Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

История Гремихи, гражданской и военно-морской её составляющих

Лопари

Одна из версий появления этого народа говорит, что около 9-10 тысяч лет назад в VII-VIII веках до нашей эры после завершения последнего ледникового периода началось переселение первых людей индоевропейского населения из Передней и Средней Азии и юга и юго-востока Европы на север, особенно в район Балтийского моря. Часть переселенцев достигла Кольского полуострова и обосновалась там.
Переселение шло постоянно и примерно 5 тысяч лет назад в верховьях Волги сформировалось массовое и постоянное индоевропейское население, часть которого расселилось на севере, в том числе и на Кольском полуострове.
Люди селились в основном на южном берегу Кольского полуострова в более благоприятных условиях. Логично предположить, что были единичные случаи пересечения полуострова и выхода на северный берег. Но поселений как таковых на северном берегу ещё не было.

В первом тысячелетии до нашей эры активизировались финно-угоры, которые начали переселяться в районы индоевропейцев, занимать их земли и смешиваться с ними. Часть финно-угорского населения оказалась на Кольском полуострове.
Местное смешанное население обосабливается в отдельные племена, носящие названия весь, меря, чудь, мурома, карела и т.д., а финно-угорский язык и его наречия становятся доминирующими.
На Кольском полуострове смешение местного населения с финно-угорскими племенами привела к появлению новой финно-угорской народности - древние саами.
Прошло ещё почти 3 тысячи лет, в течение которых новая финно-угорская народность окончательно сформировалась и расселилась от Скандинавии до восточной части Кольского полуострова на северной территории, получившей название Лапландия. Скандинавы называли саами лаппар, а русские - лопарями или лопь.
Обширность территории, занимаемой лопарями, определила четыре основные группы народности. Самая восточная относится к кольским саами, проживающим на Кольском полуострове.
Они занимались охотой, рыболовством и собирательством грибов и ягод, позднее начали заниматься оленеводством. Вели полукочевой образ жизни и вполне возможно останавливались на летние пастбища в районе Йоканьги, Поноя и других северных мест Кольского полуострова.

Саамы (лопари), фото из интернета.
Саамы до революции

К середине первого тысячелетия нашей эры о саамах (лопарях) уже упоминается в документах. Так, в IX веке викинг Халогаланди Оттар упоминает о них в рассказе о Кольском полуострове (terjinns).
Полуостров стали заселять и русские. Посещали они и район Йоканьги. В русских летописях они впервые упоминаются примерно в X веке.
С XI века началось обращение кольских саамов в православную веру. На Кольском полуострове и близлежащих землях в XV—XVI веках основывались православные монастыри. Церковные служащие бывали во многих местах Кольского полуострова.
Известно описание мыса Святой Нос, которое составил дьяк Григорий Истома в 1496 году. Доставил дьяка туда небольшой экипаж лодьи, корабельщик который рассказал, что плавание здесь русские осуществляют давно и отдают дань духам для безопасного плавания.

Власть русских над этими землями развивалась и укреплялась. Интересно упомянуть о деятельности некоторых русских царей из рода Рюриковичей на Кольском полуострове.

Князь Александр Невский.
Хорошо известна его деятельность по борьбе со шведами, тевтонцами и другими иноземцами в районе Балтики. Но и Кольский полуостров князь новгородский не обошел вниманием.
Уже в 1251 году он заключил договор с Норвегией о сборе дани с лопарей наряду с Норвегией. Это право с конца XV века перешло и к Москве.
Со временем это право Норвегия утратила и оно осталось только за русскими царями.

Царь Иван IV, Грозный.
Описания сложнейшего и драматического пути царя от рождения до вступления на престол, его деятельность по расширению и укреплению Руси хорошо известны.
Родившийся в 1530 году и оставшийся в трёхлетнем возрасте без отца Иван стал свидетелем кровавой борьбы разных ветвей рода Рюриковичей за престол, с боярами и между собой вплоть до 1547 года, когда царём стал он сам.
Однако и в это сложное время временные правители Руси, а потом и Иван IV, не забывали о своих владениях и развивали их, в том числе дальнейшее освоение Севера и Кольского полуострова. В частности, в устье реки Поной, а это совсем недалеко от Йоканьги, в те времена образовалась промысловая фактория нескольких монастырей и как база распространения христианства среди терских саами.
Она получила статус села и называлась селом Поной. Очень скоро Поной стал фактической столицей восточной части Кольского полуострова.
И уже при Иване Грозном в 1570 году "по челобитию тверских лопарей и для крещения их в веру православную" в селе Поной была построена православная церковь.
До возникновения Лопского становища или Йоканьгского погоста оставалось совсем немного времени.

Царь Василий IV, Шуйский Василий Иванович.
Последний из рода Рюриковичей, правивших Русью в общей сложности около 700 лет, с 912 по 1610 год. И именно он непосредственно связан с официальным рождением Гремихи, хотя сам наверняка и не подозревал об этом.
Известен в основном по дворцовым делам, как глава комиссии по расследованию гибели в Угличе восьмилетнего царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного.
Пришел к власти после смерти царя Бориса Годунова, шурина Ивана Грозного, убийства следующего царя Фёдора Годунова царём Лжедмитрием I и свержения и убийства Лжедмитрия I самим Василием Шуйским в мае 1606 г.
Правил Василий Шуйский всего три года, после чего в 1610 году был свергнут боярством, выдан Польше, где умер в заключении спустя почти 10 лет.
Правление было сложным, сопровождалось крестьянским восстанием Болотникова, появлением самозванца Лжедмитрия II и наступлением его на Москву, борьбой Польши против Руси.
Тем не менее Василий Шуйский много времени уделил и государственным делам, укреплению Руси и его войска.
При нём появился новый воинский устав с введением жёсткой иерархии и дисциплины, принят свод государственных законов, именовавшихся Соборным уложением. Ужесточал меры в экономической сфере, организовал упорядочение и расширение налогов и сборов.
Вот эта последняя мера Василия Шуйского и привела к открытию, если можно так выразиться, Гремихи. И его, последнего царя рода Рюриковичей, следует по праву считать отцом Гремихи.
Видимо в 1607 году после подавления восстания Болотникова, в ходе обсуждения экономических мер было принято решение о направлении специальных комиссий на места по описанию и упорядочению сбора налогов. В том числе и на Севере Руси.
В соответствии с этим решением в 1608 году в Колу, тогдашний центр Кольской земли, прибыли царский писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович. Наверняка при них была также небольшая группа помощников и охраны.
Комиссия активно начала работу как по переписи налогооблагаемых поселений Кольского полуострова, так и материальных средств, имеемых и добываемых населением. В результате сумма отправляемых в казну платежей возросла в пять раз.
Тем временем в 1610 году в Москве свергли Василия Шуйского, время правления династии Рюриковичей закончилось.

Боярская Дума во главе с князем Ф.И. Мстиславским установила "семибоярщину", которая выкликнула на царство Владислава Сигизмундовича Польского. В Кремле засели поляки. Летом 1611 года на Москву пошло Первое народное ополчение и потерпело неудачу.
А на Кольской земле свою работу продолжали писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович.
В сентябре 1611 года они прибыли наконец в устье реки Йоканьга, где находилось известное уже Лопское становище.
И 17 сентября 1611 г. они сделали историческую запись в свои книги об этом становище с указанием количества лопских жилищ, называемых вежами, людей мужского и женского пола, детей, а также скота и имущества.
Позднее переписанные лопские становища по мере приобщения к православию стали называть погостами, а Лопское становище получило название Йоканьгский погост. И уж совсем позднее после ликвидации Советского Союза дату 17 сентября 1611 г. объявили датой рождения города Островной, преемника Лопского становища, Йоканьгского погоста, деревни Йоканьга и посёлков Гремиха и Островная.
Во времена нашей службы в Гремихе об этой дате мы и не слыхивали.

В 1612 году в центральной Руси сформировано Второе народное ополчение под руководством Минина и Пожарского. В октябре 1612 года ополчение полностью освободило Москву от поляков.
Сразу встал вопрос о новом царе, т.к. претенденты из рода Рюриковичей закончились. В 1613 году Боярской думой был выбран и возведён на престол Михаил Федорович Романов, Михаил I, получивший в народе прозвище "Кроткий". Наступила эра Романовых.
И хотя для саамов (лопарей) принципиально ничего не изменилось, для Кольского полуострова правление Романовых стало значимым этапом, в том числе и для Гремихи. Напоминанием о Романовых до сих пор служит остров Витте, названный в честь министра финансов Витте Сергея Юльевича.
Витте побывал в наших краях ещё летом 1894 года с группой специалистов, которые обследовали места, пригодные для строительства военных баз.
Йоканьга на границе Баренцева и Белого морей, подходила для этого как нельзя лучше. Об этом я расскажу познее.

Лопари, называющие себя саамы, в царское время оставались неграмотными, не было своей письменности. Занимались традиционным для себя делом, в основном оленеводством с присущим ему укладом жизни.
С установлением Советской власти среди саамов распространялась грамотность, открыты школы, была создана саамская письменность на основе кириллицы, как и у других народностей в то время. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ.
Тогда же в 1933 году для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, но они не были приняты.
Литературный язык на основе кириллицы был создан позднее, в 1980-х годах в годы перестройки и обострения национальных вопросов.
В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2 % говорило на родном языке.


Следующая страница. 2.1. Гражданская жизнь Гремихи. До революции
История Гремихи

Для возврата на страницу ГРЕМИХА нажмите здесь

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке