенант - морской летчик Ю.А. Гагарин, первый космонавт планеты. А на аэродроме Кошка-Явр (Титовка) летал будущий лётчик-космонавт лейтенант Г. Шонин и тоже морской летчик.
Полетели далее.
Сперва мы решили побывать в морской базе Линахамари. Гарнизон расположен в лощине между горами. С моря его и не видно.
Заход по ложбине (ущелью). У них есть у озера вертолетная площадка, довольно приличная.

Произвели посадку в Гарнизоне Линахамари. Как всегда встречающих море. Тем более, что не так часто бывает в гостях Главком.
А точнее - никогда не был.
У вертолетной площадки построен, видимо, весь гарнизон. Интересно было видеть такое мероприятие.
Главкома на машинах увезли показывать всё, что следовало показать.
Мы, экипаж, никуда не отлучались, зная, что посещение не надолго. Тем более мы были здесь много раз и все видели.
На фото я показал для читателей. Как все гарнизоны флота- городок уютный, чистый и обеспеченный всем необходимым.
Так как гарнизон закрытый, то обеспечение по первой сетке. В свое время, прилетая туда, в магазине забирал по 2-3 холодильника "Бирюса".
Девочки из магазина были довольны (выручка) и даже к вертолету подвозили нашу покупку и помогали загрузить.
Таким образом я в наш гарнизон привез штук 6- 7 холодильников. Жизнь - есть жизнь.

После посещения гарнизона мы взлетели и полетели в Печенгу. Благо поселок не далеко от Линахамари по бухте Печенга.

Герб современного города Линахамари
Фото из интернета

Линахамари, общий вид
Фото из интернета

Линахамари, памятный знак перед вьездом в городок
Фото из интернета

Герб современного города Печенга
Фото из интернета

После посещения Печенги Главком пожелал посетить город Заполярный - город труженик, добытчик различной руды (в основном - никель).
Хотя в Заполярном нет моряков, но желание Главкома - закон.
Быстро связались с руководством города. Нас там приветствовали с удовольствием. Такое посещение Главнокомандующим ВМФ - значимое событие города.
Я там до этого полета был дважды.
Сел на площадь в городе. Не буду описывать все мероприятие. Оно торжественно и для города - эпохально.
А погодка начинала портиться. Нам бы перелететь на Спутник. Я стал беспокоиться.
Но пока в пределах.

Герб современного города Заполярный
Фото из интернета

Город Заполярный
Фото из интернета

После посещения города горняков Заполярного - наш курс на восток. Впереди "Спутник" - гарнизон морских пехотинцев. Поселок отчаянных парней.
Вот мы уже и у морпехов. Я сел напротив гарнизона на небольшую вертолетную площадку на полигоне.
Ранее я садился у них прямо в гарнизоне на плацу. Чтобы я им не пылил, они построили площадку рядом с дорогой Мурманск - Печенга, на полигоне.
И им хорошо и нам, тем более заход открытый, не мешают постройки.
Здесь Главком сказал, что будем на Спутнике до завтра.
Главком со своей свитой занялся тем, за чем прилетел сюда. Морпехи показали всё, чему были научены. Танки бегали по сопкам, стрельба на ходу.
От такого действа - дух захватывает. Хотя я раньше такое видел на Черноморском флоте при "захвате" аэродрома "Бельбек".
Тем более, я сам высаживал морпехов в Мамашаевской долине реки Кача.
После показа нас накормили по-флотски и разместили в гостинице. Главком продолжал свою работу. А ведь у морских пехотинцев Главком тоже впервые. Естественно построение, прохождение перед трибунами. Есть было что нам посмотреть.
Горшков С.Г. высоко оценил действия морских пехотинцев, поздравил с наступающим праздником 30 годовщиной Победы. Вручил награды.
А у меня на душе беспокойство. Еще несколько гарнизонов нужно посетить, но погода вконец стала портиться.
Хребет Муста-Тунтури на полуострове Средний совсем закрылся. А нам завтра лететь на полуостров Рыбачий в Скарбеевку.
Там на полигоне морпехи должны показать высадку танков с БДК и захват плацдарма.
Надежда умирает последней. Надеялись, что к завтрашнему дню погода наладится.

Поселок Спутник
Фото из интернета


О том как Я не получил майора.
На следующий день мы (экипаж) встали пораньше, вместе с подъемом моряков, пришли к вертолету (морпехи охраняли его).
Подготовили машину к вылету и ждали Главкома. Напомню: кто-то, когда-то придумал, чтобы экипаж при полетах с Большими руководителями были не в летной форме, а в повседневной. Зачем, я до сих пор не знаю. В данном полете с ГК мы были именно так одеты.

Погодка нам явно не помогала в нашем вылете. Надежда на улучшение погоды не оправдалась. Облака легли почти до земли.
Аэродромы Луостари и Килп-Явр закрылись. Луостари расположен недалеко от границы и заход на него с северным курсом очень сложен.
Не буду описывать об этом заходе, речь сейчас не об этом.
Аэродром Кошка-Явр (Титовка (запасной) - топливо есть, но системы РЛС не работают. Рассчитывать на него не приходится.
Аэродром Килп-Явр закрыт по метеоусловиям. В это время этот аэродром был совместного базирования. Туда до июля месяца 1976 года садились самолеты, прилетающие в Мурманск.
Хребет Муста-Тунтури на полуострове Средний прикрылся основательно. А ведь нам лететь туда на Скарбеевку (полуостров Рыбачий).
Задача на сегодня была: пройти на полуостров Рыбачий, сесть на Скарбеевке, на полигоне которой морпехи должны высаживаться с БДК.
В Скарбеевке тогда стояли ракетчики и прикрывали небо над Мурманском. Сейчас там нет ничего.
Я покажу фото. Как нет аэродромов ПВО Килп-Явр, Мончегорск, Африканда.

Поселок Скарбеевка, современный заброшенный вид
Фото из интернета

Прибыл Главком со своей свитой, но увы, лететь невозможно. Ждем от моря погоды. ГК туда- сюда, туда-сюда. А север этого не понимает, не согласовал свои действия с нами. Людям кажется, что они ждут уже часами погоду, прошло всего 10-15 мин. А что делать? Ума не приложу. Лететь нельзя, и не лететь тоже нельзя. Принимаю решение "Товарищ Главком, давайте полетим по Печенгскому заливу над водой, ниже берега, держась восточного берега, там кораблей в заливе нет. Видимость более-менее." "Давайте, командир". Запустили двигатели. Главком сел на место борттехника, взял полетную карту у правака. Полетели. Над дорогой на Печенгу вышли на залив и ниже берега на высоте 5 метров, держась правого (восточного) берега поползли на выход в море к полуострову Средний. Прошли мыс Земляной, там есть фронтовой аэродромчик Пуманга(Пумманки). На всякий случай, вдруг придется плюхаться. Не пришлось. Вообщем подкрались и к полуострову Рыбачий, пологий берег у Скарбеевки. Подобрал площадку у Скарбеевки. Сели. Пока летели, я заметил как умеет работать с картой Горшков С.Г . Тактично, не мешая мне пилотировать, показывал праваку, что летим мы правильно. Большим пальцем показывая своё удовлетворение. После посадки он пожал нам руки "СПАСИБО!" Там нас уже ждали. Бронемашины - БТР. БМП и еще какие-то. Быстренько сели и куда-то ускакали.

Примечание Д.Б. Штефанова.
Нанёс на спутниковый снимок маршрут полёта лётчика В.М. Баранова из Спутника в Скарбеевку.
Сложный полёт, над морем и в тумане.

С экипажем остался какой-то майор, который приехал на Спутник из Печенги. Нам-то всё равно, кто он, зачем прилетел с нами, а ведь его взяли для чего-то. Я в Скарбеевке был и раньше несколько раз. Меня знали. Но как гостеприимные хозяева показали нам всё, что можно показать . Накормили нас, т.к на Спутнике мы не успели позавтракать. Проходит часа полтора, все умчавшиеся машины также на большой скорости прибыли в гарнизон. Главком говорит мне "Товарищ командир, надо бы слетать в тундру, мы там потеряли человека. Надо поискать". Я опешил, лететь туда- не зная куда и найти в тундре человека, которого потеряли, не зная где, при такой видимости. Когда мы летели на высоте 3-5м, то над водой, где никто не перебегал дорогу. Вот задача. Вдруг я вспомнил, что с нами был какой-то майор и ходил за нами как хвостик. Я говорю "Товарищ Главком, а вот с нами ходил какой-то майор. Не его ли Вы потеряли?" А он в это время спрятался за БТР. Да это оказался он. Далее можно не описывать все выражения Главкома, они были не очень литературны. Речь шла о том, что его взяли для рекогносцировки, а он с ними не поехал. Задачу не выполнили. Бронетехника с БДК не десантировалась. Т.е. наш рисковый полет оказался в пустую. "Нам такие майоры в армии не нужны". Это последние слова Главкома. "Товарищ командир, полетим обратно к морякам на Спутник". "Есть." Запуск. И таким же маршрутом мы вернулись на Спутник. Настроения никакого ни у кого. И действительно, обидно. Что всё прошло в пустую. После посадки, как всегда экипаж выстраивается перед вертолетом и я спросил у Главкома о замечаниях. "Замечаний к Вам никаких , молодцы. Завтра товарищ майор (это он ко мне) повторим этот полет, до выполнения". "Есть, товарищ Главком, но я не майор, а капитан". "Нет, Вы майор". "Нет, я капитан". У меня как заклинило. Борттехник толкает меня в бок и шепчет "Командир, представься". А у меня переклинило. Видимо тяжелый полет как-то отразился на мою сообразительность на такую неожиданность. " Ну что ж, товарищ капитан, сегодня будем работать здесь, а завтра повторим полет на высадку десанта."

А ведь такое, примерно было, только не со мной, а с морпехом Черноморского флота. В 1969 году были учения на ЧФ. Министр обороны Маршал Гречко А.А. поставил задачу роте морпехов "Захватить аэродром "Бельбек". Морпехов высаживали мы два борта Ми-4 спасатель с аэродрома Херсонес в Мамашеевской долине речки Кача. На третьем борту со свитой был Гречко и наблюдал действиями морпехов. Предварительно он заменил командира роты командиром взвода этой роты. Такие вводные любят Большие командиры ставить. Командир взвода был лейтенант с какой-то кавказской фамилией (я не запомнил). После выполнения задания все участники учений были построены на аэродроме Херсонес. И мы тоже. Министру понравились действия морских пехотинцев, которые "захватили" аэродром. И ведь это не было заранее спланировано. Гречко поблагодарил морпехов и лейтенанту сказал "Спасибо, товарищ капитан!" Этот лейтенант - капитан ни сколько не растерялся, расстегнул карман курточки, вытащил удостоверение и передал сзади стоявшему генералу. После этого представился Министру обороны "Товарищ Маршал Советского Союза, представляюсь по случая присвоения мне внеочередного звания капитан. Служу Советскому Союзу". Министр Гречко ещё раз пожал ему руку и сказал "Спасибо, сынок, вы нужны нашей армии!" После этого Гречко А.А объявил благодарность всем участникам учения и нам тоже. Нам БЛАГОДАРНОСТЬ" За высокое летное мастерство при выполнении своего служебного долга" Приказ МО № 035 от 4 .03.1969г.

И вот после всего этого я не смог сориентироваться и отказался от майора.
Потом я и полковник Пшеничников П.В докладывали нашему командующему генералу Ручкову В.Е. об этом. Он был искренне удивлен "Что же ты такой шустрый, сообразительный, а здесь растерялся, ведь звания майор, подполковник и им равные присваивает Главком. Ну теперь жди другого случая".
Этот случай я ждал два года.

Пока мы вели разговор о продолжении полёта на завтра (если позволит погода) на УАЗике подъехал к вертолетной площадке посыльный офицер и что-то ухо передал Комбригу. Комбриг доложил Главкому, что на связь вызывает Москва его.
После разговора с Главкома с Министром обороны, нам была поставлена задача - вылетать в Североморск, т.к. Главком должен быть в Москве.
Вот так вводная.

Напоминаю, что у меня был вертолет Ми-8пс "салон". Расчет был на то, что на каких-то аэродромах мы дозаправимся, чтобы спокойно вернуться в Североморск. Но т.к эти западные аэродромы прикрыты до земли, заправиться мне негде.
Я связался по телефону с ОД авиации и выяснил, что Североморский аэроузел закрыт плохой погодой. Открытый остался наш флотский аэродром Оленья (Перекоп). На Североморске-1 50 на 500.
Я доложил Главкому, что пойдем на Оленью. Но от туда ехать на машине 100 км. Главком отказался "Командир, на Североморск-1 сможете сесть?"
Хочешь или не хочешь, а лететь надо. Включили аэродром Североморск-1 (Прудок), РП-командир 24 полка Ил-38 полковник Катаев.
Взлет, набор высоты. Полет не по МВЛ Северного флота, а напрямую.
При подходе к аэродрому я связался с РП и передал, что топлива у меня на борту только на один заход. Погоду РП мне передал, что нижняя кромка около 50 м. Выйдя на южный привод, доложил, что буду заходить с "расчетного угла" (летчики знают, что это за заход).
Вышел на посадочный курс 314*. РП посадки подсказывает мне постоянно. Все в напряжении, знают ответственность этого полета.
Со снижением, на курсе, глиссаде. Это главное и поэтому всё внимание высоте на глиссаде.
Точно вышел на БПРС (ближнюю приводную). Положено после прохода БПРС доложить "полосу вижу". Но увы, полосы я не видел.
РП посадки ведет меня. Все в норме, но ВПП я не вижу. РП посадки докладывает мне "под вами полоса".
"Не наблюдаю". Представляете каково было слышать и РП и РП посадки. Подо мною полоса, а её не вижу.
Т.к. РСП находится не в начале полосы, а на удалении 600м при высокой классности РП посадки, он может видеть меня над полосой.
И он помогал мне ещё метров 200. Так как большие аэродромы ВПП сушат зимой до бетонки, то сквозь облака я уже видел, что ВПП чернеет подо мной. А РП всё время спрашивал меня "полосу наблюдаете?"
И когда я в очередной раз промолчал, он приказал мне "Уходите на второй круг!".
Представить можно было РП, когда он вынужденно отправил нас на второй круг, на верную смерть.
Сколько прибавилось седых волос у полковника Катаева.

Так уж получилось, что после команды уходить на второй круг, я вывалился из облаков и сел почти в середине ВПП.
Зарулили на стоянку к самолету Ту-134 Главкома. После выключения двигателей и остановки винтов (так положено) все вышли и взор их был обращен на винт. Втулка винта была в облаках.
ГК спрашивает меня "Какой ваш допуск?" "Днем - 50 на 500м." "А сейчас сколько метров облака? " Высота Ми-8 - 4.40. Но втулка в облаках, значит, видимо метра 4.
"Ну а видимость?" От стоянки прилетающих ВПП не было видно. Приблизительно - 20 м.
Так как Главкома встречали Комфлота Егоров Г.М и Командующий авиацией СФ Ручков В.Е. всё это они видели и на стоянке прилетающих не меньше всех переживали.
ГК сказал "Напишите командиру допуск без ограничений. Принимать решение самостоятельно."
Эту запись мне сделал Начальник службы безопасности полковник Пшеничников П.В., когда приехал к нам в гарнизон и вручил мне часы, которые мне вручил Главком прямо там на аэродроме. Часы в желтом корпусе, до сих пор ходят.
Здесь же на аэродроме Ручков В.Е забрал у меня и сказал, что вручат перед полком.
На следующий день Павел Васильевич Пшеничников вручил мне эти часы и рассказал всю эпопею полета. Потом в эскадрильи записал мне в мою летную книжку вот такой допуск "Взлет и посадка без ограничений, Принятие решения самостоятельно".
И я горжусь этим. Видимо, не у многих такой допуск и записан лично рукой Начальника службы безопасности авиации СФ.
Эта летная книжка находится в музее регионального отделения ДОСААФ Кемеровской области. Почему я отдал туда?
С 1958 года я свою жизнь связал с авиацией, вылетев самостоятельно в Кемеровском аэроклубе ДОСААФ в группе Абсолютного Чемпиона мира по высшему пилотажу Мартемьянова Владимира Давыдовича.

Ну а часы мои продолжали путешествие. В одном из полетов с Командующим авиации генерал-лейтенантом Ручковым В.Е. он спросил меня "Гравировку сделали? " "Нет" "Николай Федорович, заберите и сделайте гравировку и вручите перед полком".
К этому времени Начальником службы безопасности был Николай Федорович Логачев, бывший мой комэск 2 ой ВЭ, командир нашего 830 го полка.
Через несколько дней эти часы мне опять вручил Логачев Н.Ф на построении полка.
Так закончились мои полеты 26-27 апреля 1975 года с Главкомом ВМФ адмиралом флота Советского Союза Горшковым С.Г.
А на его часах выгравировали "капитану Баранову В.М от ГК ВМФ СССР. апрель 1975г ".
А вскоре в мае месяце мне пришлось опять встретиться с ним и полететь в ВМБ Гремиху.

Это тот самый аэродром на который мы сели вопреки понятиям о нормах, безопасности, допускам и прочему.
У меня потом корреспонденты флотских газет спрашивали "О чем я думал, когда летели, садились в таких условиях. Ведь у вас на борту были такие большие люди?"
Ответ: "Мне некогда было ни о чем думать. Мне нужно было сесть. Все мы были в одних условиях. И жизнь зависела только от меня.
Это я вам сейчас говорю. А тогда некогда было о чем-то постороннем думать.
И в довершении хочу сказать: Земля нас награждала орденами, а небо награждало сединой Вот так и напишите."

Аэродром Североморск-1 после реконструкции, современный.
Фото из интернета

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)

  • Возврат на страницу Гремиха авиационная
    [an error occurred while processing this directive]