Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

Маяк Святоносский, Гремиха

2. Краткая история создания Святоносского маяка

В этой части статьи перейду к собственно истории Святоносского маяка, необходимость установки которого в системе маяков Белого моря, была описана в первой части статьи.

В 1733 году в связи с большим количеством русских и иностранных купеческих судов в Белом и Баренцевом морях и соответствующих любому товарообороту и промыслу разбоям и контрабанде, по Указу Анны Иоановны был создан Архангельский военный порт.
А в следующем, 1734 году, в составе Архангельского военного порта создана эскадра, как было сказано "из построенных в Архангельске кораблей некоторую эскадру при том порте для диверсий содержать". Корабли для эскадры строили там же, в Архангельске на Соломбальской верфи. Помимо охранных функций на эскадру возлагались исследовательские экспедиции, создание пунктов снабжения кораблей, гидрографические работы и другие задачи, связанные с описанием и оборудованием Белого и Баренцева морей.
И именно служащие Архангельского военного порта и эскадры создали систему маяков на Белом море, в том числе Святоносского. А непосредственно заложили её основу и выполнили проектирование - офицеры Корпуса флотских штурманов.

В 1741 году эскадра провела экспедицию под руководством лейтенанта Василия Винькова, которая впервые научно обследовала и относительно точно нанесла на карту западную часть Мурманского берега.
В дальнейшем исследования Мурманского берега продолжили Ф.П. Литке и М.Ф. Рейнеке.

В 1819 году на Соломбальской верфи для эскадры Архангельского военного порта был построен бриг "Новая Земля", командиром которого назначен А.П. Лазарев. И сразу после постройки бриг вышел в своё первое экспедиционное плавание к Новой Земле.
В 1821 и в 1822 годах проведены вторая и третья экспедиции брига "Новая Земля" уже под командованием лейтенанта Литке Федора Петровича. Экспедиции обследовали Мурманский берег Кольского полуострова, включая Святоносский залив.

Надо сказать, что по результатам этих экспедиций в 1822 году на острове Сосновец была установлена красная деревянная несветящая башня высотой 13.9 м. Установкой башни руководил капитан-лейтенант Длотовский, командир брига "Кетти".
Об этом факте уместно упомянуть потому, что создание Святоносского маяка шло в паре с Сосновецким маяком.

В 1826 году эспедиция под командованием лейтенанта Рейнеке Михаила Францевича обследовала и описала берега Кольского залива, реки Тулома и западной части Лапландии.

В 1824 году на Соломбальской верфи для эскадры Архангельского военного порта был заложен и в 1825 году построен бриг "Лапоминка", корабельный мастер А.М. Курочкин. Бриг имел длину 24.4 м, ширину 7.6 м, осадку около 3 м. Главное вооружение - 16 орудий. И этот бриг оказался тесно связанным с историей Святоносского маяка, да и Йоканьги тоже.
Первым командиром брига был П.П. Шапирев, а в 1827-1832 годах бригом "Лапоминка" командовал лейтенант М.Ф. Рейнике. В 1833 году его сменил лейтенант Н.Ф. Корсаков.

9(21) марта 1826 г. на Соломбальской верфи была заложена и 5(17) июля 1826 г. вошла в состав эскадры Архангельского военного порта шхуна "№1". Длина шхуны 14.9 м, ширина 5 м, осадка около 2.6 м. Главное вооружение включало восемь орудий.
Строительство вёл корабельный мастер капитан В.А. Ершов.
Первым командиром шхуны "№1" был Н.Ф. Ломен (1827 год).
Затем шхуной командовали B.C. Нелидов (1828—1832 год), лейтенант Н.Ф. Корсаков (1836—1840 год) и лейтенант А.Я. Шигорин (1841 год).

24 августа(5 сентября) 1826 г. на Соломбальской верфи была заложена и 31 мая(12 июня) 1827 г. вошла в состав эскадры Архангельского военного порта шхуна "№2". Длина шхуны 14.9 м, ширина 5 м, осадка около 2.6 м. Главное вооружение включало восемь орудий.
Строительство вёл корабельный мастер капитан В.А. Ершов.
Первым командиром шхуны "№2" был лейтенант А. Л. Юнкер (1827 год).
Затем шхуной командовали В.А. Кротов (1828—1830 годы), лейтенант И.П. Милюков (1831—1833 годы), Ф.Т. Можайский (1833 и 1835 годы), И.А. Мартьянов (1834 год), Апыхтин (1836—1837 год), Л.М. Вальховский (1838—1839 год) и Афонасьев (1840 год).

С марта 1827 года и до осени 1832 года ежегодно проводилась Беломорская экспедиция на бриге "Лапоминка" и шхунах "№1" и "№2" под командованием лейтенанта М.Ф. Рейнеке. Экспедиция обследовала и описала берега Белого моря и Кольского полуострова, в том числе Святоносского залива. За эти труды М.Ф. Рейнеке было приcвоено воинское звание капитан-лейтенанта, а по результатам экспедиций составлен и издан "Атлас Белого моря и Лапландского берега".

В январе 1828 года лейтенант М. Ф. Рейнеке на основании своих экспедиций и экспедий предыдущих исследователей представил Командиру Корпуса флотских штурманов генерал-гидрографу вице-адмиралу Г.А. Сарычеву рапорт, в котором предложил поставить маяки на мысах Святой Нос и Городецкий. Сарычев поддержал Рейнеке, но до окончательного решения о маяках распорядился разработать проект несветящей башни и установить её на мысе Святой Нос.
7 марта 1828 г. вопрос установки деревянной башни на мысе Святой Нос рассматривался на Адмиралтейств-совете и получил положительное решение.
Выбор места для башни и наблюдение за строительством возложено на М.Ф. Рейнеке.
Руководство строительством Святоносской башни было поручено инженер-капитану Власову.

Вначале Михаил Францевич выбрал для башни холм высотой 54 м.
----------------------------------------------------
Моё примечание.
Наиболее подходящий холм с высотой 54 метра находится в районе с центром Ш=68° 08' 28.40" сев, Д=39° 45' 35.05" вост.
Примерно на полпути между маячным городком и современным положением маяка Святоносский.
----------------------------------------------------

Однако строители убедили Рейнеке его переменить свое решение, так как поднимать бревна на такую высоту по каменистым утесистым горам на большое расстояне от берега будет невероятно трудно. После дополнительного обследования местности остановились на площадке, как пишут практически во всех интернет-источниках, расположенной в 500 м от оконечности мыса и на высоте 21 м от уровня моря.
----------------------------------------------------
Моё примечание.
На расстоянии 500 м от мыса высот 21 метр нет, средние высоты в этом поясе 11-12 метров, наибольшая высота 17 метров.
Ближайший пояс с высотами 21 метр находятся в 980 метрах от мыса. Там, где в 60-х годах ХХ века был построен городок маячников и пост технического наблюдения Йвмб. Это тоже довольно далеко от берега и представляет большие трудности в доставке материалов.
Поэтому данное утверждение о месте будущей башни вызывает сомнение.
----------------------------------------------------

Деревянную башню построили в Архангельске, разобрали на щиты, погрузили на бриг “Лапоминка”, который 17 июня 1828 г. доставил ее на Йоканьгский рейд в район губы Гремиха.
Бревенчатые щиты спустили на воду для буксировки их к Святому Носу. Но поднялся сильный ветер, у мыса Святой Нос разгулялась высокая и крутая волна, сильный прибой, исключающие высадку на берег.
Непогода продолжалась целую неделю. К счастью, плоты, которые связали крепко, уцелели, и в середине июля их привели к месту постройки.
Единственным способом доставки брёвен и щитов разобранной башни была буксировка их по воде. А букировать можно было только гребными лодками или щхунами. Представляю себе, что стоило морякам буксировать брёвна и щиты на расстояние почти 10 миль по довольно неспокойному после непогоды Святоносскому заливу!
На вёслах!
А потом ещё вытащить разобранную башню на берег через прибой! Отчаянные люди!
Возможно, что часть строителей добралась к мысу Святой Нос по суше на оленях с помощью лопарей. Тогда можно было с берега подать концы на лодки и тащить брёвна и щиты вручную с воды на берег. В любом случае перед строителями как башен, так и маяка снимаю шляпу!

28 июля 1828 г. строительство деревянной башни было окончено и Святоносская башня была сдана “для надзора” жителям Кольского уезда, т.е. Летнего Йоканьгского погоста. А может быть Лопского становища или Бердоносского становища на полуострове Святой Нос, в которых могли остаться лопари или рыболовы на зимовку по договору.
Она представляла собой окрашенную в белый, черный и красный цвета четырехгранную деревянную пирамиду на квадратном фундаменте.
По многочисленным источникам высота башни была 15.3 м, общая высота над уровнем моря - около 33 метров.
По данным гидрографа А. Яковлева (Морской сборник №9 2002 года) высота башни была 45 футов (13.7 м), установлена в 300 саженях (640.4 м) от оконечности мыса Святой Нос. Высота места над уровнем моря была 15 метров, это в районе современной метеостанции.
Учитывая сведения современных гидрографов, наиболее вероятным местом установки Святоносской башни 1828 года следует считать всё же площадку с высотой 11-12 метров на расстоянии 500 метров от мыса Святой Нос.

Высота башни над уровнем моря оказалась недостаточной и башня была плохо видна с моря, особенно в плохую погоду. На это неоднократно указывали как мореплаватели, так и отмечали командиры и штурмана кораблей эскадры Архангельского военного порта.

После дополнительных исследований, согласований и проектирования через пять лет в 1833 году на полуострове Святой Нос была установлена вторая несветящая башня.
Лейтенант Н.Ф. Корсаков, командир брига "Лапоминка", доставил построенную в Архангельске башню в разобранном виде на полуостров Святой Нос и, как обычно указывают, "построил на том же холме в расстоянии 350 м к юго-востоку еще одну башню в виде четырехугольной призмы высотой 15 м".
По информации гидрографа А. Яковлева:
В 1833 г. в 1170 саженях (2496 метров) от северной башни на SOst (26°) была построена другая башня. Высота места над уровнем моря 80 метров, это юго-восточнее современного места маяка Святоносский.
После этого первую башню 1828 года стали называть "нижняя" или "северная", а башню 1833 года - “верхняя” или “южная".

Анализ информации по южной башне показывает, что она с большой вероятностью была поставлена в координатах Ш=68° 08' 28.40" сев, Д=39° 45' 35.05" вост

В 1853 году началась война между Россией и Турцией, а в 1854 году в войну вступили Англия и Франция. Основные действия развернулись на Черном море, но правительство Николая I понимало, что возможны нападения и на другие приморские регионы. Поэтому среди других было объявлено военное положение и в Архангельской губернии.
Помимо военных мероприятий было решено не выставлять на фарватерах навигационное ограждение и снять с маяков персонал и приборы.
Святоносские башни нельзя было привести в неработоспособное состояние, т.к. они и так были несветящие и необслуживаемые, потому англичане использовали их для ориентировки без ограничений.
По пути в Белое море во время своего разбойничьего рейда семь парусных кораблей англо-французской эскадры зашли на внутренний Йоканьгский рейд, обстреляли Йоканьгское становище лопарей на берегу губы Гремиха, а затем высадившись на берег, убили всех лопарей и многих оленей.
Спаслись только те, кто был на пастбищах или успел убежать в тундру.
После этого нападения лопари перенесли своё стойбище в долину на левом берегу реки Йоканьги, где впоследсвии возник Летний Йоканьгский погост, а позднее - деревня Йоканьга.

В конце сентября 1854 г. англичане и французы покинули Белое море и ушли домой.
Интересно, что летом 1854 года во время военного положения и так называемой блокады портов Белого моря, объявленной командиром объединённой англо-французской эскадры Оммани, Архангельский морской торговый порт продолжал работу в обеспечении Архангельского военного порта и его эскадры. В течение навигации 1854 года Архангельский морской торговый порт принял 599 торговых судов из нейтральных стран. А на Соломбальском Адмиралтействе был спущен военный транспорт «Гапсаль» и начато строительство двух новых пароходов (!).
Судоходство было одной из причин, по которой Святоносские башни не разрушены, а продолжали исправно нести свою навигационную службу.

1857 год. Командиром Архангельского военного порта и военным губернатором Архангельска был назначен Богдан Александрович Глазенап. Он только что вернулся из-за границы, где несколько лет был морским агентом в Швеции, Норвегии и Дании.
Богдан Александрович был хорошо знаком с нуждами мореплавателей, в 1855 году он возглавлял Гидрографический департамент. А во время пребывание за границей он ближе познакомился с последними достижениями маячной техники.
Вступив в должность командира Архангельского военного порта, он обратился в Гидрографический департамент и Морское министерство с предложением принять неотложные меры по навигационному оборудованию морей нашего Севера, чтобы “способствовать развитию этого края”. Среди тех мест, где следовало бы в первую очередь построить новые маяки, Глазенап назвал мыс Святой Нос и остров Сосновец.
Министр финансов отказал в выделении средств и предложил отложить строительство на неопределенный срок.
Однако Гидрографический департамент поддержал Глазенапа: “Ныне при развивающемся все более паровом судоходстве, конечно, необходимость в упомянутых маяках делается ощутительнее и особенно на Святом Носе и Сосновце... Маяк на Святом Носе, входном маяке в Белое море, существенно необходим и несуществование подобного входного маяка единственный пример в Европейских морях; причина подобного случая разве может объясняться тем, что наши военные суда по преимуществу выходят из Белого моря и не входят в него и потому не ощущают той настоятельной потребности, в которой нуждаются купеческие суда. Подобные входные маяки должны иметь самое яркое освещение, какое только возможно ”.
На этом письме управляющий Морским министерством написал резолюцию: "Чрезвычайно основательные соображения... Обсудить совместно с главным командиром Архангельского порта".
И решение о строительстве Святоносского и Сосновского маяков было принято.
Таким образом, Богдана Александровича Глазенапа можно смело считать отцом этих маяков.

Глазенап настаивал на строительстве на Святом Носу железного маяка, так как на мысе никаких строительных материалов, кроме глины, обнаружено не было. Кроме того, металлический маяк, по его мнению, более долговечен и реже требует ремонта, что очень важно для Севера.
О проектировании и строительстве маяка были начаты переговоры с английской мануфактурой Грисселя, которая создала чертеж и фасадные планы будущего маяка.
Гриссель запросил за работы сумму в 57 тысяч рублей, не считая дополнительных затрат на антикоррозийную обработку металла и стоимость осветительной системы Френеля. Таких денег на устроение маяка в казне не нашлось.

1859 год. Белое море посетил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич, который ознакомился с положением дел на месте и осмотрел Мурманское побережье. Он пришел к убеждению, что на Святом Носу надо строить не железный, а деревянный маяк, так как железные части будет очень трудно доставлять на строительную площадку, тем более, что место выгрузки совершенно открытое для океанского ветра и волнения, "с деревянным срубом будет гораздо легче справиться".
Кроме того, он согласился с предложениями построить аналогичный маяк на острове Сосновец.
Генерал-адмирал лично доложил о своих соображениях императору Александр II и получил согласие на установку деревянных Святоносского и Сосновецкого маяков.

В 1860 году был объявлен конкурс на подряд строительства Святоносского и Сосновецкого маяков. Постройка включала создание составных частей маяков и сопутствующих зданий, доставку их из Соломбалы на мыс Святой Нос и остров Сосновец и сборку домов и башен на месте.
Подряд выиграл архангельский купец и банкир Торопов Иван Ермолаевич.

Строительство Святоносского маяка началось летом 1861 года.
Сначала рядом с маяком была построена необходимая инфраструктура — дом для смотрителя, казарма, баня и кладовая с ледником. Чуть позже была доставлена маячная башня и катоптрическая система с аргандовыми лампами.

В марте 1862 года, во времена правления Александра II, Архангельский военный порт, а с ним и эскадра были расформированы. Формальным поводом для этого явилось отсутствие военной угрозы интересам России в северных морях.
Фактически же, как уверяют многие исследователи, просто требовались средства для укрепления флотов на Балтийском и Черном морях.
Правда, гидрографическая часть и управление маяками и лоцией расформированию не подлежали. Они выводились из Архангельского военного порта и подчинялись Капитану над портом.
Казалось бы ничего не мешало завершению строительства маяков Святоносского и Сосновецкого, но в мае из Морского министерства неожиданно пришло распоряжение строительство прекратить.
Новый губернатор Архангельска вице-адмирал К. И. Истомин не согласился с таким решением и направил письмо, в котором акцент сделал не на военное, а на коммерческое значение маяков:
“Цель и назначение здешних маяков обусловливаются исключительными видами на улучшение местного торгового и промышленного мореплавания и, следовательно, всякие возможности в этом случае совершенствования, несмотря на упразднение порта, должны идти своим путем, то и полагал бы непременно продолжить и закончить постройку...”
Против этого аргумента Морское министерство возражать не стало и строительство маяков было завершено.

6 ноября по старому стилю 1862 г. строительство Святоносского маяка было закончено. Световой аппарат был впервые зажжён 1 августа 1862 г. Огонь белый постоянный. Осветительная система состояла из 18 аргандовых ламп с таким же числом отражателей. О ней рассказано ниже.
Освещение маяка производится только с 20 июля (2 августа) по 1/14 ноября и поэтому ранней весной маяк возможно видеть только днём.

Летом 1862 года в Архангельске было закончено изготовление и Сосновецкого маяка. В сентябре этого же года башня и дома доставлены на остров Сосновец, началась их сборка.

И уже в декабрьском номере Морского сборника 1862 года Гидрографический департамент опубликовал следующие сообщения:

... в Белом море окончен постройкой маяк при входе из Северного океана, на верхнем, или южном, холме северной части мыса, называемого Святой Нос, в расстоянии около 300 саженей к NW от башни и в 2,5 версты от оконечности мыса на SOst (29,5°), в широте 68°08’51" N и долготе 39°48’54" Ost.
Маяк деревянный восьмиугольный, обшит досками и окрашен светло-желтой краской, а металлическая крыша серой краской.
На маяке установлен металлический фонарь, снабженный осветительным аппаратом отражательной системы.
Осветительный аппарат состоит из 18 аргандовых ламп, при таком же числе рефлекторов высотой от основания 58, а над уровнем моря 298 футов.
Постоянный белый огонь [светит] от SO 2° через О, N и W до SW 27° (от 207 до 178°). Дальность видимости огня 19,8 мили.".

