Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полетах в Гремиху и около неё. Часть 6


Как мы искали место для аэродрома в Гремихе

... Выложенная вертолетная площадка в 1977 году не такая была. А были две маленькие. Вот, чтобы решить этот вопрос летим снова в Гремиху.
Оперативный ВВС СФ дает мне задание "Полет Вам в Гремиху в распоряжение Командующего флотилией" в этот же год, через несколько дней после эпопеи с вывозом людей на Большую землю.
После посадки на площадку, к нам приехал вице-адмирал Коробов со свитой каких-то людей. Какая-то у них аппаратура, теодолиты и т.д
"Командир, полетаем над тундрой, поищем место, чтобы построить небольшой аэродромчик, полосу. Здесь, где-то была дорога на юг" .
Я лично вскользь знал об этой дороге. Помните я писал, как мы в полярную ночь под Новый год подобрали оленевода, который шел по дороге на партсобрание в Гремиху. Мы ему не очень поверили. В заснеженной тундре никакой дороги не видно.
После посадки и будучи у него в гостях он нам рассказал.
Что когда-то (года он не помнил, но знал от старожилов оленеводов) во времена Берии, оленеводов переселили из Йоканьги (дома до сих пор там есть) в Краснощелье, Каневку, Лавозеро, Гремиху.
А от Гремихи начали строительство дороги через тундру да Кандалакшского залива в район Варзуги. Дорогу прокладывали заключенные, которые жили на острове Витте. Проделана громадная работа. Но по какой-то причине стройка была приостановлена, а затем и заброшена. А след от дороги остался.

(Прим. Д.Б. Штефанова. Оленевод ошибался в годах и событиях.
Берия закончил свою жизнь в 1953 году. В это время в селе Йоканьга жизнь процветала, в нём было четыре колхоза. И только в 1963 году были упразднены Саамский район, село Йоканьга и колхозы.
Райцентр из Гремихи перенесён в Ловозеро и создан новый, Ловозерский, район. А жителей Йоканьги переселили по их желанию в Гремиху, Ловозеро, Краснощелье и другие населённые пункты Мурманской области.
Также и про заключённых, строивших дорогу. Данных о привлечении заключённых к строительсву объёктов в Йоканьге, Качаловке и Гремихе нет. Заключённые на острове Витте никогда не жили. Строительство вели строительные военные и гражданские организации, не имевшие отношения к НКВД и МВД).

Летая по маршруту Лумбовка-Гремиха-Североморск я (да и мы все) видел, что в одном месте от Гремихи тундра имеет яркий зеленый цвет, хотя везде она буро-зеленого цвета. Мы видели, но ответа не находили - почему так. А потом привыкли к этому и не замечали.
Оказалось, что это и есть эта "Бериевская" дорога на юг через тундру.
После нарушения подстилающей поверхности, тундра тяжело переносит это и зарастает постепенно новой растительностью через 80-100 и более лет.
Вот поэтому "дорога" была яркого зеленого цвета. На поиски этой дороги мы с Адмиралом и полетели.
Искать долго не пришлось. Она была буквально "под носом". Тем более, что я ее видел много раз.
Сели мы на дорогу. Топографы и все специалисты занялись своим делом. Командующий сказал "Здесь будет город заложен" С юмором.
По предварительным выводам лучшего места для аэродрома и не найти. И затрат будет не так много.
Что произошло с этим будущем строительством аэродрома, я не знаю.
Но наши две маленькие площадки расширились, увеличили длину. До 1980 года я летал сюда и площадки оставались маленькие.
Увеличив размеры (ширину и длину) на этом, видимо, закончился задуманный проект строительства аэродромчика.
По моему разумению, денег было бы вложено не много. Тут что-то кроется другое, а не хватка средств.
Я, дорогие друзья, далее расскажу как строились фронтовые аэродромы. Расскажу как я нашел Ил-4 в тундре недалеко от Гремихи и потом мы его вывезли. Это тоже будет интересный рассказ.

Заканчивая своё повествование, скажу, что эпопея с этими полетами закончились награждением нас.
Командующий спросил у нас, "Командир, а Вы не желали-бы приобрести автомашины". Вы представляете. Вот так запросто получить автомобиль!!!
Мы же стояли в очереди годами! Командующий записал наши фамилии и кому какую.
Потом Оперативный флотилией звонил мне в гарнизон Сафоново-1 (Североморск-2), уточнил данные наших удостоверений.
И через полмесяца мы купили машины в Военторге в Мурманске. Я - ВАЗ-21011, борттехник Новиков - ВАЗ-21011, правак (В. Моторина) Соколов- ВАЗ-2106.
Это благодарность адмирала Коробова за нашу помощь Гремихе.
Итак, дорогие друзья. До новых встреч. Следующий полет будет на поиск и вывозку Ил-4 -торпедоносца из под Гремихи."

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)


Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке