[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Мемуары

Губа Оленья и Гремиха. Немного истории

Итак, 13 октября 1974 г. мы, рпксн К-460, прибыли в Губу Оленья. Там уже стояла плавбаза "Иван Колышкин", на которую мы и поселились.
Естественно возникал вопрос, что что это за место, чем оно было знаменательно? Знали ли мы о нём раньше и что мы там увидели?
Ответы на эти вопросы я и попытаюсь дать в этой части своих записок.
А что мы там делали, рассказал в основной части своих воспоминаний, начало вот здесь:

  • Воспоминания Штефанова Д.Б. Часть 6.1. Губа Оленья, октябрь 1974-апрель 1975 годов.

    Информация по истории Губы Оленья взята в основном с сайтов Городского историко-краеведческого музея г. Полярный
    Городской историко-краеведческий музей г.Полярный
    а также из воспоминаний капитана 2 ранга Селина Владимира Терентьевича, выпускника Рижского ВВМУ подводного плавания
    Рижское ВВМУПП, Селин В.Т.

    Использованы также данные о подводных лодках и соединениях Северного флота с сайта DeepStorm и других источников интернета.
    Удивительно и приятно, что истории Губы Оленья, соединений и кораблей, которые базировались там, посвящено много материалов в интернете, воспоминаний и фото. Даже работы нынешних школьников. Правда, существенная их часть переписывается друг у друга, поэтому неточности и ошибки распространяются с большой скоростью. Но в целом информация позволяет получить представление об этом месте, что же это за Губа Оленья.
    Карты и их фрагменты также взяты из интернета.
    Поэтому искренне говорю спасибо всем, кто поделился информацией и сохранил память о тех местах и событиях!

    Термин Губа Оленья применяется в нескольких значениях.
    Так называется одна из губ Северного колена Кольского залива.
    На карте наглядно видна как она сама, так и её бухты, в частности бухта Кут в вершине губы.
    Кольский залив, Северное колено

    Есть в губе Оленья и ещё несколько небольших бухточек. Одна из них расположена на южном берегу губы Оленья среди высоких обрывистых берегов.
    Очень защищённое и удобное место для стоянки кораблей и судов и именно там базировались изначально силы флота.
    Ещё одна бухта расположена на северном берегу губы Оленья также между высоких обрывистых берегов, но в вершине заканчивается небольшим галечным пляжем. Она незаметна со стороны залива и поэтому называется бухта Незаметная.
    Губа Оленья довольно безопасна в навигационном отношении. Перед выходом из Гремихи мы основательно проработали её как по картам, так и по лоции, описанию огней и знаков и радиотехнических средств, поэтому, как я уже писал, вход в неё не представлял для нас особых сложностей.

    Второе значение термина Губа Оленья - это название поселка на южном берегу губы Оленья. Встречается и другое название поселка - Оленья Губа.
    А на современных картах его называют просто Оленья.
    Пишут в интернете, что Оленья Губа, как поселение или населённый пункт, впервые в документах упоминается в 1920 году. Но понятно также, что эта местность была освоена и заселена гораздо раньше, не зря губа получила название Оленья. Видимо там были пастбища оленей или места их миграции.
    Кроме того, Екатерининская гавань ещё до революции была хорошо освоена промышленниками и Северной военной флотилией.
    Там были построены городское поселение и порт Александровск, будущий Полярный. Там был пункт базирования сил флотилии, Александровская флотская рота и стоянка дозорных кораблей и судов.
    И конечно флотское командование не могло упустить возможность использования хорошо укрытых от непогоды и неприятеля бухт губы Оленья.
    После 1920 года сведений о поселке Оленья Губа нет, но известно, что там постоянно или временно проживали рыбаки и оленеводы.
    С развертыванием Северного флота в конце 30-х годов начинается и обустройство бухт губы Оленья.
    Пишут, что в то время там строятся причалы, склады, казармы, госпиталь и база отдыха моряков. Не знаю, насколько это верно, но что-то наверняка строилось. Хотя бы пирс для рассредоточения сил из Полярного.
    Что-то было в бухте Незаметная. Там до последней поры сохранялось здание очень интересной архитектуры, на фото.
    Оно расположено перед пляжем, на котором был построен небольшой деревянный пирс.
    Забегая вперёд скажу, что летом 1976 года будучи уже командиром БЧ-1 на своей лодке, впервые увидел воочию бухту Незаметная и этот дом.
    Тогда он был ещё во вполне приличном состоянии и очень хорошо смотрелся на фоне живописных зелёных берегов.

    Губа Оленья, бухта Незаметная

    Мы заходили в Губу Оленья перед докованием в губе Пала. Через два-три дня стоянки у пирса начали переход в губу Пала и разворачивались как раз напротив бухты Незаметная. Очень впечатлительная была картина, которую портили только несколько корпусов списанных дизельных лодок.
    Пишут, что этот был построен ещё до войны для отдыха командования флотом. Потом там построили также склад химимущества и этот дом стал штабом и казармой для химподразделения флота. Ещё много чего пишут, думаю вымыслов.
    Ясно одно - дом и бухта Незаметная был каким-то непростым объектом Северного флота и цель его появления в этой бухте останется скорее всего неизвестной.

    Сам же посёлок Губа Оленья до войны размещался в защищённой бухте на площадке у воды, дороги туда никакой не было и сообщение с Полярным было только морским путём. Наверняка для этого в бухте был построен один, а может быть и два пирса.
    Во время войны Губа Оленья использовалась силами флота для дозорных кораблей, для рассредоточенных запасов и т.д. Есть даже фото группы торпедных катеров якобы в Губе Оленья, но это вызывает сомнение. Хотя бы потому, что подобные фото указывают на эти группы в других местах, торпедные катера сначала базировались в Полярном, а с созданием бригады торпедных катеров - в губе Долгая Западная. Однако возможность нахождения катеров в Губе Оленья допускается, но не в смысле базирования, а временного их там нахождения.
    Упоминается также о временном заходе в Губу Оленья подводных лодок Северного флота. Это тоже возможно, но говорить о их базировании там неправильно.

    В 1974 году мы конечно не знали всего этого и тем более о послевоенном периоде развития Губы Оленья. Мне, инженеру ЭНГ, по должности не всё знать было положено. И до октября 1974 г. мне в Губе Оленья побывать не довелось. Мало того, при попытках узнать что-либо можно было нарваться на неудобный вопрос, как у кота Матроскина - а вы с какой целью интересуетесь?
    Поэтому я знал только то, что на Севере есть губа Оленья, там базируется 16 дивизия подводных лодок, в которую входят лодки проекта 629.
    А ещё то, что в эту дивизию попал наш однокашник по училищу Володя Паньков. И то, что в 16 дивизии служил наш командир БЧ-2 В.Ф. Тимошенко и даже ходил на боевую службу.
    Ракетные подводные лодки проекта 629 мы изучали в училище. Был по ним и вопрос на экзамене. Нам было известно их назначение, устройство, вооружение, условия службы экипажа. Знали мы также, что вооружены были эти лодки ракетным комплексом Д-2 с баллистическими ракетами Р-13 и стрелять ими можно было только из надводного положения на дальность около 300 км.
    А также и то, что начата модернизация этих лодок под новый ракетный комплекс Д-4 с ракетами Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы около 1400 км. Эта модернизация проводилась по проекту 629А и к нашему приходу в Губу Оленья все лодки 16 дивизии были уже проекта 629А.

    Вот примерно такой мы увидели 16 дивизию в губе Оленья. Потом уже, из поселка, были и другие виды места базирования 16 дивизии, но на пирсы и тем более на лодки мы не ходили. Как и они на наши. Всё было издалека.
    Губа Оленья. Место стоянки 16 дпл.

    И уже при подготовке этих записок стало интересно, а как вообще создавалась 16 дивизия? Ведь она, можно сказать, была прародительницей и нашей, 41 дивизии.
    Немного и об этом.

    После окончания Великой Отечественной войны руководство СССР и Военно-Морского Флота прекрасно понимали, что нужно разрабатывать новую кораблестроительную программу и программы вооружения. Ибо за время войны силы и объекты флота были сильно изношены, многое устарело или было иностранного производства. Обозначился и новый противник, которому существующий ВМФ не мог эффективно противостоять.
    Поэтому работа по разработке такой программы была развёрнута буквально сразу после Победы. В результате уже 16 октября 1946 г. была принята программа строительства кораблей до 1955 года, которая, в частности, предусматривала строительство крупных серий подводных лодок для морской и океанской зон. При этом предполагалась большая унификация конструкций и вооружения этих лодок.
    В соответствии с программой были созданы и строились серии подводных лодок проекта 613 и 611. Подробно на них останавливаться нет смысла, в интернете достаточно информации.
    Скажу только, что океанских лодок проекта 611, шесть из которых стали первыми ракетными лодками с баллистическими ракетами, было построено 26, из них 17 - на заводе №402 в городе Молотовск, ныне Севмашпредприятие, Северодвинск. А часть этих лодок базировалась в Гремихе.
    И это первая ниточка, связывающая то время с нашей К-460.

    В 1953 году, учитывая положительные результаты создания и испытаний мобильной баллистической ракеты Р-11 для сухопутных войск, командование ВМФ и создатели баллистической ракеты выдвинули идею и проработали возможность размещения баллистических ракет Р-11 на подводной лодке.
    Особенностью ракеты Р-11 были мобильность, долгохранимые компоненты топлива и запуск со специального стартового стола, который транспортировался в составе ракетного комплекса и устанавливался на грунте.
    Конструкторы СКБ-1 во главе с С.П. Королевым посчитали возможным без существенных доработок смонтировать этот комплекс на подводной лодке в герметичной шахте, а перед стартом поднимать ракету на верхний уровень шахты.
    Эти совместные предложения были одобрены руководством страны и 26 января 1954 г. принято постановление "О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия". Работы по этой теме получили шифр "Волна", а в качестве носителя решено использовать серийную подводную лодку.
    Разработку проекта переоборудования торпедной лодки в ракетную по теме "Волна" поручили ЦКБ-16, позднее ЦМКБ "Малахит", г. Ленинград.

    Главным конструктором проекта назначили Исанина Николая Никитича.
    Исанин Н.Н.

    Работы по установке ракеты Р-11 с обычной боевой частью на подводной лодке поручены СКБ-1 во главе с С.П. Королёвым.
    С.П. Королёв. Капустин Яр, 1948 год

    К тому времени СКБ-1 разрабатывало и модернизированный вариант ракеты под ядерную боевую часть, эта ракета получила название Р-11М.
    Флотский вариант ракеты предусматривал использование только ядерной боевой части для перекрытия погрешностей стрельбы, поэтому ей присвоили наименование Р-11ФМ.
    В качестве носителя ракетного комплекса выбрана океанская подводная лодка проекта 611 на которой можно было установить две пусковые установки ракет Р-11, а проект переработки получил номер В611, первая буква от названия темы - "Волна-611".
    Наиболее подходящей для переоборудования по проекту В611 оказалась подводная лодка Б-67, которая строилась на заводе №196 в Ленинграде.
    Её заводской номер был 636 и она была седьмым корпусом в серии завода №196. Как и наша К-460, которая была тоже седьмым корпусом проекта 667Б в серии СМП.

    В 1954 году в соответствии с решением по Б-67, она была переведена в г. Молотовск и поставлена на завод №402 в цех №50 для переоборудования по проекту В611. И это тоже ниточка связи нашей К-460 с первой ракетной лодкой с баллистическими ракетами.
    В это же время летом 1954 года командир пл капитан 2 ранга Ф.И. Козлов, а потом ещё 12 матросов и старшин во главе со старшим лейтенантом С.Ф. Бондиным были командированы на полигон Капустин Яр для знакомства с ракетным комплексом и подготовки ракетного боевого расчёта.
    Пуски ракет Р-11ФМ производились с качающегося стенда СМ-49.
    Капустин Яр, стенд СМ-49

    Не буду описывать подробности строительства Б-67 и создания её ракетного комплекса, скажу только, что первый успешный пуск ракеты Р-11ФМ из надводного положения Б-67 произвела 16 сентября 1955 г. в Белом море.
    Б-67 пуск ракеты Р-11ФМ

    Примечательно, что командиром Б-67 в это время был Ф.И. Козлов, а старшим помощником у него - Коробов Вадим Константинович, будущий адмирал, командир нашей 41 дивизии, командующий 11 флотилии подводных лодок, будущий герой Советского Союза.
    В декабре 1955 г. командиром Б-67 был назначен капитан 3 ранга Гуляев Иван Иванович и тоже выпускник Каспийского ВВМУ имени Кирова 1947 года. А затем первый командир атомной подводной лодки с жидкометаллическим теплоносителем К-27 проекта 645, базировавшейся некоторое время в Гремихе. И будущий Герой Советского Союза. Старпомом у него был также В.К. Коробов.

    Ещё один примечательный факт - в 1955 году дальнейшая разработка и производство ракет Р-11ФМ, как и Р-11 и Р-11М, была передана от СКБ-1 в СКБ-385 главному конструктору Макееву Виктору Петровичу.
    Будущее знаменитое КБМ, Конструкторское Бюро Машиностроения, г. Миусс.

    На фото - Макеев Виктор Петрович.
    Макеев В.П.

    КБМ стало ведущим научно-производственным объединением СССР по разработке баллистических ракет для подводных лодок. И наш ракетный комплекс Д-9 и Д-9Д с ракетами Р-29 и Р-29Д тоже был создан этим объединением.

    Первый успешный подводный пуск ракеты С4.7, созданной на основе Р-11ФМ, состоялся с борта Б-67 10 сентября 1960 г.
    Командир лодки - капитан 2 ранга Коробов Вадим Константинович.
    На фото - он командующий нашей 11 флотилией подводных лодок СФ, Гремиха.
    Коробов В.К.

    После доработки проект В611 получил обозначение АВ611 и по нему переоборудовали пять лодок проекта 611: Б-62, Б-73, Б-78, Б-79 и Б-89.
    На фото - пуск ракеты Р-11ФМ одной из лодок проекта АВ611.
    Подводная лодка проекта АВ611. Пуск ракеты Р-11ФМ

    Б-62 в 1954 году перешла на ТОФ, а Б-73, Б-78, Б-79 и Б-89 в 1957 году прибыли в Губу Оленья на постоянное место базирования.
    К тому времени 31 октября 1957 г. в Губе Оленья специально для ракетных лодок проекта АВ611 была создана 140 обрпл СФ, командиром бригады назначен капитан 1 ранга Хомчик Сергей Степанович, выпускник Каспийского ВВМУ имени Кирова 1945 года, участник Великой Отечественной войны. И это тоже ниточка связи К-460 с Губой Оленья, по крайней мере с Титаренко, со мной и моими однокашниками по 41 дпл.
    В воспоминаниях ветеранов командир 140 брпл С.С. Хомчик характеризуется как отличный подводник, глубоко изучавший новую ракетную технику и средства его обеспечения, осваивавший приемы и способы применения ракетных лодок.
    Также С.С. Хомчик отмечается как заботливый командир и хозяйственник, много сделавший для строительства и обустройства поселка Губа Оленья.
    Именно при нем в основном был построен служебный и казарменный городок, стадион, жилые дома, школа и другие объекты.
    Правда к великому сожалению, как многое в то время, строилось и создавалось силами самих подводников. Но такое было время.
    Хомчик С.С.

    Через год, а именно в 1960 году, была создана 212 брпл, которая включена в 8 дпл СФ, но с базированием в Губе Оленья.
    Т.е. там стали базироваться две бригады подводных лодок, начальником гарнизона оставался С.С. Хомчик.
    212 брпл 8 дпл предназначалась для новых подводных лодок с крылатыми ракетами, в первую очередь переоборудуемых из лодок проекта 613 по проектам 644 и 665.
    Первыми в Губу Оленья прибыли пять подводных лодок проекта 644. На фото - одна из лодок проекта 644.

    Подводная лодка проекта 644

    С-44 была в 212 брпл временно и в 1960 году убыла на ТОФ.
    С-80, С-46, С-158 и С-162 с 1960-1961 годов базировались в Губе Оленья.
    В 1961 году С-80 затонула в Баренцевом море со всем экипажем. В Губе Оленья сохранилась братская могила и памятник погибшим подводникам С-80.

    В 1961-1964 годах в составе 212 брпл временно были ракетные лодки проекта 665.
    С-61 и С-64 летом 1962 года убыли на ТОФ.
    С-142, С155 и С-164 были в составе 212 брпл, а затем 16 дпл в течение трёх лет. После чего в 1964 году переведены на Балтийский флот.

    Подводная лодка проекта 665

    Была также в Губе Оленья и одна лодка проекта 651, на временном базировании уже в составе 16 дпл. Летом 1966 года К-63 прибыла для подготовки и в сентябре 1966 года она перешла по Северному морскому пути на ТОФ.

    Подводная лодка проекта 651

    И в довершение этого массового наплыва в Губу Оленья ракетных лодок с крылатыми ракетами, в 1959-1961 годах туда начали прибывать новые ракетные подводные лодки проекта 629, всего десять лодок!

    Подводная лодка проекта 629

    Таким образом, в 1961 году в Губе Оленья было две бригады, 140 брпл численностью 15 пл и 212 брпл переменной численностью до 10 подводных лодок. Не считая вспомогательных судов, плавмастерской, плавказармы и т.д.
    Можно только посочувствовать офицерам и мичманам, а также их семьям. И командованию соединений тоже, которое как могло, пыталось устроить быт подчинённых.

    В 1961 году 140 брпл переформирована в 16 и 18 дивизии подводных лодок, которые включены в 12 эскадру подводных лодок СФ.
    При этом в Губе Оленья продолжала базироваться также и 212 брпл, тоже включенная в 12 эскпл СФ. То есть в губе Оленья базировались уже три соединения подводных лодок. Правда недолго.
    Уже в сентябре 1961 г. 18 дпл и все её подводные лодки, в количестве десяти, перебазированы в бухту Ягельная губы Сайда. В Губе Оленья стало легче.
    Такое положение сохранялось до 1965 года, после чего упоминания о 212 брпл в Губе Оленья в интернете прекратились и упоминается только 16 дпл 12 эскпл СФ.
    Стало уменьшаться и количество лодок в 16 дивизии: в 1966 году - 11 пл, в 1967-74 годах - 6-7 пл.

    В 1974 году к нашему прибытию в Губу Оленья в 16 дпл было 6 лодок, все проекта 629А: К-72, К-79, К-88, К-93, К-96, К-142.
    Все они стояли у двух плавпирсов в южной бухточке, как на фото.

    Подводные лодки проекта 629 16 дпл в Губе Оленья
    На фото видна также и лодка проекта 641. Ветераны 4 эскпл СФ говорят, что их лодки довольно часто заходили в Губу Оленья, это было обычным делом.

    Посёлок и пирсы в Губе Оленья в 1974 году. Показаны и наши пирсы, 41 дпл, у которых мы стояли.
    Пирсы 41 дпл в Губе Оленья

    Пирс №1, плавучий, в 1974 не помню как использовался.
    Пирсы №2 и №3 тоже были плавучие, у них стояли лодки проекта 629А.
    Ближе к острову Чирячий был ещё один причал, стационарный Т-образный деревянный, у северного берега бухточки. В воспоминаниях В.Т. Селина он называется контрольным причалом. К нему дважды в сутки подходили рейсовые пассажирские катера из Мурманска.
    Я не знаю, где они базировались, возможно в губе Кислая, г. Полярный, т.к. утренний катер был на Мурманск очень рано, часов в 6 или 7 утра. А вечером из Мурманска катер приходил часов в 18, может быть позднее. Но как-то всё время было темно.
    От пирса №1 к посёлку на горе вела дорога. К катеру она спускалась вниз, поэтому ходить было относительно легко. А вот от катера в поселок в гору, да ещё с вещами, было ходить тяжеловато.

    Фото 1975 года. Оригинал был перевернут, поэтому я развернул его по горизонтали. Слева за лодками виден контрольный причал.
    Пирсы 16 дпл в Губе Оленья

    Левее точки съемки были ещё два плавпирса, №4 и №5. Вот у них-то в 1974 году и поставили плавбазу "Иван Колышкин" и наши три лодки - К-465, К-460 и К-472.
    Остальных пирсов тогда ещё не было.

    На площадке, "отвоеванной" от скалы у пирсов №1-№3, ранее располагались штаб 140 брпл, торпедный комплекс и барачные казармы и жилые дома. В 1972 году в бараках ещё жили семейные офицеры, по 1974 году сказать ничего не могу.
    Школы в Губе Оленья не было, поэтому детей на катере утром возили в г. Полярный, а вечером возвращали обратно.
    Позднее наверху на горе построили служебный городок и жилой посёлок.
    Служебный городок был построен вокруг стадиона, который командир 140 брпл С.С.Хомчик построил силами личного состава бригады, впоследствии 16 дпл. Стадион мог использоваться и по прямому назначению, и как плац.
    На фото видна справа двухэтажная казарма, слева четырехэтажная казарма 16 дпл.

    Служебный городок в Губе Оленья Стадион

    Служебный городок сохранился до сих пор и в 1974 году включал двухэтажный штаб 16 дпл, две двухэтажные казармы перпендикулярно штабу, двухэтажный камбуз напротив казарм и одну четырёхэтажную казарму напротив штаба. Где-то там был ещё и лазарет, в котором дежурили и наши врачи, наших пяти экипажей 41 дпл во время стоянки в Губе Оленья.
    Также были баня и прачечная, комендатура и пожарная команда.
    На фото 1966 года видны казармы и справа штаб 16 дпл. Патруль стоит у входа на камбуз.

    Служебный городок в Губе Оленья. Казармы

    Жилой поселок имел одну улицу, вдоль которой были двухэтажные дома. Память сохранила именно их в 1974 году, хотя по воспоминаниям других участников тех событий там был и минимум один четырёхэтажный дом.
    В 1964 году в посёлке построена школа, на фото из интернета современное её состояние, полутораэтажное здание слева внизу (кадр из одного из фильмов о Губе Оленья):

    Жилой городок в Губе Оленья.

    Был там также продовольственный магазин старой архитектуры. был где-то и промтоварный магазин, не помню. Возможно это был совмещенный магазин продуктов и промтоваров.
    С этим магазином (или другим, где промтовары продавали) у меня есть небольшая история с будильником, об этом рассказал в воспоминаниях.
    На фото из интернета современный вид магазина.

    Жилой городок в Губе Оленья. Магзин

    Вот такая интересная история Губы Оленья, с которой тесно переплелась судьба и нашей лодки, К-460 проекта 667Б.
    В заключение этой части воспоминаний можно добавить, что кроме В.Ф. Тимошенко на 16 дивизии служили и другие подводники 41 дпл и 11 флпл СФ.
    В частности, флагманский штурман 16 дпл капитан 2 ранга Макода Виталий Сергеевич после окончания Военно-Морской Академии прибыл в Гремиху и три года был моим непосредственным начальником по специальности, флагманским штурманом 11 флпл Сф.
    Впоследствии Главный штурман СФ, начальник 9 НИИ МО СССР и контр-адмирал.


    [an error occurred while processing this directive]