Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б История одной подводной лодки Советского Союза и России
41 дпл11 флпл
Милованов Валентин Николаевич

Заместитель командира 41 дивизии подводных лодок, 1976-1979 годы
Страница посвящена колоритному замкомдива капитану 1 ранга Милованову Валентину Николаевичу, штурману, командиру и профессионалу-подводнику.
Информация из воспоминаний членов экипажа, офицеров штаба дивизии, открытой литературы и интернета.



Милованов Валентин Николаевич, 1975 год


Штефанов Д.Б.
Для затравки история.
Готовлюсь в контрольному выходу перед второй боевой службой. Командир заходит, говорит. что с нами будет старшим на выходе Милованов. Ну, мол, готовься.
Я не сразу понял, что означает эта информация. Когда поделился ей с коллегами, они посмотрели на меня сочувственно и сказали что-то вроде: Ну все. тебе конец. Прежде всего готовь планшеты. А там будет видно.
И мы начали готовиться. Хотя после председателя госкомисии нашей лодки капитана 1 ранга Душенка уже было не очень страшно, да и сам я приобрёл какой-никакой опыт, на боевую службу самостоятельно сходил, но некая тревога и волнение были.

Так вот. Лето 1976 года. Приходит Милованов на борт дня за три-четыре до выхода на задачи перед боевой службой. А надо сказать что тогда мы должны были отработать задачи по полной схеме со всеми стрельбами, включая ракетные.
А кроме того пройти все девиации-радиодевиации, надводную и подводную мерные линии, калибровку ГАЛ, проверку ГАК и еще много чего.
Зашел Милованов в штурманскую рубку, заслушал меня. Спросил про использование инерциальной широты в качестве линии положения. Я возьми, да брякни, что точность её маловата, поэтому не используем (хотя это было не совсем так).
Он начал багроветь. Дальше - больше. Затем дошел до планшетов. Посмотрел и тут разрядился! По полной схеме. Планшеты, по правде говоря, были дрянь.
Короче - к выходу не готовы, штурман - нахал. Дал три дня на доработку.
Всё. Для меня и остальных штурманов не стало дома, семьи и др. С помошью флагманского штурмана дивизии Неупокоева Николая Ивановича, а также Коли Есакова (К-475), Вени Ворошилова (К-457) сваял пару планшетов. Сам понял, как они делаются и для чего.
А главное - как надо работать штурману на мостике. Инженер ЭНГ Шура Лащенко (царство ему небесное) на ПМке добыл плексиглаз, штурманские электрики сделали отличный прозрачный футляр для планшетов.
Перед выходом Милованову доложил, показал, он удовлетворился и говорит, чтобы остальные планшеты я сделал за время наших выходов.
С тем мы и поплыли.

Во время плавания Милованов держал меня под своим пристальным оком. Было много всего, но я заметил одну вещь, которая мне понравилась.
Помимо ругани и "дёра" штурманов он всякий раз завершал это дело рассказом и показом правильных действий. А главное - вбил мне в голову то. что я взял на вооружение и пользуюсь этим до сих пор.
Милованову не нужны были панические доклады об обстановке. Он требовал предложений. Лучше многовариантных. И обоснований к ним.
Так и говорил: "Ты мне скажи, что ты предлагаешь. А принять его или нет, это моё дело. На то я и командир."
Это правило очень ценное и за это спасибо Валентину Николаевичу.
К середине плавания я в его глазах подрос и он от меня отстал. Переключился на связиста Сашу Кидова. Но это отдельная история.


Мазуренко Вячеслав, 13 мая 2006 г.
Судьба с Миловановым Валентином Николаевичем свела меня во время моей службы на атомной подводной лодке К-27 (ЖМТ) в середине 60-х годов.
Он уже служил на ней с 1962 года, потом командир БЧ-1 и после второго похода в Средиземное море и ухода Фытова Г.А, был назначен помошником командира корабля (первого экипажа). Человек, офицер, командир, которого любили, уважали все ..от матроса до офицера.
Это был, как говорили, штурман от Бога! Именно благодаря ему, его настойчивости во время нашего похода в Средиземку, мы фактически остались живы. Он знал Свое дело, мог и возразить когда надо было и командиру корабля.
Наверно потому что он был Специалист, командир Леонов П.Ф. долго не давал ему роста...
Тогда когда его сослуживцы уже были старпомами, а некоторые и командирами апл, он по-прежнему продолжать служить на нашей апл в должности помошника.
Надо сказать,что у Валентина Николаевича,не всегда слаживались отношения с политработниками, он к этой категории относился как профессионал - скептически..., за что в будущем и поплатился своей карьерой офицера -подводника.
В 1968 году участвовал в подготовке к походу, во время ядерной аварии на апл К-27 сделал все чтобы облекчить участь моряков во время этой катастрофы.
После лечения многие его сослуживцы-офицеры ушли с действующего флота. Милованов В.Н. остался.
Был назначен старпомом на К-32, потом стал командиром рпксн К-450. Был представлен к званию адмирала, но с назначением на должность зам.командира 41-й дизизии ему это звание не дали... (это личное мнение Мазуренко. Примечание Штефанова Д.Б.)
Конечно не все было складно и лично у самого Милованова.. в части злоупотребления... это и стало предметом его отстранения от командывание дизизией.. потом еще ряд причин.. служба в Прибалтике.. увольнение.
За службу на апл имеет несколько боевых орденов, медалей.
В настоящее время его дело продолжает сын Антон Милованов, командир апл "Смоленск".
В 2002 году после трех десятилетий я с ним встретился в Москве... Это был тот же Милованов... только конечно постаревши...
И вот через пару недель мы снова с ним встречаемся в Москве на день 24 мая, который считаем своим вторым днем рождения,после ядерной аварии.
Ведь из 144 чел, которые тогда были на корабле, на сегодня в живых остались одна треть!!!!
Вот такой был Валя Милованов, мой командир, мой старший товарищ!
Недавно ему исполнилось 70 лет!
Проживает он скромно в своей 2-х комнатной квартире с женой в г.Твери.

Вячеслав Мазуренко,член экипажа апл К-27 Северного Флота.


Мазуренко Вячеслав, 18 мая 2006 г.
Дмитрий Борисович,думаю что Вы и дальше найдете возможность рассказать побольше историй которые связаны с Миловановым.
Не смотря на встречи и переписки этот человек может много говорить и рассказывать о своих сослуживцах и товарищах и практически ничего о себе.
Думаю что по приезду с Москвы мне будет что рассказать об этом человеке и о том с кем он служил.
Надеюсь что отзовутся и те кто его знал кто служил с ним и под его началом. Сейчас готовлю к изданию вторую книгу, куда войдут многие воспоминание подводников североморцев которых я разыскивал десятилетия и рассказы жен, чьи мужья не дожили до наших дней.


Мазуренко Вячеслав, 17 июня 2006 г.
Уважаемый Дмитрий Борисович!
Хочу Вам, а в Вашем лице ... передать самые теплые пожелания экипажу апл К-460 от Милованова Валентина Николаевича.
24 мая мы встретилиь в Подольске у бывшего командира реакторного отсека апл -27. К сожалению Валентин всего на встрече побывал сутки, вынужден уехать к себе домой, так как нему должен приехать сын Антон, которыйв это время был в Обнинске.
Но даже этого времени было достаточно, чтобы я ему рассказал о Вас, о ваших воспоминаниях.
Он помнит Вас и помнит много из того, что происходило на корабле. Просил передать Вам и всем тем, кто помнит его, огромное спасибо что его не забываете.
Не смотря на то, что после ухода с Флота его крепко побила судьба, он остался тем же и очень предан Флоту. Встреча прошла очень тепло, да что Вам рассказывать, Вы прекрасно знаете как проходят эти стречи, когда встречаются сослуживци и побратимы.
Радость и слезы, все было.
Потом побывал в Старой Руссе у своего еще одного сослуживца, командира 1-го дивизиона, который по состоянию здоровья не мог приехать на встречу.
В общем масса впечатлений и, кажется, сброшено этак лет десять годочков после этой встречи.
Вот все. Добрые пожелания Вам и всем. Вячеслав


Штефанов Д.Б., 17 июня 2006 г.
Вячеслав, спасибо за привет от Валентина Николаевича, а также за информацию о вашей встрече!
Действительно, он один из тех, кто является профессионалом своего дела, предан флоту и однажды избранному делу, несмотря на многие, мягко говоря, недостатки. Но у кого из нас их нет?
Мне лично Милованов сделал много хорошего и полезного. Можно сказать, что он явился важной вехой в становлении меня. как штурмана.
За это я ему очень благодарен по сей день.


Штефанов Д.Б., 17 июня 2006 г.
Ну и еще немного о Милованове.
На выходе в море он заметил, что вахтенные офицеры и вахтенные инженер-механики не совсем точно дифферентуют лодку. Что тут было!!!
Короче. суток пять все вахтенные офицеры и механики были под непрерывным прицелом. Вахтенные офицеры были посажены за горизонтальные рули. Мои рулевые были тоже биты крепко и долго, ну а с ними и я, как их командир.
За то потом лодка у нас была удифферентована всегда очень хорошо, с очень небольшой положительной плавучестью.
Практически это был пузырек, который зависал в воде при остановке турбин и медленно-медленно начинал вспывать.
Это здорово выручало нас потом и неоднократно.


Мазуренко Вячеслав, 18 июня 2006 г.
Дмитрий Борисович, мои самые теплые Вам пожелания и конечно здравия!
Спасибо что продолжаете свои воспоминания по Милованову.. думаю что все это обязательно использую в своей работе над второй книгой.
При всем том что у Валентина было ряд недостатков человеческих, но Вы правы, а кто их не имеет?
Но то что он професиональный был штурман с Большой буквы, это факт. Жаль он сам виноват в том,что Флот потерял такого подводника-професионала.
Но это уже прошлое...
При встрече мы говорили об этом и многое другое, и было видно как он переживал. Вот кому бы написать свои воспоминания и я говорил ему, но Валентин Николаевич и есть Валентин Николаевич... Говорит я свое уже "отписал", это дело других.. А ведь ему есть о чем написать. только то что ему пришлось пережить на гражданке.. !-- ===== Блок текста ====== -->


Штефанов Д.Б., 8 июля 2006 г.
А вот немного забавного о Милованове.
Носил он на выходах в море вместо военной - гражданскую шапку из коричневого меха. Не знаю, то ли заячья, то ли кроличья, то ли песец? Но шапка, просто гражданская шапка. И канадка. Все остальное - как у всех: РБ, ботинки, меховые варежки.
А у шапки уши он завязывал сзади.
И вот в таком одеянии он был на мостике, заходил в центральный пост, в штурманскую рубку и др.
Мы к этому быстро привыкли. А вот кто об это не знал, тот сильно удивлялся, что этот человек - замкомдива.
И на этом фоне произошло несколько забавных историй, о которых ниже. !-- ===== Блок текста ====== -->


Штефанов Д.Б., 8 июля 2006 г.
История первая.
На К-472 прибыл молодой инженер ЭНГ, лейтенант Воробьев. Коренастый, широкоплечий и с красивейшим густым басом.
Готовится к выходу в море, карту устанавливает, навигационным комплексом с командиром ЭНГ управляет.
Заходит в штурманскую рубку Милованов. В гражданской шапке. Как обычно потеснил бедром Воробьева от стола, циркулем что-то померил, про себя пошептал расчеты, ещё что-то собрался измерять. А Воробьев подумал, что это работяга из ГТО любопытствует.
Ну он Милованову своим басом и говорит:
Слушай, пошел ты на... Выйдем из базы, потом приходи, я тебе всё раскажу.
Милованов охренел, посмотрел на солидного Воробьева, положил циркуль и вышел.
Поднялся на мостик, сделал паузу и говорит командиру:
Кто это у тебя в штурманской рубке? Сейчас меня послал на ...
Тот команду штурману. Последний, Гришка Нестерец, по внутренней связи:
Штурманская? Кто находится в рубке?
Оттуда ответ: лейтенант Воробьев.
На мостике грохот и восклицания типа, ну лейтенант ныне пошел!
На том и завершили этот инцидент. Милованов простил такого колоритного лейтенанта.
Но эта история не закончилась. Продолжение - ниже. !-- ===== Блок текста ====== -->


Штефанов Д.Б., 14 июля 2006 г.
Так вот. Лодка вышла в море, штурман Нестерец спускается в штурманскую рубку и говорит Воробьеву: Ты знаешь кого ты сейчас послал?
Тот в ответ: Да зашел тут какой-то работяга, я ему сказал чтобы он не мешал, позже пришел.
Нестерец: Так вот это Милованов был!
Тут настала очередь бедного Воробьева охренеть. Переживал конечно. Думал, что, да как дальше будет.
Объявляют обед. Воробьев заходит в кают-компанию, а за командирским столом - Милованов.
Воробьев от неожиданности и ожидания неминуемой расплаты растерялся, да и ляпнул: Товарищ капитан 2 ранга! (а Милованов был капитан 1 ранга) Лейтенант Воробьев! Прошу разрешения к столу!
Милованов в сердцах: Ну лейтенант! Мало того что послал, так ещё и разжаловал!
Окружающие грохнули и инцидент был исчерпан.
А плавание продолжалось своим чередом. Валентин Николаевич был незлопамятным и отходчивым человеком и ценил прежде всего профессионализм.
За что и его ценили.


Мазуренко Вячеслав, 27 июля 2006 г.
Уважаемый Дмитрий Борисович! По ряду причин не мог некоторое время зайти на ваш сайт.
Спасибо в очередной раз, что продолжаете свои воспоминание по Милованову. На днях говорил с ним, он передает Вам привет и просил меня, чтобы я от его имени поздравил Вас, в Вашем лице всех членов К-460, Ваши семьи с наступающим Днем Военно-Морского Флота!
С большой радостью выполняю его просьбу и также хочу лично присоединиться к этому поздравлению.
Здоровья Вам и Вашим семьям,благополучия и долгих лет счастливой жизни. !-- ===== Блок текста ====== -->


Штефанов Д.Б., 28 июля 2006 г.
Уважаемый Вячеслав!
Воспоминания будут продолжены, но чуть позже!
Спасибо Вам и В.Н. Милованову за поздравление с Днем Военно-Морского Флота!
В свою очередь поздравляю Вас и всех сослуживцев с этим замечательным Днем и желаю счастья, хорошего здоровья и успехов во всем!


Мазуренко Вячеслав, 3 августа 2006 г.
Хочу каснуться двух историй, касающихся характера Милованова Валентина Николаевича.
1965 год. Средиземное море. Между командиром корабля и штурманом Миловановым возликли трения по вопросу определения места(перед проходом Гибралтара). Милованов не мог убедить Леонова, что Он прав.. и сделал очень жесткую запись в адрес командира корабля, что тот не дал ему, штурману, возможность определить место апл. В связи с этим он, как штурман, снимает с себя ответственность за кораблевождение.
Курс, определенный ранее ведет в большой опасности.
Командир вынужден согласится с Миловановым. Следует сказать,что поступок Валентина Николаевича фактически спас жизнь кораблю и нам членам экипажа.
Апл прошла в всего в нескольких метрах от верхушки подводной преграды. Потом эту преграду нанесут на все карты.
Скажу больше, старший похода Михайловский А.П., тогда капитан 1-го ранга, а ныне полный адмирал, собрал после этого случая офицеров в кают-компанию и поблагодарил при всех Милованова Валентина Николаевича. А ведь мог и не настоять, имея не тот характер?
Это прекрасно проявилось кто что стоил, когда случилась ядерная авария на подводной лодке в мае 1968г.
Остался таким же Милованов и спустя многие годы, находясь на пенсии.
В 1998 году один их бывших помошников апл К-27 затеял компанию по награждению членов экипаж орденом Мужества за те далекие события в мае 1968 г.
Составил список выбранных или избранных.., туда попал и Милованов. Так вот он и бывший ком. БЧ-5 Полетаев С.М. были единственными, кто отказались от Ордена. Мотив - награду должны получить ВСЕ, кто участвовал в ликвидации ядерной аварии, и в первую очередь, те кто Погиб тогда.
Можно еще много чего рассказать об этом человеке, но это позже.

Комментарий Штефанова Д.Б.
Не умаляя качеств Милованова отмечу, что дело было наверняка не так. В том походе участвовал помощник флагманского штурмана СФ капитан 1 ранга Яковлев А.Н., и поэтому сомнения штурман должен был и наверняка доложил и ему. А уж командир лодки тем более об этом доложил старшему на борту. Поэтому всплытие на определение места обсуждалось коллегиально и если Милованов и сделал запись в Навигационном журнале, на что имел право, то в качестве аргумента для необходимости на всплытие.
То, что лодка всплыла и определилась, сомнению не подвергаю. Про несколько метров от опасности Мазуренко написал образно, конечно там были кабельтовы или даже мили.


Мазуренко Вячеслав, 4 сентября 2006 г.
И снова о Валентине Николаевиче Милованове.
Хотелось чтобы у тех, кто читает истории о жизни этого офицера-подводника, не сложилось впечатление. что вот какой он хороший, человек без недостатков. Все было у него ,в том числе и поступки о которых этот человек, знаю спустя годы, очень сожалеет.
Но увы, время нельзя возвратить. При встрече со своими сослуживцами, да и лично с Валентином Николаевичем, я часто задавал вопрос, почему Милованов не стал адмиралом, а ведь мог! Что помешало ему? Ведь он действительно был высоким профессионалом.
Будучи командиром апл с честью и великолепно (если можно так сказать) выполнял поставленные задачи.
Иногда выходил из крайне сложных ситуаций, которые складывались при боевом дежурстве. Почему?
Думаю все дело лично в характере самого Валентина Миколаевича.
Иногда он поступал так, что несоответствовало его положению и должности. Когда он был командиром К-450, он к своим обязанностям, по воспоминанию тех кто служил с ним, относился просто Трепетно! Но при сем том, у него не складывались отношения с политработниками (хотя это не самое главное).Он их не любил и они ему отвечали тем же. При этом ждали момента, чтобы Милованова наказать и при этом крепко.
И такой момент он им предоставил.
Будучи уже зам.командира 41-й дивизии по подготовке командиров, он был старшим на борту 667Б,которым командывал его бывший старпом Кравчун.
В бухте Ягельная апл осталась на бочках, а Милованов сошел на берег, при этом никому не сообщил и посетил своего однокашника Гришина В.С. Север есть Север.
Налетел шквал, апл не то сорвало с бочек, не то с бочками прижало к береговой отрывистой мели, что само по себе очень серйозное проишествие.
Командир доложил на берег, те попросили старшего.. ну и колесо закрутилось.
Об этом проишествии стало известно командыванию Северного Флота (постарались политработники).
И хотя с кораблем ничего не произошло, Милованова освободили от должности зам.командира 41-й дивизии и направили служить начальником цикла (кафедры) в Прибалтику.
На продвижении по службе Милованова Валентина Николаевича был поставлен крест.
Это больно отразилось на дальнейшей службе. Но что было дальше.. потом.


Мазуренко Вячеслав, 27 сентября 2006 г.
Хочу продолжить свои воспоминания о Милованове и истории связанные с этим человеком....
Начало июня 1968года...Ленинград. Военно-Морской госпиталь. Всего несколько дней как экипаж апл К-27 прибыл на излечение после ядерной аварии.
Настроение среди подводников неважное, не паническое, но после поступления сведений об очередной смерти товарищей по экипажу, многие гасли и ждали.. кто следующий.
Конечно стал вопрос, как поднять настроение и дух подводников. В экипаже был отличный врач, Борис Ефремов. Он очень хорошо пел.
В госпитале вечерком в палате моряки под его руководством пели задушевные песни, послушать их приходили медсестры, врачи и другой персонал.
Ежедневно в госпиталь приезжала профессор Гуськова А.К. со свитой, проводила осмотры и очередные пятиминутки.
На них она разрешала быть нашему врачу Борису Ефремову и иногда помошнику командира корабля Милованову Валентину.
После очередной вот такой пятиминутки Милованов и Ефремов решили "поднять" настроение моряков в отделении. Как?.. Подошли к замполиту. У них состоялся разговор.
Милованов... Владимир Васильевич (так звали замполита), здесь такое дело. Гуськова обьявила, что в ближайшие дни надо выбрать среди подводников одного человека, чтобы взять у него анализ спермы.... При этом подводник должен быть "чистым"! то есть чтобы не имел длительное время связей с женщинами... (замполит в свои 42 года был не женат, боялся панически женщин).
Замполит поднялся с койки...посмотрел на Милованова и спросил" И что?"....Дело в том, Владимир Васильевич, что мы назвали Вашу фамилию!...
Лицо замполита первоначально покраснело, потом он побледнел и заорал.. - Как! Почему? ..-Когда?
Милованов ответил, еле сдерживая смех, что через два-три дня, меня и доктора Гуськова попросили подготовить Вас морально....
Ничего не сказав замполит выскочил из палаты...
Милованов и Ефремов уже не смогли сдерживаться от смеха ,который их просто давил....
Через некоторое время к Милованову и Ефремову в палату зашла лечащий врач... Спросила, что случилось с замполитом.. лежит на койке бледный... молчит... померяла давление оно около 220!
Пришлось им рассказать, что и как было... Здесь уже и врач не смогла сдержать своих эмоций... В общем давление у замполита восстановилось.
Скрыть историю сдачи замполитом спермы скрыть конечно не удалось... Прикол помошника и доктора долго еще гулял среди экипажа...
Сказать подняла эта история дух экипажа трудно,но дела на поправку пошли быстрее. В дальнейшем наш замполит женился, у него родился сын.
Кстати ему пришлось в 1970 году пережить аварию на апл К-8, на которой он был тоже замполитом.
Обиды Владимир Васильевич на своих сослуживцев не держал,наверно понимал ту обстановку, которая тогда сложилась в экипаже во время лечения в госпитале.


Саша335, 31 марта 2012 г.
Милованов В.Н. день подводника в г. Тверь, 19 марта 2011 г.


  © 2005-2024 рпксн К-460 Условия использования | Правовая информация | Авторские права  
Незабудкино
Сделано в nezabudkino.com