[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Гремиха

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полётах с Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым


Полёт на Северном флоте в 1970 году

Следующая моя встреча с Главнокомандующим ВМФ СССР состоялась в 1970 году.
К тому времени я написал рапорт на перевод меня для прохождения службы на Север. Наверняка кто-нибудь мне скажет, что я не совсем нормальный. Проситься служить на Север из благополучной, теплой, красивой Качи (Севастополь) может только человек, у которого что-то не так. Да, так и есть.
И я об этом расскажу в свое время. Только не считайте, что у меня не всё в порядке с головой.

Итак в августе 1970 прибыл в Североморск (хотя планировался я переводом на Новую Землю, в Рогачево). К осени 1970 года в 830 м полку не стало хватать правых летчиков. Я только что перевелся и поэтому не вдавался в причину этого явления. Хотя предполагал. Но сейчас не об этом.
Несколько командиров экипажей остались без правых летчиков. У меня его и не было. И некоторые командиры, оставшиеся без правых стали летать - командир с командиром. Меняя командирское место по очереди. Так я стал летать с Юрием Васильевичем Пастуховым, выпуска 160 ВАУЛ 1962 г. (я выпуска СВАУЛ 1965 года). Прекрасный был парень и офицер. Я его знал ещё по нашему училищу. Нам сказали, что такое состояние не надолго, т.к скоро (в ноябре этого года) прибудут 21 выпускник СВВАУЛ, по высшему профилю. А пока, до них, надо летать так, как есть.
План боевой подготовки никто не отменял. Мы с Пастуховым были довольны и летали по очереди командирами.
В один из дней сентября нам последовала задача. Слетать в Архангельск для выполнения полетов с Главкомом. Я остался доволен, т.к я уже с ним летал. В это время летчики Лахтинского полка на Ми-4 переучивались в Николаеве на Ми-8 и поэтому выполнить полеты с Горшковым С.Г. не могли.
Нам сказали, что в Северодвинске будет спуск на воду АПЛ. Естественно это мероприятие не может обойтись без Главкома. Тем более эта лодка какого-то нового проекта.
Самолет Главкома будет садиться не в Лахте, а в Архангельске, аэродром совместного базирования Талаги.
Сколько возможно мы заправили свой Ми-4 (фамилию борттехника жаль - забыл). Погода по маршруту через всю Кольскую землю, способствовала нам.
Полет был интересен и познавателен, тем более, что мы с Юрой оба по такому маршруту не летали.
Пересекли Горло Белого моря, прошли Северодвинск. Посадка в Талагах. Трудность была в связи. Руководят диспетчера аэрофлота.
А у них связь не как у военных. Контроль, подход, посадка, руление и всё это на своем канале.
А у нас на Ми-4 настроены фиксировано всего 4 канала. Один из них полковой, второй спасательный, первый канал перелетный и еще какой-то.
В общем сели, зарулили. А вскоре прилетел самолёт Главкома Ту-134.

Получили задание от Горшкова С.Г. "Летим в Северодвинск на мероприятие по спуску лодки. Я спросил: "А площадка для посадки там есть?"
"Нет, будете садиться на причал, попадете? ".
"Попадем"
Северодвинск недалеко от Архангельска. Вперед. Прилетели, мягко сели. Заход конечно был не очень удобен. Всякие краны, строения, стапеля.
Всё-таки, не теряя лица, сели. Главком, конечно видел как нам достался этот заход.
К следующему моему прилету у проходных Севмаша была выложена площадка из американских металлических листов.

Спуск лодки. Это событие эпохальное и грандиозное. Нам повезло. Впечатлений на всю оставшуюся жизнь. Я еще несколько раз там был, но на спуск лодки больше не пришлось попасть.
После окончания мероприятие мы с Главкомом перелетели в Талаги. Он нам подарил свою книгу "Морская мощь государства" с автографом.
У меня она стоит в домашней библиотеке вместе с книгами Командующих Северным флотом Егорова Г.М., Чернавина В.Н. и многх других.
После взлета Ту-134, мы перелетели в Лахту (наш морской аэродром) в гарнизоне Катунино. Заправились и на следующий день раненько полетели домой.
Обратно летели сперва по Южному берегу Кольской земли, через Варзугу, Ловозеро.
До чего же красивая наша Кольская земля, особенно её южная часть!
Долго вспоминаю, пишу, а вертолет-то летит. Вот мы и дома.
Доложили командиру полка полковнику Мосолову Герману Павловичу. Он нам признался, что несколько переживал.
Ведь мы оба командира не летали так далеко, хватит ли топлива и т.д.
Кстати, у нас (согласованный) запасной аэродром на маршруте был Соловецкий (позывной "Кремль") и Летняя Золотица.
Это нам с Юрой Пастуховым был большой опыт.

Ну, а пока, до новых полетов, перелетов.
Еще много, много интересных полетов, по крайней мере для нас.
Накапливается опыт, знания районов полетов, умение ориентироваться и в тундре.
А ведь тундра по своему красива и привлекательна. И даже очень ориентирована.

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)

  • Возврат на страницу Гремиха авиационная
    [an error occurred while processing this directive]