[an error occurred while processing this directive] К-460
Мемуары

Воспоминания Д.Б. Штефанова, первого инженера ЭНГ рпксн К-460

Часть 10.2. Гремиха, апрель-ноябрь 1977 года
Третья боевая служба. Инспекция МО СССР

Летом 1977 года было несколько событий, о которых следует рассказать.
Главное - нам поставили задачу готовиться к очередной боевой службе. Поэтому сразу началась работа, уже привычная, но всякий раз новая.
Тем более, что необустроенность мичманов и интенсивность службы привели к массовому их увольнению по окончании контракта. И до этого-то не все мичманские должности были заполнены, например не было старшины команды рулевых-сигнальщиков, а летом 1977 года произошел серьёзный обвал по мичманам.
Из первого набора в БЧ-1 остался только мичман В.В. Кудринецкий, остальные должности пришлось замещать матросами и старшинами срочной службой.
Но тем не менее работа началась, Кудринецкий фактически один взял на себя руководство штурманскими электриками и весь контроль за работой техники.
Для этого запросил разрешения переселиться из каюты в гиропост и такое разрешение получил. В нём Валентин Владимирович и прожил всё время
плавания на боевой подготовке и боевой службе вплоть до октября 1977 года.

Второе важное событие - это предстоящее инспектирование Северного флота Инспекцией Министерства обороны СССР. К этому времени сменился командующий флотом, в командование вступил вице-адмирал В.Н. Чернавин, которого мы знали ещё по Губе Оленьей и Гаджиево.
Командир наш, В.М. Сергеев, очень строго и внимательно отнёсся к подготовке к Инспекции. Он уже прошел несколько инспектирований и знал, насколько это серьёзно. Нужно было показать в первую очередь нашу боеготовность, а кроме того и организацию службы, чтобы нас не признали неряхами и неучами в общевойсковых вопросах. Всё же наш экипаж был войсковой частью 53037 со своим флагом и печатью.
В береговых вопросах мы не подкачали, серьёзных замечаний к нашей лодке, да и к дивизии в целом не было.
Более интересной была проверка нашей боеготовности и боеспособности. Инспектор 11 флпл объявил тревогу, мы отработали вывод сил из под удара, рассредоточение и другие вопросы. Тогда я впервые на ходу проверил организацию экстренного приготовления навигационного комплекса. Не всё было гладко, но в целом справились.
Тогда же инспектор на мостике во время перехода по рейду сказал нам, что все лодки проекта 667А, Б и БД переклассифицированы в крейсера стратегического назначения, рпксн. До этого мы были атомными ракетными подводными лодками с баллистическими ракетами, пларб.
Известие восприняли с интересом, но для эмоций места не было, нужно было выходить из базы.
Интересное и внушительное было зрелище! Десятка два лодок на небольшой дистанции друг от друга величественно выходили в Святоносский залив, прикрытие осуществляли корабли 2 бковр. За ними пошли силы вспомогательного флота, ПРЗ. Рассредотачивались и скрывались от противника.
Противовоздушное и противоракетное прикрытие осуществляли наша 224 зрбр и авиация 21 корпуса ПВО. Над головами с рёвом пролетали истребители, высоко в небе были видны Ту-95 или Ту-142, уходившие на север.
Когда мы вернулись в Гремиху, семьи нам с большим возбуждением рассказывали, как самолёты летали, матросы по посёлку бегали, громкоговорящая связь работала, сирены гудели и дымами пирсы заволакивали. До сих пор вспоминаем эти дни.

Казалось бы всё улеглось, но не тут то было. Далее справка из нашей исторической хронологии:
========================================
Рпксн К-460 подвергается инспекции Министерством обороны. По базовым элементам замечаний не было. Но внезапно при выполнении ракетной стрельбы К-279 41 дпл взрывается ракета. Лодка и флот в целом под угрозой двойки с очень большими последствиями за срыв ракетной готовности.
Вины экипажа нет, это заводской деффект. Принимается решение стрелять еще двум любым боеготовым лодкам по случайному выбору инспекции.
Выбор упал на К-475 и К-460.
Экстренный выход обоих рпксн в море и переход в Североморск под загрузку. Тщательная проверка практических ракет. Переход в район ракетной стрельбы с преодолением противодействия противолодочных сил, причем на них находились инспекторы и все делали по-настоящему.
Прорвались незамеченными, но … При включении задачи подготовки ракетной стрельбы на К-460 командиром 41 дпл контр-адмиралом В.П. Фроловым была обнаружена ошибка в пеленге стрельбы в 57 градусов, что однозначно приводило к невозможности выполнения стрельбы.
Развернутая работа по поиску причины и имеющийся у экипажа опыт позволили найти неисправность навигационного комплекса и устранить ее.
Причина была в бракоделах из Киева, которые перепутали пайку в реле выдачи признака квазикоординат.
Обе лодки выстрелили на отлично, честь флота была спасена.
========================================
Могу добавить, что благодаря этому случаю, мне довелось побывать в Штабе Северного флота, познакомиться с теми людьми, которые непосредственно вырабатывают замыслы и планируют наши действия.
Мне был показан общий замысел действий сил в учении, где наша лодка и К-475 были только элементами мощного флотского кулака.
Понимание своего места в общем строю, как говорят военные, очень помогло при действиях в море и выполнении стрельбы.

Ещё один интересный момент поиска неисправности, которую мы искали все вместе, но на острие поиска были мы с Мишей Кусковым.
Уже всё перебрали, Кусков склонился, что неисправность в РБУС, т.е. у него. А я прилёг в штурманской рубке отдохнуть хотя бы часок.
И вот мне причина этой неисправности приснилась.
Я встал, бегом к Кускову в четвёртый отсек, а они уже нащупали некоторую деталь, что причина всё же в навигационном комплексе. Быстренько проверили мой сон и поняли, где нужно искать.
Вскрыли штурманский пульт, прозвонили цепи и не поверили своим глазам - неправильная пайка контактов реле.
Э.В. Ларионов, который ходил с нами контролёром БЧ-1, лично заизолировал и затянул зубами нить, которой временно перевязали отпаянный провод. Далее уже в базе припаяли всё штатно и в дальнейшем подобных случаев не возникало.
После стрельбы в Окольной Э.В. Ларионов, как офицеры штаба дивизии и флотилии, сошли с лодки и убыли в Гремиху на теплоходе.
А через некоторое время и мы после погрузки ракет тоже двинулись домой и с нами пошел как бы пассажиром начальник тыла 11 флпл контр-адмирал А.П. Жиделёв. Колоритный мужик, сам подводник и штурман, балагур. Увидел мою работу на мостике в Кольском заливе, с планшетом, секундомерами и прочими принадлежностями и разразился восхищением и похвалами в мой адрес!
Особенно запомнилось его выражение - штурман с секундомером, это ... это ... это верх мастерства!!! Нет, Сергеев, ты понял, какой у тебя штурман!
Командир соглашался, а тот не унимался. Право, очень неудобно было, но приятно.
Потом командир мне часто напоминал мне оценку Жиделёва и говорил, чтобы я не зазнавался. Я старался не зазнаваться, хотя где-то может и прорывалось что-то. Всё же лучший штурман в дивизии, лучшая боевая часть.
Пришли мы в Гремиху аккурат в День ВМФ и поставили нас на стенд СБР, безобмоточного размагничивания. А.П. Жиделёв сошел на буксире на берег, а мы продолжали свою работу. Готовились к боевой службе, выход был уже не за горами.
Утром нам разрешили перейти к пирсу и уже к обеду многие из нас были дома.

Третье важное событие, которое произошло до нашего выхода на третью боевую службу - это несостоявшееся посещение Гремихи Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым.
О предстоящем посещении нам объявили заранее. Так же как и раньше мы готовились к нему, отрабатывали свою строевую подготовку.
Уже были всем выданы ПДУ-1, портативные дыхательные устройства, которые носили на ремне через плечо. Поэтому строй выглядел поживописней, чем без них.

Фото более позднее, техник ЭНГ мичман Холостов Александр Михайлович. Через правое плечо переброшен ремень ПДУ-2, а сам аппарат у него под правой ладонью.
ПДУ-2

У нас были ПДУ-1, внешне отличались круглой банкой и цветом, они были темнее банок ПДУ-2.

Но гремиханская погода внесла свои коррективы в прибытие Главкома, за сутки до этого понялся сильнейший ветер. Была объявлена штормовая готовность "Ветер-1", мы сидели на лодках круглосуточно с введёнными ГЭУ и запущенными навигационными комплексами в готовности к экстренному отходу от пирса, если будет отрывать. Был день, солнечно, но ветер поднимал песок и в воздухе стояло марево.
Рулевые посменно проводили метеонаблюдения под руководством штурманов, но ради интереса мы и сами поднимались на мостик и проводили измерения скорости ветра. Через некоторое время индукционные анемометры, имеющие шкалу до 30 метров в секунду стали зашкаливать. Поэтому спасали стрелочные анемометры, которые не имели ограничений по скорости ветра с сохранение точности измерений во всем возможном диапазоне.
Так вот тогда я лично и измерил максимальную в своей жизни скорость ветра - 52 метра в секунду!

Главком пришел в Святоносский залив на такр "Киев". Возможно планировал перелететь к нам на вертолёте, а может быть и зайти на "Киеве" на Внутренний Йоканьгский рейд, что было возможно, но очень рискованно. Однако о высадке не могло быть и речи.
Часа через два или три тяжелый авианесущий крейсер "Киев" развернулся и пошел в Североморск.
А нам довели его очень трогательное и уважительное обращение. В нём были слова, что мы его дорогие, что Горшков восхищается нами, и что он желает нам держаться и хорошей службы!
Это запомнилось и было приятно, что нас так высоко ценит Главком и воочию увидел некоторые условия, в которых мы служим.

А затем всё это отошло на второй план и наступил день предварительного приготовления к выходу на боевую службу.



[an error occurred while processing this directive]