"...в Белом море окончен постройкой на середине острова Сосновца маяк... деревянный восьмиугольный, обшитый досками, окрашен светло-желтой краской, а металлическая крыша серой краской.
На маяке установлен металлический фонарь, снабженный осветительным аппаратом отражательной системы. Осветительный аппарат состоит из 13 ламп и 13 рефлекторов. Высота огня от основания 76 футов, а от уровня моря 139 футов. Будет введен в действие 1 августа 1863 года.
Будет освещать весь горизонт. Дальность видимости 13,5 мили".

Так началась служба этих двух маяков - близнецов. А в 1878 году появился и третий близнец - маяк Зимнегорский.

Святоносский маяк стоит почти в первозданном виде до сих пор уже более 160 лет.
На фото - Святоносский маяк примерно в 1872 году после установки звукосигнальной системы.
Фото сделано с востока на запад. Слева - дом маячника, остатки сохранились до сих пор. Рядом с домом - сигнальная мачта, на которой маячник с помощником поднимал сигналы для проходящих судов. На мачте поднят сигнальный флаг, который развевается и показывает приличный ветер.
Правее - сарай для имущества, между ним и маяком видна метеорологическая будка. До организации на мысе Святой Нос метеостанции 1 ноября 1895 г. метеонаблюдения проводил маячник.
Правее маяка ещё один сарай, отапливаемый. Рядом с ним квадратный сарай с плоской крышей, в может быть коровник. На маяке содержали минимум одну корову, о чем есть упоминание в Лоциях.
Ещё правее от сараев - небольшое здание с плоской крышей, в котором установлен туманный аппарат системы Гольмса с двумя горнами. О нём подробнее рассказано ниже.
И у правого края фото - дома персонала маяка.


На фото - Святоносский маяк примерно в 1872 году после установки звукосигнальной системы. Хорошо просматривается отражательная осветительная система внутри большого фонаря.
На переднем плане смотритель с семьёй. На площадке фонаря маяке стоят руководители работ и рабочие.
Один из немногих летнимх погожих дней. Местность прибрана, содержится в чистоте.

Одновременно со строительством маяка в 1862 году была построена и новая северная Святоносская башня. Прежняя северная башня 1828 года была разобрана.
Вот как описал новую Святоносскую башню Корпуса Флотских Штурманов штабс-капитан Н. Морозов в Лоции Мурманского берега 1901 г.

Как следует из описания Лоции Морозова маяк Святоносский и Святоносская башня образуют створ направлением 23.5-203.5 градусов. Используя этот створ при подходе к полуострову Святой Нос с севера, штурман судил о положении корабля относительно полуострова и назначал курс либо больше 203.5 градусов для следования на Йоканьгский рейд, либо меньше 203.5 градусов для следования в Белое море.

Внешний вид Святоносского маяка и Святоносской башни приводится, например, в Описании маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам Белого моря и Северного Ледовитого океана 1908 года.

Положение Святоносской башни и Святоносского маяка, их створа, а также Святоносской сирены показано на спутниковом снимке.

Для обслуживания маяка назначалась команда и семи человек - смотритель и шесть рядовых, все мужчины. Первым смотрителем Святоносского маяка был определён отставной унтер-офицер Филиппов.
Об условиях службы на маяке, трагедиях и победах рассказано в третьей статье настоящего раздела:
Маяк Святоносский. Маячники

Доставка грузов для Святоносского маяка осуществлялась морским путем с высадкой в губе Лопское становище или губе Волоковая. В 1867 году для временного хранения доставленных грузов в губе Лопского Становище был построен амбар, который стал навигационным ориентиром и упоминается в Лоциях и Огнях и знаках.

В 1870 году для лоцмейстерских работ в северных морях в Финляндии была построена лоцмейстерская парусно-винтовая двухмачтовая шхуна "Самоед", сыгравшая большую роль в строительстве и обслуживании маяков Белого и Баренцева морей, в том числе Святоносского маяка. Это было довольно большое для того времени судно, способное совершать длительные морские плавания, а также прибрежные транспортные, гидрографические и исследовательские экспедиции на Севере.
Шхуна выполняла и патрульные функции, для чего имела четыре орудия, а члены экипажа - стрелковое вооружение.
Базировалась в Санкт-Петербурге и подчинялась Гидрографическому департаменту, но на время экспедиций на Север подчинялась Капитану над портом в Архангельске.
Водоизмещение шхуны 606 т, длина 51.5 м, ширина 7.9 м, осадка 3.3 м.
На шхуне была установлена паровая машина мощностью 35 л.с., приводившая во вращение один гребной винт. Пар производился котлами на угольном или дровяном топливе, но как иногда бывало в то время - на всём, что могло гореть и создавать хоть какое-то давление пара.
Обе мачты шхуны имели гафель, на которых поднимались косые паруса. Шхуна имела бушприт для подъема кливеров. Паруса ставились в помощь паровой машине. Но можно было ходить только под парусами для экономии топлива.
Для доставки грузов на берег и выполнения работ на мелководье шхуна имела четыре большие шлюпки-катера.
На фото - лоцмейстерская шхуна "Самоед" на Северной Двине.

В 1871 году лоцмейстерская шхуна "Самоед" совершила свой первый переход вокруг Скандинавии из Санкт-Петербурга в Белое море.
Этим рейсом на Белое море были доставлены пять сигнальных медных трёхдюймовых пушек на действующие пять маяков - Святоносский, Терско-Орловский, Моржовецкий, Сосновский и Жижгинский.
Пушки могли использователься не только как сигнальные, но и для обороны.
После выполнения лоцмейстерских работ на Белом море шхуна "Самоед" вернулась в Санкт-Петербург.

1872 год.
Лоцмейстерская шхуна "Самоед" доставила из Санкт-Петербурга на мыс Святой Нос закупленный в Лондоне туманный аппарат системы Гольмса, первый в России.
Звук создавался горнами, через которые пропускался нагретый сжатый воздух с помощью машины Эриксона. Имелась возможность накачивать в горны воздух и с помощью ручного насоса.
Туманный аппарат Гольмса установили в специально построенном деревянном домике недалеко от Святоносского маяка. Установка аппарата производилась "рабочими людьми" под руководством поручика фон Воганса.
Аппарат имел две трубы. Одна труба направлена на север, вторая - на запад. Трубы имели разный тон. Это давало возможность судам в тумане определять своё положение относительно мыса Святой Нос.
Туманные сигналы слышны в тихую погоду на 3-4 мили, а по ветру на 4 - 5,5 мили.
16 августа того же года туманный аппарат был введён в действие.
На фото скорее всего запечатлен момент проверки и испытаний туманного аппарата. Хорошо видны трубы. Стоящий рядом офицер в морской форме что-то поправляет на западной трубе.
Второй офицер в сухопутной форме смотрит в бинокль на корабль, с большой вероятностью это шхуна "Самоед". С помощью шхуны определяли фактическую дальность слышимости звука и точность измерения направления на туманный аппарат.

Интересно, что туманный аппарат Гольмса почти сразу стали называть Святоносской сиреной, хотя собственно сирена появилась только в 1911 году.
Вот как описал Святоносскую сирену Корпуса Флотских Штурманов штабс-капитан Н. Морозов в Лоции Мурманского берега 1901 г.

А лоцмейстерская шхуна "Самоед" продолжила выполнять свои очень важные, трудные и часто сопряжённые с риском для жизни функции в Белом, Баренцевом морях и в Северном Ледовитом океане до 1877 года с базированием в Архангельске.

1890 год.
Первую осветительную систему (отражательную или катоптрическую) заменили на новую, линзовую системы Френеля с аргандовыми лампами.
Фонарь и осветительный прибор были изготовлены в Париже на фирме “F. Barbier С”, а установлены русскими работниками под руководством архангельского губернского инженера Савицкого.
Доставку, выгрузку и подъем фонаря и аппарата на маячную башню осуществил архангельский купец Шмидт.
В связи с установкой новой осветительной системы была частично перестроена башенка огня и фонарь маяка.
Новый огонь был зажжен 14 августа по старому стилю 1890 года.

1895 год.
1 ноября 1895 года открыта метеостанция Святой Нос. Первым штатным наблюдателем которой стал Л.В. Макарьин.
Метеостанцию расположили на мысе Святой Нос почти у самого берега для получения метеоданных практически на уровне моря.
Метеонаблюдения перенесены с маяка на станцию, хотя на маяке оставлены некоторые метеоприборы.

1900 год
Через 10 лет после установки оптической системы Френеля аргандовые лампы были заменены системой керосино-калильных горелок.
Обслуживание огня маяка несколько упростилось и не требовало частого подъёма персонала на вершину башни.

1910 год
На маяк проведена телефоная линия, на маяке Святоносский установлен телефон.
Осуществлялась телефонная связь с Городецким и Орловским маяками, Городецкой сиреной и с почтово-тёлеграфной конторой в Летнем Иоканъгском погосте.

1911 год (по некоторым справкам 1912 год)
Произведены работы по замене пришедшего в негодность туманного горна аппарата Гольмса на Святом Носу.
Вместо туманного горна установлена пневматическая сирена с керосиновым двигателем, так называемая Святоносская сирена.
Сирена произведена в Москве акционерным обществом "Густав Лист".
Сирену установили на новом месте ближе к мысу Святой Нос в 1.6 км к северо-западу от маяка на холме высотой 21 метр. Это обеспечило лучшие условия слышимости звука, повысило надёжность определения положения судна относительно мыса и безопасность его прохода в тумане.
Для сирены построили новый домик.
Наличие пневматической сирены при маяке упоминается и позднее, в описании огней и знаков Белого и Баренцева морей 1932 и 1936 года.

1917 год
Осветительная система была вновь заменена на заказанное в Стокгольме новое фонарное сооружение и осветительный газокалильный аппарат.
Использовался и ацетилен

1925 год.
При маяке Святоносский установлен радиомаяк. Антенна радиомаяка размещена на решетчатой башне, которую построили на мысе Святой Нос рядом с метеостанцией.
Данных о его характеристиках нет, но скорее всего он работал одиночно, не в группе.

В описании Огни и знаки Белого и Баренцева морей 1932 года указано, что огонь Святоносского маяка работает на ацетилене. Дальность видимости огня не указана.

В описании Огни и знаки Белого и Баренцева морей 1936 года источник питания огня уже не указан. Это говорит о том, что в период с 1933 по 1935 год Святоносский маяк был переведён на электричество. Указана дальность видимости огня - 25 миль!
Т.е. в 1938 году, когда появилась Гремиха и началась подготовка к строительству Ивмб, Святоносский маяк уже был на электричестве с телефонной связью и при нём работала сирена и радиомаяк. Резервом для подачи туманных сигналов могла использоваться пушка.

В книге "Огни и знаки Баренцева моря. Берега СССР" 1960 года описание маяка Святоносский и Святоносской сирены даётся уже в более коротком, чем прежде, виде. Характер огня - белый группо-проблесковый, дальность видимости прежняя - 25 миль.
Интересно, что в скобках во втором столбце указано, что маяк обслуживаемый, а рядом - год его открытия 1862, и модернизации - 1950. Годы промежуточных модернизаций не указаны.
Положение Святоносской сирены указано более точно в системе координат 1942 года. А радиомаяк указан без характеристик, т.к. данные приводятся в другом навигационном пособии.

В 1960-х годах радиомаяк при маяке Святоносский был модернизирован и включён в группу. Впервые он описывается в книге "Радиотехнические средства навигационного оборудования Балтийского, Северного, Норвежского, Баренцева и Белого морей" 1963 года.
Радиомаяк работал в группе с радиомаяками Городецкий, Шойна и Канинский. Несущая частота 312.5 кГц (960 м), частота амплитуды 700 гц.

1970-е годы, по крайней мере 1974 год
Дальность видимости огня маяка Святоносский 25 миль.
Характеристика - круговой белый, группопроблесковый, 2 проблеска в группе, период 30 секунд, 25 миль.
На мысе в районе метеостанции работал радиомаяк.

Фото Святоносского маяка 1977 года. Из интернета.
Большой стеклянный фонарь уже перестроен, заменён двухэтажной башенкой с оптической системой Френеля.
Боковые пристройки у трапа маяка убраны, сделан открытый трап. Возможно прежний вход между двумя прямоугольными пристройками часто заносился снегом, открытый трап в этом отношении заметается меньше и чистить его проще.
Перед входом установлена арка, что говорит о некоторой эстетике маячников. А сам вход имеет аккуратный заборчик.
За маяком видны антенны РЛС, там был устроен радиотехнический пост 2 брковр Йвмб, а затем 11 флпл СФ.

Примерно 2000 год
Святоносский маяк обслуживает группа из семи человек.
Установлена современная солнечная энергетическая установка с 6 панелями и светооптический аппарат, светящий белым проблесковым огнём на расстояние около 8 миль.

В 2002 году маяк Святоносский включён в «Список вновь выявленных объектов на территории Мурманской области, представляющих историческую, научную или иную художественную ценность» под номером 7/316.

2002 год
Маяк переведён в автоматический режим.
Последним его смотрителем был Михаил Горбунов, проработавший на нем около 35 лет.

2021 год
Святоносский маяк включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.
Маяк работает в автоматическом режиме.

2.1. Осветительные системы Святоносского маяка

На Святоносском маяке применялись следующие осветительные системы:
- отражательная с аргандовыми лампами, 1862-1990 годы; круговой белый постоянный; дальность видимости 19.8 миль;
- линзовая системы Френеля с аргандовыми лампами, 1890-1900 годы; дальность видимости 15 миль;
- линзовая системы Френеля с керосино-калильными горелками с колпачком Ауэра, 1900-1914 годы; дальность видимости 18 миль;
- линзовая системы Френеля с ацетиленовыми горелками, 1914-1917 годы; дальность видимости 15 миль;
- усовершенствованная система Френеля с газокалильным осветительным аппаратом, с 1917 до 1930-х годов; круговой белый группо-проблесковый, проблеск 0,3 сек., тьма 7,2 сек., проблеск - 0,3 сек., тьма 22.2 сек, период 30 секунд; дополнительно к основному был установлен аварийный белый проблесковый огонь: проблеск 0,5 сек., тьма 1,5 сек, период 2 секунды; огонь маяка закрывался берегом в секторе 178-207; дальность видимости огня 25 миль;
- усовершенствованная автоматическая система Френеля АСА-500 с электрическими лампами, примерно с 1930 по 2000 годы; круговой белый, группо-проблесковый, 2 проблеска в группе, период 30 секунд, 25 миль;
- светооптический аппарат с шестью солнечными батареями; круговой белый проблесковый; дальность видимости 8 миль; с 2002 года в автоматическом режиме.

2.2. Звукосигнальные системы Святоносского маяка

На Святоносском маяке применялись следующие звуко-сигнальные системы:
- сигнальная пушка, 1871 год;
- туманный аппарат системы Гольмся, 1872 год;
- пневматическая сирена с керосиновым двигателем "Густав Лист", 1911 год;
- наутофон, 1960-е годы (?).


2.3. Сосновецкий маяк, близнец Святоносского

Если маяк Святоносский сохранил свой первоначальный вид, то его близнец, Сосновецкий маяк, построенный также в 1862 году, за время службы дважды был существенно перестроен и с 1909 года приобрёл свой, оригинальный вид.
На фото Сосновецкий маяк после постройки.

Внешний вид Сосновецкого маяка приводится, например, в Описании маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам Белого моря и Северного Ледовитого океана 1908 года.
Из рисунка видно, что башни маяков Сосновского и Святоносского очень похожи, но есть и отличия.
Основание Сосновецкого маяка с наклонными панелями, а Святоносского - с вертикальными.
На основной боковой грани у Сосновского маяка три окна и дверь, а у Святоносского маяка - два окна и дверь.
Высота фонаря у Сосновского маяка ниже из-за меньшего количества ярусов отражателей, чем у Святоносского маяка.

В 1909 году желтая деревянная башня была разобрана, а вместо неё установлена стальная ажурная четырехгранная башня высотой 20 м с цилиндрической трубой внутри и красным фонарным сооружением и площадкой наверху.
Источником света в диоптрическом светооптическом аппарате 3-го разряда, светившем в секторе от 330 до 290°, служила керосинокалильная горелка.
Башня была окрашена горизонтальными белыми и черными полосами.
Около башни располагались часовня, два жилых дома, флагшток для подачи сигналов проходящим судам, две пушки для туманных сигналов и метеорологическая будка. Все здания были желтого цвета с красными крышами.
На фото видно ещё неразобранное основание деревянной башни маяка, слева от металлической мачты.

В 1960 году Сосновецкий маяк снова перестроили. Железная башня маяка была заменена на новую из сборных чугунных тюбингов высотой 31 м от основания.
Как и раньше, её окрасили белыми и черными горизонтальными полосами, фонарное сооружение — в красный цвет.
Светооптический осветительный аппарат с белым группопроблесковым огнем и электрическими лампами установлен на высоте 44 м от уровня моря и обеспечивает дальность видимости 17 миль.
Маяк оборудован круговым радиомаяком с дальностью действия около 280 км и наутофоном.


2.4. Зимнегорский маяк, близнец Святоносского

Надо сказать, что у Святоносского был и ещё один близнец - Зимнегорский маяк, построенный в 1878 году.
Внешний вид Зимнегорского маяка приводится, например, в Описании маяков, башен и знаков Российской Империи по берегам Белого моря и Северного Ледовитого океана 1908 года.

Как и при строительстве предыдущих маяков, все деревянные сооружения, в том числе и башня, были срублены в Архангельске и доставлены на мыс Зимнегорский в разобранном виде. Железный фонарь собирали в частной кузнице, а диоптрический светооптический аппарат 2-го разряда заказали в Париже. В августе 1878 года комиссия, принимавшая от строителей маяк, отметила в акте: “Маяк деревянный осьмиугольный с металлическим фонарем. Башня желтая, высотой от основания 61 фут, а от уровня моря 349 футов, фонарь свинцового цвета. Построено правильно, прочно. Действие осветительного аппарата, освещавшегося керосином, найдено правильным и открыто 1 августа 1878 года. Для смотрителя и прислуги выстроены дом, баня, кладовая, колодец, ворот для подъема тяги...”

В 1940 году Башню Зимнегорского маяка надстроили, так как разросшийся лес стал закрывать маяк.
В 1947 прежнюю башню разобрали, а вместо неё построили новую башню в виде четырёхгранной усеченной пирамиды. Для лучшей видимости её окрасили белыми и чёрными вертикальными полосами, маяк Зимнегорский утратил свой традиционный желтый цвет.
В 1958 году башню снова перестроили, сделав её восьмигранной с гранями разной ширины. Такой вид башни сохранился до сих пор.


Для возврата на страницу "Маяк Святоносский" нажмите здесь

Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на главную страницу ГРЕМИХА

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке