Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б История одной подводной лодки Советского Союза и России
41 дпл, проект 667Б. Отличия11 флпл
Отличия корпусов проекта 667Б друг о друга

В этом разделе помещаю результаты анализа отличий корпусов подводных лодок проекта 667Б, сделанный на основании информации из интернета и открытой литературы.
Ссылки на основные источники даны в разделе ССЫЛКИ главного меню сайта.
Страница создана для интересующихся. Может быть полезна моделистам

Общие выводы по внешнему отличию корпусов подводных лодок проекта 667Б друг от друга

1. Внешний вид подводных лодок проекта 667Б изменялся как от корпуса к корпусу в ходе строительства, так и в ходе модернизации.
Ниже рассмотрены особенности внешнего видв и их изменение.
Главной особенностью внешнего вида являются ракетная надстройка и надстройка "Параван", а также количество и распределение их щпигатов.
Дополнительными особенностями являются:
- зазоры крышек ракетных шахт;
- модификация навигационного комплекса;
- наличие НОК и НОР (что это такое, поясняю ниже);
- наличие сбрасывающих устройств гидроакустической системы;
- размещение телекамер системы МТ-70;
- размещение и размер обтекателя гакобортного огня на вертикальном стабилизаторе.

2. Схемы распределения шпигатов ракетной надстройки и надстройки "Параван" (цифрами указано количество шпигатов в группе с носа в корму) на лодках, заводские номера:
- 1 и 16 парных, зав.№310, 311, 312, 324, 221;
- 8-7-10-14-6, зав.№325, 326, 337, 338, 339, 340, 222, 223, 224, 225;
- 10-5-10-5-8-6, зав.№226, 227 и 311 (после модернизации);
- 34-8-6, зав.№228.

3. Зазоры крышек ракетных шахт - увеличенные на зав.№310, уменьшенные на всех остальных.

4. Модификация навигационного комплекса:
- "Тобол-Б" с радиосекстаном "Сайга" на зав.№310, 311, 312, 324;
- на заказе 310 (головная лодка К-279) в среднем ремонте 1980-1982 годов НК "Тобол-Б" был заменён на "Тобол-Б3";
- "Тобол-Б2" с радиосекстаном "Снегирь" на зав.№325, 326, 337, 338, 339;
- "Тобол-Б3" с радиосекстаном "Снегирь" на всех остальных: зав.№340, 221-228.

5. Наличие НОК и НОР.
Были установлены в ходе средних ремонтов с модернизацией следующих подводных лодок (указываю заводские номера):
- зав.№311, 325 и 340 постройки СМП; заказ №340, он же рпксн К-171, был построен на СМП, но модернизировался на ТОФе;
- зав.№221, 223, 225, 226, 227, 228 постройки ЗЛК.

6. Наличие сбрасывающих устройств гидроакустической системы.
Были установлены в период постройки и сохранены до конца службы подводных лодок:
- зав.№326, 337, 338, 339 и 340 постройки СМП;
- зав.№221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228 постройки ЗЛК, т.е на всех.

7. Размещение телекамер системы МТ-70.
Были установлены в период постройки и сохранены до конца службы подводных лодок:
- зав.№326, установлена горизонтальная телекамера на первом скате ракетной надстройки;
- на всех остальных лодках постройки СМП и на всех лодках постройки ЗЛК телекамеры установлены вертикально и в перископе МТ-70-8.

8. Размещение и размер обтекателя гакобортного огня на вертикальном стабилизаторе.
Были два типа обтекателя гакобортного огня - малый и увеличенный.
Малые обтекатели установлены в период постройки и сохранены до конца службы подводных лодок, не проходивших модернизацию.
На лодках, прошедших модернизацию, на стабилизатор были утановлены увеличенные обтекатели.


Напомню, что было построено 18 подводных лодок проекта 667Б. Из них 10 - на Севмашпредприятии (СМП) в Северодвинске и 8 - на судостроительном заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре (ЗЛК).
Изначально эти подводные лодки с межконтинентальными баллистическими ракетами создавались как арктические подводные ракетносцы. Поэтому у них были усилен лёгкий корпус, установлены средства подлёдного наблюдения, всеширотный инерциальный навигационный комплекс, применены другие конструктивные решения для длительного подлёдного плавания и применения ракетного оружия из любых, в том числе приполюсных районов Арктики. А ракетному комплексу Д-9 возвращён надводный старт, без которого немыслима стрельба во льдах. При этом сохранён и подводный старт для возможности ракетной стрельбы из районов и свободных ото льда.
По мере накопления опыта использования рпксн проекта 667Б непрерывно разрабатывались и вносились изменения, производились доработки и устанавливались новые технические средства, изменявшие и внешний вид подводных лодок. В деталях, конечно.
Поэтому можно утверждать, что к концу эксплуатации подводных лодок проекта 667Б не осталось, или почти не осталось, двух абсолютно похожих лодок. И этим объясняется то, что интернет изобилует фото лодок проекта 667Б, не соответствующих указанному номеру лодки или году описания.
Для понимания динамики изменения проекта 667Б уже в процессе строительсва приведу даты закладки и ввода в строй подводных лодок.

Даты закладки и вступления в строй подводных лодок проекта 667Б:

Головная лодка К-279 зав №310, заложена на СМП 30 марта 1970 г., вступила в строй 27 декабря 1972 г.
Она была своеобразным прототипом для всех остальных семнадцати подводных лодок проекта 667Б, но отличия в конструкции и внешнем виде начались уже со второй четвёрки лодок. Об этом ниже.

В ходе строительства головной лодки уже в 1971 на СМП году были заложены четыре подводные лодки:
К-447 зав.№311, заложена 18 марта 1971 г., вступила в строй 30 сентября 1973 г.
К-450 зав.№312, заложена 30 июля 1971 г., вступила в строй 29 декабря 1973 г.
К-385 зав.№324, заложена 20 октября 1971 г., вступила в строй 30 декабря 1973 г.
К-457 зав.№325, заложена 31 декабря 1971 г., вступила в строй 30 декабря 1973 г.

А в 1972 на СМП году были заложены ещё четыре подводные лодки:
К-465 зав.№326, заложена 22 марта 1972 г., вступила в строй 30 сентября 1974 г.
К-460 зав.№337, заложена 5 июня 1972 г., вступила в строй 20 сентября 1974 г.
К-472 зав.№338, заложена 10 августа 1972 г., вступила в строй 14 ноября 1974 г.
К-475 зав.№339, заложена 17 октября 1972 г., вступила в строй 23 декабря 1974 г.

Завершающая серию СМП десятая подводная лодка была заложена в январе следующего года. Но по сдаче догнала четвёрку, заложенную в 1972 году:
К-171 зав.№340, заложена 24 января 1973 г., вступила в строй 29 декабря 1974 г.

Когда завершалось строительство наших лодок на СМП, начал строить лодки проекта 667Б завод имени Ленинского Комсомола.
Первая лодка на ЗЛК была заложена в 1973 году, когда на СМП уже шли швартовные испытания второй лодки, зав. 311, были заложены уже все лодки второй пятёрки и готовились к спуску на воду четыре лодки первой четвёрки. Поэтому в конструкцию головной лодки ЗЛК уже были внесены изменения, о которых пойдёт речь ниже.
К-366 зав.№221, заложена 6 марта 1973 г., вступила в строй 30 декабря 1974 г.

В следующем, 1974 году, ЗЛК заложил две подводные лодки. В их конструкци также были внесены изменения.
К-417 зав.№222, заложена 9 мая 1974 г., вступила в строй 20 декабря 1975 г.
К-477 зав.№223, заложена 5 декабря 1974 г., вступила в строй 30 декабря 1974 г.

В следующем, 1975 году, ЗЛК заложил ещё две подводные лодки. В их конструкци также были внесены изменения.
К-497 зав.№224, заложена 21 февраля 1975 г., вступила в строй 31 октября 1976 г.
К-500 зав.№225, заложена 25 июля 1975 г., вступила в строй 19 декабря 1976 г.

И наконец в 1976 году, ЗЛК заложил оставшиеся три подводные лодки. В их конструкци также были внесены изменения.
К-512 зав.№226, заложена 21 января 1976 г., вступила в строй 18 августа 1977 г.
К-523 зав.№227, заложена 1 июля 1976 г., вступила в строй 30 октября 1977 г.
К-530 зав.№228, заложена 5 ноября 1976 г., вступила в строй 28 декабря 1977 г.


Головная подводная лодка К-279, зав. №310 Севмашпредприятия.

Как обычно подчёркивается, и это правильно, основной отличительной внешней особенностью подводных лодок проекта 667Б является развитая ракетная надстройка и являющаяся её продолжением надстройка ложемента "Параван", всплывающей связной антенны. Высота надстройки "Параван" в два раза меньше ракетной надстройки, что делает характерную ступеньку перехода от ракетной палубы к палубе кормовой надстройки.
Такое техническое решение позволило уменьшить крутизну спуска с ракетной палубы, точнее, уменьшить длину спуска и сделать промежуточную горизонтальную площадку.
Иначе в полярных условиях спуск в палубы на корму был бы очень опасным. По личному опыту скажу, что даже такой двухступенчатый спуск и подъём зимой был затруднительным, но без него у экипажей были бы большие трудности при работе на палубе.

На фото головной подводной лодки К-279 высота ракетной надстройки и и двухступенчатый спуск с ракетной палубы на корму хорошо видны.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Большой объём ракетной надстройки вызвал определённые проблемы для быстрого слива воды из неё при всплытии. Поэтому в нижней части ракетной надстройки вдоль всей её длины на К-279 были установлены, считая с носа в корму, сначала один шпигат, а за ним шестнадцать парных шпигатов, которые заканчивались уже в районе надстройки "Параван".
Это основной визуальный признак, позволяющий идентифицировать корпуса подводных лодок проекта 667Б.
Количество и размещение шпигатов ракетной надстройки изменялось вплоть до последнего корпуса, К-530 зав.228.

Количество и размещение шпигатов на носовой и кормовой надстройках на всех лодках было одинаково.
Шпигаты носовой надстройки с носа в корму до ракетной палубы по обоим бортам:
- три одиночных раздельных шпигата по верхним частям ЦГБ с клапанами вентиляции и аварийными захлопками;
- без шпигатов в районе якорного клюза;
- сдвоенный шпигат;
- строенные шпигат;
- два сдвоенных шпигата;
- строенный шпигат;
- сдвоенный шпигат;
-три сдвоенных шпигата, последний на носовом отливе ракетной надстройки.

На правом борту размещался якорный клюз, зарываемый крышкой. В его районе были установлены три нижних строенных шпигата в районе ватерлинии.

Шпигаты кормовой надстройки с носа в корму от ракетной надстройки до кормы по обоим бортам:
Шпигаты в районе реакторного отсека:
- пятнадцать плотно расположенных шпигатов у ватерлинии.

Шпигаты кормы:
- четыре разряженных одиночных шпигата;
- семь разряженных одиночных шпигатов;
- три одиночных разряженных шпигата в районе ЦГБ №15.

Для выхода воздуха на палубах носовой, кормовой и ракетной надстроек были установлены вентиляционные лючки с решётками. Их количество и размеры были одинаковы на всех лодках и обеспечивали выход воздуха при погружении в установленных временных параметрах.

Ещё одной отличительной особенностью К-279 от последующих корпусов были увеличенные зазоры между вертикальными частями крышек шахт и корпусом надстройки. Их размер составлял на глаз 7-10 см. Это особенно бросалось в глаза, когда у одного пирса стояли К-279 и какая-то другая лодка.
На последующих корпусах этот зазор был уменьшен и составлял около 3-5 см.

На надстройке "Параван" был сделан прямоугольный люк, закрывающийся двумя крышками. На фото вида с кормы эти крышки хорошо видны.
Они были сохранены и на всех последующих подводных лодках постройки СМП и ЗЛК.
При дальнейшей модернизации на некоторых лодках ложемент "Параван" был убран, крышки удалены, люк "Параван" закрыт сплошным настилом.

К-279. Вид с кормы.

Из других отличительных особенностей можно отметить навигационный комплекс "Тобол-Б". В его состав входил радиосекстан "Сайга" с характерной головной частью, похожей на горизонтальное ведро с круглым зеркалом. Эта модификация навигационного комплекса устанавливалась также на последующих трёх подводных лодках СМП: К-447, К-450 и К-385.
На фото фрагмента модели из интернета видна головная часть радиосекстана "Сайга".

Штурман первого экипажа К-279 уточнил, что в период среднего ремонта на СРЗ "Звёздочка" в Северодвинске с 27 мая 1980 по 2 февраля 1982 г. на лодке был заменён навигационный комплекс "Тобол-Б" на "Тобол-Б3". Соответственно радиосекстан "Сайга" тоже заменён на радиосекстан "Снегирь".
Очень интересная информация, я о ней не знал. В это время учился в Военно-Морской Академии и этот момент прошел мимо меня.

Остальные внешние детали подводной лодки К-279, такие как страховочное устройство, носовой и кормовой шпили, киповые планки и кнехты, излучатель аварийного сигнала МГС-29 и антенна системы измерения скорости звука МГ-43, а также антенны навигационной гидроакустической системы на носовой надстройке, всплывающая спасательная камера на кормовой надстройке были сохранены и на остальных лодках.
Некоторые изменения на них производились в период заводских ремонтов и модернизации, об этом в описании других конкретных лодок.

За время своей службы рпксн К-279 модернизации, влияющей на внешний вид, не подвергался. Устанавливались и заменялись отдельные системы внутри подводной лодки.


Три лодки из первой четвёрки СМП: К-447, К-450, К-385
Эти подводные лодки по внешнему виду и оборудованию до модернизации повторяли облик головной лодки К-279.
Шпигаты ракетной надстройки попарно распределены равномерно вдоль всей ракетной палубы. Сначала одиночный шпигат, затем шестнадцать пар.
Установлен навигационный комплекс "Тобол-Б", поэтому использовался радиосекстан "Сайга" с ведрообразной головной частью.
Было изменено размещение отдельных индикаторов и пультов внутри подводной лодки, в частности в центральном посту.

Некоторые фото этих лодок из интернета.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Вторая подводная лодка, К-447 на Северном полюсе

Третья подводная лодка, К-450. Губа Окольная

Четвертая подводная лодка, К-385. СРЗ Звездочка

В начале 1980-х годов эти лодки были оборудованы буксируемыми антеннами связи, поэтому на скате ракетной надстройки были установлены устройства их выпуска и уборки.

К-447 прошла средний ремонт на СРЗ "Звёздочка" в 1989-1992 годах. В ходе ремонта проведена модернизация, установлены НОК и НОР.
НОК - Навигационный Обнаружитель Круговой.
НОР - Навигационный Обнаружитель Разводий. Описание этих систем, разработанных в г. Бельцы Молдавской ССР, можно прочесть по этим ссылкам (даны описание современных НОК и НОР, но по принципам действия и устройству они аналогичны прежним).

На фото в день спуска флага К-447 хорошо виден обтекатель НОР на самом носу крыши ограждения рубки.

Вращающаяся гидроакустическая антенна НОК на К-447, как и на других модернизируемых лодках, была установлена на носовой надстройке перед антеннами гидроакустической системы. На этом фото другой подводной лодки хорошо видна эта опущенная антенна, в самом носу.

Также на К-447 было изменено количество и размещение шпигатов ракетной надстройки, их количество стало 10-5-10-14-6 вместо прежней схемы 1-16 пар.
Кроме того, был убран "Параван", а его люк зашит. Горизонтальная площадка стала сплошной.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

К-447 после модернизации. Гаджиево


Последняя лодка из первой четвёрки СМП, заложенной в 1971 году: К-457, зав. №325

Эта подводная лодка, хотя и была заложена в первой четвёрке, относится к улучшенному варианту проекта 667Б.
Она явилась переходным вариантом от первых четырёх лодок к следующей пятёрке лодок проекта 667Б.
Для упрощения обозначения варианта проекта я буду называть этот вариант проектом 667Б2. Это неофициальное обозначение, применяю его только в этой статье.

В первую очередь нужно отметить установку новой модификации всеширотного инерциального навигационного комплекса "Тобол-Б2".
Несмотря на то, что в его название добавилась только одна цифра по отношению к НК "Тобол-Б", это существенно модернизированный навигационный комплекс с новым математическим аппаратом обработки данных инерциальных систем и управления ими, новыми панелями управления и новыми некоторыми системами комплекса. В частности, вместо радиосекстана "Сайга" был установлен радиосекстан "Снегирь".

Внешне это выразилось в новой головной части части, которая стала шарообразной увеличенных размеров.
На фото одной из лодок 41 дпл хорошо видна головная часть радиосекстана "Снегирь", поднятого вместе с МТ-70-8 и астрокорректором "Волна".
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Подняты МТ-70-8, АК "Волна" и РС "Снегирь" на одной из лодок проекта 667Б в Гремихе

Вторым существенным изменением явилась установка комплекса космический связи. Внешне он не внёс изменений в облик лодки, но значительно повысил возможности лодки в части управления ею и применения ракетного оружия.

Главным же внешним отличием К-457 от первых четырёх лодок проекта 667Б СМП явилось изменение количества и расположения шпигатов ракетной надстройки. Надо полагать, что конструкторы, непрерывно работая над повышением возможностей арктических подводных ракетоносцев, внесли эти изменения в связи с укреплением корпуса лодки.
Вместо схемы 1-16 пар шпигатов была применена схема 8-7-10-14-6. Эта схема стала основной для всех последующих лодок проекта 667Б2 постройки СМП, включая последнюю К-171, а также части лодок постройки ЗЛК.

Фото именно К-457 до модернизации найти не удалось, поэтому помещаю фото какой-то другой лодки с таким размещением шпигатов.
Хорошо видны первая и вторая группы шпигатов 8 и 7. На носовой надстройке выделяется антенна системы МГ-43 под защитной решёткой.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Одна из лодок проекта 667Б2 до модернизации

К-457 прошла средний ремонт на СРЗ "Звёздочка" в 1988-1991 годах. В ходе ремонта проведена модернизация, установлены НОК и НОР.
Убран "Параван", его люк на горизонтальной площадке надстройки зашит, палуба площадки стала сплошной.

Фото К-457 после модернизации. Количество и размещение шпигатов ракетной надстройки сохранены, на ограждении рубки виден обтекатель НОР.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Подводная лодка К-457 проекта 667Б2 после модернизации

Отмечу сразу, что такую модернизацию прошли только две лодки 41 дивизии: К-447 и К-457. Их легко отличать по наличию обтекателя НОР на рубке и шпигатам ракетной надстройки:
на К-447: 10-5-10-14-6;
на К-457: 8-7-10-14-6.


Заключительная пятёрка подводных лодок проекта 667Б, заложенных на Севмашпредприятии в 1972-1973 годах:
К-465 К-460 К-472 К-475 К-171, заводские номера соответственно 326, 337, 338, 339, 340.

Все лодки этой группы по внешнему виду в целом были идентичны друг другу. Отличия заключались в некотором изменении состава оборудования и его размещения внутри подводных лодок. И все они относятся к проекту 667Б2.

Количество и распределение шпигатов ракетной надстройки, как на К-457: 8-7-10-14-6.

Навигационный комплекс на четырех лодках: К-465 К-460 К-472 К-475, был "Тобол-Б2".

А вот на К-171 был уже установлен более совершенный навигационный комплекс "Тобол-Б3". Но в его состав входили всё те же астрокорректор"Волна" и радиосекстан"Снегирь", поэтому по внешнему виду выдвижных устройств К-171 соответствовала предыдущим лодкам.

Главным же внешним отличием этой пятёрки лодок СМП от остальных явилось сбрасывающее устройство подводной навигационной системы.
Оно было установлено на первом скате ракетной надстройки по левому борту. Крышки сбрасывающего устройства очень хорошо видны на этом фото лодок в Гремихе:
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Подводная лодка проекта 667Б2 Сбрасывающее Устройство

При общей внешней схожести заключительной пятёрки подводных лодок СМП проекта 667Б, (напомню, что я их отнёс к вымышленому проекту 667Б2) были у них отдельные отличия.
На К-465 ещё в период постройки проводили испытания антенн связи, поэтому для наблюдения установили одну из телекамер системы МТ-70 горизонтально на первом спуске ракетной надстройки. В интернете нашлось фото этого отличия, вот оно.
Благодаря этим двум бравым матросам 2 бригады овра подводная лодка К-465 на заднем плане в 1993 году оказалась запечатлённой.
Хорошо видна телекамера на скосе ракетной надстройки. Эта камера сохранилась до самого конца службы К-465.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Подводная лодка К-465 проекта 667Б2. Гремиха, 1993 год

В процессе службы на четыре северные лодки были установлены новые антенны связи, но убирался при этом люк "Параван" неизвестно.
Поэтому можно считать, что внешний вид этих лодок сохранился до конца их службы в составе Северного флота.

Что касается К-171, то в 1976 году она перешла из Гремихи на Тихоокеанский флот и базировалась на Камчатке в составе 25 дпл 2 флпл ТОФ.
В 1981-1984 годах во время среднего ремонта была модернизирована с установкой НОК и НОР, а также буксируемой антенны связи. Люк "Параван" был убран, палуба надстройки "Параван" зашита.
Количество и размещение шпигатов ракетной надстройки не изменяли. Внешний вид лодки стал аналогичен виду модернизированной К-457.

Фото модернизированной подводной лодки К-171 после списания.


По лодкам проекта 667Б постройки Завода имени Ленинского Комсомола можно сказать следующее.
Спасибо тихоокеанцам! Многое прояснили.
Общие выводы такие.
Все восемь лодок можно отнести к условному проекту 667Б2.

На всех восьми лодках постройки ЗЛК были установлены:
- навигационный комплекс "Тобол-Б3" с радиосекстаном "Снегирь";
- антенна "Параван" в надстройке "Параван", люк со створками имелся на всех;
- сбрасывающие устройства гидроакустической системы;
- комплекс космической связи;
- станция МГ-43 с антенной "рогами", закрытой решетчатой фермой на носовой надстройке левый борт;
- аварийный излучатель шума МГС-29, сам излучатель установлен на носовой надстройке как и на лодках постройки СМП;
- страховочное и швартовное устройства, включая шпили, кнехты, киповые планки, вьюшки со швартовными концами под палубами надстроек, прикрывающие их лючки такие же, как на лодках постройки СМП;
- аварийное буксирное устройство, спасательная всплывающая камера, элементы устройсва ШУ-200 для подъема затонувшей подводной лодки аналогичны лодкам постройки СМП;
- телекамеры системы МТ-70 установлены вверх, развёрнутых горизонтально или дополнительных телекамер не было.

А вот количество и размещение шпигатов на ракетной надстройке было разное.
Лодки постройки ЗЛК имели три варианта размещения шпигатов, об этом ниже.

Известно, что модернизация с установкой НОК и НОР была проведена на 6 лодках из 8 постройки ЗЛК:
К-366, К-477, К-500, К-512, К-523, К-530.
Также была модернизирована и К-171, о чем упомянул выше.


Головная подводная лодка проекта 667Б постройки Завода имени Ленинского Комсомола - К-366 зав. №221.
Была заложена 6 марта 1973 г., через месяц с небольшим после закладки последней лодки на СМП - К-171 (24 января 1973 г.).
Поэтому сновные изменения и дополнения, внесённые в проект 667Б к тому времени, были учтены в проекте К-366 и именно поэтому я отнёс её к проекту 667Б2.
Однако изменения не коснулись ракетной надстройки и соответственно количества и размещения шпигатов на ней.

Фото подводной лодки К-366.
Качество невысокое, но количество и размещение шпигатов ракетной надстройки, а также крышки сбрасывающего устройства видны хорошо.

На К-366 оставлена первая схема размещения шпигатов - одинарный и затем шестнадцать парных шпигатов, как на первой четвёрке лодок постройки СМП.
В сочетании со сбрасывающим устройством, которое у меня ассоциируется c более поздними корпусами, схема шпигатов ранних корпусов смотрится необычно.
С подобным сочетанием: первая схема шпигатов и последние варианты оборудования ("Тобол-Б3" и сбрасывающие устройства), К-366 была единственной среди построенных лодок проекта 667Б на ЗЛК.

В период 1981-1985 годов К-366 прошла средний ремонт. Скорее всего в этот период прошла модернизацию. Установлены НОК и НОР, возможно убран "Параван", а его надстройка получила сплошную палубу.
Однако шпигаты ракетной надстройки при этом не изменялись, их схема размещения сохранена до конца службы лодки.
На этом фото К-366 уже списанная, в бухте Павловского.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Подводная лодка К-366 проекта 667Б2, после списания. Бухта Павловского


Следующие четыре лодки, заложенные на ЗЛК в 1974 и 1975 годах, по внешнему виду были идентичны подводной лодке К-171 постройки СМП.
Главным отличительной особенностью их явилась схема размещения шпигатов ракетной надстройки: 8-7-10-5-8-6.
В эту четвёрку входили:
К-417, зав.222, заложен 9 мая 1974 г.
К-477, зав.223, заложен 5 декабря 1974 г.
К-497, зав.224, заложен 21 февраля 1975 г.
К-500, зав.225, заложен 25 июля 1975 г.

Фото подводной лодки К-417.

Данных о модернизации К-417 с установкой НОК и НОР нет. Скорее всего она не проводилась и внешний вид К-417 сохранился в первоначальном виде с постройки.

Фото модернизированной подводной лодки К-477 поcле списания. На обвесе трапа написан её заводской номер 223.

На фото хорошо видна схема шпигатов ракетной надстройки 8-7-10-5-8-6, а также обтекатель НОР на рубке и гнездо НОК на носовой надстройке.

Фото подводной лодки К-497 во время службы.

На фото просматривается схема шпигатов ракетной надстройки 8-7-10-5-8-6, а также люк "Параван".
Подводная лодка К-497 модернизации с установкой НОК и НОР не подвергалась.

Фото модернизированной подводной лодки К-500 во время службы.


Заключительная тройка подводных лодок постройки ЗЛК была заложена в 1976 году.
В эту тройку входили следующие рпксн:
К-512, зав.226, заложен 21 января 1976 г.
К-523, зав.227, заложен 1 июля 1976 г.
К-530, зав.228, заложен 5 ноября 1976 г.
Все они относились к проекту 667Б2.

По главному отличительному признаку - схеме размещения шпигатов ракетной надстройки, эти лодки разделились на две группы.
Первая включала новую схему: 10-5-10-5-8-6. По этой схеме были размещены шпигаты на К-512 и К-523.
А вторая включала совершенно новую и интересную схему: 34-8-6. В этой группе была одна лодка К-530 и последняя во всей серии лодок проекта 667Б.

Причины изменения количества и схем размещения шпигатов ракетной надстройки скорее всего кроются в поиске конструкторами наиболее оптимальных и прочных конструкций ракетной надстройки арктических подводных ракетоносцев. Ибо всего через четыре года К-457 взломала лёд двухметровой толщины на Северном полюсе, а ещё через год К-447 не только сломала лёд, но и произвела успешную ракетную стрельбу с полюса двумя ракетами.

Все подводные лодки заключительной тройки прошли модернизацию с установкой НОР, НОК и буксируенмых антенн связи. Соответственно и изменился их внешний вид по сравнению с первоначальным.
Но схемы размещения шпигатов при модернизации не менялись.


На этом фото видна ракетная надстройка модернизированной подводной лодки К-512 зав. №226 поcле списания. На обвесе трапа написан её заводской номер, 226.

Палуба надстройки "Параван" зашита, люк "Параван" убран.


Фото модернизированной подводной лодки К-523 зав. №227 во время службы.


Фото подводной лодки К-530 зав. №228 до модернизации. Новая схема размещения шпигатов смотрится необычно.

Фото подводной лодки К-530 зав. №228 после модернизации. Новая схема размещения шпигатов сохранена.
Для просмотра в большом размере нажмите на фото.

Модернизированная подводная лодка К-530 проекта 667Б2. Бухта Павловского


Общие выводы по внешнему отличию корпусов подводных лодок проекта 667Б друг от друга приведены в начале данного раздела.


  © 2005-2024 рпксн К-460 Условия использования | Правовая информация | Авторские права  
Незабудкино
Сделано в nezabudkino.com