Луханин Николай Александрович, рулевой-сигнальщик БЧ-1 рпксн К-460
26 мая 2010 г.
Пунктуация и орфография автора сохранены.
Письмо первое
Луханин Николай Александрович
Старшина 2 ой – ст., рулевой сигнальщик Б.Н. 1-106-31
Я пришел в экипаж К-460 после окончания учебки в г. Кронштадте весной 1979 года. У нас был большой призыв, мы поменяли сразу 18 человек,
которые уволились. Из своей боевой части-1 помню Зыкова Сергея. В 10 отсек попал на смену к Реньжину Александру, помню также Лешу Човчуна,
он был штурманским электриком.
Командиром Б.Ч.-1 был капитан – лейтенант Смертин , командиром группы Бондарев И. А. , боцман Панфилов А..
Сразу после нашего прихода (список нашего призыва Штефаанов Д.Б. разместил в интернете) мы ушли в г. Полярный В закрытый док на ремонт.
В Полярном пробыли до июня 1979 года. По приходу в Гремиху сдали лодку, только не помню какому экипажу. После сдачи лодки экипаж ушел в отпуска.
После того как экипаж вернулся из отпусков, мы приняли лодку и до поздней осени 1979 года выполняли боевые задачи в морях.
Если я ничего не забыл, то за все время моей службы мы выполняли две ракетных и три торпедных стрельбы. Также хорошо помню всплытие подо льдами.
У меня осталось фото (можно посмотреть в интернете) где наша лодка стоит у пирса с поломанными рубочными стеклами.
На фото не видно куски резины, с легкого корпуса также потеряны.
Новый 1980 год мы встретили в г. Палдиски.
Не помню сколько мы там были, но около двух месяцев мы проходили там переподготовку.
После приезда из города Палдиски мы приняли корабль и в апреле 1980 года я пошел в свою первую автономку. Она длилась 78 суток.
Я нес вахту в третью смену в центральном посту.
Помню, но все таки не всех, кто был со мной в третью смену. Вахтенным командиром был капитан 3–его ранга Калинский В.М.
Об этом замечательном офицере у меня до сих пор очень приятные воспоминания. Из тех офицеров которые постоянно или временно находились в Ц.П.
помню старпом капитан 2–го ранга Ефимов, замполит Жовнер, часто бывал доктор Вильховецкий.
Мичманы Колесниченко очень хороший человек и специалист, Оголь к сожалению на помню как звали, но по моему он был из Р.Т.С.
В этой же автономке я встретил свой день рождения и получил от командования боевой листок с поздравлениями, а от Валеры Варешкина торт.
Теперь думаю пришла пора сказать о нашем командире, капитане первого ранга Сергееве В.М. Последнее время выходит очень много книг
о советском подводном флоте (я стараюсь не пропустить новинок)в том числе и об авариях на П.Л.
По прошествии стольких лет я задумываюсь о своей службе, все таки она была наверное как говорится и опасна и трудна.
И вот здесь я думаю нельзя не оценить роль нашего замечательного командира …
Это во многом благодаря ему, его знаниям и опыту, его настоящей командирской выучке все мы вернулись домой в целости и невредимыми.
Ведь не в укор кому то будет сказано, что были в нашей 41–ой дивизии и не очень везучие экипажи. Не называя фамилий, можно сказать
об одном из экипажей, который располагался в нашей казарме (кто знает тот поймет).
Поэтому мне хочется сказать огромное спасибо хотя бы семье нашего замечательного командира, поскольку Владимира Михайловича уже нет с нами.
Будет земля ему пухом.
Продолжение следует.
Письмо второе
Луханин Н.А.
После прихода из автономки, лето 1980 г., Экипаж отправился в отпуска. Был поощрен отпуском на Родину и я. Это было лето 1980 года.
Домой приехал как раз во время Олимпиады 80. Поездка моя в отпуск связана с не совсем ординарным случаем. Я перегонял машину мичману Мухонько В.
из Гремихи до г. Белгорода. Он купил машину а водительских прав у него не было, поэтому на машине ехал я. Но это так, к слову.
Хотелось бы сказать несколько слов о мичмане Мухонько В. (к сожалению отчества не помню) Жил он в Донецкой области.
Мичмана Мухонько В. все в экипаже звали его дядя Вася, в моря он с нами никогда не ходил. Он все время оставался в казарме, но когда мы приходили
с морей, казарма наша всегда блестела и обязательно появлялось что нибудь новое в интерьере.
Так как дядя Вася делал все, чтобы в нашей казарме было как можно больше домашнего уюта.
Отпуск прошел быстро. И снова сначала Мурманск, потом белый теплоход «Вацлав Воровский» и ставшая уже родной Гремиха.
Осень 1980 года. Собрался экипаж в полном составе. Приняли у сменного экипажа нашу боевую К–460. Пошли выходы в моря, боевая учеба.
Не знаю как в остальные годы, а в это время когда служил я, наш экипаж находился в морях дольше всех экипажей из нашей дивизии.
Это еще раз говорит о том, что нам очень повезло с нашим исключительным командиром. Точно не помню в ноябре или декабре 1980 года
мы ушли в автономку. Прекрасно помню как мы встречали Новый 1981 год в автономном плавании. Время летит быстро, также быстро закончилась и автономкка,
которая длилась кстати 60 суток. Все прошло успешно, как впрочем и все остальные выходы в море.
После прихода из автономки, зима 1981 года, продолжалась обычная боевая учеба. Так продолжалось до весны, в начале лета 1981 года экипаж
пошел в очередной отпуск. Состав срочной службы, который не попал в отпуск (в их числе находился и я) сначала оставался на базе.
Летом 1981 года мы поехали в дом отдыха, который находился недалеко от г. Североморска в поселке Щук-озеро.
Отдых продолжался где то около трех недель. Старшим в экипаже оставался капитан третьего ранга Калинский В.М.
После возвращения из дома отдыха и полного сбора экипажа, мы снова приняли свою лодку, К тому времени срок моей службы потихоньку подошел
к завершению. Осенью 1981 года к нам на корабль пришла смена. Мы, весь наш призыв, был демобилизован.
Но оставался еще один, последний для меня поход на нашей родной субмарине. Не знаю почему было принято такое решение,
но весь наш призыв несмотря на то, что в военных билетах у нас стояли отметки об увольнении в запас, нас решили задействовать
в переход Гремиха–Полярный.
Лодка становилась в Полярном на ремонт по замене активной зоны. Я до сих пор помню этот последний переход, конечно очень хотелось домой
и в тоже время очень жаль было расставаться с кораблем, с которым сроднился за года службы и морских походов, с офицерами,
мичманами, друзьями по срочной службе.
До сих пор я вспоминаю годы службы на РПКСН К–460.
Если кто–то прочитает мои воспоминания и будет возможность связаться со мной, я буду очень рад.
Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке
Для возврата на страницу МЕМУАРЫ нажмите здесь