Гремиха авиационная
Аэродромы Гремихи времён войны
Йоканьга сухопутный – 67°59'45"N 39°41'41"E аэродром на берегу Йоканьги. Существование этого аэродрома сомнительно,
причины указаны ниже в описании аэродрома.
Ряд авторов утверждает, что создание первого сухопутного аэродрома в Гремихе началось весной 1942 г.
К 18 июня 1942 г. площадка была подготовлена, а уже 24 июня 1942 г.
На эту площадку прибыли пять истребителей И-153 для прикрытия конвоя IW-52. Скорее всего, это были самолеты 6 ИАБ.
К сентябрю 1942 г. на аэродром было доставлено и смонтировано специальное аэродромное оборудование и с сентября 1942 года
сухопутный аэродром Йоканга начал полноценное функционирование.
Эти сведения говорят о том, что речь идёт о аэродроме Качаловка, а аэродрома Йканьга сухопутный не существовало. Хотя не исключено,
что какие-то варианты строительства аэродрома на левом берегу Йоканьги рассматривались и возможно даже ещё до войны.
Если принять версию некоторых авторов о расположении аэродрома Йоканьга сухопутный на дороге или рядом с дорогой Йоканьга-Гремиха,
то он полностью исчез под растительностью, в расщелине просматривается ровная местность, которая была ВПП.
На фото предполагаемое положение аэродрома Йоканьга сухопутный. Грибы туда иногда ездили собирать.
По этому распадку проходила дорога из Йоканьги в Гремиху, а остатки домов - это дома селения Йоканьга.
Как вариант существования аэродрома Йоканьга сухопутный - учитывая военное время и сжатые сроки создания аэродрома,
первоначально строители могли воспользоваться дорогой и прилегающей местностью как временной площадкой для самолётов.
Однако подтверждения этому нет.
Йоканьга морской – 67°57'40.18"N 39°37'08.99"E гидроаэродром на озере Йоканьгском.
Был создан в 1941 году после начала войны.
Из «Хроники Великой Отечественной войны на Северном театре».
Зимой 1941-1942 годов на льду Йоканьгского озера был сооружен временный аэродром. 29 января 1942 г. на нем приземлились 4 истребителя И-15
и 4 гидросамолета МБР-2.
14 марта 1942 года поднятый по тревоге истребитель повредил немецкий самолет-разведчик.
Весной 1942 г. ледовый аэродром подтаял и 16 апреля самолеты вернулись в места постоянного базирования.
Летом 1942 г. на этом гидроаэродроме велись работы по подготовке одного (по другим данным двух) спусков для гидросамолетов.
Емкость гидроаэродрома была 1 АЭ.
На этом гидроаэродроме базировались самолеты и в 1 полугодии 1943 г.
Обслуживала аэродром вспомогательная 35-я авиабаза.
Аэродром Йоканьга морской на современных спутниковых снимках и фото местности найти не удается. Пишут, что слипы разрушились и следов их нет.
Есть фото этого аэродрома в книге "Три сестры Беломорской флотилии", автор: Щедролосев В.В.
Снимок малоинформативный, да и документальность его, как дороги к морскому аэродрому сомнительна.
Рельеф суши за водным пространством очень напоминает остров Витте, на Йоканьгском озере рельеф совсем другой.
Скорее всего это дорога в Гремихе к старому пирсу №3.
Но думается, что гидроаэродром был построен там, где позднее размещался прежний БАМ ПВО. И домики, в которых расположились авиаторы,
как раз и были домиками гидроаэродрома.
В пользу этого говорит информация о том, что ПВО заселились в уже имеемые дома на берегу Йоканьгского озера.
И грунтовая дорога из Гремихи к этим домам была построена давным-давно, позднее забетонирована до современного БАМа.
Йоканьга Качаловка – 67°59'12.39"N 39°50'02.05"E аэродром на правом берегу реки Иоканьга. Построен после начала войны.
В 1943 году на нем базировались эскадрильи 53 САП ВВС СФ.
Имел металлическое покрытие ВПП.
Обслуживала аэродром вспомогательная 35-я авиабаза.
Прекратил функционирование в 50-х годах.
Аэродром Качаловка сохранился до сих пор. В 70-80-х годах его объекты использовались подразделениями ПВО,
а моряки таскали оттуда металлическое покрытие и устилали им дорожки в служебном городке.
Вид аэродрома на спутниковом снимке.
Книга Щедролосева В.В. "Три сестры Беломорской флотилии". Издательство "ЛеКо", Санкт-Петербург, 2006 г.
Рассказывает о жизни и боевой деятельности Йоканьгской вмб в годы войны. Есть там информация и об авиационной военной Гремихе. Советую почитать.
Спасибо Константину Емяшеву за информацию об этой книге!
Во время войны Йоканьгская вмб входила в состав Беломорской военной флотилии и в оперативную зону Йвмб входило Горло Белого моря
с аэродромом Поной.
Книгу можно приобрести, например, здесь:
Три сестры Беломорской флотилии
Из книги.
Командование базы, одновременно с боевыми действиями, осуществляло работы по обустройству.
16 июня 1942 года в Иоканьге завершили строительство взлетно-посадочной полосы и стояночной площадки с канонирами для колесных самолетов.
6 июля из Ваенги перелетели девять самолетов И-153, и база стала обладать собственной авиацией.
На новом аэродроме в Поное одновременно могло базироваться до 15 истребителей типов Пе-3 и Р-40 «Киттихаук».
В Иоканьге построили гидродром, где разместились шесть летающих лодок МБР-2, а в дальнейшем - полученные по лендлизу PBN-1 «Каталина».
По мере укрепления авиационного парка базы, его возможности возрастали. Так, например, в четвертом квартале 1944 года самолеты базы
выполнили 193 самолето-вылета на разведку и поиск подводных лодок противника, в том числе: самолеты МБР-2 с Моржовца - 54,
Р-40 «Киттихаук» с Поноя - 83, И-153 с Иоканьги - 33, МБР-2 с Иоканьги - 50, PBN-1 «Каталина» с Иоканьги - 32.
В 1944 году для целей противолодочной обороны Иканьгская ВМБ получила новые гидросамолеты PBN-1 «Каталина», но они существенного вклада
в ПЛО базы не внесли, так как поступили поздней осенью 1944 года, когда пик активности подлодок противника спал,
а пилоты только начали осваивать новый для них театр.
Похожая история случилась с истребителями Р-40 «Киттихаук»: эти самолеты подразделения ПВО базы получили, когда острая нужда в них
уже миновала, поскольку в 1944 году авиация противника понесла большие потери, частично была передислоцирована на советско-германский
сухопутный фронт и на севере активности против базы не предпринимала.
Во время прохождения союзных конвоев на аэродромы Иоканьгской ВМБ перебазировались с Главной базы СФ и Архангельского военного округа самолеты типов Ил-4 и Пе-3, которые только в четвертом квартале 1944 года выполнили 36 самолето-вылетов.
Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке